Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеПавловск-дворцово-парковый ансамбль/5.Павловский дворец.Интерьер/2.


Ковровый кабинет

Один из наиболее нарядных интерьеров Северной анфилады. По первоначальному плану Ч.Камерона кабинет представлял собою прямоугольную комнату. Свою окончательную отделку он получил в 1790-1793 годах по замыслу В.Бренны. Для убранства кабинета, как и библиотеки Марии Федоровны в Южной анфиладе, Бренна использовал французские гобелены, преподнесенные владельцам Павловска во время их пребывания во Франции в 1782 году королем Людовиком XVI. Гобелены были вытканы на Королевской гобеленовой мануфактуре в 1760-х годах мастером Нельсоном по картонам выдающегося художника Франсуа Буше на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.

В фонде чертежей Научно-исследовательского музея Академии художеств сохранились два проекта В.Бренны для Коврового кабинета Павловского дворца: продольный и поперечный разрез выполненные в цвете. Они дают представление о том, каким был задуман этот интерьер. Бренна изменил первоначальную планировку Камерона и скруглил центральную стену, чтобы разместить на ней большой гобелен «Венера в кузнице Вулкана», на противоположной стене кабинета на боковых стенах были помещены два меньших гобелена – «Диана и Эндимион» и «Венера на колеснице». Ковры заключены в резные золоченые рамы. Центральный гобелен, эффектно отражаясь в зеркале над камином, как бы создает иллюзию четвертой стены, также украшенной гобеленом. Согласно проекту В.Бренны, перекрытие представляло собой кессонированный свод сложной конфигурации. Однако после пожара 1803 года А.Н.Воронихин внес изменения в отделку и вместо кессонов появился широкий живописный фриз в манере «гризайль» на сюжеты из античной мифологии и истории древнего Рима: «Жертвоприношение», «Персей, устрашающий врагов головой Медузы», «Боги Олимпа», «Персей, освобождающий Андромеду», «Триумф», «Основание Рима Ромулом и Ремом в виде младенцев», «Аполлон среди муз», «Поезд Вакха», «Геркулес, борющийся с Антеем», «Геркулес с Деянирой и кентавром Нессом», «Процессия с жертвенником», «Аполлон с лирой». Росписи выполнял Д.-Б.Скотти. Над дверями Воронихин поместил лепные панно с орлами.

В 1930-х годах все три гобелена были изъяты из дворца для продажи заграницу на аукционе. В настоящее время бывшие павловские гобелены находятся в Музее Поля Гетти в г.Малибу, штат Калифорния, США. В ходе работ по реставрации после Великой Отечественной войны на центральной стене был размещен гобелен «Дамы служат Дон-Кихоту», также подаренный Павлу Петровичу французским королем Людовиком XVI и ранее находившийся в Гатчинском дворце. На боковых стенах – брюссельские шпалеры на сюжеты из «Дон-Кихота» - «Посвящение Дон-Кихота в рыцари» (на левой стене) и «Дон-Кихот с баранами» (на правой стене). Эти шпалеры происходят из коллекции барона А.Штиглица, которая в 1920-х гг. была передана в Эрмитаж. После изъятия в 1932 году исторических гобеленов из Павловска, вместо них из Эрмитажа и были получены эти брюссельские шпалеры.

На своих исторических местах находится гарнитур мебели, заказанный владельцами Павловска в Париже в мастерской А.Жакоба. На мебели французские вышивки шелковой гладью, XVIII век. Большой письменный стол из красного дерева с балюстрадой из точеной слоновой кости по проекту В.Бренны был выполнен для Михайловского замка и позднее после гибели императора Павла I перевезен в Павловск. На столе – нарядные предметы из слоновой кости и янтаря, оправленные в золоченую бронзу: настольное украшение с обелисками (В.Бренна, К.Росси, Н.Фай, 1800 г.), и чернильница работы Марии Федоровны (1800 г.). Здесь же небольшие бронзовые бюсты философов-просветителей Вольтера и Дидро (Франция, кон. XVIII века). По обе стороны от настольного украшения стоят часы: слева мраморные часы «Артемизия, оплакивающая Мавзола», более известная как «Плакальщица» (Франция, ок.1801 г.), справа – «Лира» из золоченой бронзы с расписными эмалями, с циферблатом-календарем, вмонтированным в маятник (Франция 1780-90-е гг.). По сторонам стола на постаментах симметрично размещены мраморные статуи конца XVIII века «Геба» (слева) и «Менада, несущая маленького фавна» (справа). На консолях под брюссельскими шпалерами – парные музыкальные часы с вращающимся циферблатом в виде изящной вазы, стрелкой часов является стрела в руках маленького Амура. Корпус выполнен из пластин черепахового панциря (Англия, Лондон, мастерская П.Торклера, кон.XVIII века). Рядом с часами - японские фарфоровые вазы мануфактуры Аритта, кон.XVIII века. На камине (между окон) – гарнитур фарфоровых ваз (Франция, Севр, 1780-е гг.) с живописными медальонами на розовом фоне, подарок Людовика XVI. Перед камином – овальный столик русской работы со стеклянной столешницей, на которой рисунок «Три грации» (копия с А.Кауффман) в технике «эгломизе». Перед окнами – столики красного дерева (Россия, 1780-е гг.), на одном – бронзовая группа «Амуры, борющиеся за человеческое сердце» (Франция, кон. XVIII века.).

