• Авторизация


ПЕТЕРГОФ. ДВОРЕЦ МАРЛИ - ЭЛЕГАНТНЫЙ ПАВИЛЬОН ДЛЯ ЗНАТНЫХ ГОСТЕЙ. 17-08-2023 13:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Петергоф. Дворец Марли -элегантный павильон для знатных гостей.


Вид Марлинского сада, Марлинского пруда и дворца Марли с высоты птичьего полёта

Дата постройки: 1720-1723 гг.
Архитектор: Иоганн Фридрих Браунштейн (годы жизни неизвестны)
История строительства
Аккуратный двухэтажный особняк, белеющий над гладью Марлинского пруда, совсем не напоминает об императорской роскоши. Но несмотря на скромный внешний вид, дворец Марли известен, как настоящее сокровище. Здесь хранятся личные вещи и одежда Петра I, а также собранная государем коллекция полотен западноевропейских художников.
Когда Петр I приступил к возведению собственной резиденции под Санкт-Петербургом, он запланировал построить на берегу Финского залива собственный Марли. Однако, он не хотел копировать французский дворец, а желал видеть в Петергофском парке камерный, удобный для жизни особняк, окруженный прудами.
 
Проект новой постройки выполнил опытный немецкий зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн, который служил у Петра I и имел большой опыт в возведении барочных зданий. Он запланировал строительство одноэтажного дворца на квадратном основании.
Фасады дворца Марли
Фасады дворца Марли
Оценив проект, Петр I внес в него коррективы, и с 1720 по 1723 год в Нижнем парке построили двухэтажный особняк, а также вырыли несколько прудов. Примечательно, что вначале дворец именовали «Малыми Приморскими палатами», а «Марли» его стали называть только в середине XVIII века.
В возведении дворца и его декоре участвовали талантливый резчик Никола Пино и известный столяр Жан Мишель. Отделочные работы выполнили каменных дел мастера Антуан Кардасье и Яков Неупокоев. Кованые решетки для балконов выковал слесарный мастер из Франции Гийом Белин, а барельефы были вылеплены А. Квадри и И. Росли.
Фрагмент балконной решётки
Деталь кронштейна балкона
Дворцовый комплекс в истории страны
Новый дворец создали для титулованных особ. Вначале здесь жила императрица Екатерина I. В XIX столетии во дворце любили бывать многие члены царствующей семьи и их именитые гости. Интересно, что уже с середины XVIII века элегантный особняк у Марлинского пруда приобрел статус музея. В нем стали хранить личные вещи Петра I и раритеты петровских времен.
 
Время не щадило старую постройку. К концу XIX столетия по всему зданию пошли глубокие трещины, поэтому было принято решение о капитальной реставрации. Под руководством архитектора Анатолия Александровича Семенова дворец тщательно обмерили, аккуратно разобрали до основания, укрепили фундамент и собрали здание вновь, в точности сохранив все детали декора. Правда, едва реставрация закончилась, в Марли случился пожар, и часть помещений сгорела.
Степан Филиппович Галактионов.«Дворец Марли в Нижнем саду Петергофа».
Гравюра с картины С. Щедрина.Начало XIX века.
дворец Марли
Неизвестный литограф.Вид на Марли в Петергофе
В 1918 году, с приходом новой власти, дворцовую постройку превратили в исторический музей. Здесь было выставлено более 300 экспонатов, включая редкие книги. Летом 1941 года, перед началом фашистской оккупации, самые ценные предметы из Марли удалось вывезти. Немцы пробыли в Петергофе до 1944 года, при этом линия фронта проходила всего в 0,5 км от дворца. В самом здании была оборудована огневая точка, и из-за бомбежек и артиллерийской стрельбы стены старинного дворца сильно пострадали.
 
К послевоенному восстановлению архитектурного памятника приступили не сразу. В 1955 году рабочие под руководством архитектора Евгении Владимировны Казанской завершили реставрацию фасада. Внутренняя отделка потребовала большего времени. Реставраторы во главе Александром Эрнестовичем Гессеном сумели скрупулезно восстановить интерьеры и собрать в здании антикварную мебель. Для посетителей петровский дворец стал доступен в 1982 году.
Архитектурные особенности и интерьеры
По форме дворец Марли похож на куб и смотрится очень гармонично. По сравнению с другими дворцовыми постройками и павильонами Петергофа, его декор довольно скромен. Западная и восточная стены оформлены аккуратными рустованными лопатками, а балконы украшены ажурными решетками.
Вид на Марлинский пруд
Внутри дворца существует 12 помещений, два коридора и лестничные марши. Парадным залом в петровские времена служил вестибюль или «Передний зал». Кроме него, на нижнем этаже находились помещения для дежурного, кухни, спальни, буфета и красиво отделанный Чинаровый кабинет. Верхний этаж был отдан для просторной столовой, Дубового кабинета, библиотечки, туалетной комнаты, гардероба, Гостиной и угловой комнаты.
 
