• Авторизация


ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "ГАТЧИНА"/2 21-11-2023 17:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/2


WOA_IMAGE_1

Беггров Александр Карлович. Вид дворца в Гатчине.

View of the Main Gatchina palace, 1821. Artist Martynov, Andrei Yefimovich January 01, 1821

WdgqK (1)
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840 Вид со стороны парка на дворец в Гатчине
Валерий Михайлович Кустов
Валерий Михайлович Кустов

Валерий Михайлович Кустов

Валерий Михайлович Кустов

Валерий Михайлович Кустов

Валерий Михайлович Кустов

Валерий Михайлович Кустов

Согласно завещанию Марии Федоровны Гатчина перешла к императору Николаю I. 28 декабря 1828 были опубликованы именные указы Сенату и министру императорского двора, согласно которым «Гатчинский дворец со всеми принадлежащими к оному зданиями, заведениями, садами, деревнями и всякими угодьями» становился личной собственностью царствующего императора и поступал в ведомство министерства императорского двора.

imgpreview

Портрет  императора Николая I
С Гатчинским дворцом Николай Павлович был знаком с раннего детства. В своих заметках, посвященных младенческим годам, он описывает некоторые события придворной жизни павловской эпохи. Николаю было тогда три с половиной года, естественно, его воспоминания носят отрывочный характер. Однако он запомнил, как «во время происходившего на гатчинском дворе парада отец, бывший на коне, поставил меня к себе на ногу», «как несли первые штандарты кавалеров Мальтийской гвардии». Несколько раз в этих достаточно коротких записках Николай пишет о взаимной любви младших детей и своего отца — императора Павла I: «Отец мой нас нежно любил»; «Мы очень любили отца, и обращение его с нами было крайне доброе и ласковое». Это подтверждается свидетельством барона М.А. Корфа, по словам которого Павел «страстно любил малолетних детей своих» и «когда только являлся досуг, он играл с ними и забавлял их, как отец семейства в частном быту. Великих князей Николая и Михаила Павловичей он обыкновенно называл: мои барашки, мои овечки, и ласкал их весьма нежно».
2008_CKS_07598_0006_000(040613)
Le_palais_de_Gatchiva_cōtè_du_co
Дворец в Гатчине со стороны двора
 
Любовь к отцу, постоянное уважение к его памяти подпитывались матушкой, создавшей своеобразный культ своего супруга. Посеянные семена пали в благодатную почву. Николай подхватил идею Марии Федоровны по созданию в Гатчинском дворце мемориала Павла I. Сначала речь шла о сохранении в неприкосновенности его личных комнат на первом этаже Центрального корпуса. Они не только поддерживались в неизменном виде, но и регулярно пополнялись предметами, принадлежавшими покойному императору.

undefined

Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800. Государственный музей-заповедник «Павловск». Холст, масло. 146 х 215. Слева внизу подпись и дата: "Gerard Kugelgen 1800". ЦХ-3589-III. Императорская семья изображена на фоне Павловского парка. Справа на заднем плане виден фасад Павловского дворца, обращенный к реке Славянке. На картине слева направо изображены: вел. кн. Александр Павлович в мундире Лейб-Гвардии Семеновского полка, опирающийся на пьедестал с бюстом Петра I, рядом с ним стоит вел. кн. Константин Павлович в мундире Лейб-Гвардии Конного полка; дальше прислонился к коленям матери-императрицы Марии Федоровны маленький вел. кн. Николай Павлович. За фигурой сидящей императрицы стоит вел. кн. Екатерина Павловна, а в центре композиции, за арфой изображена вел. кн. Мария Павловна. За ней в тени деревьев находится колонна с бюстом умершей в младенчестве вел. кн. Ольги Павловны. Далее, опершись на колени императора Павла I (в мундире Преображенского полка), стоит младшая дочь - вел. кн. Анна Павловна. У подножия кресла на земле сидит ребенок - вел. кн. Михаил Павлович. У правого края картины стоят вел. кн. Александра и Елена Павловны. 
 
