Это цитата сообщения
Слава44 Оригинальное сообщениеРУССКИЙ ФУТУРИСТ ВАСИЛИЙ ЧЕКРЫГИН (1897-1922)

Василий Чекрыгин. Автопортрет. 1921-1922 гг. Х., м. 44х29 см.
«Я не гений, но гениален». В. Чекрыгин, 1912 г.
Имя Василия Николаевича Чекрыгина для нескольких поколений людей, любящих русское искусство, остается легендарным. Но известен факт, что в музеях нашей страны ничтожно мало его работ. На первый взгляд, кажется, что так и должно быть: ведь он умер совсем молодым, был оплакан современниками как гений...Потом был забыт почти на сотню лет, пока не появилась в 2005 г. книга-эссе Елены Муриной и Василия Ракитина. К её выходу была приурочена выставка работ Чекрыгина в ГМИИ им. Пушкина. И мало кто из посетителей музея задумывался над тем, где расположен городок Жиздра Калужской губернии, в котором родился незаурядный художник.
Василий Чекрыгин родился в городе Жиздра Калужской губернии 6 (18 по новому стилю) января 1897 г. в многодетной семье приказчика. Василий был шестым из десяти детей. Семья вскоре переехала в Киев. Рисовать мальчик начал в 5 лет, в 12 - поступил в иконописную школу при Киево-Печерской лавре, где считался самым талантливым учеником. Через год приехал в Москву и легко выдержал экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс Константина Коровина. Его называли «сверхребенком»: несмотря на юный возраст, он ставил перед собой не детские вопросы и задачи. Будучи моложе своих соучеников на 6-7 лет, он очень скоро становится признанным авторитетом среди них. В годы ученичества в Москве Василий Чекрыгин примкнул к футуризму, дружил с Давидом Бурлюком, Владимиром Маяковским и Львом Жегиным, сыном архитектора, классиком модерна Ф.О.Шехтеля. Стал вместе с Л.Ф. Жегиным первым иллюстратором В.В.Маяковского (сборник «Я!», 1913 г.).
В 1912 г. Чекрыгин знакомится с В.Е.Татлиным, М.Ф.Ларионовым, Н.С.Гончаровой, М.Фаббри, М.В.Ле-Дантю, Н.Е.Роговиным. Много работает над картинами, неоднократно посещает собрание импрессионистов С.И.Щукина. Испытал воздействие идей философа Н.Ф. Федорова о преодолении смерти, что отразилось в выборе сюжетов и пафосе произведений Чекрыгина.

К весне. Серенький денек. 1911 г. Холст, масло. 53х70,8 см. Пермская картинная галерея.

Серый день. 1911 г. Холст, масло. 29х31 см. Собрание С.З. Лущика, Одесса.

Натурщица. 1912 г. Бумага, сангина. 19,2х26,1 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

В. Маяковский. «Я!». Первая книга стихов. Рисунки В.Чекрыгина и Л.Ш. (Льва Жегина). Москва, 1913 г.

Архангел, убивающий дракона. Литография. Иллюстрация к книге В.В. Маяковского «Я!» (Москва, 1913 г.)

Коленопреклоненный ангел. Литография. Иллюстрация к книге В.В. Маяковского «Я!» (Москва, 1913 г.)

Старец, благославляющий зверей/ Литография. Иллюстрация к книге В.В. Маяковского «Я!» (Москва, 1913 г.)

Поэт. (Подражание Эль Греко и Сезанну). 1913 г. Холст, масло. 54х35 см. (Картина не сохранилась)

Портрет В.Е. Татлина (Посвящается Сезанну и Эль Греко). 1913 г. Холст, масло 64х48 см. Собрание И.А. Сановича.

Даная. 1913 г. Холст, масло. 64,5х85 см. Государственная Третьяковская галерея (на временном хранении)

Адам и Ева. 1913 г. Холст, масло. 70,5х81 см. Музей современного искусства, Салоники. Греция.

Претворение плоти в дух. (Мучительное). 1913 г. Холст, масло. 78х54 см. Собрание С.И. Григорьянца, Москва.

Зеленый (помпейский) натюрморт. 1913 г.Холст, масло. Собрание Г.И. Энтина, Москва.