Зал войны

Первоначально - Парадная гостиная Павла Петровича. Необычная планировка в форме восьмиугольника с нишами между оконными и дверными проемами и перекрытием свода была задумана еще Ч.Камероном. В 1789 году В.Бренна завершил декоративную отделку зала, насытив его богатым лепным декором на темы военных атрибутов Римской империи. Рельефные панно с композициями военных трофеев и элементов вооружения римских воинов помещены по обеим сторонам ниш, оконных и дверных проемов, имеющих также арочное завершение и, словно вписаны в формы неправильных вытянутых прямоугольников. Белые рельефы на золотом фоне эффектно сочетаются с богато декорированным лепным золоченым фризом и выступающим карнизом, лепными кессонами и раковинами, украшающими ниши. Блеск позолоченной резьбы двери, ведущей в Северную анфиладу, и высоких торшеров с ликторскими связками, щитами и шлемами римских воинов из резного золоченого дерева усиливают впечатление торжественности зала.

В трех нишах помещены античные мраморные бюсты, а в четвертой установлена лепная печь, увенчанная фигурой орла бога Юпитера, сидящего на ядрах с пламенем. Как писал сам Бренна, убранство зала завершалось «плафоном, расписанным мною и изображающим купол, с карниза которого как бы свешиваются драпировки. В восьми углах восемь больших изображений военных трофеев в натуральную величину и фигуры рабов, также в натуральную величину, по двое на каждом изображении. Фигуры представлены сидящими на пушках и таким образом поддерживающими драпировку, развевающуюся над ними. В люнетах даны архитектурные мотивы с фигурами в одеждах всех четырех стран света». Именно этот зал в 1796 году был оформлен как Тронный зал Павла I, здесь хранились императорские регалии.

После пожара 1803 года А.Н.Воронихин восстановил зал как Парадную гостиную, и, сохранив основную отделку В.Бренны, внес в нее ряд изменений. Роспись на потолке заменена сводчатым кессонированным плафоном, украшенным лепкой, а в люнетах появились рельефы на темы античных мифов работы скульпторов С.Теглева и М.Александрова.

Зал приобрел больше строгости и торжественности, теперь в нем лишь два цвета: доминанта белого, усиленного блеском золота. В едином стиле с отделкой была выполнена новая мебель, стилизованная под римские курульные кресла, окрашенные под античную зеленую бронзу с позолотой (воссозданы заново по сохранившемуся подлиннику, в обивках – подлинные вышивки русской работы начала XIX века). Живые пейзажи за окнами вносят оживление в строгость отделки.

По замыслу А.Воронихина для окон этого зала, как и симметричного ему Зала Мира, на Императорском стеклянном заводе были изготовлены цельные стекла, чтобы любоваться пейзажем в окне как картиной в раме. Зал освещается великолепным французским фонарем XVIII века, выполненным из золоченой бронзы в мастерской знаменитого бронзовщика Пьера Гутьера. В нишах – бюсты римских императоров Септимия Севера (кон I в н.э.), Элагобала (нач. III в. н.э.), полководца Агриппы (итальянская копия XVIII в. с античного оригинала). Против окна по оси с Греческим залом – декоративная ваза синего с золотом фарфора, изготовленная в начале XIX века на Севрской фарфоровой мануфактуре, и, согласно исторической легенде, подаренная императором Наполеоном Александру I по случаю заключения Тильзитского мира.

Против второго окна с 1810 года стояла декоративная ваза-треножник, выполненная на Императорском стеклянном заводе по рисунку А.Воронихина. Однако она погибла в годы ВОВ. В настоящее время здесь установлен новый треножник, выполненный заново мастерами ООО «Студия Н.Б.Южаковой» по аналогии с подлинным треножником, находящимся в Зале Мира. После ВОВ зал воссоздан в 1963 году по проекту С.В.Поповой-Гунич. Лепка частично отреставрирована, частично воссоздана по слепкам с подлинников (Н.Релкина и И.Калугин). Резные золоченые двери и торшеры воссозданы В.Полякиным и А.Янковским.

Греческий зал

Самый торжественный в центральной части дворца, предназначался для балов и парадных приемов. Архитектурно-пространственный объем зала с колоннадой по всему периметру был задуман Ч.Камероном (1780-е гг.) в виде античного «перистиля». Следует отметить, что существует художественная близость Греческого зала с Мраморным залом дворца Кедлстоун-Холл в Англии архитектора Роберта Адама, у которого учился и работал Камерон и который оказал на него большое влияние. Камерон рекомендовал путешествовавшим по Европе Павлу Петровичу и Марии Федоровне приобрести в Италии колонны из зеленого мрамора, так называемого верт антик (vert antique, франц.), которые он хотел использовать в отделке зала.