Несмотря на внимательное отношение к прошлому дворца, пребывания императорской семьи здесь в 1830-е были весьма кратковременны. Значительная часть времени посвящалась различным развлечениям: спектаклям, на которые приглашалось до 300 человек, балам, обедам, охотам в Зверинце.
ohota-priorat.jpg.c1200
Александр Бенуа
«Царскосельская карусель» Николай I и его семья изображены участниками царскосельской карусели. В центре картины в образе Прекрасной дамы - Александра Федоровна, одетая в средневековое платье из золотой парчи и синего бархата, на белоснежном коне, рядом - ее верный рыцарь Николай, в свите - дочери, а пажами - младшие сыновья. На Николае I, наследнике Александре Николаевиче и муже старшей дочери Максимилиане Лейхтенбергском - исторические доспехи XVI века из коллекции самого императора. Николай I был страстным коллекционером оружия, благодаря ему в Гатчинском дворце сформировалось столь обширное собрание. - сегодня экспонируется в Екатерининском дворце г.Пушкина, хотя в Гатчинский дворец «Царскосельская карусель» поступила в 1855 году.
Когда посещение совпадало с военными маневрами, проводившимися в окрестностях Гатчины, Николай Павлович почти никогда не оставался ночевать во дворце, а по окончании увеселений отправлялся в поле к войскам, где для него раскидывалась палатка, в которой он оставался на ночлег. По воскресным и праздничным дням в дворцовой церкви совершались литургии при участии хора, в котором обязательно пели великие князья и княжны и сам государь.
Зауервейд Александр Иванович »
 Зауервейд Александр Иванович »Приезд Николая I в лагерь
 
d7132caa469426d7d1da1c101d01c40c (1)
Шварц Отто Густав (1798 -1866). Полковые манёвры в Красном селе. 1830-е годы.
Шварц Отто Готлиб (1800–1862). Маневры в окрестностях Гатчины. 1846 г.
Вечерняя заря в Красном селе
Ладюрнер, Адольф Игнатьевич.Лагерь в Красном Селе
Первое по-настоящему длительное пребывание в Гатчине относится к 1844 году: с 14 сентября по 21 ноября. Причиной его послужило печальное событие: кончина великой княжны Александры Николаевны.
15270272275_40f1de683b_o_resized_yapfiles.ru
Карл Брюллов — Святая царица Александра, вознесенная на небо
Императорская семья проводила здесь время в трауре и в полном уединении. Именно тогда окончательно стало ясно, что дворец не приспособлен для проживания императорской семьи и двора. Помещения его устарели и физически, и морально. Во дворце длительное время не проводилось серьезных ремонтных работ, поэтому многие апартаменты находились в плачевном состоянии. Кроме того, комнаты императорской семьи уже не соответствовали требованиям комфорта того времени, а залы не могли выполнять представительские функции.

6ee7b2fe6d7cada7fd329f72f9251a4a

В кратчайшие сроки архитектором Р. И. Кузьминым был подготовлен проект, и уже в декабре 1844 года Николай I подписал указ о перестройке одного из боковых корпусов – Кухонного каре. Весной 1847 года начинаются активные работы в Арсенальном каре, где располагались апартаменты императорской семьи. Арсенальное каре по сути дела превратилось в новый обширный дворец, включавший в себя свыше двухсот помещений. 30 июля 1852 года все вновь отделанные комнаты в Арсенальном каре были освящены, что знаменовало собой окончание работ. Р. И. Кузьмин блестяще справился с поставленной задачей. Не зная истории дворца, можно подумать, что он создавался не десятилетиями, а родился как творение одного мастера. Настолько тактично Р. И. Кузьмин отнесся к достижениям своих предшественников, стараясь оставить все лучшее, что было создано ими, творчески развивая и дополняя их идеи.

