Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеФарфоровая мануфактура Аугартен. Австрия.
Сосуд для ликера в виде слона
Австрия, 1730-е - 1740-е гг.Период Дю Пакье,Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Сервиз, Вена, около 1792 г .; Исполнение: Венская императорская фарфоровая мануфактура. Художник по фарфору: Вермель. Венцл Крамсалл, Карл Швеммингер

Сервиз, Вена, около 1800 г .; Исполнение: Венская императорская фарфоровая мануфактура.

Вена, 1750?1755 г .; Исполнение: Венская императорская фарфоровая мануфактура.
Фарфоровая мануфактура Аугартен (нем. Die Porzellanmanufaktur Augarten) — первая в империи Габсбургов фарфоровая мануфактура, созданная в предместьях Вены, в парке Аугартен в 1718 году. Она стала второй крупной мануфактурой в Европе после Майсенской, основанной в 1710 году в Саксонии.

История мануфактуры
История старой Венской мануфактуры складывается из двух основных периодов. Новая мануфактура была организована в 1923 году.
Период Дю Пакье
25 мая 1718 года австрийский император Карл VI особым указом даровал привилегии нидерландскому предпринимателю Клаудиусу Инноцентиусу дю Пакье (Claudius Innocentius du Paquier; 1679—1751) на право монопольного производства фарфора в пределах Священной Римской империи в течение двадцати пяти лет.
Портрет императора Карла VI Габсбурга (1685-1740) с орденом Золотого руна
Родившийся в Германии (по иным источникам во Франции), дю Пакье прибыл в Вену около 1700 года и работал военным советником при императорском дворе. В этой должности дю Пакье, имевший хорошие дипломатические отношения со всей Европой, сумел не только привлечь опытных мастеров из Майсена, но и завладеть секретом изготовления фарфора. Дю Пакье изучал химию и технологию керамического производства, возможно, сам ездил в Майсен.
«Ваза дю Пакье». Вена. 1725
Тарелка с росписью «шинуазри». 1725
Тарелка с росписью «индианские цветы». 1725—1730
Мануфактура разместилась в пригороде столицы. В 1719 году из Майсена в Вену переехал С. Штёльцель (ближайший помощник И. Ф. Бёттгера). Сотрудниками венской мануфактуры были К. К. Гунгер и И. Г. Герольд, также из Майсена. В формах изделий периода Дю Пакье чувствуется влияние южно-немецкого барокко и раннего венского рококо, подражание изделиям из металла и восточному — китайскому и японскому фарфору имари и стиля какиэмон с росписью ярко-красной, чёрной красками, серебром и золотом. Использовались также лепные маскароны, фигурные ручки, мотивы стиля шинуазри и росписи гризайль «под гравюру» шварцлотом (чёрной краской с последующим обжигом). С 1725 года появились полихромные росписи: «индианские цветы» (indianische Blumen), «немецкие цветы» (deutschen Blumen), мотивы плетения, ломаные линии и рокайли с пейзажами в медальонах. Мастера использовали также гравюры «берен». На мануфактуре работали живописцы И.-Ф. Данхофер, Я. Гельхис. Изделия не имели фабричной марки. Возможно, автором многих скульптурных форм был сам дю Пакье[2].

