Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеДворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/2

Беггров Александр Карлович. Вид дворца в Гатчине.

Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840 Вид со стороны парка на дворец в Гатчине
Валерий Михайлович Кустов
Валерий Михайлович Кустов

Валерий Михайлович Кустов

Валерий Михайлович Кустов
Согласно завещанию Марии Федоровны Гатчина перешла к императору Николаю I. 28 декабря 1828 были опубликованы именные указы Сенату и министру императорского двора, согласно которым «Гатчинский дворец со всеми принадлежащими к оному зданиями, заведениями, садами, деревнями и всякими угодьями» становился личной собственностью царствующего императора и поступал в ведомство министерства императорского двора.

Портрет императора Николая I
С Гатчинским дворцом Николай Павлович был знаком с раннего детства. В своих заметках, посвященных младенческим годам, он описывает некоторые события придворной жизни павловской эпохи. Николаю было тогда три с половиной года, естественно, его воспоминания носят отрывочный характер. Однако он запомнил, как «во время происходившего на гатчинском дворе парада отец, бывший на коне, поставил меня к себе на ногу», «как несли первые штандарты кавалеров Мальтийской гвардии». Несколько раз в этих достаточно коротких записках Николай пишет о взаимной любви младших детей и своего отца — императора Павла I: «Отец мой нас нежно любил»; «Мы очень любили отца, и обращение его с нами было крайне доброе и ласковое». Это подтверждается свидетельством барона М.А. Корфа, по словам которого Павел «страстно любил малолетних детей своих» и «когда только являлся досуг, он играл с ними и забавлял их, как отец семейства в частном быту. Великих князей Николая и Михаила Павловичей он обыкновенно называл: мои барашки, мои овечки, и ласкал их весьма нежно».



Дворец в Гатчине со стороны двора
Любовь к отцу, постоянное уважение к его памяти подпитывались матушкой, создавшей своеобразный культ своего супруга. Посеянные семена пали в благодатную почву. Николай подхватил идею Марии Федоровны по созданию в Гатчинском дворце мемориала Павла I. Сначала речь шла о сохранении в неприкосновенности его личных комнат на первом этаже Центрального корпуса. Они не только поддерживались в неизменном виде, но и регулярно пополнялись предметами, принадлежавшими покойному императору.

Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800. Государственный музей-заповедник «Павловск». Холст, масло. 146 х 215. Слева внизу подпись и дата: "Gerard Kugelgen 1800". ЦХ-3589-III. Императорская семья изображена на фоне Павловского парка. Справа на заднем плане виден фасад Павловского дворца, обращенный к реке Славянке. На картине слева направо изображены: вел. кн. Александр Павлович в мундире Лейб-Гвардии Семеновского полка, опирающийся на пьедестал с бюстом Петра I, рядом с ним стоит вел. кн. Константин Павлович в мундире Лейб-Гвардии Конного полка; дальше прислонился к коленям матери-императрицы Марии Федоровны маленький вел. кн. Николай Павлович. За фигурой сидящей императрицы стоит вел. кн. Екатерина Павловна, а в центре композиции, за арфой изображена вел. кн. Мария Павловна. За ней в тени деревьев находится колонна с бюстом умершей в младенчестве вел. кн. Ольги Павловны. Далее, опершись на колени императора Павла I (в мундире Преображенского полка), стоит младшая дочь - вел. кн. Анна Павловна. У подножия кресла на земле сидит ребенок - вел. кн. Михаил Павлович. У правого края картины стоят вел. кн. Александра и Елена Павловны.
Несмотря на внимательное отношение к прошлому дворца, пребывания императорской семьи здесь в 1830-е были весьма кратковременны. Значительная часть времени посвящалась различным развлечениям: спектаклям, на которые приглашалось до 300 человек, балам, обедам, охотам в Зверинце.
Александр Бенуа
«Царскосельская карусель» Николай I и его семья изображены участниками царскосельской карусели. В центре картины в образе Прекрасной дамы - Александра Федоровна, одетая в средневековое платье из золотой парчи и синего бархата, на белоснежном коне, рядом - ее верный рыцарь Николай, в свите - дочери, а пажами - младшие сыновья. На Николае I, наследнике Александре Николаевиче и муже старшей дочери Максимилиане Лейхтенбергском - исторические доспехи XVI века из коллекции самого императора. Николай I был страстным коллекционером оружия, благодаря ему в Гатчинском дворце сформировалось столь обширное собрание. - сегодня экспонируется в Екатерининском дворце г.Пушкина, хотя в Гатчинский дворец «Царскосельская карусель» поступила в 1855 году.
Когда посещение совпадало с военными маневрами, проводившимися в окрестностях Гатчины, Николай Павлович почти никогда не оставался ночевать во дворце, а по окончании увеселений отправлялся в поле к войскам, где для него раскидывалась палатка, в которой он оставался на ночлег. По воскресным и праздничным дням в дворцовой церкви совершались литургии при участии хора, в котором обязательно пели великие князья и княжны и сам государь.
Зауервейд Александр Иванович »Приезд Николая I в лагерь
Шварц Отто Густав (1798 -1866). Полковые манёвры в Красном селе. 1830-е годы.
Шварц Отто Готлиб (1800–1862). Маневры в окрестностях Гатчины. 1846 г.
Вечерняя заря в Красном селе
Ладюрнер, Адольф Игнатьевич.Лагерь в Красном Селе
Первое по-настоящему длительное пребывание в Гатчине относится к 1844 году: с 14 сентября по 21 ноября. Причиной его послужило печальное событие: кончина великой княжны Александры Николаевны.
Карл Брюллов — Святая царица Александра, вознесенная на небо
Императорская семья проводила здесь время в трауре и в полном уединении. Именно тогда окончательно стало ясно, что дворец не приспособлен для проживания императорской семьи и двора. Помещения его устарели и физически, и морально. Во дворце длительное время не проводилось серьезных ремонтных работ, поэтому многие апартаменты находились в плачевном состоянии. Кроме того, комнаты императорской семьи уже не соответствовали требованиям комфорта того времени, а залы не могли выполнять представительские функции.

