Говорят, что согласно правилу одного дара стать по-настоящему профессионалом, мастером своего дела можно лишь в одном любимом деле, уделяя ему все свое время и энергию. Джимми Хендрикс доказал это в полной мере, став тем гитаристом, на которого равняется не одно поколение тех, кого мы привыкли называть гитарными монстрами, лучшими в мире.
Говорить о его таланте, творчестве и жизненном пути можно бесконечно. Во многом он был спорным, где-то – неправильным, ведь наркотики и алкоголь к добру все равно не приводят. Но факт остается фактом, а Джимми Хендрикс – легендой гитарной музыки, человеком, изменившим подход к самому инструменту. Я не буду рассказывать его биографию, лишь несколько мыслей о нем самом…
Что могло бы быть первопричиной того, что из обычного мальчика типичной американской семьи вырос мега-талант? Не иначе воля свыше, ибо никаких предпосылок Джимми к этому не имел. Бедная семья, постоянные ссоры родителей, непонимание со стороны учителей… И все же в 12 лет маленький Джонни (его настоящее имя) взял в руки метлу и начал имитировать на ней игру на гитаре, исполняя песни Элвиса Пресли. Первый нормальный инструмент у Хендрикса появился только в 15 лет, в тот же самый год, когда умерла его мать. И он начал активно тренироваться…
[306x296]Неизвестно, сколько бы лет игры по кабакам прошло еще, если бы в одном из Нью-Йоркских кафе выступление Хендрикса не увидела подружка Кита Ричардса, гитариста уже набирающего солидные обороты Rolling Stones. Именно она устроила Хендриксу судьбоносную встречу с бас-гитаристом группы The Animals, Чесом Чендлером. Чес предложил молодому таланту услуги менеджера и увез Джимми в Лондон, покорять Старый Свет. Одним из условий поездки со стороны Джимми Хендрикса было знакомство с Эриком Клептоном. Сам же Эрик часто вспоминает, как молодой гитарист поразил всю публику своей манерой игры, техникой исполнения и поведением на сцене: «Насколько я помню, он играл номер Хоулин’ Вулфа «Killing Floor». Но как он это делал! Играл на гитаре зубами, лежа на полу, за головой, и чуть ли не садясь на «шпагат»! Я повернулся к Чесу и спросил: «Все, что я вижу, происходит на самом деле?». Это было невероятно!»
Я оставлю концертную деятельность Джимми в стороне, об этом намного больше меня знает и расскажет Википедия. Постараюсь сосредоточиться на его личности. Хендрикс кроме всех прочих талантов был очень хорошим шоуменом: яркие костюмы поражали консервативную Англию, привыкшую видеть пиджаки The Beatles. Трюки с гитарой, игра зубами и локтями были в новинку. Но и этим Джимми не ограничился, 31 марта 1967 года поджегши на сцене свою гитару. Насколько я знаю, не единожды после этого через трюки с поджиганием у Джимми были проблемы с ожогами рук…
Если говорить откровенно, то у Джимми с его группой THE JIMI HENDRIX EXPERIENCE было выпущено только 3 официальных альбома. Гораздо больше изданий было выпушено уже после его смерти, и они продолжают переиздаваться сейчас. Почему группа просуществовала так мало? Причины банальны и характерны для большинства других групп – это непонимание внутри коллектива. Яркая личность и талант Хендрикса приводили к тому, что все лавры славы доставались ему. Это в сочетании с плохими концертными условиями и разрушило группу.
В 1969 был Вудсток, на котором Джимми был самым ожидаемым гитаристом. Да и многие считают, что там он отыграл свой лучший концерт. Свое последнее выступление Джимми отыграл 6 сентября 1970 года на фестивале Isle of Fehmarn в Германии. 18 сентября его нашли мертвым в номере лондонского отеля, захлебнувшимся рвотными массами после 9 таблеток снотворного…
А сегодня ему мог бы быть 71 год!
P.S.Пара уточнений: в 12 лет Хендрикса уже звали Джими (отец официально поменял ему имя, когда вернулся с войны), и умер он не в отеле, а в скорой помощи по пути из отеля в больницу (из-за халатности и низкой квалификации санитаров).
Есть причина, по которой люди готовы пойти на многое, чтобы посмотреть, как играет Ричардс. Конечно, этот гитарист уже давно не на пике своих сил, но это точно человек, который создал уйму удивительных и разнообразных песен и мелодий. Его игра на гитаре всегда была инновационной, а его использование постоянно меняющихся подходов всегда лежало в самом сердце звукового звучания Rolling Stones.
Райли Би Кинг из американского городка Индианола, штат Миссисипи, погрузился в блюз чуть ли не с рождения. Его минималистический стиль и чистое музыкальное «повествование» повлияли на целые поколения гитаристов. Сейчас ему 87, он все еще остается королем блюза и дает около 100 концертов в год. (AFP/Getty)
Мастерство Ван Халена исходит отчасти от того, как именно он играет на гитаре. Он овладел техникой тэппинга в совершенстве и даже улучшил ее. Сейчас ему 55, и он продолжает гастролировать.
