В Японии есть старая-престарая поговорка: "Раку - первые, Хаги - вторые, Карацу - третьи", она раскрывает отношение японцев к керамике. Но не той, которую они изготавливали и изготавливают на экспорт, которую так любят европейцы, а той керамики, которую японцы делали для себя и которую высоко ценят до сих пор.
История керамики в Японии древняя и сложная, первые изделия относятся к эпохе дзёмон (15 000 - 300 лет до нашей эры). Начало создания изделий Карацу, Хаги и Раку - середина-конец 16 века нашей эры, почти через 30 веков от начала начал и за 4 века до наших дней. Всплеск развития гончарного дела именно в это время связан с тремя обстоятельствами: первое - переселение в Японию корейских гончаров, которые и стали основателями множества школ и стилей японской керамики; второе - объединение страны под управлением военной верхушки и перепись этих объединенных земель; третье - окончательное оформление буддистского действа, которое мы знаем как чайную церемонию.
В результате, владетельные князья-даймё получили представление о своих землях и том, производстве, которым занимаются подвластные им люди; расселившиеся корейцы построили сложные многокамерные печи, в которых выпекали необычную глазурованную керамику. В это же самое время чайный мастер Дзёо Такэно (1502-1555) ввел новую моду, со временем ставшую непреложным правилом: использовать для церемонии только отдельное строение - маленький чайный домик (тясицу),- который должен был быть похож на крестьянский дом с соломенной крышей, и использовать для чайной церемонии очень простую на вид, но редкую и быстро ставшей дорогой керамическую посуду. Поскольку основную часть своей жизни чайный мастер связал со столицей Киото, то и ввел в моду киотскую же керамику Раку. Она-то и считается до сих пор "первой" во всех смыслах этого слова. Знать начала покупать у гончаров просто и грубовато выполненные сосуды для проведения чайной церемонии. Стоили они тогда (да и теперь) очень больших денег. Мода на новую посуду совпала с представлениями о понятии "ваби", и новомодный стиль утвари для чайной церемонии утвердился в японской культуре навсегда. Для проведения это ритуала каждый уважающий себя человек считал необходимым лично подбирать необходимую посуду, потому что набор должен состоять из разных предметов, как бы случайно собранных в ансамбли, но объединенных общей идеей.
В 1608 году в устье реки была возведена красавица-крепость Карацу. Она расположена в двухстах километрах от корейского полуострова, откуда в середине 16 века суда привозили гончаров и их семьи, кстати, совсем не добровольно покинувших родные берега. Некоторые семьи обосновались тут же, неподалеку от Карацу, другие селились дальше, мастера находили глину, строили печи и начинали делать то, что умели и любили - печь керамику, которая мгновенно стала очень модной. До этого времени в Японии пекли только в однокамерных печах и только неглазурованные предметы.
За моей спиной где-то очень далеко - Корея.
Город Карацу
В музее крепости выставлены образцы старинной керамики карацу, которая всегда считалась одной из самых ценных. На фотографии - комната для чайной церемонии и самая необходимая утварь.
Чайная плошка (тяван) 1590-1610 годов. Именно такую посуду, вылепленную не на гончарном кругу, а руками, глазурованную и украшенную аскетичным рисунком ценили в Японии настолько высоко, что когда она билась, ее не выбрасывали, а реставрировали. Кто-то не пожалел денег на золотой ремонт - кинцукурой, когда треснула эта пиала. Мастер гончар смешал золотой порошок с соком лакового дерева уруси и покрыл этой сместью трещины старой чашки, ведь трещины это часть ее истории, и они не заслуживают маскировки и забвения.
Эта тяван также сделана в 1590-1610 годах. Она оказалась мелко расколотой по краю, и ее хозяин подобрал маленькие отбитые фрагменты и отнес гончару. Мастер же золотом воссоединил те разбитые части, которые можно было собрать, и золотом выровнял отбитые края.
Эта чашка еще старше - ее сделали в 1580-1590 годах. Для многих изделий карацу характерен сероватый фон, который с первого взгляда неподготовленному человеку может показаться бедным и скучным. Когда несколько лет тому назад, я пришла в музей в первый раз, то быстро и равнодушно прошла мимо этих чудесных вещей. Сейчас, когда пишу, вспоминаю строчки Заболоцкого:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце...
В японскую керамику нужно всматриваться.
Сосуд для холодной воды, которую используют во время чайной церемонии. Во время обжига его немного повело, и он обрел неповторимость. А если подумать, что ему более 400 лет, то и вовсе видишь в нем очень почтенную личность со своим характером. Все предметы в музее закреплены леской на случай землетрясения.
У гончаров существуют свои названия для каждого из видов техники обработки глазурью и для разных типов изображений: тёсэн-карацу, ки-гарацу (на предметах нарисованы деревья), куро-гарацу (предметы с черной глазурью), хакамэ-гарацу, мадара-гарацу, э-гарацу (на предметах нарисованы картины).
Старинный бочонок невелик, литра на два. Красивый, словно ракушка-жемчужница.
Современная керамика карацу. Ее мы увидали в лавочках возле городского вокзала - самое торговое место. Изделия созданы разными мастерами.
Чтобы сориентироваться по цене, нужно разделить соответствующие цифры на два, получится приблизительная сумма в рублях.
Мне особенно понравились эти две чаши тяван. Правда элегантные?