Библейские книги Ветхого Завета в своем полном составе не были распространены в Древней Руси, по крайней мере до начала XVI в.
Для средневекового русского человека ветхозаветные книги заменялись книгой, которая вместе с библейскими текстами приняла в свой состав множество библейских сказаний и называлась Палеей.
Эта книга для древнерусских людей была Священным Писанием и не отличалась ими от Библии, и последняя часто сама называлась Палеей. Само слово «Палея» происходит от греческого «палеос», что в патристике обозначало Ветхий Завет.
[600x293]
Целые столетия Толковая Палея сохраняла свой непререкаемый авторитет и донесла его неприкосновенным до той эпохи, с которой начинается период новой катастрофической русской истории, связанной с Расколом Русской Церкви и реформами Петра I. В конце XVII в., протопоп Аввакум ссылается на Толковую Палею, как на Священное Писание.
Авторитет Палеи умаляется вместе с общим упадком древне-русской литературы и сокончательным разложением древнерусской жизни в духовной элите русского общества.
Но несмотря на все коллизии и превратности последующей русской истории почтительное отношение к Толковой Палее сохранилось у староверов вплоть до наших дней.
В своем назначении Толковая Палея имеет огромное значение в истории средневековой, христианской, философской мысли, а также в истории христианского искусства и литературы. Элементы, из которых она сложилась, восходят к ранним периодам христианской литературы и искусства, к произведениям отцов церкви.
Древнехристианская литература, а к ней без сомнения принадлежит Толковая Палея, все факторы бытия разрешала через богословскую аллегорию и любой феномен обращала в символ, и говорила о нем именно через символ. Эти глубокие и поэтические символизации, унаследованные составителем Толковой Палеи от патристической литературы, дают разбираемому памятнику особое значение в истории христианско-богословской мысли. Как в православных храмах священные изображения новозаветных событий часто изображаются совместно с ветхозаветными событиями, которыми они преобразовывались. И как Новый Завет (Церковь) сопоставляется с Ветхим Заветом (Синагогой), так и Толковая Палея постоянно указывает таинственный смысл ветхозаветных событий по отношению к Новому Завету и таким образом захватывает в свою сферу важнейшую часть христианской символики.
[600x450]
Слово «Палея» в Древней Руси употреблялось в разнообразных значениях. Весь ветхозаветный период, дохристианская эпоха называлась «палеей». Ветхозаветные книги Библии также известны в Древней Руси под именем Палеи, под ней подразумевалась та часть Ветхого Завета, которая заключается в восьми первых библейских книгах. Содержание этих библейских книг разрабатывалось в древне-русской литературе по двум различным направлениям: излагая содержание ветхозаветной истории, обращали внимание или на символическое значение ветхозаветных событий по отношению к Новому Завету, или только на историческую сторону библейского повествования. Поэтому в древнерусской письменности имя «Палеи» носили сборники, далеко не похожие друг на друга по цели и содержанию распавшиеся на два вида - Палею Толковую и Палею Историческую - «Очи Палейныя». Толковая Палея может быть охарактеризована как философско-полемический сборник направленный против иудеев, но основная её задача - это раскрытие перед читателем грандиозной картины мироздания заключенную в библейских книгах Бытия, и истолкованную в сочинениях великих христианских мыслителей. Цель Толковой Палеи - это доказать на основе сочинений отцов церкви превосходство Нового Завета над Ветхим. Этой целью определяется первоначальный состав и метод изложения Толковой Палеи. Она не идет далее Книги Царств и завершается началом царства Соломона.
[284x400]
Стараясь выяснить таинственный, символический смысл Ветхого Завета по отношению к Новому и разрешая его в богословский символ Евангелия, Толковая Палея типологически сближается с произведениями средневекового искусства и литературы, которые были широко распространены на латинском Западе до начала XV века. Это так называемые «Библии бедных». Но сходство, подчеркиваем, только типологическое, Толковая Палея не только иллюстрирует библейскую историю, но и пытается раскрыть ее глубинный смысл. Для Палеи событие ветхозаветной истории важно не само по себе как описание человеческого события, а важно за этим проявлением вскрыть глубокий духовный смысл, ведущий к спасению человечества.