Идея о колоннах зеленого античного мрамора, минерала очень редкого и дорого, также была заимствована у Адама, который включил подлинные вердантиковые колонны в отделку Парадной приемной во дворце Сайон-Хаус. Завершить отделку Греческого зала Камерону не удалось, так как после 1786 года он перестал практически вести архитектурный надзор. Архитектор и декоратор В.Бренна завершил отделку зала в 1790 году, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся чертежей архитектора, а также его письмо 1789 года графу Станиславу Потоцкому, своему польскому покровителю, где он говорит, что этот зал – «один из самых лучших среди всех, имеющихся в этой стране».

Стены зала облицованы белым искусственным мрамором, нижние панели выполнены из золотистого стюка, имитирующего желтый сиенский мрамор. По верху стен тянется широкая полоса лепного орнаментального фриза с изображением грифонов среди листьев аканта. Колонны коринфского ордера из зеленоватого искусственного мрамора под вердантик образуют нарядную декоративную колоннаду. Ее ритм перекликается с ритмом стенных ниш, в которых помещены гипсовые слепки с античных статуй: Меркурий, Венера Медицейская, Венера-Каллипига, Дионис, Афродита-Анадиомена, Аполлино, а также с работ известных итальянских скульпторов: «Фавн с козленком» Я.Сансовино (XVI в.) и «Психея с бабочкой А.Кановы (XVIII в.)

В 1803 году после пожара архитектор А.Н.Воронихин осуществил ряд переделок, которые, не нарушив целостности архитектуры зала, сделали его более строгим. Утраченный живописный плафон «Вакх и Ариадна» он заменил орнаментальной росписью с ромбовидными кессонами, создающими иллюзию купольного перекрытия. Между колоннами он поместил на длинных бронзовых цепях мраморные светильники в виде античных ламп.

Вместо прежнего мебельного гарнитура в стиле Людовика XVI, который был приобретен владельцами дворца во Франции во время путешествия, по проекту Воронихина была создана новая мебель в античном вкусе: подлокотники диванов и кресел украшены фигурами грифонов, а ножки завершаются звериными лапами. Конструктивные детали мебели окрашены под темно-зеленую бронзу, а нарядные резные детали вызолочены. Для обивки использованы французские гобелены на пасторальные сюжеты мануфактуры Бове конца XVIII века. Монументальность форм мебели, сияние позолоты, яркость гобеленов – все это привносит особые черты парадности. В зале представлены сохранившиеся в эвакуации предметы мебели, а также одно кресло, возвращенное после войны из Берлина, и отреставрированный диван, находившийся несколько десятилетий в фондах музея в руинированном состоянии.

Из Михайловского замка Воронихин перенес в этот зал два мраморных камина со вставками из лазурита и мясного агата, выполненные по проектам Бренны. На каминах – часы «Парис и Елена» (Париж, 1795-1799 гг., мастерская П.-Ф.Томира, час.мастер Л.-Ж.Лагесс), «Учение и бдение». (Париж, 1795-1798 гг., час.мастер Ж.Шарпантье, эмальер А.-Ф.Дюбюиссон), а также вазы-курильницы и канделябры.

В каминных нишах –нарядные таганы, подписные изделия бронзовщика Вальнера, редко встречающиеся в наших собраниях. На столах-консолях - парные фарфоровые вазы «в этрусском вкусе» (Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1796 год.), и декоративные кувшины из золоченой и патинированной бронзы (Франция, конец XVIII века). На постаментах против окон – две парные вазы из копейчатой яшмы с бронзовыми украшениями (по рисункам А.Воронихина), против центрального окна ваза из порфира с фигурами сатиров из золоченой бронзы, выполненные на Колыванской шлифовальной фабрике (мастер Ф.Стрижков), бронза чеканена в мастерских Императорской Академии художеств. Дополняют убранство два бронзовых фонаря (Франция (?), конец XVIII века).

В пожаре 1944 года рухнули междуэтажные перекрытия, разрушилась и сгорела колоннада, полностью утрачена гипсовая скульптура и сильно повреждены камины. Зал воссоздан в 1967 году в соответствии с разработанной Н.И.Громовой методикой научной реставрации на базе научно-исследовательских работ и довоенных обмеров. Проекты реставрации выполнены Ф.Олейником (архитектурные конструкции) и С.Поповой-Гунич совместно с В.Можанской (архитектурная отделка). Работу по воссозданию колонн выполняли мастера П.Никаноров и П.Лызик. Лепка воссоздана лепщиком И.Калугиным по подлинным фрагментам и моделям, выполненным Н.Релкиной. Живописный плафон выполнен художником А.Трескиным. Резьба дверей – резчиком В.Полякиным.
Зал мира

Расположен симметрично Залу Войны, по другую сторону Греческого зала, и открывает Южную анфиладу парадных комнат Марии Федоровны. Архитектурные объемы и расположение элементов декора в точности являются отражением Зала Войны, отличаясь лишь тематикой лепного и резного декора. Здесь доминируют пасторальные мотивы и символы земного изобилия, изображены атрибуты мирной сельской жизни, искусства и любви: орудия сельскохозяйственного труда, музыкальные инструменты, колосья злаков, корзины с фруктами и цветами Круглая печь венчается фигурой павлина, птицы богини Юноны – покровительницы брака и семейного счастья. Рельефы в люнетах свода исполнены в 1804 году скульпторами С.Теглевым, М.Александровым и И.Теребеневым, главным образом, по гравюрам XVIII века. Среди них известные сюжеты – «Диана и Актеон» (С.Теглев) и «Суд Париса» (И.Теребенев). В нишах, как и в Зале войны – античные бюсты.



