Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеЯйца Фаберже-ювелирные изделия фирмы Карла Фаберже в виде пасхальных яиц.

«Ла́ндыши» — было изготовлено в качестве подарка на Пасху последней русской императрице Александре Фёдоровне, жене Николая II в 1898 году.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.

Ренессанс — было создано и передано императору Александру III в 1894 году, став последним подаренным им пасхальным яйцом императрице Марии Фёдоровне. Текущим владельцем является фонд Виктора Вексельберга «Связь времён».

История возникновения
Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Так называемая «Курочка» снаружи покрыта белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном .
Портрет Александра III (1845 — 1894)
Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной:
Пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее — в художественной галерее «Зелёные своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.
Императорское пасхальное яйцо "Курочка" из коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.
Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.
Императрица Мария Федоровна
Императрица Александра Федоровна
Дизайнеры и мастера
Изготовление каждого яйца занимало практически год. Структура фирмы Фаберже опережала своё время: ювелирные фирмы, входящие в концерн, были достаточно самостоятельны в работе. Многие ювелиры, работающие у Фаберже, владели собственными фирмами, но считали честью участвовать в исполнении императорского заказа. Имена мастеров говорят об интернациональном составе команды: из 24 мастеров 14 были родом из Финляндии или работали по приглашению родных. Вначале утверждался эскиз. Потом за работу бралась целая команда ювелиров фирмы. Имена некоторых дизайнеров и ювелиров сохранились (так что говорить, что автор всех яиц — Карл Фаберже, не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Холмстрём, Альберт Хольстром, Август Холлминг, Франц Бирбаум, Хенрик Вигстрём, Эрик Коллин, Виктор Ааре, Хъялмар Армфелт, Стефан Вякева, Альма Пиль — единственная женщина-художник, автор стиля изморозь на хрустале, придумавшая «Зимнее яйцо».

Михаил Перхин, один из ведущих мастеров, участвовавших в создании ювелирных яиц
Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15). Среди них стоит особняком серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Кроме того, существует ещё 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ (для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц). Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.
«Яйцо́-часы́ герцоги́ни Ма́льборо» («Яйцо герцогини Мальборо», также «Розовое яйцо-часы со змеёй», «Часы с розовой змеёй») — изготовленное в 1902 году для герцогини Консуэло Мальборо (урождённой Вандербильт).
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
Возможно, для частных лиц были выполнены ещё какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов. Пример неожиданного открытия — выставленное на продажу осенью 2007 года «яйцо Ротшильдов», которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.

«Ро́тшильдовское» — изготовленное в 1902 году для семьи Эфрусси. В 1905 году Беатриса Эфрусси (1864—1934) преподнесла это яйцо своему младшему брату — барону Эдуарду Ротшильду (1868—1949) — в качестве подарка на помолвку с Жерменой Альфан.
Долгое время (чуть более ста лет) о существовании не было никаких сведений: оно не экспонировалось, не перепродавалось и являлось собственностью семьи Ротшильдов. В 2007 году выставлено аукционным домом Кристис (англ. Christie`s) в Лондоне и куплено Александром Ивановым за 18,5 миллионов долларов США. Хранилось в частном музее — «Русский национальный музей» (директор — Александр Иванов). Находилось в экспозиции музея Фаберже, Баден-Баден, (Германия).
В 2014 г. преподнесено в дар Государственному Эрмитажу.
Коллекции
Из 71 известного яйца до наших дней дошло 65. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 48 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными. Только одно из них, «Георгиевское», смогло покинуть Советскую Россию вместе с законной владелицей — в 1918 году, в багаже императрицы Марии Фёдоровны, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию. Остальные остались в Петрограде. Очевидно, большинство из них исчезло в неразберихе, прочие (24 шт.?) вместе с другими императорскими драгоценностями были перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля.