Возможно, это первый крупный европейский джазовый музыкант, который играл «скачкообразно». Оригинальный стиль Рейнхардта стал музыкальной традицией в культуре французских цыган. Известно, что Рейнхардт играл все свои соло на гитаре двумя пальцами, после того, как повредил при пожаре два других пальца на руке. (Roger – Viollet / Rex Features)
Один из самых уважаемых гитаристов своего поколения, предпочитающих пальцевую технику звукоизвлечения. Точность и мелодичность Нопфлера сильно замедлила эволюцию панк-сцены в конце 70-ых. (Getty Images)
Есть веская причина тому, что любая статья о Роберте Джонсоне сопровождается его одним и тем же культовым снимком, ведь сохранились всего лишь два портрета этого блюз-музыканта. Большую часть своей жизни Джонсон провел вне коммерческого успеха, играя на улицах или в закусочных, но он остается, наверное, одним из самых ключевых блюз-музыкантов в истории.
Стиви Рэй Вон (справа) ушел из школы в 17 лет и полностью окунулся в мир музыки, работая среди таких блюз-музыкантов, как Альберт Кинг и Мадди Уотерс, а также таких рок музыкантов, как Лонни Мак и его кумир Джими Хендрикс. Вон развил свой собственный оригинальный стиль с характерным смелым звучанием и вместе с группой «Double Trouble» в течение семи лет наслаждался успешной музыкальной карьерой. К сожалению, Вон погиб в результате крушения вертолета в Висконсине. (Rex Features)
Харизматичный, многогранный и экстраординарный музыкант. Он более всего известен своей главной ролью в клубе Буэна-Виста. Кудер начинал, как подросток и многообещающий блюз-музыкант, и по сей день остается знаменитым за его изысканное «скольжение» во время игры на гитаре. (Karen Miller)
Инноватор в области джаз-гитары и гитарного соло на одной струне. Джонсон имел довольно успешную в коммерческом плане карьеру. Он один из немногих гитаристов, которые могут претендовать на то, что заложили фундамент блюза и рока, а его влияние оставило след на творчестве практически всех электро-блюз-гитаристов, которые родились после него. (Rex Features)
«Стеклянный» тон гитарной игры Сантаны узнается, едва он появляется в песне. И это можно сказать далеко не обо всех музыкантах, которые представлены в этом списке. Характерное для творчества Сантаны слияние латинских ритмов, блюза и джаза стало практически культовым, а головокружительно пестрые наряды и 65-летняя (!) карьера заслуженно привели его к 10 наградам Грэмми и трем наградам Латинского Грэмми. (AP)
Гитарист группы «Led Zeppelin» стал одним из лучших «задавал ритма» всех времен. Однако он также является одним из величайших композиторов и продюсеров в мире рока. При таком обширном наборе песен, соло и ритмов Пейдж легко стал одним из «титанов» индустрии.
Определенно величайших из всех живых представителей фламенко на гитаре. Де Лусия невероятно техничный и талантливый гитарист. Его работа с Джоном МакЛафлином и Ларри Корьелом привело к созданию одного из самых захватывающих альбомов, когда-либо написанных в мире гитарной музыки.
Единственный трехкратный обладатель наград Зала Славы рок-н-ролла. Клэптон революционизировал игру на гитаре и стал одним из самых уважаемых и влиятельных музыкальных деятелей в эру рока. Его стиль со временем менялся, но он всегда держался блюзовых корней.
Командор Ордена Британской империи также представляет собой рок-легенду. Его игра на гитаре – настоящее театральное представление, а список хитов группы «Queen», к которым он приложил руку, поистине впечатляет. (Rex Features)
Аткинс освоил огромное число стилей – от кантри до джаза и классики. Он разработал собственный стиль игры на гитаре в 4 пальца, чтобы одновременно играть и мелодику, и аккорды. Он воскресил кантри-музыку с помощью звучания Нэшвилла, которое теперь неотъемлемо ассоциируется с личностью музыканта . (AP)
Гитарист группы «Guns N’ Roses» написал одни из самых запоминающихся мелодий всех времен, а его соло – в таких песнях, как «November Rain», «Sweet Child o’ Mine» и многих других – вошли в историю. Может быть, «Guns N’ Roses» и пытаются повторить успех своего первого альбома, но игра Слэша всегда была успешной. (AFP)
Берри лучше всего известен своими формообразующими ритмами и блюзом. В итоге он послужил вдохновением для таких артистов, как «Beatles» и «Rolling Stones». Как гитарист, Чак Берри был экономичен и чист, а как шоумен – ярок и остроумен.
Элегантные соло Гилмора, иногда мечтательные, иногда мелодичные, стали основой музыки группы «Pink Floyd». Его соло в композициях «Comfortably Numb», «Time and Money» навсегда засели в душу многих меломанов. Ему удалось создать звучание, которое ни с чем не спутаешь.
Как и Эрик Клэптон и Джимми Пейдж, Бек является одним из трех знаменитых гитаристов, которые сыграли с группой «The Yardbirds». За это он вошел в Зал Славы рок-н-ролла, а затем он вошел туда снова благодаря своей деятельности соло. 68-летний гитарист спродюсировал несколько из самых захватывающих и головокружительных гитарных мелодий в новейшей истории музыки. И хотя он уже не так коммерчески успешен, как многие из его современников, он его влияние в музыкальном мире нельзя недооценивать.