• Авторизация


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО ФАРФОРА.ЧАСТЬ 1.«НЕВСКАЯ ПОРЦЕЛИНОВАЯ МАНУФАКТУРА» 16-03-2023 15:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

История создания Русского фарфора.Часть 1.«Невская порцелиновая мануфактура»


Чашка с крышкой и блюдцем.Собственный чайный сервиз императрицы Елизаветы Петровны.Россия, Санкт-Петербург.Невская порцелиновая мануфактура.1759-1762 гг.
Корзинка.Собственный столовый и десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны.Россия, Санкт-Петербург.Невская порцелиновая мануфактура.Не ранее 1756-1762 гг.

Табакерка с росписью в стиле шинуазри.Россия, Санкт-Петербург.Невская порцелиновая мануфактура.Около 1760 г.

Русский фарфор — собирательное обозначение изделий из фарфора, производимых на территории России с середины XVIII века до современности. В истории искусства русский фарфор рассматривается как одна из историко-региональных разновидностей декоративно-прикладного искусства либо в качестве оригинальной национальной художественной школы

История
Появление фарфора в странах Западной Европы
Фарфор привлёк внимание европейцев сразу же, как только установились более-менее регулярные торговые отношения с Китаем, в частности посредством Голландской Ост-Индской компании. Вначале фарфор в Европе был исключительно привозной, стоил баснословно дорого, китайские изделия из белого фарфора в буквальном смысле ценились «на вес золота».
 Китай ок. 1700 - ок. 1724
К середине XVIII века художественные изделия из фарфора входили в моду, становились предметом коллекционирования и непременным атрибутом аристократических домов Западной Европы. Они входили в собрания кунсткамер (кабинетов редкостей), воплощали камерную, изысканную эстетику стиля рококо и моду на «китайский стиль», или шинуазри. В западноевропейских дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Таков знаменитый замок-дворец саксонских курфюрстов Пильниц на берегу Эльбы в 15 км к юго-востоку от Дрездена, построенный по заказу Августа Сильного в 1720—1722 годах по проекту М. Д. Пёппельмана. В «водном дворце», помещения которого стилизованы под восточную архитектуру, хранилась коллекция китайского и японского фарфора, собранная курфюрстом Августом и его преемниками.
Long Shot from the other river side
Замок Пи́льниц
В Европе производили лишь майолику — изделия из обожжённой красной или серой глины, покрытые белой оловянной глазурью и расписанные обжигающимися красками. Мастера делфтских фаянсов подражали восточным изделиям в более грубом материале, но секрет производства настоящего белого фарфора так и не был раскрыт до 1710-х годов, когда Иоганн Фридрих Бёттгер в Майсене (Саксония) создал первую европейскую фарфоровую мануфактуру.
Панно «шинуазри» в интерьере замок Пи́льниц
Открытие русского фарфора
Ещё Пётр I стремился выведать «китайский секрет», для чего посылал агентов в Китай, Саксонию и в Голландию. Посетив в 1712 году резиденцию короля Пруссии Ораниенбург, русский царь осмотрел имевшиеся там две комнаты, оформленные в «китайском стиле», и был восхищён увиденным.
Schloss Oraninenburg-01.jpg
Дворец Ора́ниенбург 
Антикварная керамика
 
По его указанию во дворце Монплезир в Петергофе в 1719—1722 годах был создан «Китайский», или «Лаковый», кабинет и произведены первые закупки восточного фарфора.
РУСЬ-2016-Аэрофотосъемка-СПБ-Петергофский дворец-Монплезир Palace.jpg
Дворец Монплезир, в нижнем парке Петергофского дворца, Петергоф, Санкт-Петербург, Россия.
В конце XVII века гжельские мастера начали делать из местной белой глины посуду, в том числе покрытую разноцветной глазурью и расписанную красками, однако, заметно уступающую западному и китайскому фарфору. В 1723 году указом Петра I были предоставлены льготы предпринимателям, которые сумеют «куриозное художество ввести и распространить», в особенности — с использованием местного сырья. Мануфактур-коллегия специально отметила необходимость развивать ценинный промысел: «…рассуждая о ценинной всякой посуде, которая делается из белой глины и вывозится в Россию из других государств, а в России такая белая глина находится, из которой имеется надежда, что можно делать в России всякую ценинную посуду и табачные трубки, понеже, как видно, что во многих местах крестьяне от неискусства делают из той глины простую белую посуду».
 