В кратчайшие сроки архитектором Р. И. Кузьминым был подготовлен проект, и уже в декабре 1844 года Николай I подписал указ о перестройке одного из боковых корпусов – Кухонного каре. Весной 1847 года начинаются активные работы в Арсенальном каре, где располагались апартаменты императорской семьи. Арсенальное каре по сути дела превратилось в новый обширный дворец, включавший в себя свыше двухсот помещений. 30 июля 1852 года все вновь отделанные комнаты в Арсенальном каре были освящены, что знаменовало собой окончание работ. Р. И. Кузьмин блестяще справился с поставленной задачей. Не зная истории дворца, можно подумать, что он создавался не десятилетиями, а родился как творение одного мастера. Настолько тактично Р. И. Кузьмин отнесся к достижениям своих предшественников, стараясь оставить все лучшее, что было создано ими, творчески развивая и дополняя их идеи.

"Открытие мемориала Павла I в Гатчине". Густав Шварц , 1850-е гг
Во время строительных работ, с 1847 по 1852 год, Николай I бывал во дворце эпизодически. Памятным было лишь посещение дворца в 1851 году. 1 августа этого года произошло знаменательное событие в истории Гатчины — открытие памятника императору Павлу I. После торжественной церемонии был устроен смотр гвардейским частям, сформированным в царствование Павла I, во время которого восьмилетний великий князь Николай Александрович в мундире лейб-гвардии Павловского полка прошел парадным маршем во главе первого взвода этого полка. А шестилетний великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III), в солдатской форме Павловцев, в высоком остроконечном кивере и с ружьем у ноги, стоял на часах у монумента. В тот же день, состоялся обед, после которого высочайшие особы с гостями вышли на балкон Белого зала, где «кушали кофе и обозревали представленных их величествам нижних воинских чинов одетых в форму времен Императора Павла I».

Освящение памятника Павлу I около Большого Гатчинского дворца. 1851 год. Маленькая фигурка на фоне пьедестала памятника это правнук Павла I, будущий цесаревич-наследник престола семилетний Николай Александрович (сын Александра II), стоявший в момент открытия монумента часовым у памятника своему прадеду.
Во время работ по перестройке здания Николай I окончательно пришел к выводу, что Гатчинский дворец должен стать не просто еще одной загородной императорской резиденцией. По мысли Николая во дворце и, в первую очередь, в Арсенальном каре должны были быть созданы определенные тематические комплексы музейного характера, связанные, прежде всего, с павловской эпохой. Это полностью отвечало отношению Николая I к истории и дворцовым собраниям.