 Кухня
  Кухня дворца Марли выполнена на “голландский манер”, так как Петр I Голландию очень любил и бывал там неоднократно. Интерьер Кухни решен на манер практично устроенных и опрятных голландских кухонь, что было характерно для дворцов и богатых домов петровского времени.
В допетровское время на Руси было принято строить кухню вне дворца, ведь топили печи “по-черному”. Это были отдельные помещения — Поварни или Поваренные палаты, как их называли. В Марли, так же, как и в Монплезире, кухня находится в центре дворца. Один из современников Петра I объяснял это тем, что “кушал его величество мало и жаловал, чтобы было горячее…”.
В углу — огромная плита под шатром, пол мраморный, стены от пола до потолка выложены кафельными плитками. Это диктовалось уже новыми требованиями к удобствам и гигиене быта.
Плитки с кобальтовой росписью первоначально привозили из Голландии, но в скором времени русские мастера в совершенстве освоили подобную технику. Они стали изготавливать кафли, которые по внешнему облику нельзя было отличить от голландских образцов. В 1721 году в Стрельне был построен кирпичный завод, где изготавливали кафельные изразцы. Их делали по голландскому образцу и поэтому на них были изображены голландские пейзажи XVIII века. И на изразцах Кухни дворца Марли изображены голландские пейзажи и бытовые сценки. Каждая плитка имеет свой неповторимый рисунок.
oie_7182147M8WLVl5H
На полках, столах и плите расставлена кухонная посуда — типичная кухонная утварь первой половины XVIII века. На колпаке плиты представлены предметы знаменитого походного оловянного сервиза, который Петр I заказал в Англии. В начале XVIII века олово ценилось более высоко, нежели медь.
oie_714740hVSOrNh0
Кружка. Олово. Россия. 1-ая четверть XVIII в.Фляги. Стекло. Россия. 1-ая четверть XVIII в.Банка. Олово. Саксония. 1-ая четверть XVIII в.
Центральное место занимает печь. Огонь разводился не только в плите, имеющей две конфорки, но и на плите, под железными таганами, один из которых имеется в экспозиции. (В правом углу, за дверью находится камин.)
Обстановка Кухни типична для бытового помещения этого периода — два разделочных стола простого дерева и дубовые посудные полки. На полках, столах и плите расставлена кухонная посуда.
oie_71131461JLwEesL Марли
 Кухонная утварь русской и западноевропейской работы. XVIII в.
 
На печи можно увидеть типично русскую посуду из меди: две сковороды, большую кастрюлю, братину, четыре ендовы. Для готовки предпочиталась медная посуда — она не боялась открытого огня, изнутри её лудили, чтобы предохранить от окисления.
oie_713421428543fwL
Вид из Кухни в Буфетную
Буфетная
 
  Буфетная — служебное помещение, примыкающее к Кухне, предназначавшееся для хранения столового белья и посуды. Комната невелика по своим размерам, имеет гладкие оштукатуренные стены, дощатые полы. Из элементов художественно-архитектурной отделки следует отметить штукатурный карниз сложного профиля.
 
В убранстве Буфетной представлена мебель, характерная для помещений подобного рода: умывальный шкаф с оловянным умывальником (слева от двери, его практически не видно, он представляет собой трехъярусную конструкцию, в центральной нише которой ставился умывальный прибор, а верхняя и нижняя части предназначались для хранения белья), четыре стула-скабеллы (Германия, XVIII век, дуб), полушкаф из ореха и липы, работы русских мастеров XIX века и русской работы XVIII века резной буфет из дуба. Мебель отличается тяжелыми формами и простотой.
дворец Марли
Умывальник. Германия. Начало XVIII в.
На полочках буфета вы видите изделия из художественного стекла, выполненные как русскими, так и иностранными мастерами. Большой штоф — английской работы.В первой половине XVIII столетия в России начинают распространяться изделия из художественного стекла, значительная часть которых уже с конца XVII века создавалась на отечественных заводах. По качеству и художественным достоинствам эти изделия не уступали западноевропейским образцам.
oie_7183655qvEpIZXx
В Буфетной вы видите фляжки для лекарства, штофы для вина. В петровское время алкогольные напитки продавали большими емкостями: чанами, жбанами, ведрами. Перед подачей на стол напитка разливали в меньшие емкости. Поскольку было все строго регламентировано, то вот в такие квадратные штофы наливали крепкие горячительные напитки. В графины большие наливали вина, а в графины маленькие — разнообразные ликеры. Каждый штоф, каждый графин соответствовал определенному напитку.
Также на полках нарядного буфета представлены изделия из фаянса дельфтских мастеров и тарелки китайского и японского фарфора. О фаянсе вы узнаете немного позже, в ходе нашей экскурсии, а вот о фарфоре более подробно поговорим в Переднем зале.
 
