Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеОдин из лучших пейзажных парков мира.История Дворцового парка в Гатчине.




История Гатчинского дворцово-паркового ансамбля начинается в середине XVIII века. Для богатого вельможи графа Г.Г. Орлова на месте небольшой мызы итальянский архитектор Антонио Ринальди возводит дворец в новых классических формах и окружает его обширным парком в модном пейзажном стиле.
Светлейший князь (с 1772) Григо́рий Григо́рьевич Орло́в
ХVIII век называют «золотым веком» в развитии русского садово-паркового искусства. По всей России разбиваются многочисленные сады и парки: как в парадных императорских резиденциях, так и в богатых дворянских усадьбах. В середине века вместо парков с регулярной планировкой создаются пейзажные парки.
Екатерина II
В России пейзажный стиль распространился вместе с идеями французской просветительской философии. Согласно новым взглядам парк становится местом поклонения «естественной» природе, которая и «наставница» и «учительница всех учителей». В это время императрица Екатерина II в письме к «великому французскому просветителю» Вольтеру признавалась: «Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер, архипелаги на твердой земле и глубоко презираю прямые линии. Ненавижу фонтаны, которые мучают воду, давая ей течение противное ее природе…».



Подражая венценосной подруге Григорий Орлов тоже вел переписку с Ж-Ж. Руссо, страстным пропагандистом пейзажного стиля. Приглашая французского философа в Гатчину он весьма образно представил достоинства своей новой усадьбы: «В 60 верстах от Петербурга, т.е. в 10 немецких милях, у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие озера, образуют уголки приятные для прогулок и возбуждающие к мечтательности…».
Первоначально «орловский» парк занимал территорию трех современных гатчинских парков и части города. Огромные лесные пространства, окружающие Гатчину, позволили широко раздвинуть границы парка.
В документах того периода район парка вокруг Белого и Серебряного озер назывался «английским садом», а остальная территория - «зверинцем». Большая часть орловского парка была предназначена для любимого развлечения хозяина - охоты. Четких границ между парками и окружающими их лесами не было.
Парк "Зверинец" в Гатчине
Создатели парка сумели максимально использовать особенности гатчинского ландшафта, природные условия и своеобразную красоту северного края России.
На заболоченной местности, где существовали небольшие водоемы, из которых вытекала речка Гатчинка, планировалось создать сложную гидросистему. С помощью плотин были образованы Серебряное, Белое и Черное озера.
Серебряное озеро
Озера стали композиционными центрами парка. Они сообщались между собой и питались за счет мощных родников «со столь чистой водой, что на глубине 8 или 10 сажень видна каждая песчинка». До сих пор гатчинские озера являются «душой» парка, их широкие водные глади придают ему неповторимую красоту.
Остров на Белом озере
Для «придания большей живописности» береговая линия озер была дополнительно изрезана глубокими заливами, скругленными мысами, украшена многочисленными островами. Вдоль берегов появились протяженные извилистые дороги, предназначенные для прогулок. Сближаясь или разбегаясь, они то выводили к воде, то устремлялись в лесную глушь и за каждым поворотом появлялись все новые и новые «пейзажные картины».
Состав зеленого массива орловского парка был значительно изменен: в замену преобладающих хвойных пород высаживались сотни дубов, ясеней, вязов, лип.
До наших дней у дворца сохранилось несколько старых дубов, которым более двухсот лет. Как благородный старец, опираясь на подпорку, стоит одиноко один из них на придворцовом лугу. Эти деревья - живое олицетворение связи времен.
Многовековой дуб Солитер на Серебряном лугу
Отличительной чертой гатчинского ансамбля является единство, гармоничная связь, парка с архитектурой дворцов и парковых сооружений.
Огромный талант архитектора А. Ринальди проявился прежде всего в том, что он удивительно умело «вписал» дворец в окружающий ландшафт.
Дворец находится на возвышенном месте и в течение дня постоянно освещается солнцем. Его светлый силуэт на далеком расстоянии отражается в водной глади озер, лежащих перед ним.
Основные композиционные оси парка тоже ориентированы на дворец. Из многих точек парка можно увидеть центральный корпус дворца с двумя угловыми башнями. Дворец то появляется на фоне неяркого северного неба, то исчезает среди деревьев. Со стороны Белого озера в районе Чесменского обелиска он, как и в прежние времена, напоминает сказочный средневековый замок, полный загадочных историй и легенд.
Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни дворца
Дворец Антонио Ринальди спроектировал так, чтобы была возможность постоянно любоваться парком: с его высоких башен, многочисленных балконов, галереи, «светлых переходов». На смотровых площадках башен дворца парк виден с высоты птичьего полета. Бой башенных часов торжественно раздается над голубыми озерами и зелеными островами, вливаясь в колокольный перезвон гатчинских соборов.