«Яйцо́-часы́ Юсу́повых» (также известное как «Яйцо́ Юсу́пова») — изготовленное в 1907 году по заказу князя Феликса Юсупова, который подарил его своей жене Зинаиде Николаевне в качестве подарка на Пасху 1907 года и в честь двадцать пятой годовщины свадьбы. Хранится фондом Эдуарда и Мориса Сандоз, Швейцария
Там они хранились запакованными примерно до 1930 года, когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств, по приказу Сталина 14 из них было продано, причём, как утверждают, некоторые по цене меньше чем 400 долларов США. Продажей занималось учреждение под названием Контора «Антиквариат». Большинство из них было приобретено американским предпринимателем Армандом Хаммером (1898—1990) и английским дилером Эмануэлем Сноуменом (англ.)рус. (1886—1970).
Ледяное яйцо Нобеля — изготовленное для нефтепромышленника Эммануила Нобеля.
Сюрприз яйца
После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью-йоркскому магнату Малкольму Форбсу (англ.)рус. (1919—1990). Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных «сюрпризов» из неизвестных или несохранившихся яиц, а также 4 частных яйца (всего 15). В феврале 2004 года наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена российским олигархом Виктором Вексельбергом. С 2013 года коллекция Виктора Вексельберга экспонируется в созданном им Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Шуваловых-Нарышкиных.
«Золотое яйцо с часами» было создано в 1887 году по заказу императора Александра III, который подарил его своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. До 2012 года числилось одним из восьми утерянных яиц. С 2014 года находится в частной коллекции.
Всего на исторической родине, в России, яйца Фаберже, ставшие одним из её символов, теперь можно увидеть в четырёх местах. В их число, кроме вышеупомянутых Оружейной палаты и собрания Вексельберга, входит Государственный Эрмитаж и Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана, Москва. Московский Русский национальный музей (частный музей Александра Иванова), ранее располагал ещё одним яйцом, которое с 2009 года находится в музее Фаберже в Баден-Бадене (также частный музей Александра Иванова).
«Херувим и колесница» было создано и передано императору Александру III в 1888 году. Ювелирное яйцо «Херувим и колесница» является одним из утерянных императорских пасхальных яиц, поэтому доступных сведений о нём мало.
Описание
Яйца изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.
«Датские дворцы» было создано и передано императору Александру III в 1890 году, который подарил его своей супруге, императрице Марии Фёдоровне, на Пасху.
Фонд Матильды Геддингс Грей
(экспозиция до 2021 года — Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX—XX вв. варьировалась от 1500 до 28300 рублей. (Российская империя).
Иногда яйца крупнее натуральной величины и больше, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось, и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).
«Память Азова» для Марии Фёдоровны
Внутри: модель фрегата «Память Азова», на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний восток в 1890—1891 годах. Ювелиры — Михаил Перхин и Юрий Николай. Стиль рококо.
Оружейная палата, Московский Кремль

«Алмазная сетка» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1892 году по заказу императора Александра III в подарок супруге, императрице Марии Фёдоровне
Кавказское — было создано в 1893 году по заказу императора Александра III, который подарил его на Пасху своей супруге, императрице Марии Фёдоровне.
Ювелирное яйцо находится в собственности фонда Матильды Геддингс Грей и с 22 ноября 2011 года до 30 ноября 2021 года экспонируется в Нью-Йорке в Метрополитен-музее

«Синее яйцо-часы со змеёй» (или «Яйцо-часы с синей змеёй») — было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Его дизайн был использован Фаберже при создании «Яйца герцогини Мальборо» в 1902 году. В настоящий момент оно находится в собственности князя Монако Альбера II.

Яйцо с бутоном розы — ювелирное эмалированное пасхальное яйцо, созданное Михаилом Перхиным под руководством Карла Фаберже в 1895 году для Николая II, подарившего его своей жене, императрице Александре Фёдоровне.
Оно стало первым яйцом, подаренным Николаем Александре.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
Портреты Александра III (Двенадцать монограмм) — было создано в 1896 году по заказу императора Николая II и стало первым императорским яйцом, подаренным им своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, на Пасху в память о своём отце, Александре III. В настоящий момент находится в собственности музея Хиллвуд.
Яйцо с вращающимися миниатюрами (Горный хрусталь) — было создано в 1896 году для императрицы Александры Фёдоровны. В настоящий момент ювелирное яйцо находится в коллекции Виргинского музея изобразительных искусств

Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно создано в 1897 году по заказу императора Николая II, который подарил его на Пасху своей матери, императрице Марии Фёдоровне. Оно является одним из пропавших ювелирных яиц Фаберже и в настоящий момент его местонахождение неизвестно. В коллекции Виктора Вексельбега находится его сюрприз — рамка с 3 миниатюрами в виде сердца.

