В 2024 году отмечаются две круглые даты в истории отечественной алмазной отрасли: 70 лет со дня открытия первой кимберлитовой трубки («Зарница») и 75 лет со дня открытия первой россыпи Вилюйской алмазоносной провинции (коса «Соколиная»). Разумеется, пресса не обошла вниманием эти юбилеи. И на читателя в очередной раз полился поток вымышленных, а порой и намеренно недостоверных фактов, которые излагались авторами с весьма своеобразным пониманием слова «патриотизм». Конечно, нет смысла уделять внимание такого рода публикациям в «общественно – политических» изданиях и тем более «творчеству» всевозможных блоггеров, пишущих на алмазную тему. Серьезной ссылочной базой такие источники не являются по определению и на формирование адекватного представления об отрасли они влияния практически не оказывают. Но совсем иное дело – информационные площадки, в силу своей принадлежности и тематической направленности претендующие на роль квалифицированных экспертов, и ориентированные на людей, интересующихся отраслевыми проблемами не из праздного любопытства. «Юбилейных» текстов, аналогичных рассмотренным, в 2024 году можно отыскать немало и в российских и в зарубежных изданиях, обладающих серьезной деловой и научной репутацией. Они представляют собой характерный пример, как причудливое искажение и мелких, и крупных событий, заполнение лакун выдуманными сюжетами и персонажами, некритичное использование старых отраслевых легенд, весьма типичное для профессиональных исследований в этой сфере, приводит в результате к серьезным ошибкам в построении причинно-следственных связей и определении мотивов отраслевых игроков. Внимание фокусируется на эффектных, но второстепенных деталях, отраслевая история из аналитического инструмента превращается в некий «информационный гарнир», не имеющий никакого отношения к принятию корпоративных решений и используемый, в лучшем случае, для экзотического оформления самых примитивных маркетинговых ходов. Положение усугубляется тем, что в течение последнего десятилетия на многие ключевые позиции в отрасли пришли люди из профессиональных сфер, не связанных с алмазным бизнесом и не имеющие опыта работы на алмазном рынке в период его логически непротиворечивого существования в виде одноканальной системы. Представление об истории отрасли у нового поколения менеджмента поверхностно и порой ошибочно, что приводит к неспособности соотносить и анализировать новые вызовы с историческим контекстом. Этот тезис хорошо иллюстрируется современными усилиями в очередной раз придать бриллиантам свойства инвестиционного актива. Действительно, с начала 1970-х и до начала 2000-х годов было предпринято не менее 15 масштабных попыток такого рода. В этих проектах участвовали финансовые институты мирового значения и более 300 компаний, специализирующихся на дилерских операциях с алмазным сырьем и бриллиантами. Были испробованы все возможные схемы – от разработки стандартизированных «бриллиантовых корзин» до создания производных финансовых инструментов и даже выпуска криптовалют на бриллиантах. Все, без исключения, проекты провалились по объективным причинам, тщательно проанализированным и описанным в доступных источниках. Но история этих экспериментов и весь корпус построенных на конкретных экспериментальных данных доказательств невозможности успешной реализации подобных начинаний, был полностью проигнорирован «новообращенным» менеджментом, возобновившим в 2010-х годах попытки придать бриллиантам инвестиционный потенциал. Разумеется, очередная затея с «бриллиантовыми корзинами» и биржевыми «бриллиантовыми индексами» оказалась провальной, что было несложно предсказать, опираясь на полувековую историю такого рода попыток. Но дело не только и не столько в убыточности очередного провального «инвестиционного» эксперимента, а в том, что образ бриллианта, его информационная оболочка, получила очередной «шрам», подрывающий доверие потребителя к этому продукту, что в сегодняшних реалиях особенно опасно. Нельзя сбрасывать со счетов отсутствие в первой половине XX века главного аргумента, которым оперируют сегодня производители алмазной ювелирной синтетики в маркетинговой борьбе с производителями натуральных алмазов. В то время экология представляла собой рафинированную академическую дисциплину и находилась на периферии зоны внимания СМИ и, соответственно, массового потребителя украшений с драгоценными камнями. Апелляции к защите окружающей среды за счет отказа от потребления предметов роскоши, получаемых в результате разрушающей экосистемы горной добычи, как контрмаркетинговый прием были в то время бесполезны, поскольку в структуре личности тогдашнего потребителя такие мотивы отсутствовали (или почти отсутствовали). Для современных поколений Y и Z экологические мотивы являются одной из основ, определяющих потребительское поведение. Именно в эту мишень и была направлена крайне эффективная контрмаркетинговая атака, уже позволившая производителям алмазной синтетики каннибализировать существенную часть бриллиантового рынка.
Таким образом, аналогия с рынком корундов, несмотря на очевидность и убедительность, является ошибочной. Ее широкое распространение среди апологетов натуральных алмазов показывает лишь отсутствие понимания ими исторического контекста, в рамках которого произошло разделение рынков природных и синтетических цветных камней. Такие заблуждения крайне опасны, поскольку провоцируют надежды на «автоматическое» разделение рынков и тем самым парализуют разработку эффективных маркетинговых моделей, способных противостоять каннибализации рынка природных бриллиантов синтетическими «копиями».
http://rough-polished.expert/