Традиционным занятием русских богатырей была борьба со Змеем Горынычем. Противник этот был силен, хитер, многолик. Самым страшным его оружием были огненные стрелы, которые он изрыгал из пасти, осыпая ими каждого, кто осмеливался вступать с ним в борьбу.
Постепенно этот сказочный образ воплотил в себе все неприятные черты наших противников и превратился в отвлеченный символ врагов земель. Но с символом нельзя сражаться на поле брани, единоборство с ним возможно лишь в духовной сфере, и наши богатыри приобретали все более и более неземные черты далеких сверхлюдей.
В былинах же и сказках Змей первоначально был наделен реальными человеческими чертами, и действия его были вполне земными. Самым обычным его делом было проникновение в княжеский терем в виде прекрасного юноши и лишь в случае разоблачения он становился лютым Змеем. Нередко хаживал он ко многим красавицам былинных времен и был любим ими, что тоже приписывалось колдовским чарам. О его похождениях к жене Муромского князя рассказывалось в знаменитом «Сказании о Петре и Февронии». В статье В.Власова «Почему князь Петр женился на Февронии», опубликованной в журнале «Вокруг света» № 4 за 1988 год, коротко рассказывается эта поучительная история в связи с этапами принятия христианства на Руси. До сих пор можно услышать по глухим полесьям рассказы о том, что в давние времена Змей «примучил» красавицу, жившую на краю их села в богатом доме с родителями: погибла девица, разрушился от времени дом ее родителей, но место это и поныне зовется «Сельбищем».
По современным понятиям, обладание гипнотической силой могло бы и в прошлом убедить каждого, что перед ним не шалопай из соседней деревни, а поистине ужасный Змей Горыныч. Почему же обязательно Змей? Да потому что люди с детства слышали страшные истории о Змее Горыныче, и им проще было уверовать в то, к чему они были уже подготовлены.
Тысячелетие тому назад, когда создавались былины, людям были хорошо известны свойства черной вязкой жидкости, встречавшейся местами на поверхности в Причерноморье, в Прикаспии. Ее широко использовали в военных целях, наполняя ей подожженные факелы, что получило название «греческого огня». И любой воинственный хозяин пещеры, если он всерьез решил господствовать над окрестными землями, мог запастись подобным оружием, контактируя с греческими властителями.
Страшила многоголовость Змея, как пугает она и сейчас каждого, кто обнаруживает подобные отклонения от нормы у змей, встречающееся иногда в природе. Возможно, это свойство дало толчок к созданию многоголовости Змея Горыныча. Сказки об этом чудовище знакомы всем с детства. Но есть ли какие-либо исторические сведения о его деяниях?
«Змиевыми валами» издавна называются древние укрепления времен Трояна (II век н.э.), возведенные на территории Восточной Европы неведомо кем для обороны от степных кочевников. Причудливая форма этих валов породила рассказы о том, что созданы валы гигантским рассерженным змеем, когда он решил уйти под землю. Там, где он проползал, земля вздымалась высокими валами. Таковы были его страшные следы...
Во времена расцвета Киевской Руси, когда создавались былины Киевского цикла, герои этих былин - и Добрыня Никитич, и Илья Муромец, и Алеша Попович, сражались со Змеем Горынычем, который обитал под Киевом, на берегах реки Почайны. Наши фольклористы давно уже единодушны во мнении, что Змей - воплощение языческого божества. Победа над ним поэтому возможно только с помощью «шапки земли греческой». Стоит напомнить, что так назывались головные уборы духовных лиц и паломников, побывавших в Византии. Волхвы, кудесники, вожди языческих племен разных рангов были большие мастера «кудеса творить», «кудесить», т.е. делать чудеса, совершать обман зрителей различными приемами, возможно, и применяя массовый гипноз.
Наш самый древний и мудрый богатырь Волх Всеславович и на свет-то появился с помощью Змея:
«По саду, саду, по зеленому, ходила, гуляла
молода княжна Марфа Всеславьевна,
Она с каменю скочила на лютова на змея.
Обвивается лютой змей около чебота...
А втапоры княгиня ... и дитя родила...
Подрожала сыра земля,
Стреслося славно царство Индейское,
А и сине моря сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского
Молода Вольха Всеславьевича.»
