• Авторизация


ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ПЕЙЗАЖНЫХ ПАРКОВ МИРА.ИСТОРИЯ ДВОРЦОВОГО ПАРКА В ГАТЧИНЕ 28-11-2023 18:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Один из лучших пейзажных парков мира.История Дворцового парка в Гатчине.


1670423264_2-pibig-info-p-serebryanoe-ozero-gatchina-oboi-3

0dfdd57a-2548-5121-81a4-8a233b9776d9082_GatchinaParkOsen

1246629_original

История Гатчинского дворцово-паркового ансамбля начинается в середине XVIII века. Для богатого вельможи графа Г.Г. Орлова на месте небольшой мызы итальянский архитектор Антонио Ринальди возводит дворец в новых классических формах и окружает его обширным парком в модном пейзажном стиле.
Светлейший князь (с 1772) Григо́рий Григо́рьевич Орло́в 
ХVIII век называют «золотым веком» в развитии русского садово-паркового искусства. По всей России разбиваются многочисленные сады и парки: как в парадных императорских резиденциях, так и в богатых дворянских усадьбах. В середине века вместо парков с регулярной планировкой создаются пейзажные парки.
Екатерина II
 
В России пейзажный стиль распространился вместе с идеями французской просветительской философии. Согласно новым взглядам парк становится местом поклонения «естественной» природе, которая и «наставница» и «учительница всех учителей». В это время императрица Екатерина II в письме к «великому французскому просветителю» Вольтеру признавалась: «Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер, архипелаги на твердой земле и глубоко презираю прямые линии. Ненавижу фонтаны, которые мучают воду, давая ей течение противное ее природе…».
oie_TDTBdYXrv89W
 
Подражая венценосной подруге Григорий Орлов тоже вел переписку с Ж-Ж. Руссо, страстным пропагандистом пейзажного стиля. Приглашая французского философа в Гатчину он весьма образно представил достоинства своей новой усадьбы: «В 60 верстах от Петербурга, т.е. в 10 немецких милях, у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие озера, образуют уголки приятные для прогулок и возбуждающие к мечтательности…».
9JQ7CTxd2zI
704YR90AkRA
 
Первоначально «орловский» парк занимал территорию трех современных гатчинских парков и части города. Огромные лесные пространства, окружающие Гатчину, позволили широко раздвинуть границы парка.
 
В документах того периода район парка вокруг Белого и Серебряного озер назывался «английским садом», а остальная территория - «зверинцем». Большая часть орловского парка была предназначена для любимого развлечения хозяина - охоты. Четких границ между парками и окружающими их лесами не было.
Парк "Зверинец" в Гатчине
91SHxL8td_A
d0N4x-VADZo
NVIhPAg_m8c
VMiDtKChUFw
Создатели парка сумели максимально использовать особенности гатчинского ландшафта, природные условия и своеобразную красоту северного края России.
VWanh3UPH0M
 
На заболоченной местности, где существовали небольшие водоемы, из которых вытекала речка Гатчинка, планировалось создать сложную гидросистему. С помощью плотин были образованы Серебряное, Белое и Черное озера.
Серебряное озеро
RdKDBvcXarE
Озера стали композиционными центрами парка. Они сообщались между собой и питались за счет мощных родников «со столь чистой водой, что на глубине 8 или 10 сажень видна каждая песчинка». До сих пор гатчинские озера являются «душой» парка, их широкие водные глади придают ему неповторимую красоту.
Остров на Белом озере
1Vepzwe8S1Q
9Sf392sV2QY
BBjk5d3FJpw
tSKOmuh_BA4
Для «придания большей живописности» береговая линия озер была дополнительно изрезана глубокими заливами, скругленными мысами, украшена многочисленными островами. Вдоль берегов появились протяженные извилистые дороги, предназначенные для прогулок. Сближаясь или разбегаясь, они то выводили к воде, то устремлялись в лесную глушь и за каждым поворотом появлялись все новые и новые «пейзажные картины».
не определено
TEYCxk7Eu9M
dh0YpGgQtKo
 
Состав зеленого массива орловского парка был значительно изменен: в замену преобладающих хвойных пород высаживались сотни дубов, ясеней, вязов, лип.
0Pxs81KxJDw
 
