Десять странных крылатых созданий славянского фольклора
У разных народов мира фольклор богат образами неких крылатых существ, которые сочетают в себе черты животного и человека, а порой - наделены божественными или демоническими качествами. Многие из них кочуют по фольклору разных народов, теряя одни волшебные черты и обретая другие.
В славянском фольклоре крылатые существа, разумеется, тоже занимали весьма важное место. Они населяли сказания и былины, песни и волшебные сказки, а позже нашли отражение в нашей живописи, литературе и кино. Некоторые служили вестниками рока и грозной стихии, другие - олицетворяли мудрость. Но все они были звеньями общего мировоззренческого механизма, который помогал людям объяснять окружающий мир.
Здесь дан обзор наиболее известных крылатых существ славянского фольклора.
Сирин
Сирин - райская птица с женской головой, образ которой восходит к древнегреческим сиренам. В русской традиции она спускается из рая на землю и зачаровывает людей пением, предвещающим несчастья или смерть. Услышавший ее голос может лишиться рассудка или умереть.
Сирина часто изображали в венце, с крыльями вместо рук и сиянием вокруг головы, отличая от Алконоста отсутствием короны. В искусстве она символизирует печаль и неотвратимость судьбы.
Художник Андрей Шишкин. Сирин
Алконост
Алконост - морская птица с женским ликом. Она обитает на реке Евфрат в раю, а ее пение дарит забвение печалей. Уникальная черта - откладывание яиц в морскую глубину в день зимнего солнцестояния: тогда море успокаивается на 7 дней ("алконостовы дни").
Птица связана с греческим мифом о девушке Алкионе, превращенной в зимородка. Имя Алконост - результат ошибки одного из переписчиков, который превратил фразу "алкуон есть морская птица" в "алкуонестъ морская птица". Пробелов в старину не было, такие ошибки периодически случались.
В русском лубке Алконост (справа на фото ниже) изображается в короне, с райскими цветами и свитком в руках. Ее сияние и светлый образ противопоставляются мрачной Сирин.
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост (фото ниже)
Гамаюн
Гамаюн - вещая птица, прилетающая из рая. Согласно книжным источникам XVII–XVIII веков, она безногая и бескрылая, летает при помощи хвоста. Падение Гамаюн на землю считалось предзнаменованием смерти правителя. Ее имя происходит от иранской птицы счастья хумай, а в русскую культуру образ проник через переводы "Христианской топографии" Козьмы Индикоплова. Позднее, под влиянием художников (например, Васнецова), Гамаюн обрела крылья и женское лицо, став символом мудрости и пророчеств.
Стратим
Стратим - гигантская прародительница всех птиц, живущая на море-океане. Ее крылья способны закрыть солнце, а взмах вызывает бури, топящие корабли. Крик Стратим порождает цунами, смывающие города. В "Голубиной книге" она названа матерью птиц, охраняющей мир от бед. По преданиям, помогает героям, спасающим ее птенцов. Связана со стихией ветра и моря, а также с богом Стрибогом. Моряки приносили ей жертвы для умилостивления.
Жар-птица
Жар-птица — персонаж восточнославянских сказок, чьи перья светятся, как множество свечей в темной горнице. Причем перо может светиться даже, если самой птицы нет рядом.
"Ежели принесть его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч".
Она символизирует недостижимое чудо: герои отправляются за ней в тридесятое царство, а обладание пером сулит богатство, но требует испытаний. Фольклористы связывают ее с огнем и солнцем, а также с Фениксом из средневековых бестиариев.
Финист Ясный Сокол
Финист - волшебный сокол, связанный с солярным культом. В сказках он превращается в прекрасного юношу, а его перья служат оберегами. Финист олицетворяет мужскую доблесть, свет и победу над тьмой. Западные фольклористы отмечают схожесть его имени с Фениксом и предполагают, что здесь западная традиция смешалась со славянской.
Рарог
Рарог - огненный дух в образе сокола, дракона или вихря. Рождается из яйца, высиженного человеком на печи 9 дней, и связан с культом очага. В чешских поверьях Рарашек (местное имя Рарога) насылает засуху, превращает в прах урожай, но также приносит счастье. Его перья обладают магической силой. Имя, вероятно, происходит от праславянского varogъ ("огненное божество") и родственно иранскому Веретрагне, одной из ипостасей которого был сокол.
Змей Горыныч
Змей Горыныч - многоглавый дракон (обычно с 3, 6 или 12 головами), похищающий женщин. Живет у огненной реки или в горах, охраняя Калинов мост - вход в царство мертвых. Извергает пламя, а его происхождение связывают со словом "гореть" (реже - со словом "гора"). В былинах он противник богатырей.
Семаргл
Семаргл - загадочное божество из пантеона князя Владимира. Упоминается в "Повести временных лет" как Симаргл, а в "Слове некоего христолюбца" — как два бога: Сим и Регл. Основная гипотеза возводит имя к иранскому Симургу (царю птиц), хотя лингвисты сейчас оспаривают это из-за несоответствия фонетики (-рьглъ не выводится из Симург). Археолог Борис Рыбаков отождествлял Симаргла с Переплутом (покровителем корней растений), но теория не получила поддержки. Облик Семаргла остается неясным, но он, вероятно, имел форму крылатого пса и играл роль вестника богов.
Огненный змей
Огненный Змей описывается как демоническое существо, принимающее в полете вид огненного коромысла, пламенного веника или синеватого клубка света. Он появляется из облаков, рассыпается искрами над крышей дома и проникает внутрь через печную трубу.
При спуске на землю его крылья отпадают, а в помещении он принимает облик человека - обычно умершего или отсутствующего мужа женщины, которую посещает. В человеческом облике он обольщает жертву: угощает пряниками, дарит украшения, деньги, но с рассветом подарки превращаются в навоз, камни или черепки. Женщина, поддавшаяся чарам, начинает чахнуть, теряет рассудок и может покончить с собой.
[357x57]