Группа фигур
Супница. 1730—1735
Тремблёз (набор для горячего шоколада). 1730
Период Зоргенталя. 1784—1804
Второй значительный период в деятельности Венской фарфоровой мануфактуры назван периодом Зоргенталя. После двадцати пяти лет успешного производства компания дю Пакье оказалась в долгах и, несмотря на помощь города Вены, её пришлось продать. В 1744 году, во время правления императрицы Марии Терезии (1740—1780) мануфактура была национализирована и включена в имперское владение, став Императорской фарфоровой мануфактурой Вены (Kaiserliche Porzellanmanufaktur Wien).
Мария-Терезия
С тех пор клеймом изделий мануфактуры стал герб правящей династии Бабенбергов: щит с тремя горизонтальными полосами. В дальнейшем среди коллекционеров фарфора получило распространение шутливое название: «дровяная марка» (напоминающая поленницу дров)[3]. В этот период производили посуду с росписью рокайлями и трельяжами, фарфоровые статуэтки на мифологические темы, характерные для «стиля Марии Терезии», или венского рококо. Главным живописцем был А. Анрайтер, скульптором-модельером И. И. Нидермайер. Но мануфактура постепенно приходила в упадок. Новый император Иосиф II (1780—1790) не интересовался фарфором и в 1784 году мануфактура была вновь выставлена на продажу с аукциона, но покупателей не нашлось. Тогда предприятие отдали в аренду коммерсанту из Нюрнберга Конраду фон Зоргенталю (1735—1804). Зоргенталь привлёк к работе опытных художников, выпускников Венской академии художеств, и вскоре венские изделия стали вновь успешно конкурировать с продукцией Майсена и Севра.
Иосиф II
С 1785 года у Зоргенталя работал химик-технолог и живописец по фарфору Йозеф Лайтнер, в 1791 году он изобрёл ярко-голубую краску, названную его именем (Leithner Blau). По красоте эта краска не уступала «королевской синей» французской мануфактуры в Севре. Из живописцев продолжали работать А. Анрайтер, Й. Даффингер Старший и К. А. Котгассер (1769—1851) — мастер, привнёсший на мануфактуру элементы стиля бидермайер в росписи фарфора и стекла. Живописный декор включал в основном сельские и городские пейзажи, виды Вены. Характерный композиционный приём периода Зоргенталя — монохромные росписи гризайль (под гравюру) в резервах цветного фона: лайтнеровской голубой. Лиловой или киноварной (красной) красками.
Антон Матиас Грасси (нем. Anton Mathias Grassi; 26 июня 1755, Вена — 31 декабря 1807, Вена) — австрийский скульптор-модельер по фарфору.
В 1784 году скульптурную мастерскую после кончины Нидермайера возглавил Антон Грасси (1755—1807). С его именем связан постепенный переход в работе скульпторов-модельеров от рококо к неоклассицизму. Грасси помимо традиционных расписных фигурок стал изготавливать фигуры и портретные бюсты из бисквита. С 1790 года Грасси руководил также живописной мастерской. Грасси и его помощники использовали не только традиционные мифологические сюжеты, но и, в качестве образцов, «помпейские мотивы», гротески школы Рафаэля в Ватикане, их воспроизведения в гравюрах и акварелях, знаменитые картины Венской художественной галереи, пейзажи малых голландцев, а также модные в то время сентиментальные портреты художницы А. Кауфман. В 1793 году Антон Грасси совершил путешествие в Италию, откуда привёз гравюры Джованни Баттисты Пиранези с видами античного и современного Рима и зарисовки гротесков.
Семья эрцгерцога Леопольда. Модель А. Грасси. 1775–1780
Чаша пантеры, Вена, около 1730 г .; Исполнение: мануфактура Клавдия Иннокентия Дю Пакье.
Новый и современный период
После смерти Зоргенталя в 1804 году директором мануфактуры стал сын скульптора-модельера М. Нидермайер Младший. Главным модельером был Э. Гюттер, ученик А. Грасси. В продукции этого периода очевидны влияния французского стиля ампир.
Наполеоновские войны в Европе поставили Венскую мануфактуру на грань исчезновения. Однако некоторое возрождение производства наметилось после 1814 года, когда именно в Вене собрались монархи европейских держав-победителей на Венский конгресс. Монархи охотно приезжали на фарфоровую мануфактуру. Австрийское правительство дарило изделия знатным гостям, и производство получило некоторый импульс для развития. Однако венская мануфактура не всё же могла выдержать конкуренцию с другими. После 1847 года в связи с общим кризисом искусства и уходом многих известных художников производство постепенно приходило в упадок и в 1863 году убыточное предприятие было закрыто решением парламента.
Банка с крышкой в форме черепахи, Вена, около 1730 г .; Исполнение: мануфактура Клавдия Иннокентия Дю Пакье.
После падения Дунайской монархии и стабилизации послевоенной экономики мануфактура была вновь открыта 2 мая 1923 года во дворце Аугартен под новым названием «Wiener Porzellanmanufaktur Augarten» в присутствии президента республики Михаэля Хайниша[5]. В этот период в странах Западной Европы был популярен стиль ар-деко. Художники, сотрудничавшие с мануфактурой, такие как Франц фон Зюлов, Йозеф Хоффман, Михаэль Повольни и Ида Швец-Леманн создавали образцы в этом стиле. Другие следовали проверенным образцам предыдущих эпох. Фарфор старой венской мануфактуры часто называют фарфором «Старая Вена» (Alt Wien), отличая его от продукции новой мануфактуры «Augarten».
