На прошлой неделе у Игоря прошла конференция в городе Мориока, и мы воспользовались возможностью посмотреть северную часть острова Хонсю. Отправились рано утром на автомобиле и где-то в середине дня заехали в Хираидзуми, расположенный километрах в трехстах от Айдзувакамацу. Заехали хорошо представляя, что хотим увидеть, потому что уже были в этом месте четыре года тому назад, когда ко мне приезжала сестра. - Надюша, помнишь?
Главное сокровище - Золотой павильон или Кондзики-до - в монастыре Тюсон-дзи. Монастырь основан в 850, а Золотой павильон был построен в 1124 году. Это единственное сохранившееся оригинальное строение 12 века.
Кондзики-до по своей архитектуре похож на многие другие японские храмы: квадратный настил, приподнятый над землей на деревянных опорах, павильон накрыт четрыехскатной крышей, имеет небольшую открытую террасу, по которой его можно обойти вокруг. Уникальность Кондзики-до заключается в том, что этот храм, изображающий буддистский рай - Чистую Землю, снаружи покрыт тонкими листами сусального золота, которое сияло на солнце и светилось в пасмурные дни. Внутри павильона находится статуя Будды чистого света, справа от него - статуя Бодхисатвы сострадания, слева - Бодхисатвы мудрости. Рядом с ними - фигуры шести Дзидзо (справедливые судьи человеческих прегрешений, защитники грешников после смерти) и два из четырех небесных царей, охраняющих Чистую землю - Дзикокутэн, и Дзотётэн. Внутреннее убранство покрыто черным лаком уруси, украшено тонкой резьбой по дереву, золочением в технике маки-э и перламутровыми вставками.
Для сохранности Золотой павильон теперь укрыт от ветров и снегов внутри большого здания. Но на протяжении веков он стоял под открытым небом, и в 16 веке посетивший его японский поэт Басё сложил такое стихотворение:
Долгие дожди
Не смыли блеска
С павильона света.
Мне Золотой павильон напоминает драгоценную шкатулку, так он невелик. Теперь в него не зайти, от посетителей он огражден стеклом, но передние двери открыты, и можно увидеть внутреннее пространство. Кстати, это не только памятник культуры, но и место поклонения: японцы, внимательно выслушав записанную на диск лекцию, часто молятся перед стоящими в глубине зала божествами. Фотографировать, как водится, нельзя, поэтому фотографии нашла в Интернете. Жаль, что их там очень мало и большинство плохого качества.
Перед входом в Кондзики-до
Памятник Басё
[700x466]
Монастырь Тюсон-дзи протянулся вдоль лесной дороги, чтобы его хорошо посмотреть требуется часа два как минимум. Времени у нас было немного, поэтому по монастырю в этот раз мы не гуляли, но обошли ближайшие к Кондзики-до храмы и, конечно, посетили музей, где выставлены некоторые из 3000 национальных сокровищ Японии, которые хранятся в Тюсон-дзи.
Это павильон Сутр, в нем веками хранились драгоценные сутры, записанные золотом и серебром на темно-синей бумаге. Выглядят они до сих пор потрясающе красивыми. Их можно увидеть в музее, расположенном рядом с Кондзики-до. Один раз в году в День переписывания Сутр (по-моему, в мае) их достают для того, чтобы сто специально отобранных человек в течение одного дня их успели красиво переписать.
Это единственная фотография маленького фрагмента Сутр, которую мне удалось найти. Она, конечно, крошечная, и неточно передает синий цвет: в оригинале он более насыщенный, темный. Но и здесь видно, что Сутры записаны золотом и серебром, кроме того они проиллюстрированы рисунками, также выполненными золотой и серебряной краской. Сами Сутры хранятся в виде двух горизонтальных свитков (один написан и проиллюстрирован только золотом, другой - золотом и серебром).
[300x178]
В Японии, как известно, драгоценных металлов практически нет, но в 8 веке в этом регионе, который тогда назывался землей Осю, на берегах местных рек нашли золото. И 38 тонн золота отправили в тогдашнюю столицу - Нара, из него отлили огромную статую Будды. Потом, драгоценный металл стал встречаться все реже и все меньше, однако какое-то время (несколько веков) золото не только поставлялось в столицу, но шло на украшение местных храмов, поэтому Сутры записаны местным золотом.