В 1840-е годы в Зимнем дворце были оформлены известные Романовская и Петровская галереи. Практически в те же годы, когда велась перестройка Гатчинского дворца, шло строительство Нового Эрмитажа, торжественное открытие которого состоялось 5 февраля 1852 года. В процессе его строительства, видимо, императору стало ясно, что далеко не все коллекции можно будет разместить в новом здании. Гатчинский дворец как нельзя лучше подходил для этой цели; именно тогда началось создание «пригородного Эрмитажа», как часто называли дворец до Великой Отечественной войны. Поступление предметов в Гатчину в 1850-е годы шло постоянно. Преобладающую роль среди них играли портреты эпохи Екатерины II и Павла I. Это привело к тому, что даже в знаменитой Китайской галерее не только размещалась богатейшая коллекция восточного фарфора, но и большое количество портретов современников Павла I и членов его семьи. Гатчинское собрание включало в себя работы А. П. Лосенко, В. Эриксена, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, С. С. Щукина, С. Тончи и других знаменитых живописцев.

Императрица Елизавета Петровна кисти Георга Кристофа Гроота
Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме // ШИБАНОВ Михаил. 1787.
В 1853 году Николай I посетил Гатчину уже четыре раза: с 1 по 9 мая, 6-го июня, когда он приезжал для встречи своей сестры королевы Нидерландов — Анны Павловны, с 15 по 17 августа, когда состоялись проводы королевы и, наконец, с 29 октября до последних чисел ноября. Впервые Николай I провел в Гатчине целый месяц не ввиду чрезвычайных обстоятельств, а, можно сказать, в «плановом порядке», выезжая в этот период только на полковые праздники в Царское Село и Петербург и обязательно возвращаясь в тот же день обратно.
Шмидт, А. Инвентор: Шварц, Отто Густав (ок. 1809-не ранее 1855) Изображение с церемонией в лагере при Красном селе пер. треть XIX в.
Шварц Отто Густав (1798 -1866). Царь Николай, возвращающийся с военного парада в Красном Селе, 1848 г.
Красное Село. Возвращение Кавалергардского полка с учений. 1848 г.Автор рисунка: Густав Шварц
Густав Шварц (Gustav Schwarz, 1800-1876).
"На манёврах", 1849 г. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея.
Шмидт, А. Художник: Шварц, Отто Густав (ок. 1809-не ранее 1855) Военная сцена. Каваллерийские маневры в Красном Селе в 1849 г.
Шмидт, А. Инвентор: Шварц, Отто Густав (ок. 1809-не ранее 1855) Изображение построения войск в Красном селе по поводу приезда Николая I пер. треть XIX в.
Пребывание во дворце императорской семьи в 1854 г. было еще более длительным: с 4 октября по 21 декабря. В первый же день император в сопровождении великих князей и свиты выехал на плац перед дворцом, где совершились проводы Егерского полка, выступавшего в поход на Крымскую войну. Затем практически каждый день Николай I провожал различные воинские части в действующую армию.
Козлов А. А.Известие из Крыма 1854 года. Кабинет императора Николая I в Зимнем дворце в Петербурге
Совершенно иначе, чем в последние годы николаевского царствования, выглядит картина высочайших посещений при императоре Александре II, который явно никакого интереса к пребыванию в Гатчинском дворце не испытывал.
Портрет императора Александра II
За свое более чем 25-летнее царствование он лишь 5 раз оставался во дворце дольше, чем на сутки. Причем 4 из них приходится на 1856, 1858, 1859 и 1862 годы, то есть на первые годы правления. В 1857 г. в Гатчину была переведена Императорская охота и дворец интересовал императора чаще всего как место кратковременного отдыха или ночлега при выездах на охоту.
Зичи, Михаил Александрович .Выезд Александра II на охоту 28 октября 1859 г.
Зичи, Михаил Александрович. 1827-1906
Охотничьи трофеи
Зичи, Михаил Александрович (1827-1906)
Императрица Мария Александровна. Прием в Гатчинском дворце
Александр II с придворными в Гатчинском дворце
Зичи, Михаил Александрович. 1827-1906
Александр II с придворными в Арсенальном зале Гатчинского дворца
Зичи, Михаил Александрович (1827-1906)
Представление шарады в Гатчинском дворце 2 ноября 1859 г.
Великий князь Александр Александрович вплоть до своего вступления на престол также посещал Гатчину довольно редко. По крайней мере, если судить по специальному журналу для записывания высочайших пребываний в Гатчине, заведенному в Гатчинском дворцовом правлении, начиная с 1865 г., когда Александр стал наследником, он ни разу не провел во дворце более 2-х дней. Чаще всего целью посещения, как и у его отца, была охота.
Николай Самокиш. Группа охотников с царем Александром III и царицей Марией Федоровной на охота на лис.
Великокняжеская жизнь Александра Александровича, казалось бы, не предвещала выбора им Гатчины в качестве своей основной резиденции. Объяснения этому шагу могут быть различны. Чаще всего мемуаристы и историки писали о паническом бегстве монарха в стремлении обезопасить свою жизнь. Однако императрица Мария Федоровна в одном из писем прямо говорила, что «Саша был так счастлив выехать из города, который стал таким отталкивающим для него после всех горестей и ужасов, пережитых нами там».
Дворец в Гатчине со стороны сада
Прогулка в Гатчинском парке. Художник Юлия Ромас
Калиновская Екатерина . Былые времена. Гатчина. У Павильона Венеры
Художник Жданов Владимир Юрьевич
Художник Жданов Владимир Юрьевич
В пользу Гатчины сыграли два обстоятельства: уединенность дворца и его относительная отдаленность от столицы и то, что в отличие от Царского села, Гатчина не была столь тесно связана с предыдущим царствованием. В.П. Мещерский записал слова Александра III, что «Царское слишком полно воспоминаний о покойном отце». Выезд в Гатчину помогал решить и еще одну проблему: стремление Александра III во что бы то ни стало сократить до минимума представительские функции. Он и в великокняжеский период, и в последующие годы своего правления относился к ним как к тяжкой обязанности, а в первые дни и недели после столь неожиданного и трагичного вступления на престол они были для него особенно обременительны.