«Коронационное» — работали ювелиры Михаил Перхин, Генрик Вигстрём и Георг Штейн, создавший миниатюрную копию кареты. Яйцо было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II. Этот значимый символ Российской истории был представлен в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне.
Яйцо является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Оно часто экспонировалось в музее Эрмитаж (в особенности в Зимнем дворце) в Санкт-Петербурге, а также множестве музеев по всему миру как часть временных экспозиций.
В настоящий момент находится в собственности фонда Виктора Вексельберга «Связь времён». Ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.

Пеликан (Вдова) — было создано по заказу Николая II, который подарил его своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1898 года. В настоящий момент оно находится в собственности Виргинского музея изобразительных искусств.


Аню́тины гла́зки — было создано по заказу Николая II в 1899 году, который подарил его своей матери императрице Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1899 года.
В данный момент оно находится в частной коллекции в Новом Орлеане, США. Ранее оно принадлежало коллекционеру Матильде Геддингс Грей, которая подарила его своей племяннице Матильде Грей Стрим на годовщину свадьбы. Ряд других яиц Фаберже, принадлежащих фонду Матильды Геддингс Грей, до 2021 года выставлены в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Букет лилий — было создано в 1899 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.

Петушок — создано в 1900 году по заказу императора Николая II в качестве подарка для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. На данный момент входит в состав коллекции фонда Виктора Вексельберга.

Транссиби́рская магистра́ль (или Сиби́рский по́езд) — было создано в 1900 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.

Яйцо́ «Га́тчинский дворе́ц» — было сделано в 1901 году и подарено Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне на Пасху. Хранится в Художественном музее Уолтерса (США)

Корзинка цветов (известно также под наименованием «Корзинка с букетом полевых цветов») — создано в 1901 году по заказу императора Николая II и преподнесено его жене, императрице Александре Фёдоровне в Пасху того же года. Ныне является частью коллекции короля Великобритании Карла III.

«Ампир» (альтернативное наименование — «Нефритовое») — создано в 1902 году по заказу императора Николая II в качестве подарка вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. До недавнего времени считалось утраченным, но в 2015 году, в процессе исследовательской работы, было успешно аутентифицировано.

«Кле́вер» — создано в 1902 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве.

Датский юбилей —создано в 1903 году по заказу императора Николая II в качестве подарка на Пасху для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Местоположение неизвестно, считается утраченным.

«Пётр Вели́кий» — создано в 1903 году по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1903 года. Посвящено двухсотлетию основания Санкт-Петербурга Петром I в 1703 году во время Северной войны
Находится в Виргинском музее изящных искусств, Ричмонд

«Лебедь» — создано в 1906 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1906 года в честь сороковой годовщины свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в собственности фонда Эдуара и Мориса Сандоз в Лозанне, Швейцария.

«Моско́вский Кремль» («Успенский собор») — создано по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1906 года. В настоящий момент оно хранится в Оружейной палате Кремля. Это одно из немногих яиц, которые никогда не покидали Россию.

«Колыбель с гирляндами» (или Трофеи любви) — создано в 1907 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1907 года.
Частная коллекция Роберта М. Ли, США

Яйцо́ с решёткой и ро́зами — создано в 1907 году по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на третью годовщину рождения царевича Алексея. В настоящий момент оно находится в Художественном музее Уолтерса в США

«Павлин» — создано в 1908 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1908 года
Фонд Эдуара и Мориса Сандоз, Лозанна, Швейцария

«Александровский дворец» — создано по заказу Николая II в 1908, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1908 года. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 году. Хранится в Оружейной палате — Государственном музее Московского Кремля, инв. No MP-648, Москва, Россия

«Памятное Александра III» — создано в 1909 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1909 года. В настоящее время ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Памятное Александра III» считается утерянным

Яхта «Штандарт» — создано в 1909 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.

