
Рене Лалик - великолепный ювелир, мастер золотого и
серебряного дела, прекрасный рисовальщик, блестящий
стилист, дизайнер и мэтр художественного стекла - принадлежит
к плеяде лучших художников своего времени. Его творения
еще при жизни стали классикой XX столетия.

Разносторонность его таланта поражает: он был уникальным дизайнером и искушенным предпринимателем, изысканным ювелиром и тончайшим мастером художественного стеклоделия.

Его без преувеличения можно назвать революционером
ювелирного искусства. Он являлся смелым экспериментатором
в работе с цветными камнями, эмалями
и различными сплавами металлов.

Выдающийся ювелир, использовавший в своих работах нестандартный подход, гений стекла и покоритель множества сердец необычайными вещами, притягивающими взор и восхищающими своей легкостью, неординарностью и великолепием

Рене Лалик (1860 - 1945) мастер ювелирных и стеклянных
дел, один из самых выдающихся представителей ар нуво.
Его произведения, несомненно, можно назвать
произведениями искусства.

Родился он в небольшой французской деревушке, в регионе Шампань. Родители Рене переехали в Париж, когда он был еще совсем маленьким, однако каждое лето они посещали деревню, благодаря чему Лалик постоянно наблюдал за природой и откладывал в памяти эти частички жизни.

Творения Рене стали классикой XX столетия - ювелирные произведения, дизайнерские вещи, великолепный стекольщик - он с самого раннего возраста завоевал популярность и признание.

О нем до сих пор говорят только в превосходной степени, являясь смелым экспериментатором в ювелирном деле.

Он привнес туда многочисленные идеи о сочетании камней и эмали, различных сплавов металлов, драгоценные камни объединялись в единое целое с обычными, создавая неповторимые композиции.

Сегодня его изделия котируются наравне с произведениями
искусства и стоят на аукционах почти столько же, а порой и больше.

Этот человек сделал невозможное: он заставил женщин
отказаться от бриллиантов и алмазов ради обыкновенного
стекла. Мода действительно всесильна…

Хрупкость и сияние, вот как ювелиры всего мира до сих пор характеризуют работу Lalique. Будучи совсем молодым человеком Лалик искал себя, показывая эскизы знаменитым ювелирам Картье и Бушерону и они их охотно покупали, затем выпуская по его эскизам свои предметы.

Сначала именитые мастера скрывали имя паренька, однако долго это продолжаться не могло - внимание публики к этим произведениям постоянно повышалось.

Так Лалик открыл своей первый магазинчик в центре
Парижа и моментально становится любимцем публики.

Светские красавицы и именитые актрисы буквально атаковали
магазинчик. Рене Лалик не мог обеспечить всех своими
предметами - они постоянно находились в дефиците.

Но он и не гнался за «ширпотребом» - он создавал произведения
искусства и каждое выходило особенным, ни на что не похожим.

Рене Лалик своим нестандартным подходом, соединяя, например,
кость, жемчуг, яшму и эмаль произвел настоящую революцию.

Лучшие ювелиры того времени были просто поражены его
успеху. В 1900 году он получает сразу две высших награды
Франции: Гран-При и Орден Почетного легиона.

Он любил использовать так называемые «барочные»
жемчужины - неправильной формы, не похожие одна на другую,
а также широко использовал коралл, кость и рог, а в
ювелирную эмаль добавлял частички золота, чтобы она
искрилась и сияла теплым светом.

Одна из именитых поклонниц - Сара Бернар отчасти была музой
Лалик - ее черты прослеживаются в нескольких произведениях мастера.

Сара Бернар как-то раз появилась в его украшениях на
сцене, чем еще больше увеличила популярность гения.

Среди заказчиков ювелира впоследствии было немало
известных коммерческих гигантов того времени: парижский
парфюмер Франсуа Коти, чьи духи были достойным содержимым
для стеклянных флаконов филигранной работы дома Lalique.

Здесь стоит сказать почему Лалик увлекся стеклом.
Имеется версия, что в детстве он мог нарисовать все, что угодно,
кроме облаков, он видел как они трансформируются и принимают
разные формы, но запечатлеть это в рисунке никак не получалось.

И когда он познакомился со стеклом и хрусталем,
то понял, что вот они, облака...

