• Авторизация


ПАВЛОВСК-ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ/4.ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ.ИНТЕРЬЕР/1. 20-10-2023 22:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Павловск-дворцово-парковый ансамбль/4.Павловский дворец.Интерьер/1.


Залы дворца и внутреннее убранство
Дворец и примыкающие корпуса имеют в общей сложности более трехсот помещений, площадь их превышает 11 540 кв. м. Для экскурсионного обозрения открыто 45 дворцовых залов.
Обстоятельное описание комнат бельэтажа дворца было составлено в 1795 г. вел. кн. Марией Федоровной и сохранялось в Библиотеке дворца.
Северную анфиладу занимает Камердинерская, Туалетная, Кабинет-переход, Малый кабинет Павла, Ковровый кабинет, Бибилотека Павла и Билиотека Росси. Южную - Библиотека Марии Федоровны, Будуар, Парадная спальня, Туалетная, Фрейлинская. Залы южного корпуса - Картинная галерея, Большой (Тронный) зал.

Египетский вестибюль

Павловск

Вестибюль в XVIII веке назывался Нижними сенями. Он является парадным входом во дворец, его архитектурно-художественное решение создает ощущение плавного перехода от экстерьера дворца к интерьеру: рустованные стены, окрашенные в тот же тон, что и фасад дворца, вымощенный черными каменными плитами пол и темные статуи возле стен.Через высокие застекленные двери открывается вид на парадный плац и парк, благодаря чему достигается единство с окружающей природой. Зеркальные боковые стены отражают свет, усиливая освещенность интерьера. Вся отделка связана с темой природы и времен года. Роспись потолка в технике «гризайль» изображает занятия амуров, которые представляют собой аллегории времен года, например, амуры, греющиеся у костра – зима.Двенадцать статуй и расположенные над ними знаки Зодиака символизируют двенадцать месяцев года. Отделка вестибюля была осуществлена Ч. Камероном в 1785-1786 годах, скульптурный декор выполнял, главным образом, скульптор И. Прокофьевым, а обрамление медальонов - Д. Ламони.

1672598310_pro-dachnikov-com-p-pavlovsk-dvorets-vnutri-foto-69

После пожара 1803 года вестибюль был отделан под руководством архитектора А.Н. Воронихина. Не сохранилось сведений какими были статуи, сгоревшие в пожаре. По замыслу Воронихина статуи по образцу римско-египетских изображений Антиноя-Осириса и Изиды выполнил скульптор М. Александров (Уважный). Они отлиты из гипса и окрашены под темную бронзу. У ног статуй – атрибуты сельскохозяйственного труда, олицетворяющие занятия людей в тот или иной месяц года.Появление египетских мотивов в европейском искусстве рубежа XVIII-XIX веков связано, прежде всего, со знаменитыми египетскими походами Наполеона, в которых принимали участие историки и художники, привнесшие новую струю в формирование стиля империи (стиль ампир). Всеобщее увлечение египетскими мотивами породило явление египтомании, которое вышло за границы Франции. Увлечение Воронихина египетскими мотивами нашло воплощение во многих его дизайнерских решениях при оформлении интерьеров Павловского дворца в 1804-1809 годах, особенно в предметах меблировки жилых комнат Марии Федоровны. С появлением статуй в египетском вкусе вестибюль получил свое название Египетского. Что касается знаков Зодиака, то они сохранились в своем первоначальном исполнении.

180277e9452cf1143f0680a2c069aba5

Роспись потолка первоначально осуществил декоратор К. Скотти, а после пожара 1803 г. Д.-Б. Скотти. Тогда же была расписана и стена лестницы на площадке первого марша. Треугольное пространство стены удачно обыграно, представляя фантастический архитектурный портал с сидящими египетскими статуями и рельефом, изображающим египетскую процессию, которая движется вверх по ходу подъема лестницы. В центре изображено небо с облаками, и этот «прорыв в пространство» создает ощущение перспективы, и, таким образом, Египетский вестибюль, являющийся проходным помещением, свободно расположен в архитектурном пространстве дворца.