Натюрморт. 1910-е, начало. Холст, масло. 43х53 см. Самарский художественный музей.
В 1914 г. Чекрыгина лишают стипендии в МУЖВЗ «за увлечение вредными влияниями». Встречается с итальянским футуристом Ф.-Т. Маринетти, приехавшим в Москву, который приглашает Чекрыгина приехать в Милан. Совет МУЖВЗ исключает из училища Д.Бурлюка и В.Маяковского. 25 февраля Чекрыгин покидает училище. Участвует в выставке «№ 4», организованной М.Ларионовым, его работы воспринимаются художниками ларионовского круга как значительное событие.
В том же году Чекрыгин вместе с Л.Ф.Жегиным путешествовал по Западной Европе. Они посещают Варшаву, Дрезден, Вену, Мюнхен и наконец прибывают в Париж. После начала Первой мировой войны они перебираются в Лондон и затем через Скандинавию возвращаются в Россию в сентябре 1914 г. Более всего Чекрыгин ценил древнерусское искусство и творчество Андрея Рублева, а во время пребывания в Европе его внимание привлекли такие имена, как Фидий, Эль Греко, Гойя, Рембрандт, Мазаччо, Джотто, Тинторетто, Леонардо да Винчи и Поль Сезанн.
В 1915 г. Чекрыгин записался вольноопределяющимся в армию, участвовал в боях под Двинском. Несколько раз по болезни его эвакуировали в тыл, и летом 1917 г. он возвратился в Москву. В августе 1917 г. вместе с Павлом Кузнецовым и Казимиром Малевичем входит в художественную комиссию Совета солдатских депутатов, в 1918 г. преподавал живопись в Доме искусств Сокольнического района. Огромное впечатление на него произвела выставка икон в залах бывшего Строгановского училища и стала сильным стимулом в работе художника.

Из серии «Души» (1). 1914-1915 гг. Холст, масло. Частное собрание.

Из серии «Души» (2). 1914-1915 гг. Холст, масло. Частное собрание.

Портрет. 1917 г.

Стекло. 1918 г. Холст, масло. 67х61,5 см. Частное собрание.

Стекло. 1918 г. Холст, масло. 69х52 см. Музей Людвига, Кёльн.

Земля и вода. 1918 г. Холст, масло. 54х62,3 см. Частное собрание.

Киевский пейзаж. 1918 г. Холст, масло. 77,5х87,5 см. Государственная Третьяковская галерея (на временном хранении).

Композиция. 1918 г. Холст, масло. 40,5х58,5 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Голубой сад. 1918 г. Холст, масло. 75х93,5 см. Государственная Третьяковская галерея (на временном хранении).

Автопортрет. 1918 г. Холст, масло. 53,4х39,8 см. Частное собрание.

Автопортрет. 1918 г. Бумага, графитный карандаш. 21,5х19 см. Государственная Третьяковская галерея.

Фидий. 1919 г.

Женский портрет (Т.В. Жуковская). 1919 г. Бумага, графитный карандаш 30,7х23,8 см. Государственный музей Каракалпакии им. И.В. Савицкого, г. Нукус.

Детская головка. 1919 г. Бумага, прессованный уголь. 22,7х20,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

Купальщицы. 1918 г. Холст, масло. 83,5х65 см. Частное собрание.

Туалет Венеры. 1918 г. Холст, масло. 72х53 см. Собрание И.А. Сановича, Москва.

Три дамы. 1918 г. Холст, масло. 52х57 см. Собрание наследников С.А. Шустера, С-Петербург.
В 1918 г. Чекрыгин был одним из первых оформителей Красной Площади к Октябрьскому параду.
В 1920 художник работал в Детском театре (сделал прекрасные эскизы к постановке «Принцесса Турандот»).
Работал преподавателем в Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в Москве, откуда вынужден был уйти из-за резких столкновений по вопросу о голом формализме в искусстве.
Василий Чкрыгин был женат: супруга – Вера Викторовна Чекрыгина (1894-1952).
Чекрыгин возглавлял объединение «Маковец» (организованное в декабре 1921 года) - союз художников и поэтов. На первой выставке объединения в 1922 году была представлена 201 работа Чекрыгина. Выставка называлась «Искусство - жизнь».

