Французский художник, один из основателей импрессионизма - Эдуард Мане (Edouard Manet) 1832-1883
Мане родился в Париже 23 января 1832 года, в семье высокопоставленного чиновника. Его отец, прочивший сыну карьеру в области права, категорически возражал против его художественных исканий. Чтобы избежать изучения права, Мане не без труда достигает с отцом соглашения на обучение в мореходной школе и после провала на вступительных экзаменах получает разрешение отплыть в учебное плавание в тропические страны.
Эдуард Мане в молодости
Буйство красок и экзотика тропиков окончательно утверждают в юноше желание заниматься искусством. Его этюды, привезенные из путешествия позволили получить согласие отца на поступление в Школу изящных искусств.
Портрет родителей. Эдуард Мане. 1861
С 1850 года Мане учится в Париже в мастерской французского художника-академиста Томаса Кутюра, не приветствовавшего новаторские стремления в живописи своего ученика. В период обучения у Кутюра Мане изучает и копирует картины старых мастеров Германии, Италии и Голландии.
Чтение (Мадам Мане).1868
Мане привлекают каждодневные бытовые сцены: старые нищие, уличные мальчишки, коррида. Решая вопрос реалистичности, он применяет прямую и смелую технику живописи.
Как-то раз Мане попросил своего более удачливого приятеля, художника Альфреда Стевенса, повесить у себя мастерской, утопающей в роскоши, пару своих скромных этюдов: авось какой-нибудь богач польстится на них и, наконец, раскошелится. Случилось так, что в роли этого богача оказался не кто иной, как известный торговец картинами, человек не без вкуса и знающий толк в современной живописи Поль Дюран-Рюэль.
На балконе.1868-1869
Острым взглядом профессионала он с первого же раза угадал в Мане незаурядного мастера и тотчас же купил за довольно приличную сумму два его прекрасных этюда. На следующий же день, очарованный живописью Мане, он торопится к нему в мастерскую и здесь с ходу закупает еще двадцать три полотна на общую сумму в 35 тысяч франков. Но и это еще не все: торговый азарт ведет его дальше и дальше, и уже через неделю он докупает все оставшиеся картины за 16 тысяч франков.
Мальчик с собакой. 1861
В 1863 году его знаменитый «Завтрак на траве» (Музей Орсэ, Париж) (верхнее фото) был выставлен в Салоне отверженных, где художники, отвергнутые в официальном Салоне могли продемонстрировать свои полотна.
Нимфа, застигнутая во время купания. 1861
Творчество Мане привлекло к себе немедленное и широкое внимание публики, но было жестоко атаковано критиками. Мане становится центральной фигурой в споре между академическим и мятежными направлениями искусства своего времени.
Лола из Валенсии. 1862
В 1864 году в официальный Салон приняты две его картины, а в 1865 году он выставил свою «Олимпию» (1863, Музей Орсэ), которая вызвала бурю протестов в научных кругах, по причине неортодоксального реализма.
Олимпия.1863
Вскоре художник присоединился к молодой группе французских импрессионистов, включавшей Дега, Моне, Ренуара, Сислея, Писсарро и Сезанна, которые находились под влиянием искусства Мане, и которые, в свою очередь, повлияли на него, особенно в использовании более легких цвета и акцентов на воздействие света.
Кружка хорошего пива. 1873
С 1870 по 1871 год Мане служил офицером во французской армии во время франко-прусской войны. Он получал признание лишь в конце жизни, когда его портреты стали пользоваться большим спросом.
В оранжерее. 1878-1879
В декабре 1881 года по рекомендации своего старого друга, занимавшего пост министра изобразительного искусства, Мане вручили орден Почетного легиона. В 1882 году в Салоне выставлена одна из его лучших картин - «Бар в Фоли-Бержер».
Бар в Фоли-Бержер. 1882
На картине изображается сцена в баре под названием «Фоли-Бержер» в Париже – столице Франции. Этот популярный ночной клуб был преобразован из оперного зала. Когда-то творение висело прямо над роялем композитора Эммануэля Шабрие (годы жизни 1841-1894) – близкого друга Мане. Работницей бара была девушка по имени Сюзон, которая в начале 1880-ых годов трудилась в этом ночном питейном заведении.
Весна, Жанна де Марси. 1882
На портрете изображена актриса Жанна де Марси (Jeanne Demarsy) во время летней прогулки под зонтиком. Портрет был частью задуманной художником серии из четырех картин, каждая из которых представляла один из сезонов года. Однако Мане умер, завершив лишь «Весну» и «Осень».
Портрет Эдуарда Мане. Автор Анри Фантен-Латур
Мане закончил свою жизнь довольно грустно. Его самочувствие стало резко ухудшаться начиная с января 1882 года. К концу года ему стало совсем плохо, началась гангрена; 29 апреля 1883 года в Париже он умер в страшных мучениях, от непролеченного сифилиса, который развился в спинную сухотку и вызвал гангрену ног. Ногу ему ампутировали, а в конце месяца он скончался. Слух о его преждевременной трагической смерти облетел весь Париж, а Эдгар Дега произнес: «Мы и не знали, как он велик». Флаг над гробом держали, в том числе, Эмиль Золя, Клод Моне, Альфред Стевенс.
Железная дорога. 1873
Портрет журналиста Генри Рошфора, 1881
Прогулка. 1880
В лодке. 1874
Отдых. Портрет Берты Моризо. 1870