Первоначально этот зал также был задуман как Парадная гостиная на женской половине, затем он превратился в Тронный залом императрицы Марии Федоровны и в нем был помещен трон под балдахином. После пожара 1803 года это вновь Парадная гостиная, из которой открывается Южная анфилада парадных комнат Марии Федоровны. В углах зала – восемь резных золоченых геридонов (подставок) с бронзовыми канделябрами французской работы XVIII века. Геридоны воссозданы после войны резчиком В.Полякиным по фотографиям и аналогиям. В нишах – древнеримские бюсты II - начала III века н.э.: портрет Юлии Домны, супруги Септимия Севера и матери Каракаллы, портрет римлянки в образе Юноны и портрет неизвестной римлянки. Такой же, как и в Зале Войны, французский фонарь золоченой бронзы. У окна по центральной оси - парная ваза Севрской мануфактуры, а против окна по оси с комнатами Южной анфилады – шедевр исторической коллекции Павловска – хрустальный треножник русской работы начала XIX века, поставленный в этом зале в 1810 году. Он был сохранен в эвакуации. Однако резная стеклянная чаша, на которой имелись трещины и сколы, требовала тщательной реставрации. Эта серьезная работа была выполнена реставратором Д.А.Розенталем ООО «Студия Южаковой» в 2007 году.

Библиотека императрицы Марии Федоровны

Библиотека открывает парадную Южную анфиладу комнат, ее отделка выполнена по проекту В.Бренна около 1793 года. Она расположена симметрично Ковровому кабинету и имеет с ним идентичную планировку. Так же как и Ковровый кабинет Бренна украшает ее французскими гобеленами, подаренными королем Людовиком XVI. На боковых стенах – гобелены из серии «Портьеры богов» «Юпитер»; и «Юнона»;, выполненные в 1770-х годах по картонам художника-декоратора К. Одрана. Они и сейчас находятся на своих исторических местах. На центральной же стене помещался гобелен из серии «Любовь богов» по картонам Ф.Буше. На ярком малиновом фоне в двух медальонах изображались сцены «Юпитер, соблазняющий Каллисто» и «Вертумн и Помона». Был продан в 1932 году. После Великой Отечественной войны в ходе работ по возрождению Павловска здесь был помещен французский гобелен «Дон Кихот разговаривает с очарованной головой» (Королевская гобеленовая мануфактура, мастер Козетт по эскизам Ш.Куапеля, 1780 год), из серии «Дон-Кихот», также подаренный Павлу Петровичу в 1782 году Людовиком XVI.

После пожара 1803 года А.Н. Воронихин, сохранив, в основе бренновскую композицию, внес ряд изменений, в частности роспись фриза в манере «гризайль» на античные сюжеты. При сходстве с композицией Коврового кабинета это, прежде всего, библиотека. Вдоль стен, как и в библиотеке Павла Петровича, тянутся низкие книжные шкафы с книгами по истории и этнографии, по философии, медицине и ботанике, о путешествиях. Здесь же представлены энциклопедии, а также произведения французских просветителей: Дидро, Вольтера и Руссо, а также русских авторов: Карамзина и Жуковского. Все это отражает широту интересов просвещенной хозяйки Павловска, которая была и художником, и садоводом-ботаником, и библиофилом.

На мраморных столешницах шкафов с момента завершения отделки находится коллекция мраморной скульптуры. Это целая серия статуй – Аполлон-Мусагет и девять муз, уменьшенные повторения античных оригиналов, хранящихся в собрании Ватикан. Они были выполнены для Павловска в мастерской Карло Альбачини, блестящего мастера копирования и реставрации античной скульптуры, по заказу Великого князя Павла Петровича, который был в восторге от античной коллекции после посещения Ватикана. Здесь же итальянские мраморные бюсты и скульптура «Клеопатра» (известна и как «Спящая Ариадна»). На шкафах вдоль боковых стен по центру стояли скульптуры, подаренные графу и графине Северным королем Сардинии Виктором Амадея III в 1782 году во время их пребывания в Турине. Одна из них, «Плутон, похищающий Прозерпину», сохранилась на своем месте. На основании скульптуры надпись: «PAR LES FRERES COLLINI DE TURIN SCULPTEURS DU ROI DE SARDAIGNE FAITE A TURIN L'AN 1781 MARBRE DE CARRARA».( «Братьями Коллини из Турина скульпторами короля Сардинии сделано в Турине в год 1781). Вторая скульптура - «Весталка», работы тех же мастеров, исчезла в годы войны. После войны здесь же помещена античная скульптура «Муза у скалы», повторяющая композицию знаменитой античной статуи, обычно считающейся изображением музы Полигимнии.

