Традиция создания на территории Руси архитектурных сооружений по саженям сформировалась еще в древние времена, но едва не закончилась с принятием Советами декрета 1918 года о введении единой системы измерений, основанной на метре. И только с развалом СССР стало возможно возрождение древнего зодчества, основанного на естественных человеческих мерах.
В древние времена каждый мастер мог использовать в качестве эталонной единицы измерения свое тело. Так появились на свет меры-сажени. Например, маховая сажень – размах рук, ростовая сажень – рост. В первую очередь зодчий думал об удобстве сооружения для его хозяина, поэтому сооружения создавались гармоничные человеку. И это подтверждают обмеры древнейших сооружений.
На рисунке результаты обмера дольмена на реке Жане (вблизи г. Геленджик), ориентировочный возраст около 2 тыс. лет до нашей эры. [542x386]
Основные отличия традиционной архитектуры от современной.
Рассмотрим отличия современной архитектуры и архитектуры эпохи саженей на примере многоэтажного дома в городе и русской избы.
1. Размеры и пропорции.
Для проектирования современных домов используются хаотичные размеры и создаются хаотичные объемы, выраженные метром.
Для проектирования древних сооружений используются размеры, гармоничные человеку (по золотому и серебряному сечению), и создаются объемы, комфортные человеку, которые тоже можно выразить в метрах.
2. Чувство меры.
Если сравним фигуру человека с современным домом и русской избой, то становится ясным, что соотношения размеров в русской избе более гармоничны. Например, чердак соответствует голове, а подклет – ногам до колена. В современном доме высота чердака сведена к минимуму, то есть голова практически отсутствует, а подвал соответствует по пропорциям стопам. Можно дополнительно сделать вывод: изба в отличие от современного дома соразмерна человеку .
3. Осмысленность .
«И немудрено: в старинных деревянных постройках России отражены народные представления об окружающем мире и о месте человека в нем. Непостижимо великое, бесконечное, сосредотачивалось в малом, жилище человека - непосредственно окружающее его пространство, им же сотворенное символизировало Вселенную, как бы ее модель. Все было не случайно и приобретало потаенный смысл: целая жизнь и каждый ее день, все здание и каждая его деталь» - пишут в книге «Избяная литургия» А. В. Ополовников, Е. А. Ополовникова.
В современном доме все подчинено одной цели: быть в системе общества, быть успешным винтиком конвейера, ориентированного на получение прибыли… Некогда думать о мире и Вселенной, надо все успеть: дом, работа, магазин, отдых. Пролетают безликие дни недели, выделяются лишь выходные, когда надо успеть получить всевозможные городские удовольствия – кино, концерты – и посетить иные, чем в будни, места общественного питания.
4. Энергонезависимость.
Крестьянскую избу отличает от современного жилища полная независимость извне: вода из собственного колодца, печь на дровах, запасы питания как минимум на полгода, практически все отходы используются вторично.
Если же в современном городе случится авария в системе центрального водоснабжения, то уже возникают огромные проблемы для горожан. Существенные проблемы создают городские мусорные свалки. Город для своей жизнедеятельности требует все больше и больше электроэнергии. Необходимо отметить, что к страшным последствиям может привести дальнейшее развитие АЭС, не только потому, что все они строились в местах разломов земной коры, но и из-за сложности утилизации отработанного радиоактивного сырья.
На основании вышеперечисленного становится ясно, что при позитивных изменениях социально-экономических и политических условий и осознании людьми проблемности своего существования в многомиллионных городах-муравейниках, большинство жителей многомиллионных городов с большим удовольствием поменяют современные квартиры в многоэтажках на частные индивидуальные дома. При этом надо помнить о необходимости возрождения духовной культуры народа и позитивных изменениях в его менталитете.