Павловск

В 1941 году в начале фашистской оккупации Египетский вестибюль служил местом регистрации жителей Павловска и окрестных мест перед отправкой их на работы в Германию. В пожаре 1944 года рухнул потолок и погибли две статуи на центральной стене. Статуи воссозданы по сохранившимся подлинникам кроме атрибутов у их ног, поскольку не сохранилось их изображений. Роспись потолка воссоздана художником-реставратором А.В. Трескиным на основании старых фотографий и аналогий. Что касается скульптуры, медальонов и лепного карниза, они были расчищены и отреставрированы. Декор дополняют три стеклянных фонаря с бронзовым убором (Россия, последняя четверть XVIII века). В центре у наружной стены установлена подлинная чугунная доска, снятая с обелиска в память основания Павловска с надписью «Павловское начато строить в 1777 году».

Павловск

Парадная лестница

Павловск

Ведет из Египетского вестибюля в Верхний парадный вестибюль. Ее декоративная отделка была закончена около 1789 года и выполнена В. Бренной в объемах, определенных первоначальным проектом Ч. Камерона. Примечательны органично развивающиеся марши лестницы за аркой. Маски львов по правой стороне исполнены, очевидно, скульптором И. Прокофьевым (две сохранились в подлинниках). Роспись на фронтальной стене при подъеме на первые ступени исполнена в 1804 году Д.-Б. Скотти (при реставрации после войны утраты дополнены). Потолок лестничного пространства по проекту В. Бренны первоначально был расписан декоратором К.Скотти, а после пожара 1803 г. Д.-Б. Скотти. Это орнаментальная тоновая роспись «под лепку». После ВОВ плафон воссоздан по фотографиям и первоначальному эскизу художником-реставратором А.В.Трескиным. Над последним маршем лестницы с конца XVIII века висит люстра, состоящая из деревянного стержня и ветвей из золоченого железа с шестью стеклянными фонарями (Сестрорецкий оружейный завод (?), 1786 г.). Сохранилась также и подлинная чугунная решетка лестницы, выполненная в кон. XVIII века на том же заводе.

Павловск

На верхней площадке установлены напольные часы в корпусе из красного дерева со стеклянными вставками, расписанными в технике эгломизе (сочетание гравировки с живописью и отделкой золотыми или серебряными листками; С.-Петербург, 1790-е гг.)

27a7099fd54319be9ebb43edc9680948

Павловск

3e129a79371eb46eedbe30e5643807e8

Верхний вестибюль

Павловск

В XVIII века он назывался Верхними сенями. При императоре Павле I служил местом развода дворцового караула. Архитектурный объем лестничного пролета и вестибюля определен Ч. Камероном в 1784-1788 годах, отделка же парадного вестибюля выполнена В.Бренной в 1793-1794 годах. Используя различные декоративные приемы, Бренна придал вестибюлю, находящемуся в центре дворца на его главной оси, особую торжественность. Лестничное помещение и Верхний вестибюль объединены пологой аркой, поддерживаемой полуфигурами Теламонов (скульптор И. Прокофьев?). Бренна решил вестибюль как двусветный зал: дневной солнечный свет, льющийся сквозь застекленные двери балконов, отражается от расположенных против них зеркальных окон и дверей. Гладко окрашенные стены декорированы эффектными лепными композициями в технике высокого рельефа с изображением военных трофеев. Три панно вдоль лестницы напоминают о победах русской армии в Русско-турецких войнах: турецкие чалмы и бунчуки – знаки власти турецких военачальников и русские боевые знамена. На центральном простенке – на фоне знамен – вооружение древнеримского воина, в сандриках над дверями – рыцарские доспехи. В углах вестибюля (по сторонам арки) – лепные орнаментированные печи, в центре каждой – овальные щиты с изображением головы Медузы Горгоны. По углам от балконных дверей – монументальные резные торшеры: в центральном медальоне – двуглавый орел – символ императорской власти.
Павловск
Павловск
Мотивы военных трофеев введены и в роспись плафонов, составляющих с отделкой единый ансамбль. Архитектурно-перспективная роспись плафона вестибюля представляет собой аркаду, перекрытую сводом, в центре которого – государственный герб Российской империи. Роспись выполнена декоратором Д.-Б. Скотти по проекту В. Бренна. Вот как об этом писал сам Бренна: «Лестница в том виде, как ее удалось соорудить, является украшением вестибюля, верхняя часть которого заканчивается архитектурной композицией из великолепных дверей, украшенных доспехами, и двух плафонов, расписанных мною». В центре вестибюля – бронзовая скульптура «Геркулес на коне» работы М.И.Козловского (1799 г.).
Павловск
Несмотря на значительные утраты декора во время ВОВ, фигуры Теламонов, лепные композиции на стенах вестибюля и лестницы, а также гипсовые печи сохранились в подлинности и отреставрированы. В целом сохранилась в подлиннике и живописная фигура Славы слева над аркой.