736110318bcaf84f03477c14374c51c6"Открытие мемориала Павла I в Гатчине". Густав Шварц , 1850-е гг

Во время строительных работ, с 1847 по 1852 год, Николай I бывал во дворце эпизодически. Памятным было лишь посещение дворца в 1851 году. 1 августа этого года произошло знаменательное событие в истории Гатчины — открытие памятника императору Павлу I. После торжественной церемонии был устроен смотр гвардейским частям, сформированным в царствование Павла I, во время которого восьмилетний великий князь Николай Александрович в мундире лейб-гвардии Павловского полка прошел парадным маршем во главе первого взвода этого полка. А шестилетний великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III), в солдатской форме Павловцев, в высоком остроконечном кивере и с ружьем у ноги, стоял на часах у монумента. В тот же день, состоялся обед, после которого высочайшие особы с гостями вышли на балкон Белого зала, где «кушали кофе и обозревали представленных их величествам нижних воинских чинов одетых в форму времен Императора Павла I».
MRcqbyeVssc
Освящение памятника Павлу I около Большого Гатчинского дворца. 1851 год. Маленькая фигурка на фоне пьедестала памятника это правнук Павла I, будущий цесаревич-наследник престола семилетний Николай Александрович (сын Александра II), стоявший в момент открытия монумента часовым у памятника своему прадеду.
 
Во время работ по перестройке здания Николай I окончательно пришел к выводу, что Гатчинский дворец должен стать не просто еще одной загородной императорской резиденцией. По мысли Николая во дворце и, в первую очередь, в Арсенальном каре должны были быть созданы определенные тематические комплексы музейного характера, связанные, прежде всего, с павловской эпохой. Это полностью отвечало отношению Николая I к истории и дворцовым собраниям.
 
В 1840-е годы в Зимнем дворце были оформлены известные Романовская и Петровская галереи. Практически в те же годы, когда велась перестройка Гатчинского дворца, шло строительство Нового Эрмитажа, торжественное открытие которого состоялось 5 февраля 1852 года. В процессе его строительства, видимо, императору стало ясно, что далеко не все коллекции можно будет разместить в новом здании. Гатчинский дворец как нельзя лучше подходил для этой цели; именно тогда началось создание «пригородного Эрмитажа», как часто называли дворец до Великой Отечественной войны. Поступление предметов в Гатчину в 1850-е годы шло постоянно. Преобладающую роль среди них играли портреты эпохи Екатерины II и Павла I. Это привело к тому, что даже в знаменитой Китайской галерее не только размещалась богатейшая коллекция восточного фарфора, но и большое количество портретов современников Павла I и членов его семьи. Гатчинское собрание включало в себя работы А. П. Лосенко, В. Эриксена, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, С. С. Щукина, С. Тончи и других знаменитых живописцев.
Императрица Елизавета Петровна кисти Георга Кристофа Гроота
Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме // ШИБАНОВ Михаил. 1787. 
В 1853 году Николай I посетил Гатчину уже четыре раза: с 1 по 9 мая, 6-го июня, когда он приезжал для встречи своей сестры королевы Нидерландов — Анны Павловны, с 15 по 17 августа, когда состоялись проводы королевы и, наконец, с 29 октября до последних чисел ноября. Впервые Николай I провел в Гатчине целый месяц не ввиду чрезвычайных обстоятельств, а, можно сказать, в «плановом порядке», выезжая в этот период только на полковые праздники в Царское Село и Петербург и обязательно возвращаясь в тот же день обратно.
Шмидт, А. Инвентор: Шварц, Отто Густав (ок. 1809-не ранее 1855) Изображение с церемонией в лагере при Красном селе пер. треть XIX в.
Шварц Отто Густав (1798 -1866). Царь Николай, возвращающийся с военного парада в Красном Селе, 1848 г.
LJPWbIga1LA (1)
Красное Село. Возвращение Кавалергардского полка с учений. 1848 г.Автор рисунка: Густав Шварц
784034_original
Густав Шварц (Gustav Schwarz, 1800-1876).
"На манёврах", 1849 г. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея.
Шмидт, А. Художник: Шварц, Отто Густав (ок. 1809-не ранее 1855) Военная сцена. Каваллерийские маневры в Красном Селе в 1849 г. 
Шмидт, А. Инвентор: Шварц, Отто Густав (ок. 1809-не ранее 1855) Изображение построения войск в Красном селе по поводу приезда Николая I пер. треть XIX в.
Пребывание во дворце императорской семьи в 1854 г. было еще более длительным: с 4 октября по 21 декабря. В первый же день император в сопровождении великих князей и свиты выехал на плац перед дворцом, где совершились проводы Егерского полка, выступавшего в поход на Крымскую войну. Затем практически каждый день Николай I провожал различные воинские части в действующую армию.
e13f960e4f7dd6098dd2913b52d93543 (1)
Козлов А. А.Известие из Крыма 1854 года. Кабинет императора Николая I в Зимнем дворце в Петербурге
Совершенно иначе, чем в последние годы николаевского царствования, выглядит картина высочайших посещений при императоре Александре II, который явно никакого интереса к пребыванию в Гатчинском дворце не испытывал.
Портрет императора Александра II
За свое более чем 25-летнее царствование он лишь 5 раз оставался во дворце дольше, чем на сутки. Причем 4 из них приходится на 1856, 1858, 1859 и 1862 годы, то есть на первые годы правления. В 1857 г. в Гатчину была переведена Императорская охота и дворец интересовал императора чаще всего как место кратковременного отдыха или ночлега при выездах на охоту.
OHyMo (1)
Зичи, Михаил Александрович .Выезд Александра II на охоту 28 октября 1859 г.
L_WOA_IMAGE_1 (1)
Зичи, Михаил Александрович. 1827-1906
Охотничьи трофеи
L_WOA_IMAGE_1 (7) (1)
Зичи, Михаил Александрович (1827-1906)
Императрица Мария Александровна. Прием в Гатчинском дворце
L_WOA_IMAGE_1 (8) (1)
Александр II с придворными в Гатчинском дворце
L_WOA_IMAGE_1 (9) (1)
Зичи, Михаил Александрович. 1827-1906
Александр II с придворными в Арсенальном зале Гатчинского дворца
null
Зичи, Михаил Александрович (1827-1906)
Представление шарады в Гатчинском дворце 2 ноября 1859 г.
Великий князь Александр Александрович вплоть до своего вступления на престол также посещал Гатчину довольно редко. По крайней мере, если судить по специальному журналу для записывания высочайших пребываний в Гатчине, заведенному в Гатчинском дворцовом правлении, начиная с 1865 г., когда Александр стал наследником, он ни разу не провел во дворце более 2-х дней. Чаще всего целью посещения, как и у его отца, была охота.
Николай Самокиш. Группа охотников с царем Александром III и царицей Марией Федоровной на охота на лис.
Великокняжеская жизнь Александра Александровича, казалось бы, не предвещала выбора им Гатчины в качестве своей основной резиденции. Объяснения этому шагу могут быть различны. Чаще всего мемуаристы и историки писали о паническом бегстве монарха в стремлении обезопасить свою жизнь. Однако императрица Мария Федоровна в одном из писем прямо говорила, что «Саша был так счастлив выехать из города, который стал таким отталкивающим для него после всех горестей и ужасов, пережитых нами там».
 Дворец в Гатчине со стороны сада