Толковая Палея как памятник древнерусской богословско-философской мысли в своей базовой основе имеет двойственную проблематику, с одной стороны - это полемика против иудаизма, язычества, магометанства, с другой, сложнейшие онтологические, натурфилософские и историософкие проблемы имеющие энциклопедический характер.
Основная полемика Толковой Палеи направлена против иудеев В ней постоянно присутствует противопоставление мировоззрения иудеев до Христа и после Него, то есть Иудеи как единственные хранители Божественного Откровения и Закона в мире теряют свою избранность после пришествия Христа, и не могут более являться хранителями не только Благодати, но и Закона. Этот дар отобран у них и передан христианам. Важен вопрос против каких иудеев велась полемика? Против талмудических иудеев или против караимов? Вопрос этот пока не решен.
Ответ на него может быть дан только опосредованно, исходя из самого текста Толковой Палеи. Основной спор с иудеями ведется здесь на основании различного понимания бытийственной проблематики - возникновения и развертывания в пространстве мира. Именно с моментом создания природного космоса связываются все остальные вопросы полемики - христологические, историософские и т. д. Священные книги караимов не имеют столь философски разработанных толкований на книгу Бытия, которые присутствуют в талмудической и каббалистических традициях. Это Мидраши, включающие в себя толкование на Пятикнижье Моисеево, в особенности на книгу Бытия в каббалистическом жанре.
Поэтому можно сделать осторожный вывод, что полемика велась именно с представителями талмудического иудаизма. Взаимодействие и, следовательно, полемика с иудеями были хорошо известны со времен начального периода Киевской Руси. Средневековье - это время, когда устное каббалистическое предание материализуется и появляются книги Зогар (Сияние) и Иецира (Творение) являющихся вершинами каббалистической мысли. Безусловно полемика в Толковой Палее не ведется непосредственно с самими источниками, но составителю Палеи было в определенной степени известно эзотерическое знание, которое затем появилось на страницах каббалистической литературы.
Автор:А.П. Щеглов
[588x700]
материал из Википедии:
Палея́ (греч. παλαιός — древний, ветхий) — памятник древнерусской литературы византийского происхождения, излагающий ветхозаветную историю с дополнением апокрифических рассказов.
Палея известна в следующих вариантах:
Палея толковая — пересказ книг Ветхого Завета с полемическими и антииудейскими толкованиями, а также с апокрифическими дополнениями и комментариями. Толковая палея содержит пространные богословские рассуждения, раскрывающие символическое значение ветхозаветных событий в качестве прообраза событий новозаветных. Местами историческое повествование прерывается естественнонаучными рассуждениями. В Толковой палее библейские события описываются до времён царя Соломона.[1]
Палея историческая — излагает библейскую историю от сотворения мира до времени царя Давида. В рукописных списках именуется «Книга бытиа небеси и земли». В отличие от Толковой палеи в Исторической не приводятся толкования и полемические рассуждения. Источниками Исторической палеи помимо Библии являются апокрифы, Великий канон Андрея Критского, слова Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Русский текст Исторической палеи воспроизводит средне-болгарский перевод с греческого, выполненный в первой половине XIII века.[2]
Палея хронографическая — сочетает в себе черты хронографа и палеи, являясь в Пространной редакции переработкой Толковой палеи с добавлением ряда апокрифов (Суды Соломона, легенды о Ламехе, Мельхиседеке, Моисее и др.) и выдержек из византийских хронографов (например из Хроники Иоанна Малалы).[3]
http://ru.wikipedia.org/wiki/?4??4??4??4??5?
Палея
О Солнце и о Луне
Сотворил же Бог Луну в том виде, какой она принимает на 15-й день лунного месяца, в полнолуние. Заутра восходит Солнце, а Луна перемещается и является на западе, когда же Солнце оканчивает свое движение на западе, вскоре восходит Луна, чтобы исполнилось сказанное Им: "Да владеют (два великих светила) днем и ночью" (...)
Письмена говорят: насколько солнечный круг больше земного, настолько земной круг - лунного. (...)
Как возвестил нам Иоанн Дамаскин, существуют семь планет или воздушных поясов. На первом поясе звезда Арес (Марс), на втором поясе звезда Гермес (Меркурий), на третьем поясе звезда Зевс (Юпитер), на 4-м поясе Солнце, на 5-м поясе звезда Афродита (Венера), она же Денница, которая иногда днем восходит, а ночью заходит, на 6-м поясе звезда Крон (Сатурн), на 7-м поясе Луна. Эллины называют Луну Гекатой и представляют ее ездящей на колеснице, запряженной львами и мечущей в них змей.