Павловск

Итальянский зал

1672598348_pro-dachnikov-com-p-pavlovsk-dvorets-vnutri-foto-71

Композиционный центр дворца, через него проходит продольная ось, которая делит объем дворца на две равные симметричные половины: северную – парадные комнаты Павла Петровича и южную – парадные комнаты Марии Федоровны. Вертикальная ось устремляется на высоту 22 метра в центр светового «окна». Первоначальная планировка двухъярусного круглого зала с четким поэтажным членением и куполом с верхним светом принадлежит Чарльзу Камерону. Он творчески развил мотив купольного зала знаменитой античной постройки – Римского Пантеона, а также Виллы Виченце итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио, чье наследие было образцом для архитекторов эпохи классицизма XVIII века, так называемых палладианцев. Камерон задумал зал-ротонду с арками, выходящими в окружную галерею, в которую необходимо было поставить скульптуру. Архитектор В. Бренна, который завершил отделку зала, оформил четыре круглые и две плоские прямоугольные ниши. Они отделаны искусственным мрамором и завершаются в верхней части пышным лепным декором. Именно в них были поставлены произведения античной скульптуры, приобретенные Павлом Петровичем и Марией Федоровной во время заграничного путешествия.
Павловск
 
После пожара 1803 года архитектор А.Н. Воронихин дополнил простенки между арочными проемами второго яруса фигурами кариатид в египетском вкусе и над карнизом поместил фигуры орлов, раскинувших крылья. Тогда же по проекту Д. Кваренги были выполнены двери из красного дерева с золочеными деталями. Таким образом, ансамбль зала сформировался к 1805 году в результате последовательной работы Ч. Камерона, В. Бренны и А.Н. Воронихина. Льющийся из фонаря купола свет мягко рассеивается по всей поверхности стен, что усиливается цветовым решением: нежно-розовая окраска подкупольного пространства постепенно сгущается, переходя в розовато-сиреневый тон мрамора в нишах и темными «под порфир» выступами стен.
Павловск
 