У центральной скругленной стены с 1790-х годов стоит большой письменный стол (Германия, А. Ренгтен, 1784 год) и рядом с ним с 1805 года - кресло с жардиньеркам для цветов, вмонтированными в спинку. Кресло исполнено по проекту Воронихина специально для Марии Федоровны, знатока и любителя цветов. Зал освещается люстрой в виде корзины, перехваченной золоченым бронзовым ободом с изящными женскими головками, Две парные люстры Коврового кабинета и Библиотеки Марии Федоровны также исполнены по рисункам Воронихина.

Начиная с этого зала, все комнаты Южной анфилады украшают наборные паркеты из дорогих разноцветных пород дерева. До пожара 1803 года наборные паркеты были во всех парадных залах центрального корпуса, но погибли от огня. Не сохранилось ни их проектов, ни фиксационных чертежей. При восстановлении дворца Воронихин везде заменил их дубовыми щитовыми паркетами. Во время послевоенной реставрации в четырех залах парадной анфилады Марии Федоровны положен паркет, сделанный около 1780 года по проекту архитектора Ю. Фельтена для дома Ланского на Дворцовой площади и впоследствии перенесенный в фаворитские покои Большого Царскосельского дворца. Уцелевшие от пожара щиты с наборными паркетами из покоев Ланского в Царском Селе были взяты за основу, отреставрированы и дополнены реставраторами. В паркетах использовано 12 ценных пород дерева.

Будуар
По сложившейся традиции Будуар на женской половине всегда располагался рядом со спальней. Эта небольшая комната отличается разнообразием декоративного оформления, что дает посетителю бесконечное разнообразие зрительных впечатлений. Планировка комнаты сделана Ч.Камероном в 1780-е годы, а ее отделку закончена В.Бренной в 1791 году. По желанию владельцев Павловска Бренна включил в оформление интерьера декоративно-художественные предметы, привезенные из заграничного путешествия: рельефы, колонны, пилястры. На центральной стене – двухколонный портик: античные порфировые колонны обрамляют мраморный камин с зеркальной нишей, в которой преломляются детали художественной отделки. Стены, украшены мраморными пилястрами, расписанными арабесковыми орнаментами, имитирующими росписи лоджий Рафаэля в Ватикане. Каждая стена представляют собой своеобразное декоративное панно. В центре каждого такого панно, в восьмиугольной нише-раме помещены мраморные рельефы: античные - «Портрет римлянина» (I в н.э.) и «Сельская герма» (II-ой в.н.э.) (справа и слева от камина) и два итальянских медальона XVIII века с портретами Александра Македонского и его матери Олимпии (справа и слева от застекленной двери). Вот что писала сама Мария Федоровна в 1795 году: «Мой будуар продолговатой формы, плафон сводом расписан арабесками, стены с мраморными пилястрами, расписанными арабесками; четыре мраморных барельефа, красивый карниз, красивый камин помещен в впадине в роде абсиды, купол которой и фронтон покоится на двух колоннах из порфира; гарнитура камина из порфира и яшмы, большая мраморная ваза в углублении абсиды». Между пилястрами включены еще и живописные композиции с изображением знаменитых памятников Индии. Они являются копиями с цветных гравюр известных английских художников братьев Уильяма и Томаса Дэниэл. С изысканной росписью пилястр сочетается живописный фриз и, особенно, роспись падуги, где среди затейливых арабесков прямо по штукатурке написаны четыре пейзажа с руинами на тему «Четыре времени суток». Писать фантазии с античными руинами при разном освещении в течении суток было чрезвычайно модным в искусстве 2-ой половины XVIII века. Новый художественный вкус, привезенный владельцами Павловска из путешествия по Европе, нашел яркое воплощение в декоративном оформлении интерьера.

Камин с порфировыми колонами является центром композиции. После реставрации и частичной реконструкции заняла свое историческое место большая мраморная ваза. На каминной полке вазы и обелиски из цветного камня (Западная Европа, 1780-е годы), французские канделябры из золоченой бронзы конца XVIII века. Перед камином – шедевр русского фарфора – круглый стол с фарфоровой столешницей, на которой изображены виды Павловска (Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1789 г.). Декоративными деталями ножек стола являются фигуры весталок из белого глазурованного фарфора, выполненные по моделям модельмейстера завода Жана-Доменика Рашетта. Стол специально был изготовлен для Павловска и находится на своем историческом месте. Между столом и камином – напольная ваза-курильница в виде треножника из разных сортов европейского мрамора (Италия, Б. Ферреро, 1780-е годы). Это подарок Павлу Петровичу от короля Сардинии Виктора-Амадея III. Слева от камина у стены стоит маленькое фортепьяно в корпусе наборного дерева. Оно было выполнено по заказу Екатерины II в Лондоне в 1774 году по рисункам английского архитектора Р.Адама. В углу между фортепьяно и камином находится мраморная группа «Амур и Психея», привезенная из путешествия (Италия, К.Альбачини, около 1780 года с античного оригинала). Справа от камина – фарфоровая ваза-часы, оправленная в бронзу (часовщик Л.Ж. Лагесс). К ней в ансамбль входят два канделябра (на противоположной стороне на консолях). Ансамбль был выполнен во Франции на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1790-х годах, бронза мастерской П.-Ф.Томира.