Пасхальное яйцо «Памятник Александру III» (Пасхальное яйцо с моделью памятника Александру III) — изготовленное по заказу российского императора Николая II в 1910 году как пасхальный подарок для матери императора Марии Фёдоровны
Оружейная палата, Московский Кремль

«Колоннада» — создано по заказу Николая II в 1910 году, в качестве подарка его жене Александре Фёдоровне на Пасху 1910 года. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 году. Хранится в Королевской коллекции короля Карла III, Лондон, (Великобритания)

«Лавровое дерево» (или «Апельсиновое дерево») — создано в 1911 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1911 года. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 году.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых

«Пятнадцатая годовщина царствования» — создано по заказу Николая II в 1911, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1911 года.
С 2004 года хранится фондом Виктора Вексельберга «Связь времён», Москва, Россия.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.

«Наполеоновское» — создано в 1912 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1912 года в честь сотой годовщины победы России над армией Наполеона, в том числе и Бородинского сражения (1812)
Ювелирное яйцо находится в собственности фонда Матильды Геддингс Грей (англ. Matilda Geddings Gray Foundation) и с 22 ноября 2011 года до 30 ноября 2021 года экспонируется в Нью-Йорке в Метрополитен-музее

«Царевич» — создано по заказу Николая II в 1912, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1912 года. В настоящее время ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Царевич» хранится в художественном музее Виргинии, Ричмонд, США

«Зи́мнее» — создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1913 года. Хранится в Катаре, в коллекции эмира.
Являлось самым дорогим императорским яйцом Фаберже ($9,5 млн), до тех пор, пока на аукционе «Кристис» не было продано «Ротшильдовское» яйцо за $18,5 млн

«Трёхсотлетие дома Романовых» — создано в 1913 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне.
В 1927 году передано Валютным фондом Наркомфина в музей Московского Кремля. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве

«Екатери́на Вели́кая» (другие названия: «Гризайль» и «Розовая камея») — создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1914 года
В 1927 году яйцо было продано Галерее Хаммер в Нью-Йорке, где в 1931 году куплено Элеонор Барзин, в подарок на день рождения матери.
В 1973 году подарено Музею Хиллвуд в Вашингтоне, США
«Мозаичное» — создано по заказу Николая II в 1914 году, в качестве подарка его жене Александре Фёдоровне на Пасху 1914 года. Яйцо выполнено по рисунку художницы Альмы Пиль ювелиром Альбертом Холмстрёмом. Является самым дорогим императорским пасхальным яйцом. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 году. Хранится в Королевской коллекции короля Карла III, Лондон, (Великобритания)
«Красный крест c портретами» — создано в 1915 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1915 года. В настоящее время ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Красный крест c портретами» хранится в художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США
На портретах изображены члены семьи императора Николая II в форме медицинских сестёр:
великая княжна Ольга Александровна (сестра),
великая княжна Ольга Николаевна (старшая дочь),
императрица Александра Фёдоровна (супруга),
великая княжна Татьяна Николаевна (вторая дочь) и
великая княжна Мария Павловна (двоюродная сестра).
«Триптих Красный крест» — создано в 1915 году по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1915 года.
В настоящее время находится в экспозиции Художественного музея Кливленда в штате Огайо.

«О́рден Свято́го Гео́ргия» — создано по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1916 года.
Это последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и единственное, которое она смогла вывезти за рубеж.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
«Вое́нное стально́е» — создано в 1916 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне.
В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России

«Берёзовое» — создано в 1917 году по заказу Николая II, который планировал подарить его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 2 апреля (по новому стилю — 15 апреля) 1917 года, однако оно так и не было подарено. До 2001 года считалось утраченным. Подлинность яйца из коллекции Иванова вызывает сомнения.
«Созве́здие» («Си́нее созве́здие Цесаре́вича») — незаконченное ювелирное яйцо, последнее из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Было заказано Николаем II для своей жены, Александры Фёдоровны, как подарок на Пасху 2 апреля (по новому стилю — 15 апреля) 1917 года, но не было подарено из-за отречения царя от престола
Было обнаружено в 2001 году в фондах Минералогического музея им А. Е. Ферсмана в Москве, куда его передал на хранение академику А. Е. Ферсману перед эмиграцией из Советской России сын ювелира, Агафон Карлович Фаберже. Хранится там же.

Воскресение Христово — создано в период с 1884 по 1894 год по заказу императора Александра III и подарено его супруге, императрице Марии Фёдоровне.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.