Основным элементом убранства зала является античная скульптура: статуи и рельефы. Первоначально в нишах стояли четыре античные статуи, привезенные из Италии: «Венера Медичи», «Бахус», «Купидон с крыльями, луком и колчаном» (воспроизведение несохранившейся статуи греческого скульптора Праксителя), «Купидон с крыльями лук натягивает)» (римское повторение I в. н.э. с утраченной статуи работы Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского). Во время пожара 1803 года часть скульптур пострадала и была заменена другими статуями. В 1921-1922 годах в результате изъятия наиболее ценных произведений античной скульптуры в Эрмитаж, состав статуй снова изменился.
Павловск
В настоящее время из первоначального убранства зала сохранились на своих местах два древнеримских мраморных рельефа II в.н.э.: «Три грации» и «Обряд римской свадьбы» (в плоских нишах), а также статуя «Эрот, натягивающий тетиву лука» (в круглой нише справа от входа). В трех других круглых нишах - римские статуи I-II в.н.э.: «Пляшущий сатир», «Венера с голубем», «Сатир, играющий на флейте». Они происходят из коллекции английского коллекционера Ллайда Брауна и были приобретены Екатериной II в 1787 году для Царского Села. В 1797-1799 годах император Павел I перевез их в Павловск. По верху стен между нишами помещены мраморные рельефы в медальонах – профильные портреты императоров Октавиана Августа и Домициана, императриц Фаустины Старшей и Фаустины Младшей (Рим, II в.н.э.), а также императоров Гальбы, Тита, Юлии Тити и неизвестной дамы (Италия, XVI век с античных оригиналов).
3635444f9f7ecdf1ec0aa8da1a772d19
В проходах из Итальянского в Греческий зал и в Верхний вестибюль над дверями находятся четыре подлинных рельефа конца XVIII века мастерской скульптора И.П. Мартоса. Неотъемлемой часть убранства зала является ансамбль из восьми бронзовых бра в виде валторн (Франция, 1780-е гг.), многоярусная люстра из золоченой бронзы с хрустальным убором и стержнем из красного (рубинового) стекла русской работы конца XVIII века, а также мебельный гарнитур, специально выполненный для этого зала в 1804-1805 году. Гарнитур воссоздан в 1980-90-х годах по одному сохранившемуся подлинному образцу. Обивка голубой тканью с вышитым орнаментом перекликается с голубыми драпировками верхнего яруса. Вышивки воссозданы в мастерской Е. Рапай (Санкт-Петербург) по нескольким подлинным фрагментам начала XIX века. Драпировки воссозданы в 2008 году. В годы ВОВ люстра и бра находились в эвакуации, статуи были замурованы в подвале дворца. Во время пожара в январе 1944 года сгорел купол, почти полностью обгорела облицовка искусственным мрамором, за исключением одной ниши (справа от входа), уничтожены деревянные элементы декора, пострадал лепной декор. Реставрация зала завершена в 1965 году по проектам Ф.Ф. Олейника – купол и С.В. Поповой-Гунич – архитектурно-художественное убранство. Искусственный мрамор воссоздан по старым образцам мастером Н. Варламовым, лепной декор отреставрирован и частично воссоздан реставраторов И. Калугиным по моделям Н. Релкиной.
0fd29ea039a21e8fb977bb080800bc7f
Зал служил парадной приемной для владельцев Павловска, в торжественных случаях здесь устраивались обеды, во время которых с хоров (верхнего яруса), где размещались музыканты, звучала инструментальная и вокальная музыка. Мебель для обедов вносилась каждый раз специально.

1672598253_pro-dachnikov-com-p-pavlovsk-dvorets-vnutri-foto-40

Камердинерская Павла I

Павловск

Скромная служебная комната для дежурного офицера с антресольным этажом, на который ведет деревянная лестница из Малого кабинета Павла Петровича. Первоначальная планировка принадлежит Ч. Камерону (1784-86 гг.), отделка осуществлена по проекту В. Бренны в 1793 году. Согласно ранним описям в комнате находились круглый стол красного дерева с чернильницей и песочницей, комод с четырьмя ящиками, шесть стульев, выкрашенных белой и зеленой краской, с сиденьями и спинками, обитыми зеленым сафьяном, и один стул, выкрашенный белой краской и обитый красным сафьяном.

Павловск

Меблировка типична для убранства жилых и служебных дворцовых помещений конца XVIII века. Подобная мебель красного дерева с отделкой из полосок рифленой латуни работы русских мастеров получила в литературе название «в стиле жакоб» или «русский жакоб», где использовано имя известной семьи французских мебельщиков – Жакоб как некий синоним широкой известности и популярности. Вместе с тем, подобная мебель строгих форм с четко выраженной утилитарностью соответствовала стилистическому направлению европейской мебельной моды того времени.

Павловск

В настоящее время на стенах – картины, связанные с путешествием в Европу владельцев Павловска Павла Петровича и Марии Федоровны как графа и графини Северных. Над комодом – «Охота на оленя в Шантильи» (Франция, худ. Ж.-Б. Лепан, 1780-е гг.). Здесь изображен эпизод королевской охоты, которая была устроена в честь Павла Петровича и Марии Федоровны в загородном замке принца Конде, который и преподнес картину в качестве подарка своим гостям. Над диваном – «Граф и графиня Северные на Римском форуме» (Швейцария, худ. А.-Л.-Р. Дюкро), над секретером – «Вид Пратера в Вене» (Австрия, худ. Роза Венский). На стенах четыре французских бра из золоченой бронзы ХIХ века. На бюро-секретере (Санкт-Петербург, маст. И. Отто, 1790-е гг.) настольные часы «Аллегория благоразумия» (Франция, Париж, мастерская П.-А. Фулле, 1760-е гг.). Интерес представляет декор стальной алмазной гранью вокруг циферблата и ажурные стрелки часов из стальных бусин.

