
Роскошная экспозиция «Соролья и мода» одновременно
работает в Доме-музее Хоакина Сорольи и в Музее
Тиссена-Борнемисы в Мадриде. Представлены не только
картины испанского импрессиониста, но и изысканные
наряды, сохранившиеся с далеких времен и тщательно
подобранные к каждой работе.

«Только поверхностные люди не судят по внешности»
Оскар Уальд. «Портрет Дориана Грея»
Роман, содержащий столь подходящую к идее выставки цитату,
впервые был опубликован в 1890 году, - в самый расцвет
«прекрасной эпохи» в Европе. Это удивительное время связано
с культурным бумом, громкими открытиями в мире науки,
развитием фотографии и рождением кино.

Становятся необычайно популярны опера, кафе,
прогулки по бульвару, и, конечно, все это создает
идеальную почву для развития моды.

Особенно трепетно относились к «модным штучкам»
аристократы, так как в то время, действительно, судили по
внешности и именно она определяла статус персоны.

Хоакину Соролье посчастливилось быть частью расцвета
европейской культуры и он, неожиданно для себя и к
нашему удовольствию, становится летописцем и портретистом
«прекрасной эпохи» рубежа XIX-XX веков.

Организаторы выставки «Соролья и мода» предлагают
посмотреть на художника с другой стороны: работы в залах
музея Тиссен-Борнемиса дают нам представление о
внимательном взгляде Хоакина Сорольи на меняющиеся
эстетические представления о моде.

Изысканный вкус художника, пылкий интерес ко всему,
что его окружает, а также принадлежность к высшему
сословию позволяли ему держать руку на пульсе
последних событий в мире моды и быть самым страстным
участником стремительно меняющейся жизни.

Залы временной выставки в Музее Тиссена-Борнемисы
спланированы так, чтобы создать у зрителей ощущение
кружения в вальсе среди шикарных платьев, украшений
и лиц аристократов, смотрящих с картин Хоакина Сорольи.

В самом начале этого вихря организаторы знакомят
публику с художником, который превыше всего ценил
свою семью; с картинами, где его жена, его муза
Клотильда предстает, облаченная в роскошные платья,
сшитые по последнему «писку моды».

Именно эти картины всегда украшали семейный очаг,
мастерскую художника и становились его визитной
карточкой. Или же, если хотите, рекламой, благодаря
которой Хоакин Соролья получал множество заказов
на портреты самых влиятельных людей своего времени.

На известной работе «Моя семья» (1901) художник
изобразил жену с детьми Марией, Хоакином и Еленой,
а заодно и свое отражение в зеркале. Критики усмотрели
в этой работе обращение к «Менинам» Веласкеса.

В творчестве художника семейные портреты занимают
особое место: пожалуй, они самые эмоциональные, самые
нежные и запоминающиеся. Очень часто, бывая в Париже
или в Америке, Соролья ищет самые последние модели
платьев для жены и дочерей и пишет в письмах Клотильде:

Клотильда прогуливается в садах Ла-Граньи. Хоакин Соролья. 1907
«В следующем письме пришли мне свои мерки и размер ноги,
я увидел потрясающие туфельки для тебя. Если хочешь я
куплю такое же пальто для Елены, как у Марии. И не злись
на меня, ты же знаешь, это то, что мне более всего нравится,
и единственное, что я ценю в жизни - это вы и моя живопись».

Портрет девушки в шляпе (Ракель Меллер)
Хоакин Соролья (Соройя)
Платья и костюмы как ничто другое отличали социальные
классы того времени. Неожиданно возникают прямые
параллели с картинами Валентина Серова, который, по
мнению автора этого репортажа, занимает ту же нишу в
русском искусстве, что и Соролья в испанском.

После прекрасного дефиле Клотильды и детей художника,
выставочные кружащие переходы уносят нас в другое
пространство, где на подиум выходят испанские короли
и представители высшего общества.

Здесь Хоакин Соролья пытается разгадать душу
аристократии, стиль ее жизни и особенно - их страсть и
желание всячески подчеркнуть принадлежность
к высокому статусу.