Ваза с пьедесталом, Вена, около 1835 г .; Исполнение: Венская императорская фарфоровая мануфактура. Художник по фарфору: Джозеф Нигг;
В 2003 году, после закрытия мануфактуры из-за банкротства и увольнения значительной части персонала, компания Value Management Services GmbH (VMS) выкупила производство и основала собственную компанию под названием «Новая фарфоровая мануфактура Аугартен» (Neue Porzellanmanufaktur Augarten).
Кувшин с крышкой на серебряном шарнире
Австрия, 1730-е - 1740-е гг.Период Дю Пакье
Блюдо: Борей похищает Орифию
Австрия, 1730-е - 1740-е гг.Период Дю Пакье
Рюмочная передача
Австрия, Около 1730 г.Период Дю Пакье
Чаша: Прибытие Ариадны к Вакху в сопровождении сатиров и вакханок
Австрия, 1730-е - 1740-е гг.Период Дю Пакье
Миска большая с крышкой
Австрия, Вена, около 1730 г.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Миска с крышкой
Австрия, Вена, около 1730 г.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Миска с крышкой
Австрия, Вена, около 1730 г.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Террин овальный с крышкой
Австрия, Вена, 1755-1760 гг.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Сахарница овальная с крышкой
Австрия, Вена, Около 1730-1735 гг.Период Дю Пакье
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Бутылочная передача
Австрия, Вена, Около 1730-1735 гг..Период Дю Пакье
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Террин овальный с крышкой
Австрия, Вена, Около 1730-1735 гг.Период Дю Пакье
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Миска с крышкой овальная
Австрия, Вена, Около 1730-1735 гг.Период Дю Пакье
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Террин круглый с крышкой
Австрия, Вена, около 1730 г.Период Дю Пакье
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Чашечка с блюдцем
Австрия, Вена, около 1730 г.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Чашечка с блюдцем
Австрия, Вена, около 1730 г.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Чашка с блюдцем
Австрия, Около 1800 г.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Чашка с блюдцем
Австрия, конец XVIII в.
Сахарница с крышкой
Австрия, Около 1800 г.
Кофейник с крышкой
Австрия, Около 1800 г.
Сливочник с крышкой
Австрия, Около 1800 г.
Поднос
Австрия, конец XVIII в.
Тарелка мелкая
Австрия, Вена, 1805 г.
Тарелка
Австрия, Вена, 1802 г.
Тарелка мелкая
Австрия, Вена, 1805 г.
Тарелка мелкая
Австрия, Вена, 1799 г.
Тарелка мелкая
Австрия, первая четверть XIX в.
Передача бутылочная
Австрия, Вена, около 1755 гг.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Тарелка мелкая
Австрия, Вена, 1760-1765 гг.
Кроншал
Австрия, Вена, 1730-е гг.
Тарелка мелкая с портретом графини Екатерины Васильевны Литта (урожденной Энгельгарт , в первом браке Скавронской)
Австрия, Вена, начало XIX в.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Чашка с блюдцем
Австрия, Вена, 1808 г.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Чашка с блюдцем
Австрия, Вена, конец XVIII-начало XIX вв.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Кофейник с крышкой
Австрия, Вена, конец XVIII-начало XIX вв.
Сливочник с крышкой
Австрия, Вена, конец XVIII-начало XIX вв.
Сахарница с крышкой
Австрия, Вена, конец XVIII-начало XIX вв.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Поднос
Австрия, Вена, конец XVIII-начало XIX вв.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Сливочник с крышкой
Австрия, Вена, 1770-1775 гг.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Тарелка с росписью "Амур, вырезающий лук"
Австрия, Вена, 1790-е гг.
Тарелка мелкая
Австрия, первая четверть XIX в.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Чашка с блюдцем
Австрия, первая четверть XIX в.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Сахарница в форме овальной вазочки
Австрия, первая четверть XIX в.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
Кофейник с крышкой
Австрия, первая четверть XIX в.
Ваза с крышкой на подножии с изображением мифологических сцен
Австрия, XIX в.
Поднос овальный
Австрия, первая четверть XIX в.
Чайник
Австрия, Около 1750 г.
Тарелка мелкая
Австрия, первая четверть XIX в.
Тарелка мелкая
Австрия, Вена, начало XIX в.
Ваза в форме чашки
Австрия, первая четверть XIX в.
Старинная чашка с блюдцем
Статуэтка "Всадник Levade"
Парные фарфоровые статуэтки "Придворные танцоры"
Старинная статуэтка "Весна" из серии "Времена года"
Пара старинных статуэток "Пьеро и Коломбина" в стиле Ар-Деко


Венский фарфоровый тет-а-тет с аллегориями дружбы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фарфоровая_мануфактура_Аугартен
https://www.kultur-online.net/inhalt/300-jahre-wiener-porzellanmanufaktur
https://antiqueland.ru/good/2286/
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/
*********