Павловск

Павловск

Туалетная императора Павла I

Павловск

Туалетная красивой овальной формы со сферическим потолком, украшенным лепными розетками в виде листьев аканта была спроектирована Ч. Камероном в 1780-х гг. Декоративные лепные орнаменты, изящная роспись гризайлью с живописными гирляндами жасмина завершена в 1790 г. по проекту В. Бренны.

Павловск

Сложный объем комнаты, образованный сочетанием поверхностей призмы, цилиндров и сферы, на редкость гармоничен и пропорционален и уже сам по себе производит сильное художественное впечатление. Лепной и живописный декор органично вписан в ансамбль интерьера. В первоначальных описях, где комната названа «уборной», перечислены многочисленные предметы, составлявшие ее обстановку: бюро, столы, разнообразные вазы, подсвечники, стол с мраморной столешницей, колокольчик, ножницы, чернильница. Перед окном в нише стояла мраморная статуя, изображающая фавна, из числа привезенных из Италии в 1783 году. Она погибла в пожаре 1803 года.

Павловск

В настоящее время на фоне окна, как и первоначально – античная статуя «Фавн с пантерой» II в. н.э. из собрания Ллайда Брауна. Перед нею – столик, фанерованный пальмовым деревом с бронзовыми украшениями, выполнен известным немецким мебельщиком Давидом Рентгеном в 1784 г. Столик относится к типу трансформирующейся мебели и может быть как туалетным, так и рисовальным. В 1784-86 годах императрица Екатерина II закупила у Рентгена большую партию мебели, в том числе и для Павловского дворца. Тогда стол и вошел в убранство Туалетной.

4b238e92e57cf3ed2375861f5e45e9e6

9c1e4054219fa09e5049e32a6caa862c

Кабинет Росси

Павловск

Кабинет служит проходной комнатой из центрального корпуса дворца в Библиотеку Росси.
Прямоугольный в плане, кабинет разделен на две части аркой. В кабинете одно окно, выходящее на Парадный плац, противоположная стена почти полностью застеклена (три оконных проема), три дверных проема - в Туалетную императора Павла I, в Библиотеку Росси, на открытую галерею со стороны Парадного плаца. Напротив последней установлен камин.

Павловск

Павловск

Павловск

eea33200bc69e6c90cf176357f774c09

Библиотека Росси

Павловск

Была спроектирована и построена архитектором К.И. Росси в 1822-1824 годах симметрично Картинной галерее над открытой галереей, возникшей в 1790-х годах, когда В. Бренна занимался перестройкой и расширением дворца. В те годы Бренна надстроил второй этаж с крытым балконом-лоджией над одноэтажными галереями Камерона с южной и северной стороны. С северной стороны была возведена лишь стена, которая в начале 1800-х годов была со стороны парка расписана итальянским декоратором Пьетро Гонзага с изображением пяти архитектурных композиций и получила его имя.

Павловск

Павловск

В 1822 году К.И. Росси по желанию императрицы Марии Федоровны начал строительство библиотеки над Галереей Гонзага. Использовав прием с большими арочными окнами, Росси удачно соединил в единый ансамбль Библиотеку и Галерею. Чтобы пройти в Библиотеку из Туалетной Павла I, Росси построил небольшой двусветный кабинет-переход, окна которого выходят как на парадный плац, так и в парк. Роспись плафона в манере «гризайль» была осуществлена декоратором Б. Медичи по проекту К.И. Росси.

c7589e9381d4f3df2716c79306e04782

Мебельное убранство Библиотеки – уникальное явление в истории русского мебельного искусства 1-ой четверти XIX века, редчайший пример встроенной мебели. Вдоль изогнутой центральной стены и торцевых стен шла сплошная линия книжных шкафов высотой около 4 метров. Эта линия продолжалась и вдоль окон, где в простенках стояли шкафы той же высоты. Таким образом, общее количество шкафов составляло 19 предметов: 15 больших сдвоенных шкафов и 4 одинарных. Под окнами было установлено пять подоконных витрин-шкафов. По центру библиотеки находился большой овальный стол для занятий на 20 персон и два дугообразных стола - полушкафа. Кроме того, в ансамбль входили 36 стульев, обитых зеленым сафьяном и лесенки-банкетки для удобства пользования шкафами. Мебель по проекту К.И. Росси была выполнена из волнистой березы с резными накладками, окрашенными под античную бронзу, в мастерских петербургского мебельщика В. Бобкова. Наряду с богатейшим книжным собранием в Большой дворцовой библиотеке хранились чертежи, гравюры, акварели, рукописи, коллекции медалей и монет,минералогическая коллекция, в том числе резные камни, ботаническая коллекция – гербарии.