null
Квасник с рельефными желтыми двуглавыми орлами по сторонам тулова и скульптурными фигурками людей вокруг горла
Россия, Гжель, конец XVIII в.
null
Кувшин в «восточном стиле» с надписью «..1797 года маи 1 дня» Россия, Гжель, XVIII в.
В 1724 году в Москве Афанасий Кириллович Гребенщиков открыл ценинный завод — первый в России, производивший майолику с росписью по сырой эмали. Сначала завод производил только курительные трубки, позже к ним добавились изразцы, а в конце 1730-х годов — посуда, покрытая эмалью. Гребенщиков стал официальным «поставщиком Её Императорского Величества».
Императрица и Самодержица Всероссийская Елизавета Петровна
undefined
Пётр III с Екатериной II
Позднее, в честь бракосочетания великого князя Петра Фёдоровича с принцессой Ангальт-Цербской в 1745 году саксонский курфюрст и король польский Август III прислал в дар императрице Елизавете Петровне дорогой фарфоровый сервиз.
Дар саксонского курфюрста и польского короля Августа III императрице Елизавете по случаю бракосочетания Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны. Состоял более чем из 400 предметов. Использовался в придворном быту до конца 19 века.
Полоскательница
Тарелка мелкая
null
Тарелка мелкая
Блюдо овальное
Кроншал малый
null
Компотьер (кроншал) малый
 
