Это здание (эпоха Мэйдзи, 1911 год), принадлежащее банку префектуры Иватэ, является визитной карточкой города Мориока. Оно находится несколько в стороне от центра города, поэтому прежде, чем к нему дойти-доехать, я прошла мимо нескольких достопримечательностей, на мой взгляд, гораздо более интересных и значимых.
Во-первых, это знаменитая сакура, пробившая камень. В прошлый приезд весной четыре года назад мы с сестрой застали дерево в цвету, в этот раз я была осенью. Сакура растет возле оживленной улицы, но мне пришлось дожидаться туристов, чтобы попросить их меня сфотографировать. Теперь хорошо понятны размеры валуна? Сама сакура, по-японским представлениям, не очень старая: четыреста лет. Такие деревья обычно вызывают почтение, но не считаются особо интересными и встречаются нередко. Для сакуры четыреста лет не возраст. А вот то, что дерево раскололо колоссальный камень и продолжает расти, вызывает удивление и восхищение жизненной силой.
Тут хорошо видно, как треснул камень:
Во-вторых, через дорогу от Сакуры, разломавшей камень, начинается проход к храму Сакураяма и останкам крепостных сооружений, когда-то тут стоявших. По мере того, как я приближалась, все громче звучала энергичная музыка и яснее слышалось женское пение. Нужно сказать, что японцы - народ поющий и у многих хорошие голоса.
Прямо во дворе храма чуть в стороне от основного прохода выступала группа молодых музыкантов. Судя по реакции немногочисленных слушателей, они исполняли популярные песни. Случайные прохожие заходили во двор, останавливались ненадолго, подпевали, фотографировали певцов и шли дальше по делам. Улыбаясь. Пела девочка в белой кофте, та, что в желтом, вела вторую партию.
[700x525]
Перед храмом фотографировалась семья, приведшая сына на церемонию сити-го-сан. Семь-пять-три - это праздник детей, который отмечается специально заказанной буддистской службой. Праздник этот камерный домашний, и большинство японских семей, где есть детишки соответствующего возраста, его отмечает в середине октября, но некоторые предпочитают избежать суеты и приходят в храм с середины сентября. Мальчишке, наверное, семь. Он главный виновник торжества, поэтому в специальном наряде.
Если подняться чуть выше центрального храма, попадаешь на площадку, где лежат два огромных валуна, похожих на тот, который расколола сакура, а дальше - проход в парк, разбитый на месте бывшей крепости. От нее остались только укрепленные камнем холмы.
[525x700]
[700x525]
В прошлый раз мы подробно и хорошо познакомились с достопримечательными местами Мориока, поэтому я пошла туда, где мне понравилось больше всего - в храм Хатимангу. К нему ведет длинная и несуетная улица. Люди к храму приходили постоянно, но территория у него большая, и нам всем было спокойно.
Возле храма гулял розовый Заяц. Он отлавливал детей и вручал им конфеты, сосалки на палочке. Я не ребенок, но иностранка, поэтому мне Заяц также вручил конфетку.
Знаменитые мориокские чайники - тэцубин. Когда-то такие чайники были участниками чайной церемонии, но это было очень давно, когда церемония еще не получила необходимые жесткие правила. В те времена в таких чайниках заваривали листья чая. Когда в 16 веке во время чайной церемонии стали использовать зеленый порошковый чай, нужда в железных чайниках отпала, но они остались в хозяйстве. Делались и до сих пор делаются чайники из железа, а не из чугуна, как написано в некоторых сайтах. В антикварных лавочках можно часто встретить чайники проржавевшие, порыжевшие изнутри от частого употребления. Сегодня большие (3-5 литров чайники) можно встретить в глухих местах, они весят на специальных приспособлениях зимой над жаровнями: и тепло, и горячая вода всегда в доступе. Где-то прочитала, что чайники являлись также источником железа, которое в микроскопических дозах появлялось в заваренном чае. Не знаю, так ли нужно было железо прежним поколениям японцев. У меня есть ма-аленький железный чайничек, около 200 миллилитров. Сама из него чай пить не люблю, но он красивый и я иногда предлагаю из него чай гостям.