888bd75e77be8bfc1a626e6430lt--kartiny-i-panno-kartina-maslom-progulka-v-gatchinskom-parke-hПрогулка в Гатчинском парке. Художник Юлия Ромас

Калиновская Екатерина . Былые времена. Гатчина. У Павильона Венеры
Жданов. Игра воображения
Художник Жданов Владимир Юрьевич
_parke_yapfiles.ru
Художник Жданов Владимир Юрьевич
В пользу Гатчины сыграли два обстоятельства: уединенность дворца и его относительная отдаленность от столицы и то, что в отличие от Царского села, Гатчина не была столь тесно связана с предыдущим царствованием. В.П. Мещерский записал слова Александра III, что «Царское слишком полно воспоминаний о покойном отце». Выезд в Гатчину помогал решить и еще одну проблему: стремление Александра III во что бы то ни стало сократить до минимума представительские функции. Он и в великокняжеский период, и в последующие годы своего правления относился к ним как к тяжкой обязанности, а в первые дни и недели после столь неожиданного и трагичного вступления на престол они были для него особенно обременительны.
-III-ST
Александр III
Свою роль сыграло, безусловно, и стремление обеспечить собственную безопасность. Охрана дворца была организована очень тщательно. Ежедневно осматривались все подвалы, чердаки и внутренние комнаты. Переходы из Кухонного каре в Центральный корпус были опечатаны. В Арсенальное каре был оставлен только один вход. Рабочие пропускались во дворец только по пропускам с фотографией (что было новшеством) и после тщательного осмотра. В ведомости постов городовых, назначенных для охраны Гатчинского дворца и парка, датированной сентябрем 1881 г. насчитывалось 34 (!) поста. Помимо дворцовой полицейской команды караул во дворце несли воинские части. Прежде всего, это Кирасирский полк, квартировавший в Гатчине.