Одновременно, природа буквально проникает во все помещения дворца. По словам А.В. Луначарского: «Из окон Гатчинского дворца при закате солнца - время, когда был там,- открывается такой изумительный по строгости, по грустному величию, по сдержанной скорби пейзаж, какого я, насколько помню, не видел еще ни в природе, ни на картине». Пейзажи парка по праву могут соперничать с полотнами лучших художников, которые украшают залы дворца.
Вечная красота природы была постоянным источником вдохновения для Антонио Ринальди. Сегодня в восстановленных залах по-прежнему вызывают восхищение сочиненные архитектором изящные композиции лепного декора потолков и стен, цветной мозаики дверей и паркетов, составленные из цветочных и растительных орнаментов.
Самый интригующий элемент архитектуры дворца подземный ход непосредственно связан с парком. Его длина составляет 120-метров. Попасть в подземный ход можно, спустившись по каменным лестницам в подвальный этаж центрального корпуса дворца.
Вход в грот Это
Тоннель проходит на небольшой глубине под лугом между дворцом и Серебряным озером. В подземном ходе всегда сыро, холодно и жутко. На стенах тускло горят фонари, а дневной свет слабо пробивается через круглые окна-колодцы.
Подземный ход
Световой колодец в своде тоннеля
Звуки шагов по каменным плитам гулко раздаются под арочными сводами тоннеля. Таинственная атмосфера подземного хода породила немало рассказов о дворцовых заговорах и существовании гатчинских привидений.
Вход в тоннель в глубине грота
Знаменитое привидение в Большом Гатчинском дворце.
Назначение подземного хода, который был устроен еще во времена первого владельца, было не пугать, а развлекать гостей дворца-замка.
Выход из мрачного тоннеля заканчивается экзотической пещерой, украшенной глыбами туфа и металлической решеткой. Пещера названа «гротом Эхо». В ней обыгран акустический эффект: громко произнесенные слова неожиданно повторяются в тоннеле, иллюстрируя древнегреческие мифы о несчастной лесной нимфе Эхо и ее самовлюбленном избраннике - красавце Нарциссе.
Тэлбот Хьюз - Эхо - 1900
Ян Рус - Нарцисс у источника
В XVIII веке в пейзажных парках любили устраивать подобные пещеры, «где нам ответит эхо, где свежесть влажная, и тень, и тишина, за нею – синяя гладь озера видна». Раньше выйдя из грота «Эхо» можно было совершить водную прогулку по Серебряному озеру, затем через тоннель под Длинным островом по Белому.
Очаровательное озеро, названное когда-то «серебряным» из-за хрустальной чистоты воды, прячется среди живописных холмов у подножия дворца. Самой природой оно как будто было предназначено для купания и беззаботных игр прекрасных нимф и наяд.
Позже на берегу этого чудесного озера любил отдыхать с удочкой под пение гатчинских соловьев другой владелец дворца - император Александр III. Для него на озере в 1881 году талантливый конструктор-изобретатель С.К. Джевецкий продемонстрировал возможности нового «подводного минного аппарата», второй модели подводной лодки.
А.А.Тронь. Демонстрация С.К.Джевецким своей подводной лодки на Серебряном пруду в Гатчине. 1880 год. 2006.
Об этом событии сохранилось красивое предание. После погружения изобретатель преподнес букет белых линий супруге Александра III Марии Федоровне со словами: «От морского царя русской императрице». В результате удачных испытаний аппарата был издан «высочайший указ» на изготовление 50 лодок, «столь необходимых» русскому военно-морскому флоту.
Гатчинский парк. Восьмигранный колодец
Великая княжна Ольга Александровна возле восьмигранного колодца
Недалеко от берега Серебряного озера и грота Эхо лежит погруженная в землю большая гранитная чаша Восьмигранного колодца. Края чаши изогнуты, как лепестки сказочного каменного цветка. В прежние века чаша до самого верха наполнялась ключевой водой родников, а затем по подземной трубе поступала в Карпин пруд. К сожалению, в наше время из-за безжалостной эксплуатации служб городского «Водоканала» Восьмигранный колодец пуст и значительно обмелело Серебряное озеро. Один из самых поэтичных районов парка находится за ограждением в «запретной зоне» и недоступен для посещения.
Гатчинский парк. Восьмигранный колодец
Из числа ранних сооружений парка, которые сохранились до наших дней, считаются Чесменский обелиск и колонна Орла. Они были построены также под руководством архитектора А. Ринальди.
Чесменский обелиск относится к типу мемориальных памятников. Он установлен в честь блестящей победы русского флота над турецким в Средиземном море в бухте Чесма в 1770 году. Обелиск был сооружен в орловском парке неслучайно, т.к. главнокомандующим русскими эскадрами был назначен брат владельца Гатчины Алексей Орлов. Кроме многих наград он получил от Екатерины II почетную приставку к своей фамилии – Орлов-Чесменский.