Свою роль сыграло, безусловно, и стремление обеспечить собственную безопасность. Охрана дворца была организована очень тщательно. Ежедневно осматривались все подвалы, чердаки и внутренние комнаты. Переходы из Кухонного каре в Центральный корпус были опечатаны. В Арсенальное каре был оставлен только один вход. Рабочие пропускались во дворец только по пропускам с фотографией (что было новшеством) и после тщательного осмотра. В ведомости постов городовых, назначенных для охраны Гатчинского дворца и парка, датированной сентябрем 1881 г. насчитывалось 34 (!) поста. Помимо дворцовой полицейской команды караул во дворце несли воинские части. Прежде всего, это Кирасирский полк, квартировавший в Гатчине.
А.А.Тронь. Демонстрация С.К.Джевецким своей подводной лодки на Серебряном пруду в Гатчине. 1880 год. 2006.
Бенуа, Александр Николаевич. 1870-1960 Вид Арсенального каре Гатчинского дворца
Бенуа, Александр Николаевич. 1870-1960 "Павильон Венеры" в Гатчинском парке
Бенуа, Александр Николаевич. 1870-1960 Интерьер "Павильона Венеры" в Гатчинском парке
Переезд в Гатчину императорской семьи состоялся 27 марта 1881 года. Государственная деятельность с отъездом государя из столицы не остановилась ни на одну секунду. Был организован специальный поезд из Петербурга в Гатчину. Сюда приезжали министры на прием, здесь представлялись императору. Кроме того, активно использовались достижения технического прогресса конца XIX века, в первую очередь телеграф и телефон.
Дети императора Александра III, великий князь Михаил Александрович Романов и великая княгиня Ксения Александровна Романова, изображенные в Гатчинском дворце. Портрет принадлежит частной коллекции.
К. В. Лемох. Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате.
1890-е. ГМЗ «Гатчина».
Во времена Александра III на Мраморной лестнице устанавливали рождественскую ель. Как это было - сохранил для нас рисунок великой княжны Ольги Александровны из коллекции О. Н. Куликовской-Романовой.
Для своего пребывания в Гатчине императорская семья избрала комнаты в антресольном этаже Арсенального каре. Здесь не было ни помпезности, ни роскоши. Комнаты были сравнительно небольшие, с низкими потолками и «похожими на каюты».
(слева направо) Император Александр III, цесаревич Николай, великий князь Михаил с собакой, императрица Мария Федоровна, великий князь Георгий и великая княгиня Ксения. Снимок сделан возле Императорского дворца в Гатчине.
Император Александр III с императрицей Марией Фёдоровной и детьми Николаем, Георгием, Михаилом и Ксенией на лодке. Гатчина
В Гатчине в полной мере проявился интерес Александра к коллекционированию. Причем, он не просто приобретал произведения искусства. Он, выражаясь современным языком, создавал собственные экспозиции. В переписке о размещении предметов часто встречается фраза, что «по сему предмету его величеству благоугодно лично дать указания, по переезде в Гатчину».
Портрет Александра III верхом на лошади в Гатчине
Смерть императора Александра III в 1894 году явилась судьбоносным рубежом не только в истории Российской империи, но и в жизни Гатчины. Дворцово-парковый ансамбль, за тринадцать лет его царствования приведенный в идеальное состояние, сохранив статус императорской резиденции, редко видел нового монарха. Николай II в Гатчине бывал эпизодически, приезжая в основном на охоту и для встреч с матерью. Не проходило здесь и крупных мероприятий государственного уровня: больших приемов, торжеств.
Озеро в Гатчинском парке В.Д. Орловского , Гатчина
Каменев Валериан Константинович
Гатчинский дворец после 1894 г. оставалась одним из постоянных местопребываний вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Чрезвычайно показательно, что, когда в 1897 году проходила первая всеобщая перепись населения Российской империи, на вопрос: «Где обыкновенно проживает» Мария Федоровна ответила: «В Гатчине Санкт-Петербургской губернии». А в пункте анкеты о временном пребывании написала: «Временно в Санкт-Петербурге».
Групповая фотография в саду Гатчинского дворца. (слева направо) Великий князь Михаил Александрович Российский в военной форме, вдовствующая императрица Мария Федоровна с собакой на руках, великая княгиня Ольга Александровна Российская (стоят) и великая княгиня Ксения Александровна Российская.
Свои гатчинские будни императрица делила между приемами официальных особ, прогулками по парку и городу, развлечениями в узком кругу приближенных лиц, которые устраивались, как правило, вечером или в праздничные дни. Много времени Мария Федоровна тратила на благотворительность, богоугодные и учебные заведения, чем традиционно занимались все российские императрицы. Первым событием общегородского масштаба в царствование императора Николая II явилось празднование в 1896 г. столетия со дня дарования императором Павлом I Гатчине городских прав. 10 ноября, накануне юбилея, в Гатчинском дворце состоялся прием делегации города императорской семьей.
Торжественный молебен на плацу перед Гатчинским дворцом
Гатчинский дворец
Причем сначала депутацию приняла императрица Мария Федоровна, только затем Николай II и императрица Александра Федоровна. 11 ноября в 10 часов утра в Павловском соборе началась литургия с молебном, после которого перед храмом состоялся парад. Город украсили флагами, а вечером была иллюминация. Этот день был объявлен неприсутственным для всех служащих административных учреждений и воспитанников всех учебных заведений Гатчины. Тогда же по высочайшему повелению старейшая и самая крупная улица города — «Большой проспект» была переименована в «Проспект императора Павла I».