Передний зал
 Бенуа, Александр Николаевич. 1870-1960
Интерьер комнаты во дворце Марли в Петергофе
В начале XVIII века Передний зал обычно использовался как парадный вестибюль дворца. Это было первое помещение, куда гости попадали с улицы, и поэтому пол здесь выложен мраморными плитами (как и на Кухне). Отделка характерна для всех интерьеров дворца Марли: гладко оштукатуренные и однотонно окрашенные стены, лаконичный по дизайну угловой камин (такие камины можно увидеть во многих помещениях дворца), белый потолок. По первоначальному замыслу Петра I вестибюлю отводилась роль Парадного зала.
 
Передний зал (это название за Вестибюлем закрепилось лишь в XIX веке) — самое большое помещение первого этажа, его площадь 30 кв. метров. Он весь наполнен светом благодаря двум огромным окнам и двухстворчатой двери в мелкую расстекловку.
В Переднем зале представлена очень нарядная мебель петровского времени работы голландских мастеров XVIII века, выполненная в технике маркетри. Особое внимание обращает на себя стол, его столешница.
 
oie_7134459zfL7GulM
 
До наших дней мебели именно петровского времени сохранилось очень мало. Поэтому эта мебель уникальна: стол, стулья и две горки. Горки — очень модный и характерный предмет мебели для начала XVIII века. В горках обычно на показ, для гостей, выставляли наиболее ценные и интересные вещи. В горках Переднего зала представлены изделия китайского фарфора и китайские эмали.
oie_714172FIJYDBGT
Кубок с рельефом "Охота Дианы". Серебро. Германия. XVIII в.Верхняя часть стола. Орех, наборное дерево, перламутр, кость. Голландия. Середина XVIII в.Ваза. Фарфор. Китай.  XVIII в
В Переднем зале представлены очень интересные напольные часы. Это часы красного дерева работы голландского мастера Кёстера. Они имеют очень сложный механизм, однако до сих пор находятся в рабочем состоянии.
дворец Марли
Вестибюль (Передний зал дворца). В углу напольные часы в ореховом футляре, изготовленные голландцем В.Кёстером. Прямо — вход в Дежурную.
В петровское время очень большое место в убранстве дворцовых интерьеров начинает занимать живопись. До Петра I на Руси не было картин, писаных маслом. У отца Петра I, Алексея Михайловича были гравюры, которыми стены буквально оклеивали, либо вешали сплошной развеской сверху донизу, закрывая помещение.В петровское время картины преследовали двойную цель: они служили украшением интерьера и были своеобразным “окном в Европу”. Созерцая картины, русские люди могли увидеть, как живут люди в других городах и странах, перелистать страницы мировой истории, потому что очень часто на картинах изображали сюжеты из Евангелия, Библии или просто из древней истории.
 
«Фрукты и попугай», Ян Фейт
Викторс, Ян. 1619-1676
Паром.Голландия, 1660-е гг. (?)Эрмитаж поступил в 1921 г.; передан из дворца Марли в Петергофе
Мунари (Монари), Кристофоро (?) (1667-1720)
Натюрморт с посудой.Италия, 1680-е гг.Эрмитаж ,поступил в 1921 г.; передан из дворца Марли в Петергофе
Мунари (Монари), Кристофоро (?) (1667-1720)
Натюрморт с книгами.Италия, 1680-е гг.Эрмитаж ,поступил в 1921 г.; передан из дворца Марли в Петергофе
Парная к картине "Натюрморт с посудой" (ГЭ-1381)
В Переднем зале представлены картины самых разнообразных жанров. Две картины на библейские сюжеты:
 
“Спор Христа с книжниками” — Тициан Вечелио, прозванный Тицианелло (1570–1650).
“Христос и грешница” — Андреа Челести (1637–1706).
  И еще несколько картин из первоначального собрания:
“Пастух со стадом” — немецкий художник Роза да Тиволи (1655–1705), две парные картины, на южной и западной стенах.
Два натюрморта “Фрукты” — неизв. художник XVIII века голландской школы живописи, на северной и южной стенах.
Два портрета старика и старухи, написанные итальянским живописцем Пьетро Белотти (1627–1700) .
дворец Марли
Выполненные на дереве портреты Старика и Старухи итальянского художника П.Белотти находятся на восточной стороне Переднего зала.
В Переднем зале представлены картины самых разнообразных жанров, но любимыми полотнами Петра I были “марины” — картины с изображением моря, и два морских пейзажа можно увидеть в Дежурной комнате.
дворец Марли
Передняя зала — прямо вход в Буфетную., из которой дверь ведет на Кухню.
 
