Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеДворцово-парковый ансамбль Царицыно.Часть 1.


Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову

Цари́цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.
Царицыно от Ирины Годуновой до Екатерины Великой
С конца XVI века эти земли принадлежали русским царям или их фаворитам. Сначала здесь находилась усадьба царицы Ирины — сестры Бориса Годунова. Но во время Смуты имение сгорело, и на его месте осталась выжженная пустошь, которую прозвали Черной Грязью. В 1633 году земля перешла к боярину Василию Стрешневу — тестю царя Михаила Федоровича, первого монарха из династии Романовых. Затем ее получил фаворит царевны Софьи — Василий Голицын. Он построил на месте усадьбы трехэтажный дом, посадил вокруг него березовую рощу и сад, создал каскад прудов.
Гравюра Ирины Годуновой 1590-х из итальянского издания 1596 г.
Однако в 1689 году Петр I сверг свою сестру Софью с престола и отправил Голицына в ссылку, а усадьбу позже подарил своему союзнику в Русско-турецкой войне — молдавскому князю Дмитрию Кантемиру. Новый хозяин построил деревянный дом «на китайский манер»: с отлогими крышами, галереями и маленькими башнями. Затем усадьбу унаследовали сыновья Кантемира. Они разбили здесь два плодовых сада и оранжерею с экзотическими фруктами.
Весной 1775 года императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира.
Екатерина II.
Не обошлось здесь без рекомендаций князя Григория Потёмкина (он хорошо знал поместье); вероятно, он придумал новое звучное название для Чёрной Грязи и подал Екатерине идею строительства новой подмосковной императорской резиденции ,которую назвали Царицыно.
Григорий Потемкин
Остаток лета 1775 года императрица и её тайный супруг, обвенчавшиеся за год до того, провели в Царицыне. Здесь проходили не только придворные увеселительные гуляния, но и заседания Государственного совета
План Чёрной Грязи и прилегающих земель, снятый сразу после покупки усадьбы Екатериной II в 1775 году
Покупка императрицей Царицына и его дальнейшая судьба связана с празднованием годовщины Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего русско-турецкую войну 1768—1774 годов. 10 (21) июля 1775 года на Ходынском поле открылись грандиозные торжества по этому случаю. Ходынское поле представляло собой аллегорию Чёрного моря; на поле были обустроены павильоны, которым императрица дала названия крепостей — мест военных сражений, увеселительные сооружения изображали отвоёванные города.
Оформлением праздника на Ходынском поле занимались будущие создатели Царицына — руководил проектом В. И. Баженов, который привлёк к работе над чертежами и к возведению павильонов своего ученика М. Ф. Казакова. Создавая временные павильоны «сказочного города», архитекторы использовали тонкую стилизацию «под Восток»; тем не менее, при изучении праздничных построек становится очевидной их связь с традициями древнерусской архитектуры. Екатерина II была довольна торжествами и высоко оценила мастерство зодчих.
Фейерверк Федосеева на Ходынском поле.
В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции (в письмах того времени Екатерина называла зодчего «мой Баженов», что указывает на её особое к нему расположение).Екатерина II поручила ему сохранить красоту исторического парка и создать ансамбль, в котором средневековые мотивы сочетались бы с элементами традиционного древнерусского зодчества. Баженов спроектировал дворцовый комплекс так, чтобы здания гармонично вписывались в природный ландшафт. Для фасадов он решил использовать красный кирпич, а для отделки — белый камень.
Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776
Строительство началось в 1776 году. Для Екатерины и ее сына Павла возвели два одинаковых дворца, а для приближенных императрицы — Большой Кавалерский корпус. Вокруг разместились Малый и Средний дворцы императрицы, кухонный корпус, известный как Хлебный дом, и четыре постройки для прислуги. К 1785 году все здания были готовы и оштукатурены.В первых числах июня Екатерина II посетила Москву.
Встреча Екатерина II в Царицыно
Императрица пожелала без промедлений осмотреть царицынское строительство. Осмотр самих построек длился недолго. Екатерина II, нигде не задерживаясь, прошла лишь приёмные залы на втором этаже главного дворца и осмотрела парадную анфиладу, а также аванзалы; побывала в боковом корпусе, где располагались её жилые покои. Вердикт императрицы после беглого осмотра был суров: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны.
Баженов от строительства был тут же отстранён, новым архитектором царицынской резиденции был назначен его ученик, Матвей Казаков
Баженов в кругу семьи. Художник И. Некрасов (?). Конец 1770-х — начало 1780-х годов. Потомки Баженова подарили эту картину Музею архитектуры.
Трудно предположить, что чрезвычайно одарённый архитектор, до того успешно построивший не одно здание, мог так грубо просчитаться в пропорциях. К тому же царицынские постройки утверждались лично императрицей, всё возводилось с её одобрения; примерные размеры будущих строений и интерьеров были ей известны заранее. Маловероятно также, что зодчий осмелился бы противоречить пожеланиям самой Екатерины. Скорее всего вердикт Екатерины — «здесь невозможно жить» — был только предлогом для отстранения Баженова.

