Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеДворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/6.Интерьеры.



Белый зал
Самое большое парадное помещение (250 кв.м.), занимающее центральную часть дворца, своими арочными дверями-окнами выходит на открытую террасу, откуда открывается превосходный вид на огромный плац и строгие стены Кухонного и Арсенального каре. Белый зал всегда использовался для пышных торжеств, праздничных приемов и многолюдных балов.
Здесь нет позолоты, что вовсе не умаляет роскоши и «внешнего блеска» этого зала, который во многом сохранил первоначальную ринальдиевскую отделку: общую разбивку стен пилястрами, падуги перекрытия, наборные двери с наличниками розоватого искусственного мрамора.
Для окраски стен и плафона архитектором использованы различные оттенки пастельных тонов — бледно-зеленых, голубых, сиреневатых. Такой фон превосходно оттеняет живописный гипсовый декор, словно стремящийся вырваться за границы отведенного ему пространства профилированных рам, карнизов, полуовальных тяг, создавая ту особую выразительность и «неровность», которая позволяет называть Белый зал наиболее интересным и ценным интерьером дворца.

Основой «неподражаемых, свободных и тонких» лепных композиций является растительный орнамент, включающий рокайльные мотивы. На падуге — сочные гирлянды цветов и плодов представляют законченное целое, что достигается легкими изменениями поворота листьев, вьющихся стеблей, иными положениями цветка и его лепестков. То же можно сказать и об изысканных венках, украшающих торцовые стены.
Еще один повторяющийся элемент, характерный именно для Ринальди, его своеобразная «подпись» — две перекрещенные ветки лилии с колосьями, перевязанные лентой.
Уникальные наддверники, изображающие льва в колосьях пшеницы и громадных омаров, являются едва ли не самым сильным акцентом в пластическом убранстве.
Еще при первом владельце Гатчинского дворца Г.Г Орлове в Белом зале была размещена мраморная скульптура и рельефы: над камином — римские антики «Жертвоприношение императора Тита» (I век н.э.) и овальный медальон «Церера и Флора», слева — пострадавший уже в ХX веке — горельеф «Путник» (конец I века н.э.).
В 1767 году из Италии были привезены произведения венецианских мастеров Д.М. Морлайтера «Эней, спасающий Анхиза» и Д. Маркиори «Похищение Елены». Эти эллиптической формы рельефы (подарок Екатерины II графу Орлову) поместили по бокам от двери, ведущей в Тронный зал императора Павла I.
Архитектор В. Бренна не нарушил созданного А. Ринальди ансамбля Белого зала, обогатив его новыми работами скульптурной пластики. На торцовой стене появились два мраморных рельефа, выполненные в ХVIII веке итальянцем Т. Солари на темы из жизни Александра Македонского. Длинная стена напротив окон была украшена «Дракой амуров» (Ф. Дюкенуа, ХVIII век) и работой русского скульптора С.М. Теглева «Кидиппа на колеснице» (ХVIII век). Сейчас на месте этих рельефов установлены гипсовые копии.
К исторической коллекции относятся статуи Антиноя в египетском одеянии и жреца с жертвенным подносом, исполненные из черного мрамора (ХVIII век).
У противоположной стены между окон неизменно привлекает внимание бюст Афины Паллады работы итальянских ваятелей ХVIII столетия, созданный из белого каррарского и черного мраморов и оникса. Античные бюсты Антиноя и Каракаллы занимают свои исторические места у дверей в Аванзал.
При воссоздании декоративного убранства Белого зала на место утраченного живописного плафона поместили полотно ХVIII века кисти Г.Ф. Дуайена «Аллегория на рождение великого князя Михаила Павловича».
Полотнища дверей и паркет набраны по рисункам А. Ринальди с использованием ценных пород дерева.


Проходная Ринальди

Проходная Ринальди – память о великом итальянском зодчем - первом архитекторе дворца. Скульптурный портрет мастера выполнен Ф. И. Шубиным.