По другую сторону, против окна – письменный стол, периметр которого украшают часы-ваза с вращающимся циферблатом и четырьмя подсвечниками в виде ваз (Франция, мастер П.Денизо, 2-ая пол XVIII века). У стола – кресло с подлокотниками в виде крылатых сфинксов, выполнено специально для Будуара по проекту А.Н.Воронихина. Первоначально у стен, друг против друга стояли два дамских секретера розового дерева со вставками из севрского фарфора, расписанного цветами. Они были проданы в 1932 году. Сейчас их место занимают аналогичные по размерам секретеры красного дерева (Германия, мастер Д.Рентген, 1780-е годы). На левом секретере – часы «Марс» (Франция, кон. XVIII в.) и две бронзовые статуэтки «Девочка с гнездом» и «Мальчик с птичкой» (Италия, по модели К.Альбачини, 1780-е гг.).

Будуар находится по центру южного фасада дворца и из окна-балкона открывается перспектива главной аллеи Собственного садика, которую замыкает Павильон Трех граций. Драпировка окна с бордюром из цветов ириса была приобретена Марией Федоровной во Франции на знаменитой Лионской шелковой мануфактуре. Таким же шелком первоначально была обита и мебель – резные золоченые табуреты.
После пожара 1803 года Воронихин полностью сохранил отделку В.Бренны. Над дверями были выполнены скульптурные десюдепорты – группы амуров (скульптор М.Александров-Уважный). По рисункам Воронихина исполнен новый гарнитур мебели (сохранилось одно кресло) и светильник желто-зеленого стекла в виде античной масляной лампы.
Во время пожара 1944 года обгорели пилястры, погибла роспись плафона, повреждена лепка на стенах и карнизе, а также оформление камина. Интерьер воссоздан в 1967 году по проекту С.В.Поповой-Гунич, лепной декор – И.И.Калугин, росписи стен, плафона, падуги по мрамору, искусственному мрамору и штукатурке выполнены группой художников по эскизам и под руководством А.В.Трескина.

Парадная спальня

Это самая нарядная комната южной анфилады. Она отделана во французском вкусе и отражает французские традиции королевских спален, с которыми владельцы Павловска познакомились во время пребывания во Франции весной 1782 г. Первоначальная планировка принадлежит Ч.Камерону. Завершена спальня была в 1793-94 годах по проекту Бренны, о чем свидетельствует проектный рисунок, хранящийся в Научно-исследовательском Музее Академии художеств в Петербурге. Окончательная отделка была в большой степени обусловлена стилем французского гарнитура мебели

Спальня напоминает изящную трельяжную беседку. Здесь царствует природа. В росписи шелковых настенных панно изображены переплетенные лентами гирлянды цветов, плодов, орудий сельского труда, среди которых летают птицы, бабочки и пчелы. Эти же мотивы продолжаются в росписи плафона и падуги потолка, где в круглых люнетах сидят павлины, символы семейного счастья. Росписи в XVIII веке были исполнены Я.Меттенлейтером по эскизам голландского художника В.Ван Леена, работавшего при французском дворе. Резной золоченый гарнитур мебели был заказан владельцами Павловска во время их пребывания в Париже мебельщику Анри Жакобу, который трудился над ним около двух лет, создав настоящий шедевр мебельного искусства. На предметах имеется клеймо мастера. Парадная кровать помещена против окон под балдахином. Высокая спинка украшена декоративной резьбой с изображением ваз с цветами, жертвенника любви с парящими над ним амурами и целующимися голубками, здесь же сфинксы, символы вечности, и «недреманное око», и гончие собаки, символы верности. По борту спинки изображены знаки Зодиака. Вся эта символика весьма характерна для искусства XVIII века. Для обивки мебели использован шелк, расписанный букетами цветов, перевитыми лентами. Именно на предметах мебели сохранился подлинный расписной шелк, который послужил образцом для воссоздания шелка и росписей по нему для настенных панно, погибших во время войны. Мебельный гарнитур, по всей вероятности, был изготовлен по эскизам одного из известных французских художников-декораторов Ж.-Д. Дюгурка. Им же, по заказу русского двора, был выполнен и проект шелка для панно, которое, очевидно, предназначалось для спальни, однако заказ Лионской мануфактурой не был осуществлен, и вместо тканых панно было решено их сделать расписными. Около кровати стоят столики французской работы XVIII века, по углам – мраморные скульптуры «Мальчик с птичкой» и «Девочка с гнездом», приобретенные во время путешествия у римского скульптора К.Альбачини.

Между окон на большом столе размещен туалетный прибор из 64 предметов, изготовленный на Севрской королевской мануфактуре и преподнесенный Марии Федоровне королевой Франции Марией Антуанеттой. Доминантой сервиза является большое овальное зеркало, на него как бы наброшена французская королевская мантия, которую удерживает вверху российский двуглавый орел. По бокам ее поддерживают изящные фигуры нимф и амуров. В состав прибора входят различные флаконы, пудреницы, коробочки, шкатулки. Они выполнены из фарфора глубокого синего цвета, который называли королевским (bleu du roi), украшены росписью, позолотой и накладными эмалями, имитирующими драгоценные камни. В создании туалетного прибора принимали участие скульптор Л.-С. Буазо, ювелиры и эмальеры Ж.Дюплесси, Ж.Котто и Ле Ге. Убранство спальни дополняют и другие произведения севрского фарфора: две вазы-капли (в углах около окон), ваза-ароматница (на консоли-этажерке справа от кровати), гарнитур из трех ваз-курильниц (на камине).

