История московского метро началась с запуска Сокольнической линии.
15 мая 1935 года была открыта одна из старейших станций — «Улица Коминтерна».
Она часто меняла не только свой облик, но и названия.
В 1946 году ее нарекли «Калининской», а в 1990 переименовали в «Воздвиженку».
Правда, новое название продержалось всего несколько дней, после чего уступило место всем известному — «Александровский сад».
В течение нескольких лет станция и вовсе стояла закрытой. Поэтому экскурсоводы и называют ее станцией-призраком.
2. Переходы в «никуда».
Проекты московского метро создавались и переделывались бессчетное количество раз.
Неудивительно, что появились многочисленные нестыковки: переходы в никуда, зависшие в воздухе лестницы, замурованные проемы и тоннели, заканчивающиеся тупиками.
Вопреки мнению некоторых москвичей, это не секретные проходы в таинственный подземный город, а всего лишь конструкторские недоработки.
Непонятные двери и закрытые лестницы можно увидеть на станциях «Александровский Сад», «Смоленская» и «Третьяковская».
3. «Здесь был Сталин».
Станции метро, строившиеся при Сталине, до сих пор несут отпечаток культа личности вождя народов.
Его портреты висели практически повсюду.
Дело в том, что Сталин любил принимать новые станции.
И для того, чтобы польстить его самолюбию и сдать объект без проволочек, на видных местах помещались портреты Иосифа Виссарионовича. Позже эти портреты убрали.
Так что, если вы видите в метро картину, не вписывающуюся в общую стилистику станции или вовсе пустое место в рамке, знайте — здесь был Сталин!
4. Ископаемые в метро.
Изначально московское метро хотели отделать наподобие западного — плиткой.
Но так получилось, что в нашей стране ее производство было ограничено и гораздо проще было доставить более дорогой материал.
В результате, первые станции метро отделывались 20 видами мрамора и гранита.
Причем часть облицовочного материала подземки представляет историческую ценность: в ней можно заметить множество окаменевших существ из эпохи Юрского периода.
Для оформления московского метро также создавались роскошные мозаики, изящные скульптуры, фрески и декоративная керамика.
Неудивительно, что уже в 1935 году наш метрополитен признали самым красивым в мире.
Сегодня, к сожалению, часть таких элементов утеряна.
Например, до войны на многих станциях стояли изысканные торшеры.
Их было решено убрать, когда вырос пассажиропоток: торшеры попросту мешали, создавая давку.
Также сократилось количество люстр и необычных светильников: сегодня их всё чаще заменяют галогеновые лампы.
5. Секретное метро.
Легенды о «метро-2», раскинувшем свои засекреченные линии прямо под тоннелями обычного метрополитена, имеют под собой реальную основу.
Как известно, Москва всегда была городом военным, стратегическим.
Одной из главных целей было — защищать жителей, культурные ценности, предприятия.
Достоверно известно, что спец ветки и станции строились уже после Сталина.
Сегодня в Москве очень много военных объектов, некоторые из которых связываются под землей подземными дорогами.
Однако сесть в ночной поезд и уехать на секретную базу у вас при всем желании не получится: две разные системы метрополитена практически не сообщаются.
6. О чем молчат проходчики.
Жизнь метро не останавливается ни на минуту.
По ночам, когда метрополитен закрывается для пассажиров, начинается активная работа служб ремонта, контроля, уборки. Именно ночью, когда снимается напряжение с контактного рельса, выходят на работу путевые обходчики.
Их задача — тщательно исследовать состояние путей.
Как известно, тоннели в метро не подсвечиваются.
Свет дают лишь фонари, которые работники несут с собой.
Порой обходчики рассказывают жутковатые истории о том, что слышится и видится им в огромных темных туннелях.
Кто-то замечает странные тени, а кто-то ловит на себе чей-то пристальный и внимательный взгляд.
7. Проверка на прочность.
Важные коррективы в схему метрополитена внесла Великая Отечественная война.
Голубая Филевская линия, в прямом смысле слова, не прошла проверку на прочность, так как залегала слишком близко от поверхности.
После того, как в 1941 году авиабомба пробила свод тоннеля «Арбатская» — «Смоленская», было решено построить еще одну, более глубокую ветку.
Новый участок полностью продублировал старый, но уже на глубине около 50 метров.
Сегодня он входит в состав Арбатско-Покровской линии.
8. Подземный город.
Московское метро и поныне выполняет двойную функцию: это транспортная система, которая при необходимости моментально переходит в режим военного объекта — убежища.
По сути, это самый настоящий трансформер, способный превратиться в подземный город.
К слову, в войну в метро работали магазины, аптеки, парикмахерские и даже библиотека.