
«Меня влечёт к большим щедрым движениям, к такому танцу,
который требует свободного пространства. В этом отличие моего
стиля танца от стиля большинства танцовщиков».
Рудольф Нуреев.

«Нет в мире другого такого танцора, который бы оказал
столько влияния на историю, развитие и восприятие балета,
как Рудольф Нуриев. Он изменил взгляды людей.

Мальчик из маленького уральского городка стал виновником
перемен в целом искусстве», - так начинает свою
биографическую статью о Нуриеве танцевальный критик
и биограф мастера Джон Персивал.

80 лет назад, 17 марта 1938 года - родился неугомонный,
противоречивый, талантливейший человек, один из самых
выдающихся танцоров современного балета, балетмейстер
Рудольф Нуреев. Гений танца, человек-легенда, человек-скандал.
Один из лучших танцоров XX века, блиставший на ведущих
сценах мира, легендарный балетмейстер и знаменитый советский
«невозвращенец». Ему удалось соединить в танце классику и
современность, на его спектаклях зрители кричали от восторга,
он оставил биографам историю своей жизни, полную
противоречий и загадок.

Все, за что брался Нуреев, он делал страстно, увлеченно и смело
- танцевал, жил, любил. Он стал звездой знаменитого Кировского
театра, а потом рискнул всем и не вернулся после зарубежных
гастролей в СССР. «Прыжок в свободу» принес Нурееву мировую
славу и открыл для танцора лучшие сцены.

Майя Плисецкая объясняла феномен популярности
Рудольфа Нуриева, следующими словами:
«Он весь полыхал движением, если можно движение измерить
термометром. Пафос танца в нем пламенел, как огонь,
сжигающий свои жертвы на эшафотах. Дарование его обладало
чудодейственным свойством согревать сердца, а то и сжигать
в человеке зло и неразумие».
10 фактов из жизни Рудольфа Нуреева
1. Жизнь Рудольфа складывалась непросто: он был рожден
в поезде дальнего следования по пути в Маньчжурию, где в то
время находился отец семейства. Детство будущего танцора
прошло в Уфе, семья была почти нищей. Едва не единственным
развлечением ребенка было время, проведенное в горах:
Рудольф наблюдал, как по железной дороге проходят составы,
и сам себе обещал, что однажды тоже непременно уедет.

2. Когда пришло время идти в школу, у мальчика не было
обуви, поэтому мать принесла его на первый урок. Оказалось,
что одежды у него тоже не было, поэтому он был одет в вещи сестер.
3.Первые годы обучения танцу для Нуреева прошли «с боем»
- отец был категорически против того, чтобы сын получал
несерьезную профессию. При этом Рудик упорно ходил в кружок
народного танца, где в 11 лет его заметили. Чтобы поступить
в Ленинградское хореографическое училище, деньги на билет
в Северную столицу Рудольф заработал сам, преподавая танцы.

4.Приехав в Ленинград, Нуреев сразу же отправился в училище
и поступил с первого раза. Но из-за отвратительного характера
он не нашел общего языка ни со своим педагогом, ни с
директором учебного заведения. Однако руководство пошло
юному 17-летнему танцовщику на уступки и заменило педагога.
Так Нуреев остался в училище и попал в класс к Александру
Пушкину. На удивление, с ним Нуреев прекрасно сошелся.

5. Из-за постоянных проявлений своеволия, Нуреева
недолюбливали и боялись, поэтому старались не брать на
зарубежные гастроли. Исключение случилось в 50-е годы,
когда театру пришлось отправиться в Вену и взять Нуреева с собой.

6. В 1961 году, перед гастролями в Париже, французская
сторона настояла на том, чтобы к ним в составе труппы приехал
Нуреев. Именно из этой поездки танцовщик не вернулся в СССР,
обратившись к полицейским аэропорта со словами «Я хочу
остаться в вашей стране». В самолет, летевший в СССР,
Нуреев не сел. Остался в Париже с 36 франками.

7. По факту предательства родины танцовщика заочно
приговорили к 7 годам лишения свободы.
«Я чувствовал возрастающую угрозу. Я был подобен птице,
попавшей в сеть и все больше в ней запутывающейся. Я знал:
это был кризис. Но птица должна летать. Я не видел ничего
политического в необходимости для молодого артиста видеть
мир, чтобы, сравнивая и усваивая, обогатить свое искусство
новыми знаниями для пользы своей страны. Но меня
осудили», - писал Нуреев в «Автобиографии».

8. Уже в 80-е годы, когда Нуреев был настоящей звездой, его
назначали директором балетной труппы парижской Гранд-опера.
На новом месте у него тут же начались проблемы с
администрацией. Нуреев игнорировал существующее правило,
согласно которому любой артист балета должен был в течение
определенного времени добиваться возможности выйти в
ведущих партиях. Он давал молодым артистам проявить себя.
И все же в этой должности Рудольф оставался целых шесть лет.

9. В 1989 году Нуреев впервые вернулся на родину. И хотя он
дважды выступил на сцене Кировского театра, мало кто из тех
зрителей понимал, что перед ними - легендарная личность.
После побега танцора за рубеж, страна предпочла поскорее
забыть о нем и его неподобающем советскому человеку поступке.

10. В 1983 году у Рудольфа обнаружили ВИЧ. Летом 1991 года
болезнь начала прогрессировать. Весной следующего года
началась последняя стадия.

В те дни Нуриев был обеспокоен только одним: ему хотелось
во что бы то ни стало осуществить постановку «Ромео и
Джульетты». И судьба дала ему такой шанс. На какое-то
время Нуриеву стало легче, и он поставил спектакль.
В Париже он провел последние сто дней своей жизни.
Этот город открыл Нуриеву дорогу в мир славы и богатства,
он же закрыл за ним двери. По словам врача, который находился
рядом с Нуриевым в последние мгновения его жизни, 54-летний
танцор умер тихо, без страданий.

Получается, что в 2018 году - двойной юбилей.
25 лет назад (6 января 1993 года), на русском кладбище
Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа упокоился
Рудольф Нуреев - танцовщик, покоривший мир.

Оформлением могилы артиста занимался ведущий художник
Парижской Оперы Энцо Фриджерио. Зная страсть своего
покойного друга к коллекционированию старинных ковров,
он создал один из них на его могиле из мозаики.
Музыка: Отрывок из балета «Корсар» (Вальс и Адажио)
 | 
Lyarder |
|