После пожара 1803 года Воронихин перенес из Михайловского замка в Парадную спальню камин из белого мрамора и вставками из цветных камне: малахита, лазурита, агата. Ранее он был выполнен по проекту Бренны для Будуара Марии Федоровны. Внизу у камина два тагана золоченой бронзы работы (Франция, П.-Ф.Томира, 1790-е годы) и фарфоровые вазы-кратеры (Петербург, ИФЗ, 1790-е годы).
Люстра в виде фонтана из золоченой бронзы с хрустальным убором и рубиновым стеклом (Петербург, мастер И.Цех, 1797 год).
В годы ВОВ отделка Парадной спальни почти полностью погибла: сгорел живописный и резной декор, шелковые панно, значительно пострадал камин. Интерьер воссоздан в 1967 году по проекту С.В.Поповой-Гунич, росписи по шелку и штукатурке исполнены группой художников по эскизам и под руководством А.В.Трескина, лепной декор – бригадой мастеров под руководством И.И.Калугина, резной декор – В.В.Полякин, мраморный камин – П.Д.Никаноров.

Туалетная Марии Федоровны

Эта небольшая комната завершает Южную анфиладу комнат императрицы Марии Федоровны. Спроектированная Ч.Камероном, она была симметрична Туалетной Павла в Северной анфиладе. В 1797-99 гг. при строительстве и оформлении новых парадных залов в южном полуциркуле архитектор В.Бренна полностью переделал Туалетную, развернув ее на 180 градусов, но сохранив прежний характер отделки. Кессонированный свод украшают лепные розетки и живописные гирлянды роз. В люнетах свода – три аллегорические композиции: «Триумф Венеры», «Туалет Венеры» и «Суд Париса», которые были написаны придворным художником Я.Меттенлейтером (воссозданы А.В.Трескиным в 1967 г.). Стены украшены пейзажами Павловского парка, наипсанными по сухой штукатурке: слева - «Большой каскад» А.Мартынова, справа - «Долина реки Славянки с Храмом Дружбы» Д.-Б.Скотти. После войны фрески укреплены и отреставрированы с дополнением утрат. В прямоугольных обрамлениях стен среди декоративных лепных орнаментов помещены сюжетные барельефы на темы античной мифологии: большие квадратные работы И.Прокофьева (1797-1799), малые прямоугольные работы И.Теребенева (1804). После войны в стены вмонтированы новые отливки с реставрированных подлинников.

За застекленной дверью на торцовой стене южного полуциркуля можно видеть фреску с изображением архитектурной перспективы, выполненную в 1807 г. декоратором П.Гонзага. Это единственная сохранившаяся фреска из многочисленных работ художника в Павловске. Во 2-ой половине XIX века она была закрашена, что в какой-то мере способствовало ее консервации. После войны она была расчищена и красочный слой закреплен. В 2012 году проведена повторная серьезная реставрация.

В убранстве Туалетной особо следует отметить уникальный стальной туалет, состоящий из стола с зеркалом, ваз-пудрениц, подсвечников, а также стула и скамеечки. Предметы украшены серебряной и золотой насечкой и тысячами деталей, кованых и граненых под «стальные алмазы». Туалет изготовлен в 1787 г. тульским мастером-оружейником С.Самариным и приобретен Екатериной II для подарка Марии Федоровне. У стен – столы-консоли с мраморными столешницами русской работы 1790-х гг. На них – китайские фарфоровые вазы XVIII в. Стулья резного дерева с белой окраской и позолотой в стиле Людовика XVI выполнены в мастерской А.Жакоба в 1782 г. и привезены из путешествия. На стульях – модная для того времени обивка из ситца с печатным рисунком немецкой мануфактуры Мюльгаузена.

Нарядный мраморный камин дополняет убранство комнаты. На камине – гарнитур из часов и канделябров французской работы XVIII века из золоченой и панированной бронзы, а также гарнитур декоративных ваз из флюорита с бронзой работы английского мастера XVIII века М.Бултона. Перед камином - экран красного дерева (Россия, конец XVIII века) с вставкой на пасторальный сюжет (Франция, XVIII век, роспись по бархату). По углам справа и слева от камина – изящные столики золоченой бронзы XVIII века французской и австрийской работы. Люстра в виде фонтана со стержнем из расписного молочного стекла выполнена в Петербурге мастером И.Цехом в 1790-х годах.

Фрейлинская

Комната предназначалась для придворных дам, ожидавших выхода императрицы, была создана в 1797-1799 гг. по проекту В.Бренны на месте бывшего кабинета Марии Федоровны и части ее Туалетной. Появление Фрейлинской, состоящей из двух прямоугольных помещений, было обусловлено расширением дворца, и она стала местом перехода из центральных залов в парадные залы нового Южного корпуса. Стены, разбитые на панно, отделаны искусственным мрамором и лепкой. Первоначально здесь находилось фортепьяно красного дерева, два таких же стола, стальной столик с росписью на крышке, два комода и одиннадцать стульев, окрашенных в белый цвет, обитых зеленым сафьяном.