Христос и Мария Магдалина. 1918-1919 гг. Бумага, сангина, пастель, уголь. 25,7х22,5 см. Частное собрание.

Христос и Мария Магдалина. 1918-1919 гг. Бумага, сангина, пастель, уголь. 18,8х18 см. Частное собрание.

Абстрактный пейзаж. 1919-1920 гг. Холст, масло. 63х53,5 см. Музей Людвига, Кёльн.

Абстрагирование форм пейзажа (Фабрика). 1920 г. Холст, масло. 101,5х88,5 см. Музей Людвига, Кёльн.

Эскиз композиции «Долой безграмотность». 1920 г. Бумага, пастель, восковые карандаши. 42,4х33 см. Государственный музей Каракалпакии им. И.В. Савицкого, г. Нукус.

Покой Халафа. Эскиз декорации к постановке «Принцесса Турандот». 1920 г. Бумага, акварель 22х29 см. Собрание И.А. Сановича, Москва.

Эскиз костюма Принцессы к постановке «Принцесса Турандот». 1920 г. Бумага, акварель 28х20 см. Собрание И.А. Сановича, Москва.

Эскиз костюма китайца к постановке «Принцесса Турандот». 1920 г. Бумага, акварель 28х20 см. Собрание И.А. Сановича, Москва.

Голова лошади и раб. 1920-е. Бумага, уголь 23,5х22,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

Конь (Революция). 1922 г. Бумага, графитный карандаш. 21х22,4 см. Частное собрание.

Женская голова (Вакханка). 1920 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 25,3х22 см. Государственная Третьяковская галерея.

Женщина в шляпе. 1920 г. Бумага, сангина. 26,6х22,5 см. Частное собрание.

Женский портрет. 1920 г. Бумага, графитный карандаш, уголь, белила. 21х27 см. Собрание К.И. Григоршина, Москва.

Женский портрет. 1920 г. Бумага, сангина, восковые мелки. 23х18 см. Собрание К.И. Григоршина, Москва.

Женская голова. 1920 г.

Женская фигура по пояс. Деталь к композиции «Восстание». Бумага, прессованный уголь. 42,8х38 см.

Беспризорник. 1920 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 21,3х21,3 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Кроткая». 1920 г. Бумага, уголь. 19х20,5 см. (в свету). Галерея Элизиум, Москва.

Архангел. 1920-е. Бумага, уголь. 27,2х25 см. Государственная Третьяковская галерея.

Рисунок. 1920-е. Бумага, графитный карандаш.

Композиция из серии «Расстрел». Бумага, прессованный уголь. 31,6х30 см. Государственная Третьяковская галерея.

Эскиз композиции «Восстание». 1920 г.

Многофигурная композиция. 1920 г.

Эскиз фрески «Воскрешение». 1920-е. Бумага, прессованный уголь. 48,8х38,3 см. Государственная Третьяковская галерея.

Весна. 1920-е. Бумага, прессованный уголь. 34,4х27 см.

Мифологическая композиция. 1920-е. Бумага, уголь. 17х13 см.

Всемирная выставка. Иллюстрация к рукописи «О Соборе Воскрешающего музея». 1921 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 39,5х30,5 см. Государственный музей Каракалпакии им. И.В. Савицкого, г. Нукус.

Обнаженная, стоящая на подиуме. 1920-е. Холст, масло. 97,8х78,7 см.

Стенька Разин. 1921 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 25,9х22,3 см. Государственная Третьяковская галерея.

Безумный. Рисунок из цикла «Сумасшедшие». 1921 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 23,8х22,2 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Безумная. Рисунок из цикла «Сумасшедшие». 1922 г.

Лица. 1921 г. Бумага, графитный карандаш.
В начале 1920-х гг. Чекрыгин обращается к работам религиозного мыслителя и философа-футуролога Николая Фёдоровича Фёдорова (1829-1903) и его главному труду «Философия общего дела». В учении Н.Ф.Федорова Чекрыгин нашел не только ответы на «мучительные вопросы», не только убедительную мотивацию для своих грандиозных творческих планов. Он почувствовал внутреннее родство с первопричиной федоровской философии, которая коренилась в бунте против смерти, в невозможности примириться с конечностью земного человеческого существования. Под воздействием идей Н.Ф.Федорова он создает огромный цикл рисунков «Воскрешение мертвых» (1918-1922 гг.).