[Былины. Изд.худ.литературы. М. 1958. т. 1, с. 8]
Примечательной чертой этого Волха (Вольги, Олега) было умение быть оборотнем, превращаться то в «серового волка», то в «ясного сокола», то в «гнедого тура», что высоко ценилось в дохристианские времена. Этого былинного героя еще в ХIХ веке профессор Ф.И.Буслаев сопоставлял с историческим Волховом, записи о котором сделаны в ХVI-ХVII веках, а действовал он в середине первого тысячелетия. Если верить преданию, он был сыном Словена, первого славянского поселенца в Новгородских землях, и по его имени река Мутная стала называться Волхов. Он облюбовал место вблизи Волховских или Ладожских порогов, где проходил древний торговый путь. Принимая образ змея-крокодила, он преграждал путь по реке купцам и пропускал лишь после выплаты дани: «бе и бесоугодник и чародей лют, преобразуяся во образе змея лютого и крокодила и залечше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющихся ему овех пожирающе, овех же испротерзаше и утопляя» [с. 107, т.13, 1892, Энциклопедический словарь, Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон]. Стоит напомнить современным людям, что в те времена грабеж, пиратство не осуждались общественным мнением.
Итак, первые сведения о деятельности Змея Горыныча зафиксированы в западных районах Древней Руси. Но в ХIII веке Змей действует уже на Оке, под Муромом, навещая жену князя, принимая при этом образ самого князя. Нередко былины помещали Змея Горыныча на Сорочинских (Сарацинских) горах. Учитывая, что «сарацинами» на Руси издревле звали людей с Востока, многие считают, что Сарацинские горы - это Приволжская возвышенность, мимо которой по Волге и Оке, осуществлялись связи со Средней Азией и Ближним Востоком. Под Саратовым есть гора, на которой молва с глубокой древности поселяла Змея. Но наиболее подробно и даже «реалистично» действует Змей под Казанью, если верить сочинителю «Сказания о Царстве Казанском». В 1959 году было издано это сказание в пересказе и с комментариями Н.В.Водовцовой, что делает доступным чтение этого сказания широкому кругу читателей.
Примечательно начало сказания. Автор пишет, что спрашивал у «искуснейших людей русских» об истории Казани и не получал ответа. И только после 20-летнего плена у Казанских князей он узнал: «От начала земля наша Русская (как поведают наши и варвары) была всюду единая. Там, где царство возникло Казанское, и от Нового города Нижнего вдоль по Волге-реки на полуночи, и до Вятки, до Перми, до половцев все то было - держава Владимира, было областью Стольного Киева» (с.217). Такое положение, действительно, создавалось до монголо-татарского нашествия, когда русы-мореходы помогали в перевозках товаров по Каспию, Волге, Дону, Оке хазарам и болгарам. Тогда же, вероятно, и создавались былины о плавание по синему Хвалынскому - Каспийскому морю Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Об этом же свидетельствует целый ряд старых русских названий - Чурилово, Сура, Звенигово, Цивиль-Чивиль... По преданию из Старого Бряхова, что стоял на Каме, пришел царь Саин, что означает «сильный», «мощный» и основал Казань в 1177 году. Место это славилось пчелиными пасеками, рыбой, изобильными пастбищами. Но люди боялись здесь селиться, так как властвовал здесь страшный хозяин: «Есть гнездо в этом месте змеиное, его знают окрестные жители. Змей двуглавый живет здесь, свирепствуя. Он одной головою, змеиною, жрет людей и животных безжалостно, а другой головой, воловею, поедает траву и растения»(с. 219). Пришлось людям, уставшим от змеиных поборов, просить помощи у волхва. Тот пришел, убил змея и его детенышей, а место выжег. Зловоние при этом было таким ужасным, что слабые люди его не вынесли и погибли. Но потом место очистилось.
Можно предположить, что волхвы решили в этом месте изменить тактику. Волхвы-победители Змея остались, получая дань с обрадованных окрестных племен, а все змеиные атрибуты были перевезены вверх по Каме, где возникло новое Чертово городище, вблизи современной Елабуги. С приходом князя Саина и укреплением его в Казани, по Каме поднялись и волхвы, «изгнавшие» Змея.
Князь Саин был болгарским князем. Болгарам приписывается и создание Чертова городища. Но ведь в те времена Волжская Болгария была мощным мусульманским государством, и деятельность волхвов-чародеев была несовместима с их верой. А хозяева логова Змея на Каме действовали прежними приемами. Вот как описано это в «Памятной книжке вятской губернии на 1860 год»: «Рассказывают, что на этом месте был когда-то храм язычников, славный своим оракулом. В нем жил ужасной величины змей, которому жрецы приносили в жертву иноплеменников. Судовщики, плывшие по Каме мимо настоящего места, должны были непременно приносить дары, те же, которые не хотели исполнять сего, подвергались большой опасности. Недалеко от города есть на Каме подводный камень, который теперь известен под именем «быка». Вода стремиться к нему с противоположного берега с ужасной силой и суда даже ныне должны издали держаться другого берега. Может быть, тогда это была тайна жрецов, которые получив подарки от плывущих по Каме, отводили суда и избавляли от гибели. Рассказывают так же, что известная царица Цумбека посылала к оракулу узнать о судьбе царства Казанского. Посланник, прибывший туда, молился со жрецами девять дней; на десятый услышали они голос из капища, который предсказывал падение царства и водворение христианской веры. Это было последнеее предсказание. После этого змей в черном густом облаке поднялся из капища и на виду у всех полетел на запад и скрылся навсегда. С тех пор место это носит название Чертова Городища» (с.146).