 Дежурная
В петровских дворцах подобные помещения всегда располагались рядом с опочивальней. Это служебное помещение, предназначенное для дежурного офицера, денщика. Денщик был не просто слуга, это было лицо доверенное. Институт денщиков Петра стал своеобразным институтом воспитания его верных помощников и крупных государственных деятелей. Александр Меньшиков — сын конюха и денщик Петра — стал близким другом и правой рукой царя (Генерал-губернатор Санкт-Петербурга и первый президент Военной коллегии, фельдмаршал и светлейший князь).
Петр Первый и Александр Меньшиков
Архитектурно-декоративная отделка Дежурной, расположенной между Передним залом и Спальней, решена в единстве с характером убранства этих помещений. Штукатурный карниз сложного профиля имеет лепные гипсовые кронштейны, между которыми по фризу помещены декоративные вставки — плоские барельефы с изображением военных атрибутов.
Стены украшают живописные полотна в черных деревянных рамах.
oie_7141616eqTnLH1A
Часть Дежурной комнаты. Шкаф. Орех, набор. Германия, первая половина XVIII в.
Здесь представлено два морских пейзажа — марины: над входом в Спальню работа неизвестного голландского художника “Суда в море” и на южной стене “Морской вид” работа художника Р. Верзейля (1690–1739?).
На северной стене находится очень интересное полотно художника — анималиста (анималист — художник, изображающий зверей и птиц) Андриана ван Олина “Птичий двор”.
Олен, Адриан ван. 1694.
Птичий двор.Голландия, XVII в.,Эрмитаж поступил в 1921 г.; передан из дворца Марли в Петергофе
 
А. Ван Олин блестяще изображал павлинов, петухов и кур. В годы войны картина была похищена фашистами и вывезена в Германию и вновь вернулась во дворец Марли после победы. (Эта картина есть в описи 1737 г., она из первоначальной коллекции).
  Спальня
Спальня дворца Марли отличается от всех предыдущих помещений своей более нарядной отделкой. Подобные интерьеры помимо своего прямого функционального назначения, обычно использовались и как комнаты для приема гостей.
Стены комнаты обиты плотной полушерстяной тканью под названием флахтух серо-бежевого цвета с набивным рисунком из стилизованных цветов (среди них — гвоздики и ромашки) и листьев, напоминающих перья птиц. Узор выполнен бордовыми красками с лилово-голубыми вкраплениями. Уютная, теплого цвета ткань как бы охватывает весь интерьер: ею обито сидение банкеток, спинка кровати, из неё выполнен балдахин, портьеры на окнах и ламбрекены.
дворец Марли
Спальня
Такой же тканью обита и большая с балдахином “французского манера” кровать. Застлана она стеганым одеялом, принадлежавшим Петру I. Украшено одеяло великолепной сюжетной вышивкой, изображающей колесницу Венеры. Шелковый китайский халат — личная вещь Петра I.
oie_7135418TM6292ua
 
На стене слева от кровати висит медная грелка русской работы XVIII века, которой согревали перед сном постель (в нее складывали горячие угли).
Дополняют убранство Спальни предметы мебели:
два комода немецкой работы, с наборным орнаментом, изготовленные в конце XVII–начале XVIII века (один из которых ложный — комод-клозет);
шкаф-поставец работы голландских мастеров XVIII в., фанерованный орехом (он состоит из двух частей, верхняя стоит на нижней — отсюда название “поставец”);
две банкетки: одна, стоящая у кровати, подлинная, работы первой четверти XVIII века.
дубовый стол работы русских мастеров. На столе небольшой походный кабинетец для хранения документов и денег (прообраз современного сейфа), два подсвечника желтой меди русской работы XVIII века.
дворец Марли
Над столом висит зеркало в золоченой деревянной раме русской работы начала XVIII века.
В XVII веке на Руси зеркала делались в виде небольших складней, их закрывали завесами или убирали в ларцы, ибо церковь относила их к греховным и запретным украшениям. Увлекаться своим изображением, в котором есть всё до последней черточки, кроме души, на Руси считалось грехом, а церковный Собор 1666 года запретил лицам духовного звания держать в доме зеркала. В петровское время зеркало становится неотъемлемой частью декора интерьера. Большие и маленькие зеркала в деревянных крашенных или резных, золоченых рамах, хрустальных, стеклянных и лаковых рамах украшали стены не только парадных зал, приемных дворцов, но даже спален.
oie_7152117p4FycpNX
Чайники, чашки, блюдце, лоток, ваза. Медь, эмаль. Китай. XVIII в.
oie_7152143jyPjXER7
Ритуальный сосуд. Медь, перегородчатая эмаль, чеканка. Китай. Конец XVII в.Поддон. Медь, эмаль. Китай. XVIII в.
Фигура птицы. Медь, перегородчатая эмаль. XVII в.
Дополняет убранство Спальни живопись. Здесь представлены работы голландских и фламандских художников:
“Угощение” и “Завтрак” Ф. Франкен, фламандская школа
“Натюрморт” Геда Вилем Клаас, голландская школа
Чинаровый кабинет
Необычная и редкая по тем временам отделка комнаты натуральным деревом сразу же выделяет её среди других дворцовых помещений. Именно в первой четверти XVIII века кабинеты стали еще одним новым по назначению и отделке помещением во дворце. Обычай устраивать такие комнаты пришел из Франции.
 