Чесменская галерея

До Великой Отечественной войны Чесменская галерея была одним из самых пышных и торжественных парадных залов. Часто в дни больших празднеств и приемов здесь устанавливали тронное место, накрывали столы для обедов, во время которых с хоров звучала музыка. Интерьер Чесменской был создан архитектором Винченцо Бренной. Главным украшением являлись три монументальных полотна немецкого живописца ХVIII века Якоба Филиппа Хаккерта на тему Чесменского боя.
В настоящее время посетители имеют уникальную возможность увидеть зал почти таким, каким он предстал перед музейными сотрудниками и реставраторами в 1944 году: фрагменты лепнины с остатками позолоты, обнаженная кирпичная кладка и зияющие дыры старых воздуховодов напоминают о страшной войне, нанесшей императорской резиденции значительный ущерб. Об этом рассказывает выставка фотодокументов, размещенная в Чесменской галерее.




Овальная комната

В середине 1790-х годов при перестройке архитектором Винченцо Бренной в Гатчинском дворце появилась искусно стилизованная имитация парковой беседки: расписные трельяжные решетки на сводах оплетены плющом, их окружают гирлянды цветов, стены уютно скруглены.
С одной стороны Овальной за окнами видны настоящие парковые пейзажи, а с другой в простенках им вторят живописные полотна Семена Федоровича Щедрина. Большое количество золоченой мебели контрастирует с парковой зеленью и создает ощущение роскоши. Оконные драпировки и обивка кресел выполнены из плотной декоративной ткани в технике «брокатель», воссозданной в 2022 году во Франции.



Комната Ротари в Большом Гатчинском дворце
Комната Ротари прилегает к Греческой галерее и появилась при перестройке дворца при Николае I. Зал назван так, потому что здесь на стенах размещалась коллекция картин итальянского художника второй половины XVIII века Пьетро Антонио Ротари. Знаменитый итальянский художник Пьетро Антонио Ротари вошел в историю искусства, прежде всего как создатель целого сонма изящных «женских головок», ставших характерным элементом декора стиля рококо. Он работал во многих европейских городах, в Венеции за успехи в живописи был удостоен графского титула. Пьетро Ротари создал сотни камерных портретов.
Коллекция работ Ротари была подарена графу Орлову Екатериной II. В дальнейшем работы этого художника поступали в гатчинское собрание вплоть до 1920-х годов.
Несмотря на сравнительную ограниченность числа картин Ротари в Гатчинском дворце, это собрание, украшающих со времени Николая I комнату, замыкающую Греческую галерею, но поминаемых уже и в описях начала XIX века, дает довольно полное представление о творчестве художника на протяжении всей его жизни.
К раннему «итальянскому» периоду относятся картины «Девушка в тюрбане» и «Рыжеволосая улыбающаяся девушка с букетом цветов в волосах».
«Немецкий» период представлен в Гатчине портретами принцев и принцесс Саксонского дома
И близкими к ним картинами «Девушка с веером (в желтом корсаже)», «Девушка с красной лентой в волосах», «Белокурая улыбающаяся девушка с цветами в волосах», «Девушка в меховой шапке», «Девушка в белом чепчике», изображающими кокетливых девиц из крестьянского сословия.
Менее всего представлен последний русский период, к которому не без натяжки можно отнести тот портрет, который считается изображением самого художника.
Греческая галерея
Греческая галерея была создана архитектором Винченцо Бренной в 1796-1797 годах на месте открытой колоннады, выполненной по проекту Антонио Ринальди. Она связывала помещения, расположенные в бельэтаже главного корпуса дворца с Арсенальным каре. Открытые лоджии были частично заложены чернецким камнем и частично застеклены, таким образом превратив открытую колоннаду в закрытую галерею, которая стала своеобразным дворцовым музеем, посвященным античному искусству.
Для европейского общества конца ХVIII века было характерно увлечение античностью. В оформлении галереи использованы барельефы с изображением сцен с античной тематикой. Это и прямоугольные горизонтальные барельефы с многофигурными композициями, и овальные медальоны, на которых изображены в профиль женские головки с характерными для того времени прическами, и мужские с венками из виноградных листьев.