«Курочка Кельха» — изготовленное в 1898 году по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха. Яйцо предназначалось как пасхальный подарок для его жены Варвары Петровны Кельх. Было первым в серии из семи пасхальных яиц, которые изготавливались фирмой Фаберже для семьи Кельх ежегодно с 1898 по 1905 год. Повторяет иконографию первого императорского «Куриного» яйца. С 2004-го яйцо находится в частной коллекции Виктора Вексельберга и экспонируется в музее Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга

«Яйцо с панелями» (или Двенадцать панелей) — изготовленных для русского предпринимателя Александра Фердинандовича Кельха. Яйцо с панелями было создано по заказу Кельха в 1899 году, в качестве подарка его жене Варваре Кельх-Базановой на Пасху 1899 года. Хранится в Королевской коллекции короля Карла III, Лондон, (Великобритания)
[показать]

«Сосновая шишка» — изготовленное в 1900 году фирмой Карла Фаберже по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха, который подарил его своей жене Варваре Петровне Базановой-Кельх
Коллекция Джоан Крок, Сан-Диего, США

«Цветы яблони» (другие названия: «Яблоневый цвет», «Нефритовое», «Нефритовая шкатулка») — изготовленное в 1901 году по заказу российского промышленника Александра Кельха как пасхальный подарок для его жены Варвары Кельх. Является одним из семи яиц Фаберже, которые изготавливались для семьи Кельх в 1898-1905 годах и по уровню исполнения не уступали императорским
Коллекция Петера Гроопа, Вадуц, Лихтенштейн

«Рокайль» («Рокайльное») —изготовленное в 1902 году в Санкт-Петербурге фирмой Карла Фаберже по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха как пасхальный подарок для его жены Варвары Петровны Кельх. Является одним из семи яиц Фаберже, которые изготавливались ежегодно для семьи Кельх с 1898 по 1904 год.
Фонд Артура и Дороти Макферрин, США

«Бонбонье́рка» — изготовленных фирмой Карла Фаберже по заказу русского предпринимателя Александра Фердинандовича Кельха мастером Михаилом Евлампиевичем Перхиным на протяжении 1898—1904 годов. Яйцо «Бонбоньерка» было создано по заказу Кельха в 1903 году, в качестве подарка его жене Варваре Кельх-Базановой на Пасху 1903 года. Хранится в частной коллекции, вероятно, в Австралии. По другим данным, является собственностью Керри Пэкера младшего (Австралия)

Яйцо-часы «Шантеклер Кельха» — последнее из семи пасхальных яиц Кельха, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русского предпринимателя Александра Фердинандовича Кельха мастером Михаилом Евлампиевичем Перхиным на протяжении 1898—1904 годов. Яйцо «Шантеклер Кельха» было создано по заказу Кельха в 1904 году, в качестве подарка его жене Варваре Кельх-Базановой на Пасху. Хранится Фондом Виктора Вексельберга «Связь времён».
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
«Весенние цветы» — изготовленное около 1899 года в мастерской Михаила Перхина. Существует мнение, что яйцо было подарено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне кем-то из её близких родственников.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.

«Ля́пис-лазу́рное» — ювелирное яйцо, изготовленное фирмой Карла Фаберже в 1886 году. Данных о заказчике и первом владельце нет. Хранится в художественном музее, Кливленд (США)

«Яйцо с полосками синей эмали» (оно же «Ребристое» — ювелирное яйцо, изготовленное фирмой Карла Фаберже между 1885 и 1891 годами. Данных о заказчике и первом владельце нет. Хранится в частной коллекции Ставроса Ниархоса в Париже (Франция)

«Скандина́вское» — ювелирное пасхальное яйцо, изготовленное фирмой Карла Фаберже между 1899 и 1903 годом. Данных о заказчике и первом владельце нет.Внутри помещается миниатюрная золотая курочка, эмалированная в оттенках коричневого цвета, с краями оттенков белого и серого цвета, глаза выполнены из бриллиантов
Хранится Фондом Виктора Вексельберга «Связь времён», Москва.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.

«Су́меречное» (или «Ночно́е») — ювелирное яйцо, изготовленное ювелирным домом Карла Фаберже в 1917 году. Данных о заказчике и первом владельце нет. Хранится в частной коллекции
******