668d0f769f9c4bada31b0804a5adbb04А.А.Тронь. Демонстрация С.К.Джевецким своей подводной лодки на Серебряном пруду в Гатчине. 1880 год. 2006.

Бенуа, Александр Николаевич. 1870-1960 Вид Арсенального каре Гатчинского дворца

nullБенуа, Александр Николаевич. 1870-1960 "Павильон Венеры" в Гатчинском парке

nullБенуа, Александр Николаевич. 1870-1960 Интерьер "Павильона Венеры" в Гатчинском парке

Переезд в Гатчину императорской семьи состоялся 27 марта 1881 года. Государственная деятельность с отъездом государя из столицы не остановилась ни на одну секунду. Был организован специальный поезд из Петербурга в Гатчину. Сюда приезжали министры на прием, здесь представлялись императору. Кроме того, активно использовались достижения технического прогресса конца XIX века, в первую очередь телеграф и телефон.
Дети императора Александра III, великий князь Михаил Александрович Романов и великая княгиня Ксения Александровна Романова, изображенные в Гатчинском дворце. Портрет принадлежит частной коллекции.
01bf566412d5683d3aec0ebef7fdbb4b (1)
К. В. Лемох. Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате.
1890-е. ГМЗ «Гатчина».
otkritka-vk2
Во времена Александра III на Мраморной лестнице устанавливали рождественскую ель. Как это было - сохранил для нас рисунок великой княжны Ольги Александровны из коллекции О. Н. Куликовской-Романовой.
Для своего пребывания в Гатчине императорская семья избрала комнаты в антресольном этаже Арсенального каре. Здесь не было ни помпезности, ни роскоши. Комнаты были сравнительно небольшие, с низкими потолками и «похожими на каюты».
(слева направо) Император Александр III, цесаревич Николай, великий князь Михаил с собакой, императрица Мария Федоровна, великий князь Георгий и великая княгиня Ксения. Снимок сделан возле Императорского дворца в Гатчине.
nBkSUhL2gFQum860PqzZvc62gYT28pj21CLFh_fH_nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q_CPawk214LyWK9G1N5ho=cRU8
Император Александр III с императрицей Марией Фёдоровной и детьми Николаем, Георгием, Михаилом и Ксенией на лодке. Гатчина
 
В Гатчине в полной мере проявился интерес Александра к коллекционированию. Причем, он не просто приобретал произведения искусства. Он, выражаясь современным языком, создавал собственные экспозиции. В переписке о размещении предметов часто встречается фраза, что «по сему предмету его величеству благоугодно лично дать указания, по переезде в Гатчину».
Портрет Александра III верхом на лошади в Гатчине
 
Смерть императора Александра III в 1894 году явилась судьбоносным рубежом не только в истории Российской империи, но и в жизни Гатчины. Дворцово-парковый ансамбль, за тринадцать лет его царствования приведенный в идеальное состояние, сохранив статус императорской резиденции, редко видел нового монарха. Николай II в Гатчине бывал эпизодически, приезжая в основном на охоту и для встреч с матерью. Не проходило здесь и крупных мероприятий государственного уровня: больших приемов, торжеств.
 
