На самой северной части острова Хонсю идут успешные раскопки древних-древних поселений человека. Таких городков или деревень (это уж как угодно можно трактовать) там нашли около десятка, и все они относятся к эпохе Дзёмон (12 000 - 300 лет до н.э.). С точки зрения западных археологов эти поселения являются ровесниками первых городов Месопотамии. Самое известное из них - Саннай-Маруяма, городище, в котором люди жили 5 000 лет тому назад.
Я мечтала сюда попасть целый год, пересмотрела все документальные и любительские фильмы по интернету, прочитала доступные материалы, поэтому, когда мы, наконец, приехали, уже довольно много понимала и представляла, что увижу.
Вход в музей свободный бесплатный. И всюду можно фотографировать!
Территория парка огромна - 42 гектара. Сначала попадаешь именно в парк, воспроизводящий тот пейзаж, который мог окружать древних людей, и только потом выходишь на большое поле, в разных концах которого стоят восстановленные постройки и скрытые под большими железными шатрами законсервированные раскопы.
Это два самых загадочных сооружения. Для чего было построено это длинное здание - место общих собраний? - неизвестно. Непонятна и функция огромной вышки: сторожевая башня? храм? - версии гуляют разные.
[700x466]
Внутри может поместиться до 350 человек. Зачем? На молитвы? Кстати, во все жилые постройки нужно спускаться, то есть пол в них опущен ниже уровня земли. Когда мы туда вошли, меня поразил объем. Снаружи помещение выглядит гораздо ниже, чем оно есть на самом деле, и еще мне очень понравился запах: приятный аромат какого-то неизвестного мне прогретого дерева.
Эти постройки служили, наверное, амбарами.
[700x466]
А в похожих землянках люди жили. Считают, что в одном таком доме обитала семья как минимум из трех поколений: дедушка-бабушка, родители и дети.
Чтобы войти в дом, необходимо спуститься ступени на три. Внутри довольно просторно, и потолок не давит. Сам вход низенький, но и люди были гораздо меньше ростом.
Древние люди жили рыболовством, охотой и собирательством. Риса они еще не знали и ели каштаны, из которых делали муку. Говорят, когда сюда пришли первые поселенцы, каштанов было немного, но со временем, люди вырастили вокруг городища большую рощу каштановых деревьев.
Раскопы
Раскопки продолжаются и теперь. Саннай-Маруяма - не только музей-реконструкция, но и территория поисков.
Вернувшись с прогулки по реконструированному городищу, мы пошли в музей.
[700x466]
Слово "дзёмон", которым означают длительный период в истории Японии, переводится как "след веревки". Именно в северных землях археологи нашли первые сосуды, украшенные узором, который получается, если в мягкую еще глину вдавить красиво сплетенный жгут или веревку. Кстати, эту технику применяют и современные гончары.
Кого изображают эти фигурки? Духов-охранителей? - Неизвестно. В музее их представлено около сотни; самых разных: маленьких (размером меньше ладони) и больших (с противень величиной), причудливо украшенных и довольно просто вылепленных. Большинство из них имеет утраты, от некоторых остались только "головы", от других "тела". Меня удивляет, что все они изначально лишены рук и ног. Особенно это хорошо видно на фотографии, которую я выложила в качестве заставки. Фигурка хорошо сохранилась, у нее видны голова, татуированное тело, соски и пупок, на ней надеты трусы-плавки, но руки и ноги ей изначально не были вылеплены. Почему?
А это самые трогательные экспонаты: кукольная посуда. Две маленьких чашечки в центре размером чуть больше наперстка. Должно быть, они очень любили своих детей.
Музей живой, посетителей много, но меня не покидало ощущение интимности, будто ты там находишься в одиночестве или в небольшой компании.
Уже на выходе встретили новых посетителей - деток из детского сада. Им предстоит прогулка-экскурсия, а потом их отведут в специальный большой зал, рассадят за столы, и они достанут из своих объемных рюкзачков приготовленный дома обэнто - обед.
[700x466]