Императрица Елизавета Петровна страстно хотела иметь собственный фарфор. В 1744 году русский посланник при датском дворе барон Н. А. фон Корф, находившийся тогда в Стокгольме, по поручению императрицы заключил договор с арканистом (лат.  arcanus — тайный, так называли алхимиков, стремившихся отыскать «философский камень») Кристофом (Христофором) Конрадом Гунгером (Хунгером) об учреждении в России порцелиновой мануфактуры.
Барон Николай Андреевич Корф
Ранее Гунгер работал вместе с Бёттгером в Майсене, в 1717 году участвовал в организации фарфоровой мануфактуры в Вене, в 1720 году — братьев Джузеппе и Франческо Вецци в Венеции. В 1727—1737 годах Гунгер снова работал в Майсене, известны расписанные им фарфоровые изделия. Однако в России судьба его не сложилась. Два года он безуспешно пытался получить фарфор, настроил против себя всех и вошёл в историю в качестве обманщика и шарлатана. Возможно, что причиной его неудач были особенности местных глин. В 1748 году всеми забытый Гунгер скончался в Петербурге
Барон (с 1742) Ива́н Анто́нович Черка́сов
В 1744 году Елизавета Петровна поручила управляющему Кабинетом барону И. А. Черкасову надзор за организацией порцелиновой мануфактуры, которую начали строить на берегу Невы в 10 км от Санкт-Петербурга. По инициативе Черкасова к Гунгеру приставили молодого помощника Дмитрия Ивановича Виноградова. Виноградов учился вместе с М. В. Ломоносовым в Москве, в Славяно-греко-латинской академии, с 1735 года — в Академии наук в Санкт-Петербурге, затем, в 1736—1741 гг., вместе с Ломоносовым — в Германии. Изучал минералогию во Фрайбурге.
Михаил Васильевич Ломоносов
В отличие от Гунгера, который действовал по готовым рецептам, не подходившим к местным условиям, Виноградов подошел к делу экспериментально: последовательно ставил опыты, сравнивал результаты и записывал их в специальный журнал. В конце 1746 года, использовав гжельские белые глины, олонецкий кварц и алебастр (природный гипс), при обжиге 600—900° С Виноградов смог получить удовлетворительный фарфор.
Пробная чаша Д.И. Виноградова (около 1747 г.)
Второй обжиг, после покрытия изделий глазурью, проводился при температуре около 1400° С. Основная трудность состояла в чистоте технологического процесса, предохранении белоснежной фарфоровой массы от продуктов горения (в этом и заключался главный «китайский секрет»). Шаг за шагом, совершенствуя технологию, Виноградов записывал результаты своих опытов в специальный журнал и зашифровывал (таковы были требования времени). Эти записи сохранились.
RR5110-0163R 2 рубля 2020 300 лет Дмитрию Виноградову.png
Монета Банка России, создатель русского фарфора Д.И. Виноградов, к 300-летию со дня рождения (1720). 2 рубля, серебро, реверс, пруф. Рельефный портрет Д.И. Виноградова в профиль, по внутренней окружности вверху — надпись «Д.И. ВИНОГРАДОВ», внизу — годы жизни мастера «1720–1758»; выполненное в цвете внешнее кольцо монеты оформлено с использованием мотива вьющегося винограда — декора чаши работы Виноградова. Чеканка — ru:Санкт-Петербургский монетный двор. Художник: Е.В. Крамская. Скульптор: А.Н. Бессонов.
Глину подготавливали в подмосковной Гжели, затем в виде брусков доставляли в столицу. Мельницы для подготовки шихты (смеси компонентов) и печи для обжига Виноградов сконструировал сам. В дневниках мастера проскальзывают жалобы на трудности: «Десять лет бродил в лабиринте один, а той Ариадны нет…». Нужны были помощники. Был бы рядом старый друг Ломоносов! М. В.
А.В.Маковский «Посещение императрицей Елизаветой Петровной мастерской Ломоносова»
Ломоносов также разрабатывал рецепт фарфоровой массы, но с конца 1748 года увлёкся опытами получения цветных стекол. Судьба обоих ученых оказалась нелёгкой, Виноградова — трагичной. Поиск наилучшей технологии, естественно, сопровождался неудачами. За малейшую провинность из Петербурга от раздражённого Черкасова поступало приказание: мастера лишить жалованья, бить плетьми (для этого к Виноградову специально приставили гвардейца) и посадить на цепь! Трудно поверить, что с выдающимся ученым, лучшим выпускником петербургской Академии наук, образованным европейцем, своими трудами составившим славу России, обращались как с колодником .
Первым живописцем порцелиновой мануфактуры в Петербурге в 1749 году стал мастер финифтяного дела Иван Чёрный, с ним работали его сыновья и внуки. Чёрного, которому было более шестидесяти лет, тоже держали на цепи и били плетьми.
undefined
Чаша производства Виноградова, 1749 г.
undefined
Виноградовское клеймо и марка фарфора, 1749 г.
 
Первые изделия производили в подражание металлической посуде. С 1752 года на мануфактуре стали делать фигурки из фарфора — «куклы». Для этого Черкасов привлёк австрийского резчика по дереву Й. Ф. Дункера Старшего, с 1738 года работавшего в России. Первый период в истории мануфактуры называют «виноградовским». Сохранилось девять изделий с маркой Виноградова (W), они уникальны по стилю, отражающему дух времени. Дмитрий Виноградов, не выдержав голода и нищеты, заболев от безысходности и пьянства, скончался в 1758 году в возрасте тридцати восьми лет.
Кружка с крышкой. Мастер Д.И. Виноградов
Кружка с крышкой. Мастер Д.И. Виноградов
null
Табакерка с изображением мопсов.Россия, Санкт-Петербург, 1752 г.Невская порцелиновая мануфактура.Мастер: Виноградов, Дмитрий Иванович. 1720-1758; Автор росписи: Черный (Чернов), Андрей Иванович?-после 1780
null
Табакерка в форме "комода" с изображением играющих мопсов.Россия, Санкт-Петербург, 1752 г.Невская порцелиновая мануфактура
Автор: Виноградов, Дмитрий Иванович (1720-1758); Автор: Черный (Чернов), Андрей Иванович (?-после 1780)
null
Скульптура "Медведь".Россия, Около 1750 г.Невская порцелиновая мануфактура.Автор: Виноградов, Дмитрий Иванович. 1720-1758
 
