• Авторизация


Бальмонт К.Д. 29-06-2017 22:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения liudmila_leto Оригинальное сообщение

Поэт, и ничего кроме.150 лет Константину Бальмонту

Его превозносили до небес, ему подражали. Его критиковали и пытались вычеркнуть из истории литературы. В начале двадцатого столетия его экзотическая фамилия не сходила с уст читателей и критиков...

[показать]

Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи.
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны...
Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я — изысканный стих.

[показать]
Константин Дмитриевич Бальмонт
Родился-15 июня 1867 г., Шуя, Владимирская губерния, Российская империя
Умер-24 декабря 1942 г. (75 лет), Нуази-ле-Гран, Франция


Константин Бальмонт, один из самых ярких и оригинальных представителей символизма и один из самых знаменитых поэтов своего времени.

«Россия – не Америка, к нам нет филологического ввоза. Не прорастет у нас диковинный поэт, вроде Эдгара По, как дерево от пальмовой косточки, переплывшей океан с пароходом, – писал Осип Мандельштам. – Разве что есть у нас Бальмонт – самый нерусский из поэтов, чужестранный переводчик эоловой арфы в оригинальнейших своих произведениях. Положение Бальмонта в России – это иностранное представительство от несуществующей фонетической державы, редкий случай типичного перевода без оригинала. Хотя Бальмонт и москвич, между ним и Россией лежит океан».

Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая,
И пятая, и после. И потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда – не сочиняю…


Стихийный гений, эстет, шаман, «знающий, что его слова имеют силу, если не над злым духом, то над бедными кочевниками», он воспевал то рай, то ад, становился то солнцепоклонником, то христианином,живший мгновением и довольствовавшийся мигом.

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!



Непревзойденный стилист — его мелодику сравнивали с даром певчей птицы — он разработал технику повторов, пробуждающую в простых словах завораживающую силу:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.


Придумал собственный стиль красочного определения: солнце красное, как кровь, всходило в час переддремотный между скал родимых вновь, реки были радостно-расширенными, деревья — сумрачно-странно-безмолвными.

[показать]


Эксцентричный, склонный ко всяким странностям, носивший маску закоренелого индивидуалиста, пожалуй, только Бальмонт мог незаметно подсунуть в карман случайного знакомого деньги, фрукты и несколько пачек сигарет про запас, узнав что тот испытывает нужду.
«Он добрейшей души был человек», — говорили о нем современники.
«В каждом его жесте, шаге, слове — клеймо — печать — звезда — поэта», — подытоживает Марина Цветаева.

[600x334]


Детские годы будущего поэта Константина Дмитриевича Бальмонта прошли в
небольшой помещичьей усадьбе в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, на лоне среднерусской природы в обстановке усадебного быта и сельской тишины. С сельской усадьбы начинается отсчёт не только жизни поэта, но и его творчества.

[показать]


«…Моими лучшими учителями в поэзии были – усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», – вспоминал К.Д. Бальмонт в 1910-х годах. «Красивое малое царство уюта и тишины», – так писал он позже о деревушке с десятком изб, при которой находилась скромная усадьба – старый дом, окруженный тенистым садом.



Гумнищи и родной край, где прошли первые десять лет его жизни, поэт вспоминал всю свою жизнь и всегда описывал с огромной любовью. Сад и цветы впоследствии станут в его творчестве любимыми образами. Любил поэт также наблюдать за жизнью бабочек, жуков, муравьев, ящериц, птиц и вообще всякого рода живности, безотчетно погружаясь в природный мир.

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора,—
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье — глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,—
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце просила, но сердце заныло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.



Во Владимирской областной научной библиотеке создан уникальный проект-"Ботанический и Зоологический атласы Константина Бальмонта".
Это попытка совместить произведения поэта с описаниями объектов живой природы, встречающихся на страницах Красной книги Владимирской области.


Зоологический атлас К.Д. Бальмонта
клик по ссылке
Я в договор вступил с семьей звериной
От детских дней. Строй чувств у нас один,
Любовь к любви. Искусство паутин.
Я был бы равным в стае лебединой.

Часами я перед болотной тиной
Сидел, как неизвестный властелин,
Что смотр устроил всех своих дружин,
И как художник пред своей картиной.

Мне не безвестен черный плавунец.
Я не однажды говорил с тритоном.
Осоки лезвиились по затонам.

И целым роем золотых сердец
И алых по зеленым рдели склонам
Цветы, шепча, что Солнце – их отец.



Ботанический атлас К.Д. Бальмонта
клик по ссылке

В саду многоцветном, в смиренной деревне,

Я рос без особых затей.
Не видел я снов о волшебной царевне,
И чужд был я играм детей.
Я помню, любил я под солнцем палящим
Один приютиться в саду.
Один по лесным пробирался я чащам,
Один я смотрел на звезду.
За ласточкой быстрой, воробушком, славкой
Следил я, прищурив глаза.
Был каждой утешен зеленою травкой,
И близкой была стрекоза.
И счастье большое — смотреть у забора,
Как ящериц серых семья
Купается в солнце, не видя дозора,
Любил и не трогал их я.
И радость большая — увидеть, как утки
Ныряют в пруду пред грозой.
Услышать, что вот в грозовом первопутке
Громовый разносится вой.
Под первые брызги дождя золотого
Подставить так жадно лицо.
Искать под березой неверного крова,
Хоть вон оно, близко крыльцо.
Часы голубые в лазоревой шири
Скопили минуты гурьбой.
Им молнии — стрелки, и тучи им — гири,
И гром был им — радостный бой.



Еще один проект,посвященный К.Д.Бальмонту-

[450x252]
клик по ссылке
https://library.vladimir.ru/balmont/

*****

Умей творить из самых малых крох.
Иначе для чего же ты кудесник?
Среди людей ты божества наместник.
Ты помни, чтоб в словах твоих был бог…

[270x46]




http://portal-kultura.ru/svoy/articles/kulturnaya-...iya/161269-ukrotitel-khronosa/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бальмонт К.Д. | Рита-Вера - Дневник Рита-Вера | Лента друзей Рита-Вера / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»