До наших дней у дворца сохранилось несколько старых дубов, которым более двухсот лет. Как благородный старец, опираясь на подпорку, стоит одиноко один из них на придворцовом лугу. Эти деревья - живое олицетворение связи времен.
dbdaa8241f5fc11c6d594ca0f3bfd71a
Многовековой дуб Солитер на Серебряном лугу
Отличительной чертой гатчинского ансамбля является единство, гармоничная связь, парка с архитектурой дворцов и парковых сооружений.
Огромный талант архитектора А. Ринальди проявился прежде всего в том, что он удивительно умело «вписал» дворец в окружающий ландшафт.
7cm4DjJftUI
 
Дворец находится на возвышенном месте и в течение дня постоянно освещается солнцем. Его светлый силуэт на далеком расстоянии отражается в водной глади озер, лежащих перед ним.
1670423289_49-pibig-info-p-serebryanoe-ozero-gatchina-oboi-53
Основные композиционные оси парка тоже ориентированы на дворец. Из многих точек парка можно увидеть центральный корпус дворца с двумя угловыми башнями. Дворец то появляется на фоне неяркого северного неба, то исчезает среди деревьев. Со стороны Белого озера в районе Чесменского обелиска он, как и в прежние времена, напоминает сказочный средневековый замок, полный загадочных историй и легенд.
MoOTmj27DIM
 Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни дворца
Дворец Антонио Ринальди спроектировал так, чтобы была возможность постоянно любоваться парком: с его высоких башен, многочисленных балконов, галереи, «светлых переходов». На смотровых площадках башен дворца парк виден с высоты птичьего полета. Бой башенных часов торжественно раздается над голубыми озерами и зелеными островами, вливаясь в колокольный перезвон гатчинских соборов.
oie_UxAgG4Ep3zfk
 
Одновременно, природа буквально проникает во все помещения дворца. По словам А.В. Луначарского: «Из окон Гатчинского дворца при закате солнца - время, когда был там,- открывается такой изумительный по строгости, по грустному величию, по сдержанной скорби пейзаж, какого я, насколько помню, не видел еще ни в природе, ни на картине». Пейзажи парка по праву могут соперничать с полотнами лучших художников, которые украшают залы дворца.
1670423259_47-pibig-info-p-serebryanoe-ozero-gatchina-oboi-51
LWf5cfbsYh0
Tgpujkjxcjw
ZZt_wzPveC4
Вечная красота природы была постоянным источником вдохновения для Антонио Ринальди. Сегодня в восстановленных залах по-прежнему вызывают восхищение сочиненные архитектором изящные композиции лепного декора потолков и стен, цветной мозаики дверей и паркетов, составленные из цветочных и растительных орнаментов.
original (4)
Самый интригующий элемент архитектуры дворца подземный ход непосредственно связан с парком. Его длина составляет 120-метров. Попасть в подземный ход можно, спустившись по каменным лестницам в подвальный этаж центрального корпуса дворца.
14
в грот Эхо (2)
Вход в грот Это 
Тоннель проходит на небольшой глубине под лугом между дворцом и Серебряным озером. В подземном ходе всегда сыро, холодно и жутко. На стенах тускло горят фонари, а дневной свет слабо пробивается через круглые окна-колодцы.
undefined
Подземный ход
Световой колодец в своде тоннеля
Световой колодец в своде тоннеля
Звуки шагов по каменным плитам гулко раздаются под арочными сводами тоннеля. Таинственная атмосфера подземного хода породила немало рассказов о дворцовых заговорах и существовании гатчинских привидений. 
undefined
 
