Кэнроку-эн сами японцы считают одним из трех самых красивых парков наряду с Кайраку-эн (в Мито) и Кораку-эн (в Окаяма). Он был разбит под стеной замка Канадзава, и на протяжении двух веков поколения местных феодалов обустраивали его как личный ландшафтный парк, который должен был быть красив в любое время года. Парк создан для неспешных одиноких прогулок и не предполагает той суеты, которую застали мы. Ничего не поделаешь, во время цветения сакуры теперь в парке очень оживленно. Фотографируя, я хотела передать атмосферу старой Японии, как ее увидела и поняла.
В отличие от медитативных храмовых садов, где зритель сидит на галерее и видит весь сад с одной точки, посетители Кэнорку-эн, гуляя, не могут не заметить, как меняется пейзаж. Ручьи, соединяющие несколько прудов, протекают между искусственно созданными холмами, на которых высажены различные деревья. Их цветение и меняющие краски кроны преображают сад от сезона к сезону. Основная концепция сада - концепция вечной жизни. Жизни, которая не имеет начала и конца. Лорды-владельцы, развивая Кэнроку-эн, заложили в дизайн зашифрованные пожелания долголетия и процветания, а также включили в пейзаж объекты, воспетые японской поэзией и отсылающие к эпизодам театра НО. Чтобы по-настоящему оценить увиденное, необходимы глубокие познания в разных областях японской культуры.
Японская культура во многом восходит к китайским традициям и представлениям, так вот, согласно древней китайской книге о садоводстве, идеальный сад должен включать в себя шесть характеристик ландшафта, которые представлены следующими парами: открытые пространства и камерная интимность; искусственность ландшафта и естественность нетронутой природы; быстрые потоки и водная панорама. Найти сад, в котором были бы учтены любые три или четыре из перечисленных выше характеристик, совсем не просто, не говоря уже о пяти. Кэнроку-эн включает в себя все шесть, что делает его исключительным. Само название "кен - року- эн" в переводе означает " шести качеств сад".
Открытость пространства и камерная интимность
Сад сочетает в себе эти противоречащие друг другу характеристики естественным образом. Он вольготно расположен, и его открытые пространства предлагают спокойные перспективы яркого света, вечерами то же самое пространство оказывается связано с глубоким космосом. Многочисленные открытые площадки отрицают как саму возможность существования теней, так и личную, интимную жизнь. И тем не менее, в саду существуют укромные восхитительные уголки, которые очень непросто найти.
Искусственность ландшафта и естественность нетронутой природы
Идея искусственно созданного парка предполагает видоизмения дикой природы. Кэнроку-эн - парк, созданный людьми, а не природой. Холмы в нем специально насыпаны, ручьи намеренно проложены определенным образом, деревья искусно выращены именно в тех местах, которые были запланированы столетия тому назад, а старые камни специально перенесены в отведенное им место. Однако, все вместе производит впечатление дикой природы.
Быстрые потоки и водная панорама
Водные ресурсы парка включают в себя пруды, ручьи, водопады и фонтаны. Япония - горная страна, и быструю шумную воду тут следует искать в ущельях и низинах. А чтобы увидеть широкую гладь, следует подняться высоко в горы и посмотреть на океан в безветренный день. Однако эти несовместимые пейзажи собрались в одном месте, благодаря пожеланию одного из владельцев парка. Он решил воссоздать пейзаж песчаных дюн Ushinada, полуостров Hoto, холм Utatsu-Яма и гору Hakusan.
Это красная сосна. У нее сорок корней, каждый из которых возвышается на 2 метра над землей. По указанию одного из владельцев это дерево посадили в насыпной холм, а когда оно укоренилось и выросло, он повелел разобрать землю. Кажется, что сосна готова то ли шагнуть, то ли взлететь. [466x700]
Памятник Ямато Такеру, легендарному герою, объединителю японских земель. В руке он держит знаменитый меч, полученный людьми от богини солнца Аматэрасу. На нем женское кимоно, потому что он был не только сильным, но и хитрым, и обманул таким образом одного из своих врагов. Он присоединил к государству остров Кюсю, а затем уплыл на северо-восток, предполагается, что куда-то в эти земли. Это первый в Японии памятник не божеству, а человеку. Установлен в 1880 году. Сосны, окружающие монумент, специально привезены из храмовых садов Киото.
Вдалеке виден лебединый мост. Он выложен в виде клина летящих птиц и состоит из 11 плоских камней с гранеными краями. Камни напоминают "шашечки" панциря черепахи, которая является символом долголетия. Считалось, что прогулка по этому мосту гарантирует владельцу сада долголетие. В настоящий момент мост закрыт, поскольку начал истираться под ногами туристов, желавших долгой жизни.