Шеф полка вдовствующая императрица Мария Федоровна и император Николай II (в центре) принимают парад кирасир на плацу перед Гатчинским дворцом
Помнили и о другом «гатчинском» императоре — Александре III. Его именем было названо крупнейшее в городе учебное заведение — Реальное училище, открытое в 1900 году.

В 1909-1910 годах прорабатывался вопрос установки в Гатчине памятника Александру III. Работа была поручена известному скульптору Л. А. Бернштаму. Им было разработано два варианта памятника: конный и пеший. Николай II указал, что решение вопроса ему «угодно отложить до выяснения желания ее величества государыни императрицы Марии Федоровны». К сожалению, по неизвестным причинам, он так и не был установлен.
1897 год, Гатчина. Николай II целует жену
Последний раз императрица посетила дворец в июле 1915 года. Больше официальных пребываний лиц императорской фамилии здесь не было. Однако история Гатчины как «родового гнезда Романовых» на этом не заканчивается. Здесь в качестве частного лица поселяется великий князь Михаил Александрович. Он проживал в городе, но постоянно посещал дворец и парк. Здесь его застали события 1917 года, здесь он был арестован.
Великий князь Михаил Александрович Романов
А в истории бывшей императорской резиденции наступили новые времена…
Сад у Арсенального каре Гатчинского дворца
https://gatchinapalace.ru/gatchina/history.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гатчина_(музей-заповедник)
https://gatchinapalace.ru/special/publications/ist...php?ysclid=lobjystrf2894998846
http://www.hellopiter.ru/Gatchina.html?sa=X&ve...oVChMI2sagl4DyxgIVSMByCh3faQjK
***********************
![]()
Серия сообщений "***Пригороды Петербурга":
Часть 1 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.
Часть 2 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
...
Часть 43 - Крепость БИП (бастион имп. Павла), парк Мариенталь.
Часть 44 - Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/1
Часть 45 - Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/2
Часть 46 - Государственный дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/3.Гатчинский дворец в акварелях Эдуарда Гау