К этому можно добавить, что в «Сказании о Царстве Казанском» пишется, что посланцы казанского царя Сагирея и его матери Цумбеки принесли дары, а потом должны были девять дней соблюдать такой строгий пост, что чуть не умерли с голода, что усилило их впечатление от действий змея и его громового голоса: «Что мне досаждаете? От меня вам не будет уж помощи. Отхожу от вас в места новые, христианскою силою изгнанный»... И немного спустя мы увидели: «клубы дыма, огромные, черные поднялись изнутри града бесова, расстелились по воздуху смрадные. А из клубов змей огненный вырвался и на запад умчался с шипением, к изумленью немалому нашему» (с. 313).
Вот и достойный эффектный конец славянского язычества, продержавшегося до ХVI века! Примечательно, что полетел змей на запад, словно желая вернуться назад к местам, оставленным тысячелетие назад. К этому можно добавить, что в Большой Советской Энциклопедии есть фотография одной из башен этого городища и пишется, что это было место родового убежища одного из местных племен, а в Х веке была создана цитадель площадью 400 м2 четырьмя башнями, что типично для эпохи сложения феодальных государств. Подробнее же о современном городе Елабуге можно прочитать в статье Л.Чешковой «Елабужские старожилы», опубликованной в журнале «Вокруг света» № 7 за 1987 год. В статье есть и современный вид башни - последнем убежище Змея Горыныча...
Могут возникнуть сомнения, был ли Змей Горыныч одним из символов только славянских язычников. Может быть, под Киевом это были славянские кудесники, а на Каме - иных племен? Старославянские названия рек и деревень, нередко с упоминанием Ярилы - бога Солнца и плодородия, косвенно свидетельствуют о выходе на Волгу славян-язычников. Есть к тому же еще один аргумент, но чтобы перейти к нему, вспомним вначале нашу самую обычную детскую игру, в которую играли и мы сами, и наши родители, и дедушки с бабушками, когда были маленькими. Водящий садится в центр с завязанными глазами, а вокруг него ходят хороводом все играющие и поют песню: «Сиди-сиди, Яша, под ореховым кустом, Грызи-грызи, Яша, орешки каленые, милою дареные. Чок-чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок, Где твоя невеста, в чем она одета? Как ее зовут? И откуда привезут?». Водящий при этом встает и должен быстро найти и схватить «невесту».
Академик Б.А.Рыбаков обратил внимание на то, что в ХIХ веке в Белоруссии Петр Безсонов записал слова этой причиталки так: «Сидит ящер у золотом кресле, у ореховом кусте орешачке луще - Жениться хочу, - Возьми себе панну которую хочешь, которую любишь»...(с.40, Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян». М., 1981). Слова этой причиталки, как считает Б.А.Рыбаков, сохранились с языческих времен и были обращены в прошлом к Ящуру-Змею.
В 1894 году была опубликована книга Александра Васнецова «Песни северо-восточной Руси. Записаны в Вятской губернии». Там встречается такая причиталка: «Сидит Ящер в ореховом кусте, грызет Ящер ореховы ядра»... Воспоминания о Змее-Ящуре жили и в Белоруссии, и на Вятке и Каме, да и повадки Змея Горыныча были сходными и на Волхове, и на Каме, и лишь недавно грозный Ящур превратился в наших играх в «дурачка Яшу».
Итак, записи о деяниях змеев горынычей демонстрирует сходство их деловых приемов при столь фантастической атрибутике, что многими учеными не принимались всерьез эти описания очевидцев.
Попробуем же их оценить с современных позиций, приняв за основу положение о том, что славяне-язычники были не «дикими зверями», как их рисуют христианские летописцы, а вполне цивилизованными людьми своего времени.
Огромные достижения археологии, особенно советского периода, убедительно демонстрируют высокий уровень ремесленников-язычников, работы которых были на уровне «стандартов» Европы и Азии той поры.
Сказочным представляется прежде всего облик Змея. Но нельзя забывать, что наши предки, как и жители всей Европы, формировали мировоззрение на угасавшей культуре античного мира, и были хорошо знакомы с театром, шествиями в масках, особых костюмах. До наших дней дожили обычаи рядиться в шкуры зверей в рождественскую ночь, хотя целое тысячелетие шла упорная борьба церкви с этими маскарадными привычками. И языческим кудесникам было не так уж сложно соорудить бутафорного многоголового змея, заставить его двигаться, не выползая из темной пещеры, и изрыгать из пасти стрелы с обычным «греческим огнем».