Композиция «Воскрешение». Бумага, графитный карандаш, уголь. 1918-1919 гг.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (1). 1921 г.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (2). 1921 г.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (3). 1921 г.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (4). 1921 г.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (5). 1921 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 24,1х28,9 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (6). 1921 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 25,5х33,4 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (7). 1921 г. Бумага, карандаш. 17,9х22,8 см. Аукцион Сотбис.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (8). 1922 г.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (9). 1922 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 26х32,2 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (10). 1922 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 32,1х25 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.
Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (11). 1922 г. Бумага, уголь. 48х48 см. Аукцион Сотбис.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (12). 1922 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 23,8х32,3 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (13). 1922 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 24х29,2 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Композиция на тему «Воскрешение мертвых» (14). 1922 г.

Композиция с ангелом. Из цикла «Воскрешение мертвых». 1922 г.

Участие науки в деле воскрешения. Иллюстрация к рукописи «О Соборе Воскрешающего музея». 1922 г. Бумага, уголь. 38,1х27,9 см. Аукцион Сотбис.

Предчувствие воскрешения. Из цикла «Воскрешение мертвых». 1922 г.

Любовники. Композиция на тему «Воскрешение мертвых». 1922 г.

Троица. 1922 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 24х29,2 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Композиция «Пушкино». 1922 г. Бумага, прессованный уголь. 30,9х27,4 см. Государственный музей Каракалпакии им. И.В. Савицкого, г. Нукус.

Четыре идущие женщины. 1922 г. Бумага, прессованный уголь. 29,4х24,1 см. Государственный музей Каракалпакии им. И.В. Савицкого, г. Нукус.

Композиция из серии «Голод в Поволжье». 1922 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 24,3х29 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Композиция из серии «Голод в Поволжье». 1922 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 23,9х31,6 см. Частное собрание.

Рисунок из журнала «Маковец». 1922 г., № 1.

Женская голова. 1922 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 22х22,5 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Букет на голубом фоне. 1920-е. Картон, гуашь. 53,8х41,5 см.

Цветы. 1921 г. Холст, масло. 62х47 см.

Пейзаж. 1922 г. Бумага, акварелью 27,4х23,6 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Смерть моего брата Захария. 1922 г. Холст, масло. 38,5х29,5 см. Частное собрание С.И. Григорьянца, Москва.

Оплакивание (Pieta). 1922 г.

Судьба. 1922 г. Холст, масло. 143х107,5 см. Государственный Русский музей.

Воскрешение мёртвых. 1922 г. Холст, масло. 71х54 см. Государственная Третьяковская галерея (на временном хранении).

Воскрешение мертвых. 1922 г. Холст, масло. 79,4х89,1 см. Музей современного искусства, Салоники. Греция.

Цветы. 1922 г. 31,6х27,2 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Цветы. 1922 г. Холст, масло. 31,1 27,9 см. Собрание К.И. Григоришина, Москва.

Маковец. Журнал искусств. Обложка. 1922 г., № 2.
В 1922 г. в первом номере «Маковца» известный искусствовед и богослов Павел Флоренский опубликовал свою статью о храмовом синтезе искусства (материал очень близкий по духу Чекрыгину), а во втором номере появилась статья самого Чекрыгина и...посвященный ему некролог.
Творческий и жизненный путь художника оборвался очень рано. В возрасте двадцати пяти лет Василий Чекрыгин трагически погиб 3 июня 1922 года под колесами поезда между станциями Пушкино и Мамонтовка Московской области.
Художественный мир Москвы был потрясен внезапной смертью 25-летнего живописца и графика Василия Чекрыгина. «Творчество В. Н. Чекрыгина – явление неожиданное и исключительное. Оно поражает яркостью, силой, внутренней напряженностью, давно не виданной органичностью лица», - писал искусствовед Анатолий Бакушинский. Он назвал Чекрыгина «предтечей великого искусства».
Работы Василия Чекрыгина хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном литературном музее, Музее В.В. Маяковского в Москве, Государственном музее Каракалпакии им. И.В. Савицкого, в Музее Людвига в Кёльне, Германия и ряде частных коллекций.