Первые два дня праздника всегда приходятся на субботу-воскресенье, а третий - понедельник, день рабочий. Но на главной улице с утра народу всегда много. Это мамы, бабушки, дедушки, младшие братья и сестры ждут начало детского шествия.
Поскольку праздник связан с историей города, то парад всегда открывается костюмированным шествием.
В Айдзувакамацу открыто чуть более двадцати средних школ, где ребята учатся с седьмого по девятый классы. В каждой из школ работают разнообразные кружки, посещение двух из них является строго обязательным. Первый - непременно спортивный, второй может быть как спортивным, так и музыкальным или научным. Никаких литературных или театральных кружков не предполагается вообще. Дети получают серьезное музыкальное образование, я знаю нескольких бывших участников таких кружков, они хорошо владеют инструментом. А одна из них подрабатывала некоторое время игрой на рояле. Я не слышала про отчетные концерты, а вот парад оркестров - мероприятие ежегодное.
Каждый музыкальный коллектив разучивает как минимум два сложных произведения: мелодии "До-ре-ми" из кинофильма "Звуки музыки" и "Хэлло, Долли", например. Может быть, разученных произведений и больше, но я успевала прослушать только две, пока оркестр проходил мимо. Оркестры шли на некотором расстоянии друг от друга, и музыка одного не накладывалась на мелодию другого. Дети не пели, а именно играли на марше. Инструменты у них, конечно, замечательные. Перед оркестром или за ним шла группа поддержки с флагами, кольцами и лентами. Они приплясывали, вертели и подбрасывали в такт музыки свои предметы. Вообщем, все по-взрослому. Празднично и красиво.
Зрители приготовились к долгому действу. Кто-то принес свои стулья, кто-то принес пластиковую "циновку". Обратите внимание, что на стульях люди сидят в обуви, а на циновках - без. Обувка аккуратно стоит рядышком. Это всосано с молоком матери - наступать на пол в доме и на циновку можно только босиком, ну или в носках. Шаг на пол в ботинках - оскорбление и обида.
Существует рассказ о том, как в старину один самурай в гневе ворвался в чужой дом убивать другого самурая. Так вот в ходе повествования делается специальный акцент на то, что убийца вошел в дом не сняв обуви. Осуждалось не то, что убил, а что прошел не разувшись!
Группа детского сада. Их специально привели посмотреть на старших. Пару раз я видела совсем несмышленышей, которых вывезли в деревянных манежах на колесиках. Они и стояли-то еще нетвердо, но смотрели, пока не уставали. Потом они поочередно смешно шлепались на попу, отползали или героически пытались встать. Потом снова смотрели минуты три от силы. Забавно.