Некоторые исследователи предполагают, что подлинными причинами монаршего гнева стали принадлежность Баженова к масонам (архитектор прошёл обряд посвящения в 1784 году по поручительству просветителя и издателя Н. И. Новикова и был принят в ложу «Девкалион», мастером стула которой был С. И. Гамалея) и его тайные контакты с цесаревичем Павлом Петровичем. Хорошо известно отношение императрицы к сыну: она испытывала к нему неприязнь и не допускала к управлению империей, держала вдалеке от принятия важных государственных решений. Одной из целей российских масонов было привлечение в свои ряды наследника престола. Василий Баженов и был избран «братьями» в качестве курьера-посредника между московскими масонами и цесаревичем. Часто выезжая в Петербург по делам царицынского строительства, архитектор тайно навещал «малый двор», встречался с Павлом и передавал ему масонскую литературу.
«Генеральный план „Строение в селе Царицыне близ Москвы“». Чертёж Матвея Казакова. 1786
Прошло более полугода после осмотра Екатериной II царицынских дворцов, прежде чем был утверждён новый проект дворцовой застройки.
К февралю 1786 года Казаков подготовил проект Большого дворца, и он был одобрен императрицей. В марте началась разборка двух корпусов — покоев Екатерины и цесаревича Павла; 18 (29) июля был заложен новый дворец «по вновь конфирмованному учинённому архитектором Казаковым плану»
Большой Царицынский дворец Матвея Казакова. Первоначальный (нереализованный) вариант (1786)
Исполнительный чертёж (то есть осуществлённый проект), сделанный Казаковым по окончании строительства дворца
В 1796 году императрица умерла, а ее преемник Павел I распорядился «в селе Царицыне никаких строений не производить». В этой резиденции никто из правителей так и не жил.
Ф. Я. Алексеев «Панорамный вид Царицыно. 1800 г.»
Вид с западной стороны села Царицыно
Царицыно в XIX и XX веках
В начале XIX века Александр I открыл Царицынский парк для посетителей. В нем возвели каменные павильоны для отдыха, построили кофейный дом и гостиницу. Резиденция стала популярным местом для загородных прогулок, а в оранжереях по-прежнему выращивали экзотические фрукты.

В. Аммон. «Вид Царицына». 1835 го
Общий вид села Царицына со стороны прудов
В 1860 году дворцовые корпуса и земельные участки стали сдавать в аренду. К концу XIX века Царицыно превратилось в благоустроенный и престижный дачный поселок. Здесь отдыхали чиновники, писатели, художники, композиторы и артисты.
.
Усадьба Царицыно. 1885
Большой дворец в селе Царицыне. Худ. Голицын А. Н. 1896. Акварель. ГИМ
Большой Царицынский дворец и галереи. Картина 1896 года.Голицын Александр. Николаевич
Фигурный мост в Царицыне в 1893 году Голицын Александр. Николаевич (1830-1911)
Вид на Оперный театр в усадьбе Царицыно Акварель А.Н.Голицына,

Фигурные (Виноградные) ворота в Царицыне. А.Н. Голицын. 1893 г.
Второй Кавалерский корпус («Восьмигранник»)акварель Автор:А. Н. Голицын
Галерея-ограда с воротами со стороны парадного двора,акварель Автор:А. Н. Голицын
Вид на Большой дворец, Галерею-ограду с воротами и Кухонный корпус со стороны парка,акварель Автор:А. Н. Голицын
Одна из самых дорогих дач в Царицыне принадлежала председателю Первой Государственной думы Сергею Муромцеву. Он был женат на солистке Большого театра Марии Климентовой-Муромцевой и воспитывал с ней троих детей.
Сергей Андреевич Муромцев
Мария Никола́евна Климе́нтова, по мужу Муромцева
В 1890-х годах политик построил для своей семьи большой двухэтажный дом с башнями и террасами на берегу Верхнего Царицынского пруда. В нем провели водопровод и электричество, установили голландские печи. На территории возвели хозяйственные помещения и оставили участок леса для прогулок.
Иван Алексеевич Бунин и Вера Муромцева-Бунина
Именно в Царицыне в 1896 году писатель Иван Бунин впервые встретился со своей будущей женой Верой Муромцевой. Она была племянницей Сергея Муромцева, и ее семья снимала дачу неподалеку.
Панорама Большого дворца в Царицыне. 1888 г.
После революции 1917 года Царицыно переименовали в Ленино, дачи конфисковали и разместили в них коммунальные квартиры. Также в советские годы в корпусах располагались государственные организации. В конце 1960-х коммуналки в старых дачах расселили в новые дома поблизости. Территория вокруг Царицынского ансамбля стала заповедником. Однако многие исторические здания к тому времени уже превратились в руины и заросли деревьями.
Отреставрировали усадьбу только в советское время. С 1987 по 1995 год здесь восстановили почти все исторические здания. В 1992 году комплекс переименовали в Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно».
Бронзовые модели застройки дворцовой части Царицынского ансамбля, установленные в музее-заповеднике «Царицыно» перед Большим дворцом (с обозначением объектов). Сверху — проект Василия Баженова, снизу — последующие перестройки
Автор: Дарья Мартыненко
Верстка: Кристина Мацевич
https://www.culture.ru/s/tsaritsyno-museum/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Царицыно_(дворцово-парковый_ансамбль)
**************
Серия сообщений "***Москва и окрестности 1":
Часть 1 - Юсуповы.Часть 6.Прекрасное Архангельское...«Мой Юсупов…»
Часть 2 - Особняк Абрикосовых на Остоженке
...
Часть 44 - Московские зарисовки.
Часть 45 - Самые красивые места Москвы: МГУ.
Часть 46 - Дворцово-парковый ансамбль Царицыно.Часть 1.