Божественное Писание учит не так, как говорят эллины, не сами планеты затемняют ясность нашего зрения, а ограничено наше зрение, устремленное ввысь. Можешь испытать слова вероучителей: взойди на высокую гору и взгляни на ровное поле. Какими покажутся оттуда пасущиеся внизу стада? Не станут ли они напоминать муравьев или мышей? Или взойди на вершину высоких холмов и погляди с нее на море - какими тебе покажутся корабли? Не меньше ли любого голубя представятся они твоему взору? В море находится множество объектов значительного размера, вроде больших островов, на которых стоят бесчисленные города и села. Не представляешь ли ты их себе как нечто черное и плавающее? И еще: там, где высокие горы пересечены глубокими ущельями, они будут видеться нам гладкими и круглыми.
Как мы уже сказали, зрение воздушного пространства ограничено, поэтому при его безмерной высоте как сможем увидеть истинную величину светила? Господь сказал: "Да будут (светила) знамениями для дней, годов и эпох", и потому бывают знамения через те светила. Случается затишье бурям, южные дожди, северные метели или мощные натиски бурь, когда по обе стороны Солнца блещут знамения. Если Солнце бывает и на востоке и на западе, значит, прольется большой дождь и задует сильный ветер.
Когда только с одной северной стороны явится знамение, оно предвещает северный ветер, когда только с южной стороны - южный ветер. Извещая об этом, Господь сказал: "Тогда наступит скорбь, когда возгорится небо, предвещая мрак". Ибо когда от поднятия тумана, который испаряется от земли, чернотой омрачатся солнечные лучи, а Солнце будет видеться людям кровавым, тогда явится то знамение в местах, где существует избыток влаги, в виде поднявшегося тумана, развеваемого ветром.
А когда, как волосы, простираются солнечные лучи и облака как бы горят, тогда делается ветрено и студено. Если же Солнце явится, пригибая к себе лучи свои или охваченное почерневшими облаками, во время восхода или заката, тоже будет черно и мутно. Если же на закате будет чисто или зарево, то это предвещает затишье и ясную погоду.
Луна также являет много различных знамений. Тонкая и ясная трехдневная Луна предвещает длительное затишье. Если она будет тонкой, но не ясной, а как бы огненной, то знаменует сильные ветры. Если оба рога у Месяца равны между собою, но северный рог будет чище, то это предвещает переменные западные ветры. А когда почернеет Луна во время полнолуния, бывает дождливо. Когда облака плывут с двух сторон Луны, бывает легкий ветер, когда же они кружатся от Луны венцами, то предвещают мрак. Если Луна сделается черной, то мрак продлится и сделается тяжелым.
Такие вот знамения преблагой и всемогущий Господь повелел творить Солнцу и Луне, чтобы смотрели на них переплывающие великие морские пучины, чтобы пахари, труженики и гребцы прочно утвердились в том, что эти знамения - милость и великая помощь Творца Бога, дабы благодаря тем знамениям не был нанесен внезапный ущерб.
Серия сообщений "Старинные книги, карты. Геральдика":
Часть 1 - Геральдика. Германская империя. Часть первая.
Часть 2 - Геральдика. Германская империя. Часть вторая.
...
Часть 9 - Codex Manesse (Манесский кодекс, Гейдельбергская рукопись)
Часть 10 - Алхимическая рукопись 16 в. Splendor Solis (Блеск Солнца)
Часть 11 - Палея: "Ветхий Завет" по-русски
Серия сообщений "Особая территория: Россия":
Часть 1 - Майор "Солнце" Солнечников.
Часть 2 - Шестая рота - в небе над Россией
Часть 3 - - 32-й, ё*** по этому х**!
Часть 4 - Палея: "Ветхий Завет" по-русски
Часть 5 - Об одной заброшенной стройке.
Часть 6 - Первый залп легендарных "Катюш". 1941 год
Часть 7 - Старорусское,ёрное.
Часть 8 - Русское просвещение. Вариант для дам