Русский фарфор елизаветинского периода
 
При дворе императрицы Елизаветы Петровны входили в моду табакерки. Их изготавливали из золота, серебра, слоновой кости и из фарфора. Одна из сохранившихся — «табакерка с мопсами» — датирована 1752 года, имеет марку W и роспись пунктиром, автором которой является А. Чёрный Младший. На мануфактуре выпускали подсвечники, курительные трубки, скульптурки, изображающие китайцев и китаянок, а также мужчин, переодетых женщинами, и женщин одетыми в мужские костюмы (на маскарады императрица Елизавета повелевала своим придворным являться именно в таком виде).
 
null
Табакерка "пакетовая" с посвятительной надписью императрице Елизавете Петровне
Россия, 1753 г.
Табакерка пакетовая.Россия, Санкт-Петербург, 1750-е гг.
Надпись на табакерке сделана скорописным письмом: на имя графини А. К. Воронцовой, которая с 1742 г. была статс-дамой, а с 1760 г. – обер-гофмейстериной при Дворе Елизаветы Петровны и затем при Екатерине II.
 
В 1756 году на мануфактуре изготовили «Собственный сервиз» Елизаветы Петровны. Многие предметы сохранились. Они имеют фестончатый край и декорированы рельефной плетёнкой, дополненной росписью пурпуром и позолотой. В узлах сетки-плетёнки находятся лепные цветочки, на отдельных предметах — лепные гирлянды с росписью. Лепка и роспись выполнены Виноградовым, они замечательно отражают вкусы елизаветинского времени и эстетику елизаветинского барочно-рокайльного стиля.

null

null

Тарелка Собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны,не ранее 1756 - начало 1760-х гг.

nullСолонка.Собственный столовый и десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны.Не ранее 1756 - 1762 гг.

Корзинка ажурная.Не ранее 1756 - 1762 гг.Собственный столовый и десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны
Корзинка-сухарница.Не ранее 1756 - 1762 гг.Собственный столовый и десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны
Корзинка.Не ранее 1756 - 1762 гг.Собственный столовый и десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны
Чашка с блюдцем,1759-1762 гг.Собственный чайный сервиз императрицы Елизаветы Петровны
Чашка с крышкой и блюдцем 1759-1762 гг.Собственный чайный сервиз императрицы Елизаветы Петровны
nullЧайник с изображением птиц.Собственный десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны,1750-е -1760-е гг.

null

null

null

Тарелка ажурная с изображением птицы.Собственный десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны,1750-е -1760-е гг.

null
Бутылочная передача с изображением птиц.Собственный десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны,1750-е -1760-е гг.
null
Собственный десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны,1750-е -1760-е гг.
null
 
Сервиз с изображением китайцев на фоне пейзажа.Россия, Санкт-Петербург.Невская порцелиновая мануфактура 1755-1763 гг.
null
Вазочка с крышкой.Вседневный сервиз.Россия, Санкт-Петербург.Невская порцелиновая мануфактура.1780-1796 гг.
null
Чашечка с крышкой.Россия, конец 1750-х - начало 1760-х гг.Невская порцелиновая мануфактура
null
Кофейный сервиз.Россия.Невская порцелиновая мануфактура.начало 1760-х гг.
 
Передача рюмочная с изображением птиц в медальонах.Россия.Невская порцелиновая мануфактура.1750 - 1760-е гг.
null
Подсвечник.Россия.Невская порцелиновая мануфактура.1750-е - начало 1760-х гг.
null
Фигурка "Китаец".Серия "Китайцы".Россия.Невская порцелиновая мануфактура.Авторы:Автор модели: Дункер, Иоганн Франц (?) (ок. 1718-1795).Время создания:Около 1752 г.
null
Компотьер в форме раковины.Россия.Производство, мастерская, фирма:Невская порцелиновая мануфактура.конец 1750-х - начало 1760-х гг.
null
 
Чашка с блюдцем с росписью по мотивам картин А. ван Остаде.Россия.Невская порцелиновая мануфактура.1755-1762 гг.
null
 