oie_7175234evBJLpl8
Стены целиком облицованы чинаровым деревом, расчлененным на филенки в профилированных рамах. Первоначально эта работа была выполнена столярным мастером Мишелем, который также принимал участие в отделке дворца Монплезир и павильона Эрмитаж.
Деловому характеру Чинарового кабинета соответствует его убранство: шкаф-бюро работы северо-итальянских мастеров конца XVII века, выполненный из ореха, украшенный набором из палисандра и кости, два стула голландской работы начала XVIII века из ореха и стул русской работы начала XVIII века.
дворец Марли
На бюро представлены изделия из меди работы русских мастеров начала и середины XVIII века: шкатулка, чернильница на цепочке и два подсвечника, солнечные часы и часы с горизонтальным циферблатом работы немецкого мастера Карла Крессинга (бронза золоченая и патинированная с гравировкой I-я половина XVIII века). Также здесь представлена круглая астролябия – прибор для определения точек на местности при построении чертежа.
Лестница
Два марша лестницы с забежными ступенями на повороте выстланы дубом, а ограждение выполнено из кованого железа с выколотными золочеными деталями и вороненой стали. Неповторимый орнаментальный рисунок решетки лестничного ограждения с вензелем Петра I, птицами, военными трофеями и пр. позволяет предположить, что автором её проекта был Н. Пино , создавший эскизы для балконных решеток дворца.
4jUgtnP
Лестница на второй этаж
Лестница была создана столярным мастером Мишелем, кованую решетку выполнил слесарь Белин. После войны восстановлена мастерами объединения “Реставратор”.
Лестница освещается люстрой-паникадило работы русских мастеров XVIII века.
В допетровское время такие большие люстры можно было видеть только в церквях. Жилые комнаты освещались темниками, подсвечниками, большими свечами, шандалами. При Петре I люстры из церквей начинают перемещаться сначала в парадные залы дворцов, а затем уже в жилые интерьеры. Вот образец характерной парадной люстры петровского времени вы здесь видите. Осветительной арматуры петровского времени также сохранилось очень мало
oie_7153626Ont9vKBU
 Верхний коридор.
Верхний коридор, как и Нижний, расположен по центральной оси здания и объединяет сгруппированные по его сторонам помещения второго этажа. Эти помещения разнообразного назначения, обеспечивали необходимые жизненные удобства для проживающих во дворце. Коридор такой же светлый, сквозной, но потолки здесь значительно ниже, чем внизу.
 
Архитектурно-декоративная отделка Верхнего коридора, как и всех комнат второго этажа предельно проста и лаконична: помещение имеет гладко оштукатуренные с тоновой окраской стены, несложные карнизы. Полы дощатые, сосновые, окрашенные масляной краской (в комнатах паркеты). Основным элементом художественного убранства помещения являются живописные полотна мастеров XVII–XVIII веков:
“Внутренний вид католической церкви” — голландский художник Питер Муллер (старший).
“Кораблекрушение” — неизвестный художник конца XVII века
 Гардеробная
Это бытовое помещение предназначалось для хранения белья и одежды, также здесь переодевались. Одежду в допетровское время на Руси хранили только в сундуках. Здесь представлен сундук наборного дерева для хранения белья и одежды, изготовленный в Саксонии в первой половине XVIII века. При Петре I стали появляться шкафы, но хранили в них одежду не так, как это мы себе представляем сейчас, на плечиках. Ведь плечики были изобретены в Англии в конце XVIII века, а в начале века одежду хранили аккуратно сложенной на полках, как в сундуках. И поэтому шкафы петровского времени удивляют нас своими небольшими размерами.
garderob-169134big