Здесь вы увидите большой парадный портрет короля
в Альфонса XIII в натуральный рост в парке. Соролья
пишет супруге о своей работе: «…он очень красив, в
своем чудесном костюме гусара из Павии, который одет
на нем на особый испанский манер, так хотел сам король».

Король Альфонсо XIII в гусарской униформе
Хоакин Соролья. 1907

Картина и фотография, запечатлевшая художника в
процессе создания этой работы, представлены на выставке
«В 18 лет Соролья отправился в столицу. Он копировал
полотна Веласкеса, Риберы, Эль Греко в Прадо и отправлял
свои работы на разные выставки - поначалу безуспешно.
И вот, наконец, первая серьезная награда - серебряная
медаль национальной выставки в Мадриде 1884 года…

В 40 лет Хоакин Соролья уже считался главным испанским
художником современности… Наполненные легкостью и
радостью работы публика принимала очень тепло. Первая
крупная (около 500 работ!) персональная выставка
художника прошла в Париже в 1906 году. Тогда же Соролью
«повысили» до офицера ордена Почетного легиона.

Насладившись пышным величием парадных портретов,
за следующим поворотом зритель оказывается совсем в
другом мире: из помпезных интерьеров мы окунаемся в
лето, где ветер подхватывает легкие вуали элегантных
летних нарядов и развивает их на фоне северного
морского побережья Испании.

После того, как медики обнаружили, что теплый сухой
климат хорошо влияет на здоровье и исцеляет от некоторых
заболеваний, среди аристократии стали невероятно популярны
курорты в Сараусе, Сан-Себастьяне и на пляжах Леванте.

На песке, пляж в Сараусе. Хоакин Соролья. 1910
Здесь мы узнаем «настоящего» Соролью - мастера света,
импрессиониста, воспитанного морем. На картинах появляются
неотъемлемые атрибуты летнего костюма - зонтики, шляпки,
которые то тут, то там срывает порывами ветра.

Елена на пляже. Хоакин Соролья. 1909
Соролья останавливает «прекрасные мгновенья» и с
большой любовью и теплотой пишет свои знаменитые
картины: «Под навесом», «Елена на пляже», «Прогулка
по берегу моря» (1909). К слову, это одна из самых
известных картин мастера. Для нее позировали супруга
художника Клотильда и старшая дочь Мария.

Валенсийский конь. Хоакин Соролья. 1906

Последняя тема всей экспозиции посвящена изменяющемуся
миру моды - Парижу и Нью-Йорку, которые задавали
тенденции современной жизни.

Организаторы выставки подчеркивают, что картины
Сорольи не только отражают современность, но также
рассказывают нам об изменении роли женщины в
обществе, когда дама начинает наряжаться не только
для услады взора и демонстрации статуса супруга,
но и просто для себя.

Елена в жёлтой тунике. Хоакин Соролья. 1909
Здесь выставлено знаменитое дельфийское платье,
созданное испанским модельером Мариано Фортуни.
На картине «Елена в желтой тунике» любимая дочь
Сорольи одета именно в такое платье, которое художник
одним из первых приобретает для нее в Париже.

По словам Гильермо Солана - художественного директора
музея Тиссен-Борнемиса, - мода Соролье служит для того,
чтобы отразить реальность, в которой он живет, и каждая
картина художника становится временным туннелем,
приоткрывающим зрителю завесу истории
«прекрасной эпохи» Европы.

Выставка «Соролья и мода» одновременно работает в
Доме-музее Хоакина Сорольи и в Музее Тиссена-Борнемисы.
В экспозиции - около 70 картин из испанских и зарубежных
музеев и частных коллекций.

Некоторые работы представлены широкой публике впервые.
Организаторы выставки представляют также и онлайн каталог
выставки, а еще - виртуальную прогулку по залам с экспозицией.
Выставки продлятся до 27 мая 2018 года и будут интересны
не только поклонникам творчества Хоакина Сорольи, но также
модельерам и исследователям стремительно удаляющейся
от нас во времени «прекрасной эпохи».
Источник: artchive.ru + дополнения
Титульная картина: Хоакин Соролья. Прогулка по берегу моря. 1909
Музыка: David Garrett «Meditation»
 | 
Lyarder |
|