Озеро в Гатчинском парке В.Д. Орловского , Гатчина
KED5atBIKgc
Каменев Валериан Константинович
 
Гатчинский дворец после 1894 г. оставалась одним из постоянных местопребываний вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Чрезвычайно показательно, что, когда в 1897 году проходила первая всеобщая перепись населения Российской империи, на вопрос: «Где обыкновенно проживает» Мария Федоровна ответила: «В Гатчине Санкт-Петербургской губернии». А в пункте анкеты о временном пребывании написала: «Временно в Санкт-Петербурге».
872d1dba03b1e46f4c56505f6e0ab4a6
Групповая фотография в саду Гатчинского дворца. (слева направо) Великий князь Михаил Александрович Российский в военной форме, вдовствующая императрица Мария Федоровна с собакой на руках, великая княгиня Ольга Александровна Российская (стоят) и великая княгиня Ксения Александровна Российская.
 
Свои гатчинские будни императрица делила между приемами официальных особ, прогулками по парку и городу, развлечениями в узком кругу приближенных лиц, которые устраивались, как правило, вечером или в праздничные дни. Много времени Мария Федоровна тратила на благотворительность, богоугодные и учебные заведения, чем традиционно занимались все российские императрицы. Первым событием общегородского масштаба в царствование императора Николая II явилось празднование в 1896 г. столетия со дня дарования императором Павлом I Гатчине городских прав. 10 ноября, накануне юбилея, в Гатчинском дворце состоялся прием делегации города императорской семьей.
молебен на плацу п
Торжественный молебен на плацу перед Гатчинским дворцом
дворец. (1)
Гатчинский дворец

Причем сначала депутацию приняла императрица Мария Федоровна, только затем Николай II и императрица Александра Федоровна. 11 ноября в 10 часов утра в Павловском соборе началась литургия с молебном, после которого перед храмом состоялся парад. Город украсили флагами, а вечером была иллюминация. Этот день был объявлен неприсутственным для всех служащих административных учреждений и воспитанников всех учебных заведений Гатчины. Тогда же по высочайшему повелению старейшая и самая крупная улица города — «Большой проспект» была переименована в «Проспект императора Павла I».

03. Шеф полка вдовствующая импер

09. Шеф полка вдовствующая импер

10. Шеф полка вдовствующая импер

Шеф полка вдовствующая императрица Мария Федоровна и император Николай II (в центре) принимают парад кирасир на плацу перед Гатчинским дворцом

Помнили и о другом «гатчинском» императоре — Александре III. Его именем было названо крупнейшее в городе учебное заведение — Реальное училище, открытое в 1900 году.

9134R_Gatchina._Realnoe_uchilisc

В 1909-1910 годах прорабатывался вопрос установки в Гатчине памятника Александру III. Работа была поручена известному скульптору Л. А. Бернштаму. Им было разработано два варианта памятника: конный и пеший. Николай II указал, что решение вопроса ему «угодно отложить до выяснения желания ее величества государыни императрицы Марии Федоровны». К сожалению, по неизвестным причинам, он так и не был установлен.

VkE5TNtvt_U
1897 год, Гатчина. Николай II целует жену
 
Последний раз императрица посетила дворец в июле 1915 года. Больше официальных пребываний лиц императорской фамилии здесь не было. Однако история Гатчины как «родового гнезда Романовых» на этом не заканчивается. Здесь в качестве частного лица поселяется великий князь Михаил Александрович. Он проживал в городе, но постоянно посещал дворец и парк. Здесь его застали события 1917 года, здесь он был арестован.
a014f79953bc1ec56d783171a71d9053 (1)
Великий князь Михаил Александрович Романов
А в истории бывшей императорской резиденции наступили новые времена…
 
Сад у Арсенального каре Гатчинского дворца

https://gatchinapalace.ru/gatchina/history.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гатчина_(музей-заповедник)

https://gatchinapalace.ru/special/publications/ist...php?ysclid=lobjystrf2894998846

http://www.hellopiter.ru/Gatchina.html?sa=X&ve...oVChMI2sagl4DyxgIVSMByCh3faQjK

 

***********************


Серия сообщений "***Пригороды Петербурга":
Часть 1 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.
Часть 2 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
...
Часть 43 - Крепость БИП (бастион имп. Павла), парк Мариенталь.
Часть 44 - Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/1
Часть 45 - Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/2
Часть 46 - Государственный дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/3.Гатчинский дворец в акварелях Эдуарда Гау
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "ГАТЧИНА"/2 | AGI09 - Дневник AGI09 | Лента друзей AGI09 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»