Лалик сосредоточил все свое внимание именно на стекле,
окончательно отказавшись от использования драгоценных камней
в пользу этого почти алхимического, завораживающего
материала, податливого, твердого и хрупкого попеременно.

Он перешел от ювелирных украшений практически
полностью на стекло.

Сначала парижанки очень огорчились, но когда Лалик
представил серию своих флаконов - поняли, что гений
продолжает свое дело, только поменял материал.

Как и прекрасный бриллиант требует оправы, так и великолепный
парфюм требует роскошной упаковки. История парфюмерного
флакона тесно связана с историей аромата и если есть художники
по ароматам, то почему не быть художникам по флаконам.

Франсуа Коти, как создатель ароматов, видел их, облечённых
в достойную оправу. Однажды, гуляя по площади рядом с
магазинчиком Лалик, он увидел несколько стеклянных вещиц,
выставленных в витрине и это произвело на него
неизгладимое впечатление.

Он сделал Лалик предложение о сотрудничестве. Так началась
эпоха флаконов Лалик где содружество двух выдающихся
художников - ювелира и парфюмера привело к созданию
эксклюзивной парфюмерии и эксклюзивного хрустального флакона.

В начале ХХ-го века он развивает сотрудничество с известными
парфюмерными фирмами: Д` Орсе, Герлен, Роже-и-Галле,
Убиган, Молинар, Ворт, Нина Риччи.

И хотя первые флаконы были просты - бабочки, цветочки,
только пробочка была сложнее и искуснее, впоследствии все
флаконы полностью поражали воображение и приводили в восторг публику.

Лалик глубоко и тщательно с истоков древности изучал искусство
изготовления флаконов. И применял свои новаторские идеи
в технике «тающий воск», который существовал
ещё в египетском стеклоделии.

Он открывает собственную фабрику Комб-ла-Вилле,
недалеко от Парижа. Во время Первой мировой войны фабрика
Лалика прекратила свою работу, но он приобрёл земли в Эльзасе
(с 1871 по 1919г.г. Эльзас принадлежал Германии).

Здесь он построил новую фабрику - Эльзасская стекольная
мастерская Рене Лалика, где продолжал свои стекольные эксперименты.

Из стекла Лалик умудрялся делать тягучие скульптуры,
бытовые вещи - вазы, лампы, даже мебель.

Он являлся также архитектором, одного из величайших судов
того времени «Нормандия» был полностью
украшен произведениями Лалик.

Произведения Лалик хранятся в музеях Эрмитажа. Их покупала
вся русская аристократия, включая императрицу Марию Федоровну.

Украшения и предметы были из фантастического
«опалесцентного» стекла известны по всему миру и
чрезвычайно ценятся у коллекционеров.

В последние годы мастер увлекся фотографией и
фотографировал свои безупречные работы.

Рене Лалик также прославился как дизайнер и архитектор. Он
самостоятельно занимался обустройством своего дома в Париже.

Например его руками создана резная входная дверь со
стеклянными плитами с вырезанными еловыми ветвями.

И еще один необычный поворот - мастер всегда стремился
идти в ногу со временем и свой талан он применил
в частности на автомобилях.

Стеклянные талисманы, закреплявшиеся на радиаторе
получили название mascottes.

Специально для принца Галлийского мастер сделал великолепную
фигурку в виде скачущей борзой, а для знаменитой модели
Рене Ситроена Citroen 5CV - фигурки пяти лошадей.

Во время поездки специальная система подсветки меняла
цвет фигурки - это был непередаваемый шик того времени.

Сегодня миру известны лишь 30 этих маленьких шедевров
и их цена выше цены золота того же веса.

Как это часто бывает с настоящими мастерами, его искусство
живет и после смерти самого Рене Лалика в 1945 году.

Его сын - Марк продолжил дело отца, показав
свое мастерство и талант в хрустале.

О Рене Лалике до сих пор говорят только в превосходной степени.

В истории ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном
ряду с прославленным российским мастером Карлом Фаберже...

... знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном
и Луи Франсуа Картье, известным американским
художником и дизайнером Луи Тиффани.

Если вы поклонник ар-нуво и арт-деко, то замечательные
проекты Рене Лалика, наверняка вам пришлись по вкусу...
Музыка: ДиДюЛя «Тайна»
 | 
Lyarder |
|