Интересно, что в 1765 году Гардероб Петра I по распоряжению Елизаветы Петровны был перевезен во дворец Марли. Костюмы хранились в больших шкафах и сундуках, которые были сделаны еще в 1743 году. Гардероб Петра I насчитывал 576 предметов: 64 кафтана, 75 камзолов, 70 штанов, 10 епанчей плащей, 45 головных уборов, 41 пару обуви и т. д.
В 1848 году, когда создавалась Петровская галерея в Эрмитаже, из Марли туда был перевезен почти весь Гардероб Петра I (более 300 предметов). В настоящее время в ГМЗ “Петергоф” хранится 12 личных вещей Петра I из его Гардероба. Пальто (плащ) Петра I находится в экспозиции дворца Марли, его можно будет увидеть чуть позже в Туалетной комнате.
Туалетная комната
Туалетная комната иногда называлась Гардеробной, поскольку здесь также хранились личные вещи из гардероба Петра, но по своим размерам она намного превосходит аналогичную по использованию комнату, которую гости только что посмотрели. Одежда на протяжении тысячелетий хранилась в сундуках. И здесь представлен массивный сундук итальянской работы, выполненный из ореха и богато украшенный вставками из слоновой кости. В допетровской Руси сундук был самый распространенный предмет мебели. В нем хранили буквально всё — и одежду, и обувь, и ткани, и книги, и посуду, и наиболее ценные вещи. На сундуках сидели, на них спали, ими украшали помещения. Сундук был лучший подарок на свадьбу и на новоселье.
_resized_yapfiles.ru (1)
 При Петре I изменилась не только архитектура, убранство зданий, мебель, но значительные изменения произошли и во внешнем облике людей, в их прическах, в одежде и обуви.
oie_7165426Vcb3afNp
 Камзол Петра I. Россия. 1-ая четверть XVIII в.
Уже говорилось о том, что с середины XVIII века весь Гардероб Петра (более 500 предметов) находился во дворце Марли. Но в 1848г. почти все вещи были переданы в Эрмитаж, в Петровскую галерею. Сейчас в коллекции ГМЗ “Петергоф” находится 13 вещей из Гардероба Петра I, и в Туалетной экспонируется плащ-епанча первого русского императора.
дворец Марли
При Петре I малоудобные и немобильные лавки для сидения вытесняются диванами, креслами, стульями. В комнате вдоль стен стоят дубовые стулья, обитые кожей с резным орнаментом. Подобный тип резного гравированного узора создавался в Испании в Кордове с XVII века. Отсюда название кожи — кордовская. Обивка укреплялась гвоздиками с медными или латунными шляпками, которые на темном фоне дерева и кожи становились дополнительным элементом декора. Такую кожу привозили из Испании или Португалии, и стулья обычно назывались португальскими, хотя часто их изготовляли в России.
oie_7165358Rv66TLkx
Настольное украшение с рельефной резьбой. Нефрит. Китай. XVIII в.
Блюдо овальное, кувшин. Фарфор, полихромная роспись. Китай. XVIII в.
Настольное украшение. Нефрит. Китай. XVIII в.
Независимо от названия и назначения, практически каждая комната дворца Марли является маленькой картинной галереей. В Туалетной представлено четыре картины.
“Приморский город” — полотно неизвестного фламандского художника, расположено за дверью на южной стене.
Здесь представлены две работы голландского живописца Александро Леопольда Гревенбрука (1667–172..). Он писал “искусственные пейзажи” (это выдуманные художником местности), на которых с большой тщательностью выписывал разнообразные архитектурные детали, любил изображать замки, башни, виды приморских городов. Этот вид живописи был очень распространен в конце XVII–начале XVIII веков.
Центральное место занимает работа голландского мастера Адама Сило (1674–1766) “Суда на рейде”.
 Гостиная
Комнаты под названием “Гостиная” своим появлением тоже связаны с реформами и преобразованиями Петра I. До него русские бояре и дворяне сидели “каждый сам в своем терему” и довольно редко ходили друг к другу в гости. Особенно строго следили за поведением замужних женщин. Они практически не появлялись на людях. Петр I всё это изменил. 26 ноября 1718 года был обнародован указ об ассамблеях.
oie_7181442CaTkPzA5
 