Основу убранства галереи составляет круглая скульптура: 18 бюстов расположены на лепных кронштейнах по стенам, 3 статуи – копии с антиков, установлены на пьедесталах из искусственного мрамора.
12 из установленных бюстов были приобретены еще И.И. Шуваловым в Италии для первого владельца Гатчинского дворца графа Г.Г. Орлова.
Декоративное убранство интерьера Греческой галереи со временем подвергалось изменениям. В 1856 году для галереи были выполнены 18 золоченых стульев в стиле «Empire», обитых пунцовым трипом
В это же время в ней находились 4 стола XVIII века «резной золоченой работы с белыми мраморными досками».
В 1858 году к убранству Греческой галереи были добавлены четыре картины кисти известного французского живописца Гюбера Робера – «живописца руин» и многочисленная скульптура.
В 1859 году в декоративном оформлении галереи появилось 16 медных медальонов с изображением греческих полководцев.
Освещение Греческой галереи состояло из 9 хрустальных фонарей, 2 жирандолей и 2 стенников.
Оконные проемы были оформлены австрийскими шторами, выполненными из высококлассного шелка ярко-оранжевого цвета.
Паркет в галерее был дубовый рисунка косой корзинки с фризами красного дерева.
В начале войны удалось эвакуировать значительную часть предметов, украшавших Греческую галерею. Во время Великой Отечественной войны галерея сильно пострадала.
Убранство Греческой галереи реконструировано на вторую половину XIX века. Воссоздано лепное убранство, вернулись на свои исторические места 18 бюстов, статуя Аполлино, фонарь, резной золоченый стул и 2 столика-бобика.
Место утраченных в годы войны предметов заняли аналогичные экспонаты из коллекции музея и копии, выполненные с исторических образцов
Комнаты за Греческой галереей
Просторный и удобный Гатчинский дворец предназначался для комфортного проживания его знатных владельцев, которое обеспечивали сотни придворнослужителей и свита императорской семьи. Фрейлины, гофмейстеры и гофмейстерины, гофмаршалы и флигель-адъютанты находились при государях и членах царской фамилии постоянно, готовые явиться в любое время дня и ночи по первому зову.
Князь Барятинский Владимир Анатольевич (1843-1914)
Для придворных чинов во дворце отводились так называемые квартиры, или «номера». В помещениях бельэтажа восточного полуциркуля – в «комнатах за Греческой галереей» – во второй половине XIX века располагались две квартиры, которые включали кабинеты, гостиные, спальни и ванные комнаты. В них проживали князь В.А. Барятинский и графиня Е.Г. Строганова, входившие в круг особо приближенных лиц императора Александра III и его супруги.
Графиня Елена Григорьевна Шереметева, ур. Строганова.
Комната мужской половины за Греческой галереей в Большом Гатчинском дворце (Кабинет)
Кабинет мужской половины оформлен в «стиле классицизм».Его мебель фанерована красным деревом.
Комната мужской половины за Греческой галереей в Большом Гатчинском дворце (Спальня)
Мужская половина представляет квартиру придворных, состоящую из двух больших комнат и имеющую выход в комнату Ротари, прилегающую к Греческой галерее, через которую можно было быстро пройти в Арсенальное каре, где располагались комнаты семьи Александра III.
В спальне демонстрируется мебель в «стиле ампир», фанерована шпоном карельской березы и тополя. Этот способ отделки впервые появился именно в России в 1780-е годы. Теплый золотистый цвет и необычный выбор древесины имели необыкновенный успех у архитекторов Росси, Воронихина и Стасова, которые создали прекрасные образцы ампирной мебели для дворцовых интерьеров.
Спальня – жилой интерьер в «стиле ампир», характерный для 1810-1820-х годов. В начале XX века были популярны романтические поэты Дж. Байрон и И. Гёте. Молодые люди зачитывались их произведениями, кутались в накидки, похожие на красный бархатный плащ Байрона, как на портрете работы О.А. Кипренского.
Над бюро портрет Гёте. В это время убранство комнат дополнялось пейзажами, в которых видели воплощение образа идеальной природы, в духе Жан-Жака Руссо.
