• Авторизация


Танец трех львов 22-03-2017 13:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x466]

          Higan-jishi (львы равноденственной недели) - важная нематериальная культурная ценность региона Айдзу, многовековая традиция. 

     Aizu Sambiki Shishimai  - танец трех львов Айдзу, исполняемый под аккомпанемент маленьких барабанов и флейты, является своеобразной просьбой, направленной небу, о благополучии и здоровье всей семьи, о грядущем богатом урожае. Кроме того, считается, что танец должен порадовать умерших предков.

     Существует несколько разных версий, поясняющих эту традицию. Общий вариант таков: лет 300 тому назад на регион Айдзу напала чума. В поисках спасения люди обратились к синтоистским богам, пришли в буддистские храмы, моля о здоровье и благополучии своих семей. В частности, они исполняли ритуальные танцы, веруя, что это поможет избежать смерти. Конец эпидемии совпал с днями равноденствия, и один из танцев - танец трех львов - стал исполняться каждую весну.

    Теоретически его следует протанцевать в саду каждого дома в Айдзу в течение весенней недели равноденствия. И его действительно исполняют каждый год с 18 по 24 марта в разных   местах региона. Не в каждом саду, конечно. Часто это происходит на автозаправочных станциях или перед небольшими магазинами, которые заказывают специальную труппу, состоящую из музыкантов и танцоров.

    Танцоров всегда трое: лев, львица и львенок. Говорят, что раньше принимали участие женщины и мальчики, но теперь танцуют только мужчины. У них за поясом висят ленты - фиолетовая, красная или зеленая (голубая). Как я поняла, это и есть условное обозначение того, кто кем является. Танец может длиться от получаса до полутора часов и довольно сильно варьироваться, но мелодия всегда одна и та же: барабанный перестук и медленная печальная флейта. Заканчивается танец одним и тем же эпизодом: "лев" долго танцует, демонстрируя нерешительность, вокруг священного изогнутого посоха, концы которого соединены довольно длинной веревкой. Навершие посоха украшено резаной бумагой. (Я долгое время была уверена, что это лук со спущенной тетивой, но меня уверили, что это именно посох). Танец заканчивается тем, что "лев" проходит-перепрыгивает-протанцовывает между посохом и веревкой.

       Танцоров можно встретить в течение недели в разных местах, но перед замком они выступают всегда утром в день равноденствия. Посмотреть на выступление собирается немало народу и не только местные жители. Рядом с нами стояла пара, приехавшая накануне из Сендая. Танец был не очень долгим, минут на сорок. Он состоял из трех номеров. Сначала танцевали все трое "львов". Потом "лев" и персонаж-дурачок искали согласие в движениях и, конечно, начинали под конец двигаться синхронно. А затем "лев" до-олго танцевал изображая нерешительность, публика даже стала посмеиваться, когда в очередной раз понимала, что он так и не переступил веревку, обманув ожидания. Когда выступление закончилось, зрители начали фотографироваться с участниками. Я тоже не удержалась.

 

[700x466]

[700x466]

[700x466]

[700x466]

[700x466]

[700x466]

[700x466]

[700x553]

[700x608]
 

Танцуют перед магазином.

[700x525]

 

            Ниже - фотографии выступления в маленьком поселке на берегу Инавасиро. Во-первых, танцуют в доме. Во-вторых танцуют "свои" для "своих". Мы были единственными чужаками, да к тому же иностранцами, поэтому не сразу поняли тонкости.

        Подкатили, за пятнадцать минут до назначенного срока и на пустой автостоянке встретили только бабушку с внуком. Я уже было решила, что мы приехали не туда, но бабушка замахала нам рукой и показала на дом. Подошли. Из открытой двери раздавалось жужжание пылесоса. Наконец, выглянула немолодая женщина, раз восемь поклонилась и сказала: "Чётто матэ кудасай" - Подождите немного, пожалуйста. Мы подождали. Спустя короткое время она жестом пригласила войти.

        Когда мы сняли обувь и прошли, я подумала, что попала в японский сельский клуб. Помещение состояло из двух просторных комнат, между которыми сняли раздвигающиеся двери-перегородки. Одна комната была предназначена для актеров и музыкантов, другая - для зрителей. На полу лежали подушки. Вот это была засада! Сидеть на полу мы так и не научились и все представление крутились, приспосабливась. Время шло. Наконец, где-то на улице послышалась мелодия. Это шли актеры и музыканты. Музыкантов было много: три флейтиста и шесть барабанщиков. Все они были очень пожилого возраста. У меня остался вопрос: они обходили весь поселок, что ли? Войдя, актеры скрылись в глубине дома. Только после этого стали подходить и рассаживаться зрители. В основном, женщины разного возраста и маленькие дети.

           Выступление продолжалось полтора часа и сопровождалось недолгими комментариями ведущего. Можно сказать, что оно делилось на три отделения: общий танец, танец с посохом-перекладиной через которую в конце-концов перевернулся один из "львов" и классический танец с посохом. Поскольку мы недавно просмотрели выступление перед замком, то нам было с чем сравнивать. Здесь танцевали более эмоционально, а музыканты помогали танцорам, играя то громче, то тише, то быстрее, то медленнее. Мне показалось, что здесь играли и танцевали, получая удовольствие. Малыши вначале возились, но мерные удары и тягучая флейта вогнала их в сон. Остальные зрители сидели как завороженные.

         В нише-токонома была выставлена большая бутылка сакэ. Когда выступление закончилось и мы вышли обуваться, в прихожей нас ждали крохотные фарфоровые чашечки, наполненные напитком. Один глоток, но так вкусно!

[700x465]

[700x475]

[700x466]

[700x672]

[700x466]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Galina_vel 17-04-2017-20:58 удалить
как интересно! не хватает таких или подобных танцев нам... Интересно, они ведь не бесплатно всё это делают?
nplavi 18-04-2017-07:35 удалить
Ответ на комментарий Galina_vel # Зрители за представление не платят. Платят те, кто заказывает: магазины, автозаправочные станции, за представление перед замком платит, наверное, мэрия. Кто заказывал выступление и сакэ в Инавасиро - не знаю. Хочется отметить, что музыканты и танцоры хорошо друг друга знают. Такие коллективы, раз возникнув, существуют много-много лет. Они обновляются по мере необходимости. И еще - костюмы оплачиваются самими актерами. А стоят они - ой-ой-ой! Одна бывшая в употреблении маска льва в лавочке старьевщика стоит от 500 долларов. Поэтому выступающие отнюдь не бедные люди и выступают совсем не ради денег. Зачем? - Получают удовольствие сами, радуют зрителей, самореализуются, наверное.
Galina_vel 18-04-2017-09:59 удалить
Ответ на комментарий nplavi # Наверное это как у нас дед мороз и снегурочка)))


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Танец трех львов | nplavi - Дневник nplavi | Лента друзей nplavi / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»