Убранство библиотеки дополняли произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Во время пожара 1944 года Библиотека Росси полностью погибла, из мебельного убранства сохранилось лишь два стула. Интерьер Библиотеки был воссоздан в 1960-е и дополнительно в 1990-е годы. В настоящее время большая часть мебельного убранства воссоздана. Свое место заняли предметы прикладного искусства, а книги расставлены по шкафам в соответствии с каталогами и топографии времени вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Павловск

Малый кабинет императора Павла I

Павловск

Первоначально назывался Кабинетом при Библиотеке, отделан около 1790 года по проекту В.Бренны в соответствии с первоначальным замыслом Ч. Камерона. В январе 1803 года из-за попадания искры в деревянную переборку камина возник пожар, из-за которого значительно пострадала отделка залов дворца и предметы убранства. Отделан заново в 1804 году по проекту А.Н. Воронихина. Кабинет соединяется с Парадной библиотекой Павла Петровича широкой аркой. Стены кабинета, как и Библиотеки, облицованы белым искусственным мрамором, что придает ему торжественную строгость. Невысокий классический лепной карниз отделяет стены от потолка, на падуге которого в технике гризайли изображены фантастические грифоны и женские полуфигуры среди акантового орнамента. На главной стене Кабинета – портрет прадеда и кумира Павла I императора Петра Великого (Германия, Антуан Пэн, 1720-е гг.). Вдоль стены – предметы мебельного гарнитура русской работы по проекту А. Воронихина (1804 г.). На переднем плане – письменный стол с часами-ротатором и бронзовыми подсвечниками по углам (Франция, мастер П.Денизо, 2-ая пол.XVIII века). Справа в углу – напольные часы в корпусе красного дерева, декоративным украшением которых являются масонские эмблемы: песочные часы и треугольник, помещенные на верхней крышке (Германия, мебельщик Д. Рентген, механик П. Кинциг, 1780-е гг.). На каминной полке – астрономические часы «Портик» из мрамора, золоченой бронзы и эмалевым циферблатом (Франция, маст. Шарпантье, 1780-е гг.) и гарнитур из двух бронзовых золоченых канделябров в виде античных треножников (Франция, кон. XVIII века). Здесь же две вазы Берлинской королевской мануфактуры кон. XVIII века.
Павловск
9b81b40143f487533fb7880a5d245a6e
Перед камином – нарядный экран из красного дерева и слоновой кости. Большая часть украшений для экрана из слоновой кости исполнена самой императрицей Марией Федоровной, которая увлекалась токарным искусством и достигла в нем высокого мастерства. Ею же выполнена и костяная камея с портретом Павла I в бронзовом медальоне. В средней части экрана – в круглом бронзовом медальоне рисунок Марии Федоровны на молочном стекле «Мадонна с младенцем» с оригинала А. Кауффман.
Павловск
Перед окном стоит столик-бобик, один из ранних и уникальных предметов в убранстве дворца работы русского мастера Матвея Веретенникова (1787 год). В технике наборного дерева представлена панорама Павловска и ранние парковые постройки. На столиках-консолях декоративные украшения из слоновой кости и янтаря, выполненные императрицей Марией Федоровной совместно и под руководством ее учителя немецкого мастера токарных дел Иоганна (Николая) Фая. По обе стороны от арки, ведущей в Библиотеку Павла, помещены итальянские мраморные вазы XVIII века с рельефами на античные сюжеты, привезенные владельцами Павловска из путешествия.