Чайник с крышкой с гербом князей Долгоруких и монограммой "К В Д" под княжеской короной.Россия, Санкт-Петербург, 1759-1763 гг..
Невская порцелиновая мануфактура
Соусник.Россия, 1750-е гг.Невская порцелиновая мануфактура
Полоскательница.Россия, конец 1750-х - начало 1760-х гг.Невская порцелиновая мануфактура
Рюмочная передача.Россия, конец 1750-х - начало 1760-х гг.Невская порцелиновая мануфактура
Табакерка.Россия, Санкт-Петербург, около 1760 г.Невская порцелиновая мануфактура (роспись по рисунку Б. Пикара «Пилигримы острова Цитеры», 1708)
null
Кувшин.Россия, конец 1750-х - начало 1760-х гг.
Чашка с блюдцем и крышкой с монограммой Алексея Разумовского.Россия, Санкт-Петербург, 1750-е гг.
Корзинка круглая ажурная.Россия, Санкт-Петербург, Не ранее 1756 - 1762 гг.Собственный столовый и десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны.Невская порцелиновая мануфактура
null
Скульптура "Амур с садком рыбы".Россия, Санкт-Петербург, около 1760 г.Невская порцелиновая мануфактура.Автор модели: Кендлер, Иоганн Иоахим (1706-1775)
null
Скульптура "Вакх" ("Осень").Россия, около 1760 г.Невская порцелиновая мануфактура.Автор модели: Кендлер, Иоганн Иоахим. 1706-1775
Чайник.Россия, 1750 - 1780-е гг.Невская порцелиновая мануфактура
Чайник с крышкой.Россия, Санкт-Петербург, до 1762 г.Невская порцелиновая мануфактура
null
 
Передача бутылочная с гербом графа П.Г.Чернышева и ордена Святого апостола Андрея Первозванного
Россия, Санкт-Петербург, около 1761 г.Невская порцелиновая мануфактура
null
 
Пасхальное яйцо с цветочной росписью.Россия, Санкт-Петербург, 1750-е гг.Невская порцелиновая мануфактура
null
 
Скульптура "Мавр".Россия, Санкт-Петербург, середина XVIII в.Невская порцелиновая мануфактура
null
null
Табакерка с рельефным декором из раковин, кораллов и водорослей с росписью на крышке "Ощущения".Россия, 1750-е гг.
Невская порцелиновая мануфактура
 
Чашка с крышкой и блюдцем с вензелем великого князя Павла Петровича "PP".Россия, 1754 г.Невская порцелиновая мануфактура
null
Бутылочная передача.Россия, Санкт-Петербург, Конец 1750-х - начало 1760-х гг.Невская порцелиновая мануфактура
null
 
Кувшин с крышкой.Россия, до 1762 г.Невская порцелиновая мануфактура
 
null
null
null
 
Россия, 1750-е гг.Табакерка-«яблоко» с рельефными веткой и листьями отвечает эстетике популярных фарфоровых обманок XVIII в. Природная форма и реалистичная роспись буквально вводят в заблуждение натурализмом трактовки. Создание подобных изделий в Петербурге следовало художественному стилю рококо и было обусловлено влиянием восточного искусства.Невская порцелиновая мануфактура
null
 
Тарелка мелкая.Россия, конец 1750-х - начало 1760-х гг..Невская порцелиновая мануфактура.Автор: Никифоров Г.
Солонка в форме раковины.Россия, конец 1750-х - начало 1760-х гг..Невская порцелиновая мануфактура
 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_фарфор

https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/search-results#search=

*****************


 

Серия сообщений "***Фарфор":
Часть 1 - Anna Sattler-Seigerschmidt ... French porcelain
Часть 2 - Аллегория...в фарфоре
...
Часть 29 - Антиквариат. Майсенский фарфор. Фарфоровая статуэтка.
Часть 30 - Антиквариат. Майсенский фарфор, Вазы.
Часть 31 - История создания Русского фарфора.Часть 1.«Невская порцелиновая мануфактура»
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО ФАРФОРА.ЧАСТЬ 1.«НЕВСКАЯ ПОРЦЕЛИНОВАЯ МАНУФАКТУРА» | AGI09 - Дневник AGI09 | Лента друзей AGI09 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»