Вошли в моду настольные игры, такие как шашки и шахматы. В шахматы играл еще Иван Грозный. Прекрасным шахматистом был отец Петра I Алексей Михайлович, он же прекрасно играл в шашки (по примеру восточных царей во время игры он сидел в кресле, а играющий с ним стоял на коленях на подушке). Петр научился играть в шахматы еще в юные годы, а в зрелом возрасте слыл сильнейшим игроком своего времени. При Петре I в числе царских игр появился бильярд, привезенный из Франции, и царь очень увлекся этой игрой.
С большим увлечением в начале своего царствования играла на бильярде Анна Иоановна, и она же ввела при дворе игру в карты.
Карты появились в России еще при Алексее Михайловиче, но при Петре I в них не играли, царь их не любил. Очень любили играть в карты Елизавета Петровна и Екатерина II.
В Гостиной у восточной стены стоит ломберный столик, предназначенный для игры в карты. На нем разложены карты в игре “Тарок” (копии с баварских карт XVIII века).
Как и ломберный столик, четыре стула, стол в центре и витрина у южной стены были выполнены из ореха в технике “маркетри” голландскими мастерами в XVIII веке.
В витрине можно увидеть изделия мастеров Востока — китайские красные лаковые шкатулки, индийскую шкатулку из палисандра, украшенную костью, каменную фигурку буйвола, два нефритовых настольных украшения, две чашечки из нефрита и фигурку птички. Нефрит — камень здоровья и считалось, если он есть в доме, то болезни дом этот минуют. Также здесь представлены две фарфоровые кошки работы Венского завода и табакерка из черепахи, изготовленная в Дании.
oie_7165547MT2aSPLv
Табакерка с портретом Петра I. Бронза золоченая, халцедон, эмаль. 1-ая четверть XVIII в.
Изделия из дельтфского фаянса. Голландия. XVIII в.
Копия портрета Екатерины I французского художника Ж.-М. Натье. XVIII в. Копия исполнена Л. Любимовым. 1986 г.
В Гостиной можно ознакомиться с великолепным кабинетом немецкой работы XVIII века. Он фанерован черным деревом, украшен слоновой костью, перламутром и черепахой.
Такой золотистый цвет черепахи достигался благодаря тому, что под тонкий слой панциря черепахи подкладывали пластинки золота. Панцирь черепахи нагревали, он становился мягким, и тогда ему можно было придать извилистые линии, как на колонках. Кабинет имел множество ящичков, полочек, отделений, секрет открытия которых знал лишь хозяин. В кабинетах хранили деньги, ценные бумаги, драгоценности. Этот кабинет был изготовлен немецкими мастерами еще в конце XVII века. От таких кабинетов пошло название комнаты, где они стояли — кабинеты. Но впоследствии они стояли и в туалетных, и в гостиных и в других помещениях.
Живописное убранство Гостиной также восходит к петровскому времени и состоит из пейзажей А.Гревенбрука (1667–после 1720), голландца по происхождению, работавшего в Италии:
Малая угловая гостиная
К Гостиной изящно примыкает небольшая комната, получившая название “Малая угловая Гостиная”. Это самое маленькое помещение второго этажа и предназначалось оно для частных бесед императора с гостями или домочадцами.
malaya-uglovaya-gostinaya-vo-dvorce-marli-169156big
На себя обращает внимание шкаф черного дерева работы немецких мастеров XVIII века. Створки шкафа украшают перламутровые вставки в виде тюльпанов. Тюльпаны, ирисы, нарциссы были любимыми цветами Петра I . Именно он впервые привез в Россию луковички этих цветов, и по его указу их стали высаживать в Летнем саду и в его любимом Петергофе. (И сейчас весной на клумбах Нижнего парка высаживают несколько тысяч тюльпанов.)
На шкафу так называемые альбареллы — это керамические сосуды для хранения лекарственных трав, выполненные в античном стиле.
У противоположной стены стоит комод немецкой работы и на нем шкатулки разнообразных форм и размеров.
Освещает комнату медная люстра “о шести свечах ” русской работы XVIII века и 2 стенника. Вся осветительная арматура во дворце Марли работы русских мастеров XVIII века.
На северной стене висит картина“В корчме” (копия XVIII века неизвестного художника с работы знаменитого голландского мастера Давида Тенирса ).
 Столовая
Столовая — самое большое помещение второго этажа, расположена над передним залом и в плане соответствует ему. Это как бы второй Парадный зал, за которым впоследствии закрепились функции и название Столовой.
В убранстве Столовой представлена мебель, соответствующая назначению помещения: большой обеденный стол итальянской работы XVIII века, выполненный из ореха, ореховое кресло, украшенное ажурной резьбой западноевропейской работы XVII века, два полушкафа для хранения столового белья и посуды южно-германской работы (дуб, чинара, тополь, XVIII века) и четыре стула французской работы XVIII века, обитые шпалерой.
Стены украшают картины уже знакомого вам А. Гревенбрука “Вид на реке” и “Приморский город”. (Алессандро Леопольд Гревенбрук писал “фантазийные пейзажи”, т. е. выдуманные художником местности — виды моря, фантастических городов, замков. Такой род живописи был распространен в конце XVII столетия. Зародился он во Франции и оттуда проник в Германию и Голландию).
Два “Восточных пейзажа” написаны австрийским художником Ф. Фергом. (Франц де Паула Ферг — 1689–1740 гг. Учился у Т. Графа и Ориента. Много путешествовал по Европе, работал в Дрездене, Вене, Брауншвейге и с 1720 года — в Лондоне. Его картины с изображением “фантазийных” пейзажей часто встречались во дворцах, в частности в Монплезире и Эрмитаже). И еще две картины привлекают внимание. Это “перспективные архитектурные картины с большими сводами на переднем плане”, написанные итальянскими мастерами и закупленные по заказу Петра I.
oie_7165252F1XNz21p
Фигура собаки. Фарфор, надглазурная полихромная роспись. Китай. XVIII в.
Фрагмент шпалеры. Фландрия. XVII в.
Туалетная коробочка, штоф. Фаянс, полихромная роспись. Россия. 1-ая половина XVIII в. Германия. XVIII в
В северо-восточном углу помещена икона Святых Петра и Павла русской работы XVIII века. До Петра I в России писали в основном иконы. Русская иконописная школа насчитывает несколько веков.
oie_718264DKBD15XD
На рубеже XVII–XVIII веков в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он прошел стремительно, в течение жизни одного человека. В начале XVIII века Петр I приглашал иностранных художников, и обязательным условием контракта было обучение русских учеников. И уже к середине XVIII века была создана русская школа живописи, появились отечественные художники такие, как А. Матвеев, И. Никитин, Ф. Рокотов.
  Библиотека
Библиотека — это комната, которая предназначалась специально для хранения книг. Она невелика по размеру и скромна по своей отделке и убранству. Мебельное убранство Библиотеки соответствует деловому назначению помещения. Здесь вы видите бюро красного дерева английской работы начала XVIII века, стул дубовый и кресло дубовое работы французских мастеров середины XVIII века. Её стены украшают две картины голландских художников: “Праздничное гуляние” Якоба Толленвлита (1640–1719), “Порт с городскими воротами Роттердама” А. Сторка и работа фламандского художника Д. Тенирса “Диоген с фонарем, ищущий человека”.
oie_71821177Gggc7Ah
 