Павловск

Парадная библиотека императора Павла I

Павловск

Отделка Парадной библиотеки принадлежит архитектору В.Бренна, который закончил ее в 1789-1791 годах по первоначальному замыслу Ч.Камерона. После пожара 1803 года декор частично видоизменен А.Н.Воронихиным. Это главный интерьер в северной парадной анфиладе комнат хозяина дворца Павла Петровича, в его декоре отражены идеи Века Просвещения и морально-нравственные задачи просвещенного монарха. Это подчеркивается росписью плафона «Истина, изгоняющая пороки» (первоначально выполнена декоратором Д.-Б.Скотти, воссоздана после ВОВ А.В.Трескиным), бюстами античных богинь Юноны и Минервы (на круглых печах по углам центральной стены), также скульптурной композицией в наддвернике «Атрибуты наук» (по проекту А.Н.Воронихина).
Павловск
Вдоль стен в одну линию расположены невысокие книжные шкафики с собранием книг императора Павла I по истории, философии, военному делу. Начало книжному собранию было положено дорожной библиотекой Екатерины II, подаренной ею сыну. Мраморные доски на шкафах служат для размещения коллекции скульптуры: античные и итальянские бюсты, приобретенные в Италии во время путешествия, скульптура М.И.Козловского «Спящий Амур», мраморные статуэтки «Любовь» и «Верность» французского скульптора XVIII века Ш.А.Бридана.
63808011265ce5bba4621336da909464
Здесь же фарфоровые вазы Императорского фарфорового завода с силуэтными портретами Павла Петровича и Марии Федоровны в медальонах, декоративные вазы из яшмы (Россия, Колыванская шлифовальная фабрика, мастер Филипп Стрижков, 1795 г.). Стены Библиотеки декорированы французскими ворсовыми ковриками мануфактуры Савоннери, подаренными королем Франции Людовиком XVI. На них представлены сцены из басен Жана Лафонтена: «Лисица и петух», «Ворона и лисица», «Волк и журавль», «Олень и ручей», «Петух и жемчужное зерно», «Лиса и виноград».
Павловск
На центральной стене – парадный портрет хозяйки Павловска Марии Федоровны работы австрийского художника И.-Б.Лампи (1795 год). Художник подчеркивает не только семейные добродетели хозяйки Павловска, но и ее художественные таланты. Держа в руках карандаш, Мария Федоровна демонстрирует собственный рисунок с профильными изображениями своих детей.
Павловск
В центре Библиотеки – большой письменный стол красного дерева на 12-ти ножках-колоннах из слоновой кости, изготовленный специально для Библиотеки по проекту В.Бренны в мастерской Г.Гамбса и И.Отта в 1794 году. Главным украшением стола является храм в античном вкусе с колоннами из слоновой кости и деталями из золоченой бронзы и янтаря.
По проекту Бренны это уникальное настольное украшение выполнялось   мастером токарных дел И.Фай совместно с Марией Федоровной. Вот как описывала это сама Мария Федоровна в 1795 году: «На фронтоне храма находится камей великого князя, вставленный в белое стекло, на котором я написала гризалью трофей. На другой стороне фронтона находится вензель великого князя. В середине храма стоит жертвенник восьмигранный, из янтаря и слоновой кости; на средней грани в медальоне мой вензель, написанный на стекле и вставленный в янтарь; на других гранях также вставлены вензели моих семерых детей, начиная с Александра. Я нарисовала все вензеля детей из роз и мирты; мой составлен из мелких голубеньких цветков». На жертвеннике-постаменте установлена бронзовая фигурка богини Весты, охранительницы домашнего очага.  По сторонам храма - две лампы из бронзы и слоновой кости украшены портретами-камеями Павла I работы Марии Федоровны. Её же работы и письменный прибор из янтаря и слоновой кости, подаренный Павлу Петровичу. Еще один храм в виде античной ротонды стоит на шкафике под портретом Марии Федоровны, он имеет ее подпись и дату: 1790 год.
 
Гарнитур мебели воссоздан по двум сохранившимся стульям (они представлены здесь же) мастерами Б.Янковским, Н.Зверевым и А.Виноградовым.

https://pavlovskmuseum.ru/about/palace/

********************


 

Серия сообщений "***Пригороды Петербурга":
Часть 1 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.
Часть 2 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
...
Часть 33 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/2.Павловский дворец
Часть 34 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/3.Галерея Гонзаго
Часть 35 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/4.Павловский дворец.Интерьер/1.
Часть 36 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/5.Павловский дворец.Интерьер/2.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПАВЛОВСК-ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ/4.ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ.ИНТЕРЬЕР/1. | AGI09 - Дневник AGI09 | Лента друзей AGI09 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»