На этом чудесном большом блюде изображены 10 сцен, воспроизводящих последовательность работ в гончарной мастерской. Если присмотреться, то можно заметить, что каждая из них обрамлена своеобразной рамкой и как бы "лежит" поверх разрисованного "сотами" блюда. Большая и красивая работа художника.
Чтобы изготовить фарфоровые вазы, блюда, чаши или что бы то ни было, нужен, прежде всего, каолин - белая глина. Но представить себе, что ремесленники ходят куда-то в горы и роют его себе по необходимости, невозможно. Во-первых, гора - это частная собственность переходящая из поколения в поколение на протяжении нескольких сотен лет, и у ее драгоценных каолиновых недр всегда есть хозяева. Во-вторых, странно иметь такое богатство и не разрабатывать его, поэтому владельцы тех мест, где есть белая глина, имеют собственные карьеры. В них глину не просто добывают, но также отмывают от примесей, камней и другого сора, потом ее отстаивают и формуют в большие блоки, примерно метр на метр. Их плотно заворачивают в полиэтилен, чтобы блоки не пересыхали, и в таком виде продают ремесленникам. Часто владельцы каолина организуют собственное производство фарфоровых изделий. Думаю, что большие фабрики, типа Норитаке, Никко, Окура, Фукагава или Наруми, имеют собственные карьеры. Маленькие мастерские и отдельные мастера должны глину покупать.
Купив глину, мастер вновь ее замачивает в чанах и мешает, регулярно меняя воду. Это делается для того, чтобы очистить фарфоровую массу от малейших включений не только песка, но и воздуха. Кроме того, это позволяет ему создать материал нужной пластичности.
Из подготовленной к работе глины мастер-гончар лепит изделия. Конечно, на фабриках многие процессы механизированы, но в маленьких японских мастерских и сейчас большинство изделий лепят небольшими партиями вручную.
Следующий этап - сушка на воздухе. Затем, если это необходимо наносят рисунок, который будет выпуклым в готовом изделии. В зависимости от художественной идеи изделие могут выпекать несколько раз.
После первой температурной обработки, которая может быть не очень высокой (около 800 градусов Цельсия), но довольно длительной (от 20 часов) изделие в первый раз покрывают рисунком.
Рисунок выполняется минеральными красками всегда вручную, в отличие от заводских изделий, которые могут быть покрыты рисунками-наклейками, что гарантирует качество, единообразие рисунка и большой "тираж" изделий. Изделия могут глазуровать поверх рисунка, и тогда мы говорим о подглазурной росписи или покрывать рисунком поверх глазури, и тогда говорят о надглазурной росписи.
В среднем изделие должно пройти около десятка различных процедур, прежде чем из куска каолина, оно превратится в вазу или чашку.
А сейчас я хочу показать то, что пекут мастера Окаватиямы. Их изделия отличаются какой-то особенной кипенной белизной и высоким блеском. Конечно, то, что делается "по традиции", покрывается росписью довольно густо, но в современных вещах мастера предпочитают такой рисунок, который подчеркнет глянец белоснежного фарфора. Любуйтесь.