Вход в тоннель в глубине грота
 Знаменитое привидение в Большом Гатчинском дворце. 
Назначение подземного хода, который был устроен еще во времена первого владельца, было не пугать, а развлекать гостей дворца-замка.
oie_23142540xQ3TrV1N (1)
фасад дворца в Гатчине Россия, 1870-1880-е годы
Выход из мрачного тоннеля заканчивается экзотической пещерой, украшенной глыбами туфа и металлической решеткой. Пещера названа «гротом Эхо». В ней обыгран акустический эффект: громко произнесенные слова неожиданно повторяются в тоннеле, иллюстрируя древнегреческие мифы о несчастной лесной нимфе Эхо и ее самовлюбленном избраннике - красавце Нарциссе.
Тэлбот Хьюз - Эхо - 1900
Ян Рус - Нарцисс у источника
В XVIII веке в пейзажных парках любили устраивать подобные пещеры, «где нам ответит эхо, где свежесть влажная, и тень, и тишина, за нею – синяя гладь озера видна». Раньше выйдя из грота «Эхо» можно было совершить водную прогулку по Серебряному озеру, затем через тоннель под Длинным островом по Белому.
scale_1200
cJWRHrGQiA8
Очаровательное озеро, названное когда-то «серебряным» из-за хрустальной чистоты воды, прячется среди живописных холмов у подножия дворца. Самой природой оно как будто было предназначено для купания и беззаботных игр прекрасных нимф и наяд.
undefined
0bA_BiWHfkU
sxDnSrqdEzA
V3srdom8QQw
Позже на берегу этого чудесного озера любил отдыхать с удочкой под пение гатчинских соловьев другой владелец дворца - император Александр III. Для него на озере в 1881 году талантливый конструктор-изобретатель С.К. Джевецкий продемонстрировал возможности нового «подводного минного аппарата», второй модели подводной лодки.
668d0f769f9c4bada31b0804a5adbb04
А.А.Тронь. Демонстрация С.К.Джевецким своей подводной лодки на Серебряном пруду в Гатчине. 1880 год. 2006.
Об этом событии сохранилось красивое предание. После погружения изобретатель преподнес букет белых линий супруге Александра III Марии Федоровне со словами: «От морского царя русской императрице». В результате удачных испытаний аппарата был издан «высочайший указ» на изготовление 50 лодок, «столь необходимых» русскому военно-морскому флоту.
oie_bJF5c0BTtUxN
Гатчинский парк. Восьмигранный колодец
RW71jNG6fbU (1)
Великая княжна Ольга Александровна возле восьмигранного колодца
Недалеко от берега Серебряного озера и грота Эхо лежит погруженная в землю большая гранитная чаша Восьмигранного колодца. Края чаши изогнуты, как лепестки сказочного каменного цветка. В прежние века чаша до самого верха наполнялась ключевой водой родников, а затем по подземной трубе поступала в Карпин пруд. К сожалению, в наше время из-за безжалостной эксплуатации служб городского «Водоканала» Восьмигранный колодец пуст и значительно обмелело Серебряное озеро. Один из самых поэтичных районов парка находится за ограждением в «запретной зоне» и недоступен для посещения.
oie_YsVpQvMSrrDD
Гатчинский парк. Восьмигранный колодец
Из числа ранних сооружений парка, которые сохранились до наших дней, считаются Чесменский обелиск и колонна Орла. Они были построены также под руководством архитектора А. Ринальди.
 
Чесменский обелиск относится к типу мемориальных памятников. Он установлен в честь блестящей победы русского флота над турецким в Средиземном море в бухте Чесма в 1770 году. Обелиск был сооружен в орловском парке неслучайно, т.к. главнокомандующим русскими эскадрами был назначен брат владельца Гатчины Алексей Орлов. Кроме многих наград он получил от Екатерины II почетную приставку к своей фамилии – Орлов-Чесменский.58287f542ddd5cac4c3cf6377923f4d8
Чесменский обелиск
Чесменский обелиск стоит на небольшом полуострове, выступающем в Белое озеро. Сложенный из мрамора розовых и серо-голубых оттенков, он рельефно выделяется на фоне неба и окружающего пейзажа. Это один из самых красивых и романтичных уголков в пейзажной части Дворцового парка.
985496c5532037cf9ca8d5deed45cb3f
Чесменский обелиск
В сторону памятного обелиска обращены окна Золотой или Чесменской галереи дворца. Во времена императора Павла I этот зал, благодаря великолепному интерьеру, часто использовался для самой торжественной церемонии двора - тронной. До Великой Отечественной войны стены галереи были украшены большими картинами с изображением эпизодов Чесменского сражения немецкого художника Я. Гакерта.
Гатчинский дворец. Чесменская галерея
 
Колонна Орла расположена, как и Чесменский обелиск, в левобережной части Дворцового парка. Стройная колонна из белого мрамора возвышается посреди поляны, открытой в сторону озера.
f266e08eee5a6a2147797e1bee4b05c3
VnjQSdnrCEc--g952RsW8dkwEDsYmiirk4phngoJL3cRvPtXnSCpHVczpviSZ8PzcHQh6f5kql2Su786BWcT_x6t
 