Библиотека Петра I, насчитывающая 1621 книгу и 1350 карт и чертежей, носила рабочий характер и хранилась не в одном месте, а в различных “Его Императорского Величества палатах”. В Марли, как в XVIII, так и в ХIХ веке находилась часть книжного собрания петергофских дворцов. Нынешняя библиотека дворца Марли была укомплектована в 1920–30 гг. из книжного фонда петергофских музеев, а так же из других источников, в частности, из библиотеки Шереметьевского дворца. В её собрание вошли издания XVII–XVIII вв., по тематике соответствующие культурным запросам русского общества эпохи петровских преобразований. Все 69 книг Библиотеки сохранились в годы войны в эвакуации и представлены в экспозиции.
oie_71656174LHcO9PW (1)
На откидной доске книжного шкафа английской работы начала XVIII в. лежит большая книга в кожаном оформлении “Подлинный театр чести и рыцарства”. Франция. 1648г. В шкафу стоят книги и духовного и светского содержания, в основном, на французском языке. Но есть книги и на русском — “Евангелие”.
 
  В петровское время книги изменили свой вид. Появились фронтиспис (иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне титульного листа; обычно — портрет автора или лица, о котором идет рассказ, либо рисунок, отражающий главную идею книги) и титульный лист, которые сообщали необходимые сведения о книге — её название, имя автора, место и год издания. Оглавление, предметный и именной указатели облегчили поиск нужного материала. Страницы стали нумеровать арабскими цифрами. Текст дополняли иллюстрации, чертежи, схемы. Изменился и формат книги. В отличие от огромных средневековых книги Нового времени были невелики по размеру, что облегчало их использование в быту.
Петр I придавал огромное значение обучению, развитию различных наук и ремесел. Сам он не получил какого-либо специального образования, но благодаря своему природному уму, способностям и тяге к изучению всего нового, слыл одним из самых знающих и образованных людей своего времени. Он мог общаться на голландском и немецком языках, понимал французский и английский, знал латынь.
Он сам любил учиться. О тяге Петра I к знаниям, о его разносторонних интересах напоминает глобус английской работы XVIII века.
 
Дубовый кабинет
  Искусство декоративной обработки интерьеров деревом в России традиционно стояло на большой высоте. Дерево всегда широко использовали в отделке жилых и парадных помещений. Дубовые панели, сплошь закрывая стены, придают интерьеру удивительную теплоту и уют. В отличие от подобного кабинета Петра в Большом дворце, Дубовый кабинет в Марли, созданный по проекту И. Ф. Браунштейна, имеет гладкие дубовые панели, и лишь на их завершении размещаются удивительные по выразительности маскароны в резном орнаментальном обрамлении. Работу выполнил французский резчик Николя Пино. Он же оформлял Дубовый кабинет в Большом Петергофском дворце.
  Обстановка кабинета скромная и деловая: голландское бюро с набором из кости, рядом рабочее кресло, а у окна стол. По преданию, этот стол, украшенный “резным деревом” и вставкой “из аспидного камня”, был создан при участии Петра Великого (вполне возможно — ведь Петр I знал 14 ремесел).
  На откидной крышке секретера — личные вещи Петра I: часы походные баварской работы. Их убирали в кожаный футляр на длинном ремне, что было очень удобно. Интересны они тем, что не имеют ни секундных, ни минутных стрелок — в ту пору их не устанавливали — а всего лишь одну часовую. Также здесь артиллерийские измерительные приборы. Петр I знал четырнадцать ремесел, в том числе очень хорошо знал артиллерийское дело, которому обучался в Германии во время Первого Посольства.
  Петр I с большим уважением относился к наукам и учению. Во время второго заграничного путешествия в 1717 году ему было присвоено звание почетного члена Французской Академии наук. Тогда же задумал Петр создать отечественную Академию. В 1724 году он подписал указ об её основании, правда, открылась Российская Академия наук уже после смерти его создателя.
  Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России. Академический университет, по сути дела, явился первым высшим светским учебным заведением страны.
http://www.kettik.kz/?p=18218
http://marly-palace.narod.ru/index.html
https://4traveler.me/jorneys/dvorec-marli-v-petergofe
https://www.spb-guide.ru/dvorec-marli-petergof.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Марли_(дворец,_Петергоф)
 
**********************

 

Серия сообщений "***Пригороды Петербурга":
Часть 1 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.
Часть 2 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
...
Часть 8 - Монплезир - "моя прелесть" - любимый дворец Петра I в Петергофе.
Часть 9 -
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПЕТЕРГОФ. ДВОРЕЦ МАРЛИ - ЭЛЕГАНТНЫЙ ПАВИЛЬОН ДЛЯ ЗНАТНЫХ ГОСТЕЙ. | AGI09 - Дневник AGI09 | Лента друзей AGI09 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»