Чесменский обелиск
Чесменский обелиск стоит на небольшом полуострове, выступающем в Белое озеро. Сложенный из мрамора розовых и серо-голубых оттенков, он рельефно выделяется на фоне неба и окружающего пейзажа. Это один из самых красивых и романтичных уголков в пейзажной части Дворцового парка.
Чесменский обелиск
В сторону памятного обелиска обращены окна Золотой или Чесменской галереи дворца. Во времена императора Павла I этот зал, благодаря великолепному интерьеру, часто использовался для самой торжественной церемонии двора - тронной. До Великой Отечественной войны стены галереи были украшены большими картинами с изображением эпизодов Чесменского сражения немецкого художника Я. Гакерта.
Гатчинский дворец. Чесменская галерея
Колонна Орла расположена, как и Чесменский обелиск, в левобережной части Дворцового парка. Стройная колонна из белого мрамора возвышается посреди поляны, открытой в сторону озера.
Колонна Орла имела символический смысл. Изображение орла было включено в семейный герб Орловых.
Колонну венчает скульптура орла. Голова мраморной птицы гордо повернута, суровый взгляд устремлен вдаль. Крылья орла слегка раскрыты, показывая, что он готов взлететь в любой момент, защищая свои права. Однако истории известно, что несмотря на высокое положение и нежные чувства Екатерины II через 10 лет Григорию Орлову пришлось уступить свое место следующему фавориту императрицы.
Колонна Орла, значительно поврежденная во время Великой Отечественной войны, была реставрирована в 1971 году. Тогда же производились восстановительные работы в павильоне Орла, который сюжетно и композиционно связан с колонной.
"Павильон Орла"
Павильон Орла был построен позже колонны Орла, уже при императоре Павле I по проекту придворного архитектора Винченце Бренны. Круглое в плане сооружение с полуциркульной колоннадой из сдвоенных мраморных колонн того же тосканского ордера, что и колонна Орла, перекрыто полукуполом. Колоннаду украшала тоже скульптура орла, но уже в царской короне, со щитом в лапах и вензелем Павла I. В настоящее время, скульптурное изображение орла, воссозданное из пудосткого камня, временно находится в фондах дворца-музея.
Павильон Орла находится на Длинном острове. Хотя оба сооружения разделены водной гладью Белого озера, их объединяет единая композиционная линия в виде прямой просеки из темно-зеленых елей, идущая от поляны до озера. Через эту просеку с Длинного острова видна беломраморная колонна, а со стороны колонны – изящный храм-ротонда.
В орловский Гатчине каменных сооружений насчитывалось небольшое количество, основная часть была деревянной и не сохранилась до наших дней. В то время в пейзажных парках распространилась мода на постройки пасторального характера: в виде крестьянских изб, крытых соломой, одиноких хижин, всевозможных хозяйственных ферм, оранжерей и даже маленьких деревушек. В них богатые владельцы дворцов и парков представляли себя в роли «простых сельских жителей».


«Гатчинский помещик», как называла Григория Орлова Екатерина II, любил устраивать обеды среди подобных «архитектурных обманок»: «Пред некоторым сельским строением, по сторонам представлялись две хлебные и одна сенная скирды, которые по приближении высочайшей посетительницы вдруг раздвинулись, и внутри каждая представила приятную полевую залу. Сии залы были убраны столами, из снопов сделанными лавками и по стенам фестонами. Позади же оных видны были в перспективном расположении сельские жилища и мост, проведенный с одной горы на другую, по которому пастухи гнали стадо». В парке гостей графа сюрпризы ожидали не только на земле, но и на воде. До сих пор в районе Чесменского обелиска, достаточно далеко от берега находятся два больших камня, немного выступающие из воды. Прежде на них стояли «медные» статуи, подаренные Г. Орлову одним из богатейших владельцев уральских рудников и заводов Демидовым. Статуи были покрашены в белый цвет «под мрамор». Гуляющим по берегу казалось, что статуи поднялись прямо со дна озера. Место нахождения статуй было отмечено в «юрнале» береговой описи в 1783 году: «В оном берегу стоящие на воде статуи, которые на озере стоят на камне». Эта опись гатчинских озер была сделана в тот же год, когда Екатерина II подарила Гатчину вел. князю Павлу Петровичу по случаю рождения первой внучки Александры


http://www.history-gatchina.ru/parks/park/park2.htm
https://gatchinapalace.ru/park/attractions/
https://spb-parki.ru/parks/gatchina/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дворцовый_парк_(Гатчина)
****************
Серия сообщений "***Пригороды Петербурга 2":
Часть 1 - Один из лучших пейзажных парков мира.История Дворцового парка в Гатчине.