Недели две тому назад мы ездили в Сендай. У Игоря были деловые встречи, а у меня - свободное время. И я решила прокатиться в Мацусиму, ничего особенного не ожидая, поскольку была там несколько раз. Планировала прогуляться по набережной, покормить чаек.
Каждый раз, приезжая в это место, не могла заставить себя оторвать от взгляд от океана, усеянного каменистыми островами. И в теперь тоже пошла к воде, на остров Одзима. Найти дорогу непросто, в какой-то момент нужно завернуть в узкую щель между высоких тесно стоящих скалистых уступов. Я пристроилась за компанией молодых людей с фотоаппаратами, предположив, что наши цели могут совпасть, и не ошиблась.
Когда дома и корабли скрылись из виду, а дорожка превратилась в неровную от сосновых корней тропу, я увидела вырубленные в скалах ниши. Поражало их количество. Поражали размеры, потому что некоторые из их имели высоту до двух-трех метров, а по площади до десяти-пятнадцати квадратных метров. Поражало то, что некоторые были выбиты неровными ярусами на очень большой высоте. У меня появились вопросы, на которые я не могу ответить до сих пор. Кто вырубал? Когда? Почему ниши вырублены так далеко от буддистских монастырей? Каким образом они вырубались на высоте 5-6 метров над землей? Почему их так много? - Оказалось, что в Мацусима насколько сотен (а может, тысяч?) таких ниш. Можно, конечно, сказать, что это сделали монахи, но никаких подтверждений этой версии в интернете я не нашла. Может быть, монахи осваивали уже имеющиеся ниши, а прорублены они были во времена Стоунхенджа? - Не знаю. Но эти ниши в скалах меня потрясли. И я решила уйти от воды и посмотреть монастыри. Поскольку гуляла неспешно и рассматривала все в подробностях, успела зайти только в Дзуйган-дзи и Энцу-ин.
Дзуйган-дзи, наверное, самый старый монастырь в этих местах. Он основан в 828 году и относился сначала к школе Тендай, затем к школе Риндзай, в 13 веке пришел в упадок, был перестроен и получил новое название, но к 17 веку снова пришел в запустение. К главным воротам монастыря вплоть до последнего времени вела аллея из восьмисотлетних криптомерий. К сожалению, многие из них пострадали во время цунами 2011 года, и теперь дорога идет в обход, через боковые ворота. Так что аллею я не увидела, хотя, как поняла, она восстановлена и скоро ее откроют для посетителей.
Знаменитый даймё Датэ Масамунэ, поддержавший клан Токугава и получивший во владение здешние земли, возвел новый замок, вокруг которого со временем разросся современный город Сендай. Знакомясь со своими землями, он однажды остановился на ночлег в монастыре Дзуйган-дзи и полюбил это место. Он стал охотно приезжать сюда, выделил большую сумму денег, пригласил мастеров-строителей из Киото, лично привез два сливовых дерева - с белыми и красными цветами, - которые до сих пор цветут по весне.
Хондо - главное здание, для которого материал доставлялся из священных лесов на склонах гор Кусано - был выстроен по законам буддистской храмовой архитектуры. Даймё, приезжая сюда, жил в роскошно украшенных комнатах, стены которых были покрыты позолотой. Среди новых строений в начале 17 века было возведено новое здание кухни, потому что даймё был гурманом и любил китайскую и корейскую кухню. Здание Хотандо находится на реставрации, и в него никого не пускают. Сейчас сокровища монастыря выставлены в музее. Но фигура Каннон, деревянные статуи трех настоятелей храма и деревянные таблички с именами членов семьи Датэ выставлены отдельно.
Территория монастыря обширна. В тихом месте на крутом лесном склоне построен мавзолей для официальной супруги даймё, Мэгохимэ. Он выстроен в другой стилистике, похожей на то, как оформлены монастыри Никко.
Монастырь Энцу-ин был основан в 1645 году, чтобы оплакать рано погибшего Датэ Мицумунэ, который приходился внуком основателю города Сэндая. Говорили, что это был талантливый молодой человек, проявлявший способности как в литературе, так и в воинском искусстве. По требованию того времени он жил в Эдо (так назывался тогда Токио), и входил в правительственные круги. Были весьма обоснованные подозрения, что девятнадцатилетнего юношу отравили противники клана Датэ. Его безутешный отец в тот же год построил этот монастырь. Через два года после гибели Датэ Мицумунэ был завершен мавзолей.
В оформлении мавзолея были использованы символы чуждые японской эстетике, но принятые в Европе. Дело в том, что основатель Сендая (дед погибшего) впервые в истории Японии отправил посольство, которое пересекло Тихий океан, добралось до Мексики, а затем через Атлантический океан - до Мадрида. Конечной точкой путешествия стал Рим. Посольство вернулось через семь лет, насмотревшись разных удивительных вещей. (Кстати, следующее посольство в Европу японцы отправили через двести лет). Так вот, оформляя мавзолей, художник изобразил сердце, лопату и цветы: нарцисс и розу. Роза нарисована на золотой фольге минеральными красками, красной, зеленой и белой. Краски эти не выгорают на солнце и не боятся перепада температур. Красный цвет получен от растертых кораллов. Изображение розы сохранилось до сих пор в очень хорошем состоянии. Оно (изображение) произвело большое впечатление, и монахи развели розовый сад, так что монастырь Энцу-ин стали называть также монастырем Розы.
Кроме розового сада, здесь есть еще сад красных кленов, сад мха и сухой дзенский сад. Розы и клены можно увидеть только в сезон, летом и осенью, соответственно. А остальные два не заметить невозможно. Сухой сад оказался небольшим и изящным. Неожиданным было его расположение - совсем рядом со входом. О мховом саде я прочитала позднее, когда вернулась в гостиницу и залезла в интернет. Там я узнала, что форма пруда, вокруг которого разбит мховый сад, напоминает иероглиф "сердце". Может быть, это тоже отсылка к изображению на мавзолее? Не знаю.