Вполне возможно, что искусство создания змея-дракона было значительно усовершенствовано благодаря контактам с далеким Китаем, шелка которого издавна ценились на Руси. Мы почему-то упорно считаем, что в Индию первым ходил Афанасий Никитин, а Волх Всеславович не мог ходить походом в «славное Царство Индейское», как о том повествует былина. В Центральную Азию первым из европейцев проник Марко Поло [путешествия 1271—1295]. А вот наши князья совершавшие регулярные поездки в Каракорум, центр империи Чингиситов, в расчет не принимаются. К чести Афанасия Никитина [совершил путешествие в 1468—1474 годах] и Марко Поло можно отнести их интереснейшие записи. Наши князья старались молчать о том, что они видели по пути в Центральную Азию, но обычаи, архитектуру, буддийские храмы они не могли не видеть, как и сопровождавшие их воины. Для более поздних времен сохранились сведения, что наши дружинники «работали» телехранителями у китайских императоров. Владыки всегда любили доверять свою охрану воинам из далеким стран, которые не могли вступать в контакты с местным населением. О связях этих упоминается здесь лишь для того, чтобы снова подчеркнуть возможности заимствования двигающихся гигантских змей-драконов-ящуров. Для мудрых волхвов-кудесников изготовление таких устрашающих животных было несложным делом и тысячу, и полторы тысячи лет тому назад.
Отчество Змея - «Горыныч» очень метко указывает на места, где протекала деятельность этих «существ». Каждая гора, холм, высокий речной обрыв давали возможность прекрасного обзора местности, что в прошлом имело решающую роль для обороны. В каждом таком возвышении имелась возможность создания пещеры. Сравнительно неглубокое залегание известняков в пределах Русской равнины - местами создавало возможности для формирования естественных карстовых пещер. Многие пещеры создавались искусственно. И праведные христианские проповедники, и языческие жрецы, и разбойники, а в последние века - беглые крестьяне, широко использовали эти пещеры. Хитроумные змеи горынычи занимали эти пещеры около тысячелетия тому назад, наводя страх на окрестные земли.
Наиболее знамениты стали те Змеи, которые обосновались на перекрестках важнейших торговых путей, в местах, где отмели, пороги, подводные камни затрудняют плавание. Сбор дани с проплывающих купцов таких местах особенно удобен.
И только с полной победой христианства, наступившей в ХV-ХVI веках, последним змеям горынычам пришлось покинуть наши края, а самым упорным - переделаться в Кереметей и других местных языческих владык, собиравших подати лишь с окрестных деревень.
Заканчивая краткий перечень деяний Змея Горыныча, невольно вновь и вновь обращаешься мыслью к нашему веселому детскому хороводу вокруг «Яши - дурачка». Неужели всего несколько веков назад это был хоровод не веселия, а смерти? И та из девушек, которую выбирал жрец в одеянии Ящера - Змея или просто древний старичок, представлявший интересы своего страшного хозяина, прощалась с подругами навечно? И битвы наших богатырей, вооруженных не только мечами, но и христианской моралью добра, были действительно кровавыми и страшными? И благодарные потомки поэтому и пронесли память о них через многие века?
Может быть, именно поэтому мне так упорно вспоминается фраза А.К.Толстого, которой он заканчивал свою повесть о князе Серебряном: «... жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как древо: и многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в недрах минувшего».
Турманина Валерия Ильинична
23 ноября 1988 года
Серия сообщений "ТУРМАНИНА ВАЛЕРИЯ ИЛЬИНИЧНА":
Часть 1 - ТУРМАНИНА В.И. СТО ЛЕТ С УНИВЕРСИТЕТОМ
Часть 2 - В.И.ТУРМАНИНА Штрихи к портрету Г.К.Тушинского
Часть 3 - ТУРМАНИНА В.И. ДОКОЛУМБОВАЯ АМЕРИКА. ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ НА ВЕРЕТЕНАХ.
Часть 4 - ТУРМАНИНА В.И. БЫЛЬ И НЕБЫЛЬ О ДЕЯНИЯХ ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА
Часть 5 - ТУРМАНИНА В.И. РАСТЕНИЯ-ИНДИКАТОРЫ - НАУЧНО-ОБОСНОВАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ФАНТАЗИЯ СЕДОЙ СТАРИНЫ?
Часть 6 - ТУРМАНИНА В.И. МОСКВА ДОВОЕННАЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА (1934-1941)
...
Часть 8 - О жизни в Факеево у Григория Сафоновича Карташева
Часть 9 - ЦИВИЛЬСК И САРАЕВЫ
Часть 10 - СТЕПИ ПРИКАСПИЯ