Напротив входа в замок Цуруга-дзё появился новый памятник молодой женщины, сжимающей в руке винтовку. Это изображение Яэко Ямамото. Памятник, который, кстати, стоит под сакурой, местные жители называют "Сакура Яэ".
"Сакура Яэ" - это и название 50-ти серийного фильма, посвященного жизни этой необыкновенной женщины. Кроме того, в книжных магазинах можно найти множество манга, посвященных войне Босин и Яэко Ямамото - защитнице замка в Айдзувакамацу.
Яэко Ямамото (1845 - 1932 ), по мужу Яэ Ниидзима
Яэко родилась в семье Ямамото Гонпачи, самурая, который служил инструктором по стрельбе в клане Айдзу. Свою дочь он выдал замуж за Соносукэ Кавасаки, выходца из другой области. Когда началась гражданская война Босин - война года Дракона (1868) - Яэко вместе с мужем приняли участие в защите замка Айдзувакамацу. Поскольку она хорошо стреляла, ей выдали винтовку, и она сражалась против правительства Мэйдзи. Нужно сказать, что сам факт, что женщина того времени умела обращаться с огнестрельным оружием был беспрецедентен, ведь даже далеко не все мужчины держали винтовку в руках.
Когда война была проиграна, Яэко долгое время укрывалась от преследований правительства в ближайшем к Айдзу районе Йонэдзава, а ее муж и брат стали военнопленными. В 1871 году она развелась с мужем по причинам, которые сегодня неизвестны, и отправилась в Киото, чтобы отыскать брата.
К тому времени, когда она приехала в Киото, ее брат уже был освобожден из плена. Он служил советником правительства префектуры Киото. И благодаря его рекомендации она нашла работу в качестве заместителя преподавателя в женской школе. В этой же школе Яэко познакомилась с мастером чайной церемонии из дома Урасенке и увлеклась этим искусством. Гораздо позже, в 1894 году она сама стала мастером чая традиции Урасенке, пройдя квалификационные экзамены. Нужно понимать, что познакомиться с чайной церемонией - это одно, принимать в ней участие на равных с другими - это другое, а стать мастером чая - это совсем иная ступень погружения. Кроме того, Яэко серьезно занялась флористикой под руководством другого мастера из дома Икэнобу и в 1896 году получила сертификат, позволявший ей преподавать и представлять икэбана в стиле Икэнобу. Хочется обратить особое внимание на то, что ей, японке, потребовалось около двадцати лет, чтобы достичь высот в обоих занятиях.
Живя в Киото, Яэко возобновила знакомство с приятелем своего брата - Джозефом Харди Ниисимой, с которым они оба (Яэко и ее брат) познакомились в ранней юности, когда Ниисима приезжал в Айдзу. За прошедшие годы Ниисима - выходец из самурайской семьи - уехал из Японии, несмотря на строжайший запрет покидать страну, десять лет учился в США и принял христианство. В 1874 году он вернулся в Японию и пытался организовать школу на западный манер, где преподавалось бы, в частности, христианство. Эта идея была отвергнута правительством Киото из-за писем, подписанных влиятельными последователями буддизма и синтоизма.
Спустя короткое время Яэко, которая приняла христианство, была уволена с занимаемой должности по предложению правительства Киото. В 1876 году она вышла замуж второй раз и стала зваться Яэ Ниисима. Вместе с мужем и братом она создала школу английского языка Досися, президентом которой стал ее муж, Джозеф Харди Ниисима. В 1920 году эта школа была реформирована в частный Университет Досися, который до сих пор существует в Киото.
Ниисима, получивший образование в Соединенных Штатах, пытался отстаивать права женщин в то время, как сама эта идея противоречила всем социальным нормам тогдашней Японии. Яэ Ниисима, поддерживая идеи мужа, стала одной из первых женщин в Киото, которые надели европейские платья, Забавно, что киотское общество осуждало Яэ как "плохую жену" на протяжении всех лет их брака, воспринимая вежливость и любезность, с которой Ниисима обращался с женой, как подчиненное положение мужа в семье вследствие жесткости характера Яэ. Ниисима же восхищался силой духа своей жены, и в письме друзьям из Соединенных Штатов он оценил образ жизни Яэ как "красивый", подразумевая, что она далеко отошла от традиционного образа жизни японской женщины.
После внезапной смерти Ниисима в 1890 году, Яэ и ее коллеги из школы довольно быстро разошлись в позициях на образование. Дело было в том, что ей оказалось сложно принимать участие в обучении и жизни студентов из областей, которые были противниками Айдзу во время войны. И свою последующую жизнь Яэ Ниисима посвятила сестринскому делу, в том же 1890 году она стала членом Японского Красного Креста.
Во время первой китайско-японской войны она вступила в армию и четыре месяца проработала в качестве медсестры, в госпитале Хиросимы. Туда Яэ привела команду из 40 медсестер для ухода за ранеными. Она много сделала для обучения этих женщин и для повышения социального статуса медсестер. Дело в том, что в то время работа вне дома для женщины считалась низкой, а сама она социально ущербной. Усилия Яэ Ниисима были признаны японским правительством, которое наградило ее Орденом Драгоценной Короны в 1896 году.
В период между войнами она преподавала в медицинских школах. Когда в 1904 году разразилась русско-японская война, Яэ вновь стала служить добровольной медсестрой в госпитале императорской японской армии в Осаке. За эту службу она получила свой второй орден Драгоценной Короны. Кроме того Яэ Ниисима была награждена серебряным кубком "за общую приверженность стране" на церемонии вступления на престол императора Сева в 1928 году.
У Яэ Ниисима не было собственных детей, но она усыновила-удочерила троих детей из региона Йонэдзава, где когда-то скрывалась, однако дружная семья не сложилась. Последние годы она одиноко проживала на улице Терамачи в Киото. Яэ Ниисима умерла в 1932 году в возрасте 86 лет. Ее похороны организовал университет Досися, в создании которого она в свое время приняла большое участие. Ее могила находится на кладбище Досися в Саки-ку, Киото.
Посмертная слава пришла к Яэ Ниисима сравнительно недавно. Более ста лет замок Цуруга-дзё стоял в развалинах, и о событиях, происходивших возле его стен, не то чтобы умалчивали, но не говорили. И только в последние десятилетия вдруг из небытия восстают сильные духом люди, оставившие след в истории Японии. По биографии Яэко создан многосерийный исторический фильм, изданы книги и книжки-манга, а теперь под большой сакурой стоит памятник молодой женщине - защитнице Айдзувакамацу, защитнице традиционных ценностей, ставшей со временем одной из первых феминисток Японии.