На стенах картины французских художников XVIII века: между окон – «Портрет великой княгини Марии Федоровны» (Ж.-Л.Вуаль, 1792), на противоположной стене – «Амур, стреляющий из лука» (Карл Ван-Лоо, 1761) и по сторонам от него – «Женские головки» Ж.-Б.Греза, в мастерской которого владельцы Павловска приобрели несколько картин. В части Фрейлинской, примыкающей к Верхнему вестибюлю – картины Гюбера Робера: «Зал Аполлона» и «Зал Лаокоона» (1800-е годы), приобретенные Марией Федоровной в 1806 году, а также «Фантастический пейзаж со статуей Марка Аврелия» (1780- годы) «Парк с руинами» и «Пейзаж с круглым храмом на горе» (1770-е годы) (по сторонам двери в Верхний вестибюль).


Меблировку комнаты составляют различные предметы корпусной мебели и мебели для сидения. Диваны и кресла из резного золоченого дерева – характерный образец обстановки конца XVIII века. Под портретом Марии Федоровны - цилиндрическое бюро красного дерева (Германия, Д.Рентген, 1780-е годы), на котором стоят французские часы из золоченой бронзы XVIII века со сценой из популярной оперы того времени «Дезертир» композитора П.-А. Монсиньи (Париж, мастерская Ж.Гойе). Музыкальная шкатулка к часам русской работы исполняет несколько мелодий из оперы. У стены рядом с Туалетной стоит шкафик-поставец наборного дерева (Франция, мастерская. Ж. Дотриша, XVIII век), на котором размещены часы «Аллегория наук» (Париж, часовой мастер Ж.Байон, 1760-е годы). В другой части Фрейлинской, у окна можно видеть уникальное бюро секретер русской работы (Петербург, мастерская И.Отта) черного дерева со вставками в технике «эгломизе». Темными силуэтами на золотом зеркальном фоне можно видеть изображения членов великокняжеского семейства: на дверцах фигуры Павла Петровича и Марии Федоровны, сыновей Александра и Константина за занятиями в саду, на выдвижных ящичках – силуэтные головки дочерей Александры, Елены, Марии и Екатерины. На бюро – гарнитур из золоченой и патинированной бронзы: часы и две вазы (Франция, XVIII век). По сторонам двери, ведущей в Верхний парадный вестибюль – два парных комода (Россия, XVIII век), на которых поставлены бронзовые канделябры (Франция, скульптор Л.-С.Буазо, мастерская П.Гутьера, 1770-е годы). В нише – мраморная скульптура «Весталка» работы Л.С.Буазо, 1769 г.

Первый проходной кабинет

Проходные кабинеты в Парадных залах дворца появились в период проведения архитектором В.Бренной работ по расширению дворца и превращению его в императорскую резиденцию в 1797-1799 годах. Нарядно декорированные кабинеты служат плавным переходом из центрального корпуса дворца в полуциркульную Картинную галерею и далее в большой зал Южного квадратного корпуса. Бренна очень талантливо решил сложную строительную задачу соединения полуциркульного объема новой пристройки с квадратными архитектурными объемами

Первый проходной кабинет, будучи связующим звеном между Центральным корпусом и южным флигелем, имеет сложную и несимметричную планировку комнаты, разделенной на две части аркой с откосами различной ширины. Стены кабинета, гладко оштукатуренные и окрашенные в нежный фисташковый цвет, украшены барельефами и декоративной лепкой. Три овальных аллегорических барельефа с фигурами амуров, стоящих у жертвенников, являются повторениями медальонов со стен Старой оранжереи в усадьбе Лазенки под Варшавой, где работал Бренна до приезда в Павловск. На оси с Фрейлинской и Верхним парадным вестибюлем, помещен камин из цветного мрамора с зеркалом в нарядной золоченой раме. На камине четыре вазы с портретами античных философов Берлинской королевской мануфактуры и центральная ваза работы Людвигсбургского фарфорового завода, подарок Карла-Евгения, герцога Вюртембергского своей племяннице Марии Федоровне. С 1803 г. в кабинете находятся две бронзовые скульптурные группы выдающего итальянского мастера XVII века А.Альгарди – «Юпитер, побеждающий титанов» и «Юнона, повелевающая ветрами».


В горке красного дерева можно видеть коллекцию фарфоровых чашек русской и европейской работы, а в другой части кабинета находится изящный кабинетный секретер, дверцы которого украшены живописными вставками работы А.Кауффманн. Стеклянный фонарь с хрустальным убором и отделкой из золоченой бронзы является характерным образцом русских осветительных приборов конца XVIII века.
https://pavlovskmuseum.ru/about/palace/layout/?ysclid=lnagk486v2162509941
********************
Серия сообщений "***Пригороды Петербурга":
Часть 1 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.
Часть 2 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
...
Часть 34 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/3.Галерея Гонзаго
Часть 35 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/4.Павловский дворец.Интерьер/1.
Часть 36 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/5.Павловский дворец.Интерьер/2.