Колонна Орла имела символический смысл. Изображение орла было включено в семейный герб Орловых.
qBlJ7gjnEbE
Колонну венчает скульптура орла. Голова мраморной птицы гордо повернута, суровый взгляд устремлен вдаль. Крылья орла слегка раскрыты, показывая, что он готов взлететь в любой момент, защищая свои права. Однако истории известно, что несмотря на высокое положение и нежные чувства Екатерины II через 10 лет Григорию Орлову пришлось уступить свое место следующему фавориту императрицы.
Колонна Орла, значительно поврежденная во время Великой Отечественной войны, была реставрирована в 1971 году. Тогда же производились восстановительные работы в павильоне Орла, который сюжетно и композиционно связан с колонной.
89ad76ed6d3be3345d0dbb060dbb2472
"Павильон Орла"
faq-lenoblast-5.pql8xrt8bksr
Павильон Орла был построен позже колонны Орла, уже при императоре Павле I по проекту придворного архитектора Винченце Бренны. Круглое в плане сооружение с полуциркульной колоннадой из сдвоенных мраморных колонн того же тосканского ордера, что и колонна Орла, перекрыто полукуполом. Колоннаду украшала тоже скульптура орла, но уже в царской короне, со щитом в лапах и вензелем Павла I. В настоящее время, скульптурное изображение орла, воссозданное из пудосткого камня, временно находится в фондах дворца-музея.
 
4dfe708082ea8d85c202e7e5c70391d9
Павильон Орла находится на Длинном острове. Хотя оба сооружения разделены водной гладью Белого озера, их объединяет единая композиционная линия в виде прямой просеки из темно-зеленых елей, идущая от поляны до озера. Через эту просеку с Длинного острова видна беломраморная колонна, а со стороны колонны – изящный храм-ротонда.
original (3)
В орловский Гатчине каменных сооружений насчитывалось небольшое количество, основная часть была деревянной и не сохранилась до наших дней. В то время в пейзажных парках распространилась мода на постройки пасторального характера: в виде крестьянских изб, крытых соломой, одиноких хижин, всевозможных хозяйственных ферм, оранжерей и даже маленьких деревушек. В них богатые владельцы дворцов и парков представляли себя в роли «простых сельских жителей».
1648858198_18-vsegda-pomnim-com-p-ozero-orlinskoe-gatchinskii-raion-foto-22
 
«Гатчинский помещик», как называла Григория Орлова Екатерина II, любил устраивать обеды среди подобных «архитектурных обманок»: «Пред некоторым сельским строением, по сторонам представлялись две хлебные и одна сенная скирды, которые по приближении высочайшей посетительницы вдруг раздвинулись, и внутри каждая представила приятную полевую залу. Сии залы были убраны столами, из снопов сделанными лавками и по стенам фестонами. Позади же оных видны были в перспективном расположении сельские жилища и мост, проведенный с одной горы на другую, по которому пастухи гнали стадо». В парке гостей графа сюрпризы ожидали не только на земле, но и на воде. До сих пор в районе Чесменского обелиска, достаточно далеко от берега находятся два больших камня, немного выступающие из воды. Прежде на них стояли «медные» статуи, подаренные Г. Орлову одним из богатейших владельцев уральских рудников и заводов Демидовым. Статуи были покрашены в белый цвет «под мрамор». Гуляющим по берегу казалось, что статуи поднялись прямо со дна озера. Место нахождения статуй было отмечено в «юрнале» береговой описи в 1783 году: «В оном берегу стоящие на воде статуи, которые на озере стоят на камне». Эта опись гатчинских озер была сделана в тот же год, когда Екатерина II подарила Гатчину вел. князю Павлу Петровичу по случаю рождения первой внучки Александры

1249140_original

1252406_original (1)

http://www.history-gatchina.ru/parks/park/park2.htm

https://gatchinapalace.ru/park/attractions/

https://spb-parki.ru/parks/gatchina/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дворцовый_парк_(Гатчина)

 

****************


 

Серия сообщений "***Пригороды Петербурга 2":
Часть 1 - Один из лучших пейзажных парков мира.История Дворцового парка в Гатчине.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ПЕЙЗАЖНЫХ ПАРКОВ МИРА.ИСТОРИЯ ДВОРЦОВОГО ПАРКА В ГАТЧИНЕ | AGI09 - Дневник AGI09 | Лента друзей AGI09 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»