В интерьере представлен пейзаж кисти знаменитого немецкого художника Розы да Тиволи «У водопоя» из коллекции Павла I.
Комната женской половины за Греческой галереей в Большом Гатчинском дворце (Гостиная)
Образцом для гостиной послужила подобная комната императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, устроенная в нижнем этаже Арсенального каре в 1880-х годах.
Легкая и элегантная обстановка интерьера представлена мебелью в стиле «Людовика XV», отличающейся особенно изогнутыми формами с изящной золотой резьбой. Гарнитур обит бархатными купонами, вытканными специально по размерам кресел, стульев и диванов.
Уют и комфорт достигался разнообразием декоративного убранства, представленного по моде того времени предметами европейского производства или выполненными отечественными мастерами по зарубежным образцам. Бюро декорировано бронзовыми накладками с рокайльными мотивами и сюжетной росписью; изящная горка украшена маркетри (мозаика из разных пород древесины).
Живописные изображения, используемые в интерьере, часто служили напоминанием о каких-либо событиях из жизни хозяйки.
Убранство дополняют портреты - традиционные для интерьеров того времени.
Комната женской половины за Греческой галереей в Большом Гатчинском дворце (Будуар)
Центральное место в Будуаре занимает портрет молодой девушки, принадлежавшей к свите великой княгини Екатерины Михайловны, о чем свидетельствует шифр (украшенный бриллиантами вензель «ЕМ») на ее левом плече. Придворная служба в качестве фрейлин высочайших особ была почетной, к тому же это давало возможность девушкам из дворянских семейств удачно устроить свою судьбу.
Главную роль в убранстве середины XIX века играла мебель в стиле «второго рококо» выполненная в основном из ореха темной тонировки с легкой, сглаженного рельефа резьбой.
В это время возвращают в обиход модные в XVIII веке изогнутые ножки-кабриоли; мягкие спинки стульев и кресел приобретают самые разнообразные формы, часто используется популярная стеганая обивка «капитоне».
Мебель, обитая ситцем с цветочным рисунком, происходит из исторической коллекции Гатчинского дворца. Они выполнены специально для апартаментов Марии Александровны. Более поздние диван и зеркало над ним подчеркивают приватный характер этой комнаты.
Канделябры золоченой бронзы, установленные на камине
Фарфоровая пластика Мейсенской мануфактуры которая ранее украшала комнаты Марии Александровны в Гатчинском дворце.
Конечно же в комнате дам всегда были цветы
Спальная комната женской половины Большого Гатчинского дворца
Спальня была одним из личных, закрытых интерьеров, куда доступ имела разве что прислуга. Обстановка спальни во многом состоит из утилитарных предметов мебели.
Спальная комната женской половины Большого Гатчинского дворца совмещала функции гардеробной и туалетной комнаты и собственно спальни.
Обстановка спальни во многом состоит из утилитарных предметов мебели:
- Кровать
- Зеркало и комод с трехстворчатым зеркалом
- Столик для рукоделия
- Шкаф, стулья, витрина
Стены спальни были украшены картинами, а также, по моде того времени, вышивками созданными своими руками в различной технике (гладью, бисером, ришелье).
В витринах хранили милые сердцу безделушки.
В середине XIX века в Гатчинском дворце уже существовал водопровод, но ватерклозеты и ванные комнаты были устроены не везде.
Поэтому в небольших помещениях спальня совмещала функции гардеробной, туалетной и даже ванной.
В таких случаях биде с умывальными принадлежностями и ночная ваза скрывались за ширмой.
После революции спальные комнаты были заняты под кабинеты, фонды и хранилища. Их предыдущую обстановку никто не описывал, изображений также практически не сохранилось.
Лишь по отдельным упоминаниям в документах и аналогичным интерьерам в других особняках российской знати эта комната была реконструирована.
https://gatchinapalace.ru/
https://sinekvan.livejournal.com/?utm_medium=endless_scroll
https://ru.wikipedia.org/wiki/Интерьеры_Большого_Гатчинского_дворца
*************************