• Авторизация


Фарфор Окаватияма 06-02-2017 14:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x599]

     На этом чудесном большом блюде изображены 10 сцен, воспроизводящих последовательность работ в гончарной мастерской. Если присмотреться, то можно заметить, что каждая из них обрамлена своеобразной рамкой и как бы "лежит" поверх разрисованного "сотами" блюда. Большая и красивая работа художника. 

 

       Чтобы изготовить фарфоровые вазы, блюда, чаши или что бы то ни было, нужен, прежде всего, каолин - белая глина. Но представить себе, что ремесленники ходят куда-то в горы и роют его себе по необходимости, невозможно. Во-первых, гора - это частная собственность переходящая из поколения в поколение на протяжении нескольких сотен лет, и у ее драгоценных каолиновых недр всегда есть хозяева. Во-вторых, странно иметь такое богатство и не разрабатывать его, поэтому владельцы тех мест, где есть белая глина, имеют собственные карьеры. В них глину не просто добывают, но также отмывают от примесей, камней и другого сора, потом ее  отстаивают и формуют в большие блоки, примерно метр на метр. Их плотно заворачивают в полиэтилен, чтобы блоки не пересыхали, и в таком виде продают ремесленникам. Часто владельцы каолина организуют собственное производство фарфоровых изделий. Думаю, что большие фабрики, типа Норитаке, Никко, Окура, Фукагава или Наруми, имеют собственные карьеры. Маленькие мастерские и отдельные мастера должны глину покупать.

      Купив глину, мастер вновь ее замачивает в чанах и мешает, регулярно меняя воду. Это делается для того, чтобы очистить фарфоровую массу от малейших включений не только песка, но и воздуха. Кроме того, это позволяет ему создать материал нужной пластичности.

      Из подготовленной к работе глины мастер-гончар лепит изделия. Конечно, на фабриках многие процессы механизированы, но  в маленьких японских мастерских и сейчас большинство изделий лепят небольшими партиями вручную.

    Следующий этап - сушка на воздухе. Затем, если это необходимо наносят рисунок, который будет выпуклым в готовом изделии. В зависимости от художественной идеи изделие могут выпекать несколько раз.

    После первой температурной обработки, которая может быть не очень высокой (около 800 градусов Цельсия), но довольно длительной (от 20 часов) изделие в первый раз покрывают рисунком.

       Рисунок выполняется минеральными красками всегда вручную, в отличие от заводских изделий, которые могут быть покрыты рисунками-наклейками, что гарантирует качество, единообразие рисунка и большой "тираж" изделий. Изделия могут глазуровать поверх рисунка, и тогда мы говорим о подглазурной росписи или покрывать рисунком поверх глазури, и тогда говорят о надглазурной росписи.

      В среднем изделие должно пройти около десятка различных процедур, прежде чем из куска каолина, оно превратится в вазу или чашку.

       А сейчас я хочу показать то, что пекут мастера Окаватиямы. Их изделия отличаются какой-то особенной кипенной белизной и высоким блеском. Конечно, то, что делается "по традиции", покрывается росписью довольно густо, но в современных вещах мастера предпочитают такой рисунок, который подчеркнет глянец белоснежного фарфора. Любуйтесь.

Хозяйка магазинчика с гордостью сказала, что этот рисунок придумал ее муж

[700x466]

Мне очень понравились переливы зеленого и игра тени на лепестках

[700x466]

Другая мастерская. Эти лобтсеры привели меня в восторг: как они похожи, но все-таки разные

[700x466]

Третья мастерская. Эти чаши снаружи покрыты выпуклыми бледно-розовыми "цветами сакуры". Они  чуть шершавые и невероятно приятные на ощупь. По контрасту их внутренняя глянцевая поверхность белейшая, что подчеркивается лаконичным рисунком

[700x558]

Четвертая мастерская. Здесь мне удалось понаблюдать, как изготовляют фарфор. Это сын или зять Мастера лепит вазу на гончарном кругу

[700x466]

А это сам Мастер. Позади него то ли дочь, то ли невестка. Они были абсолютно сосредоточены и, по-моему, даже не видели посетителей.  В зале с товарами хозяйничала супруга

[700x466]

[700x448]

Это фотография Мастера с указанием того, на каких выставках экспонировались его работы

[700x466]

А это хозяйка и ее работы. Она, как оказалось, тоже Мастер

[700x466]

Пятая мастерская. Здесь тоже лежит свидетельство того, что этот Мастер известен 

[700x441]

Этапы изготовления

[700x465]

Фрагменты блюда с историей изготовления фарфора

[700x558]

[700x466]

[700x466]
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фарфор Окаватияма | nplavi - Дневник nplavi | Лента друзей nplavi / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»