• Авторизация


Катастрофа МиГ-23 в Бельгии 4 июля 04-07-2014 11:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Катастрофа МиГ-23 в
Бельгии 4 июля 1989
года
Авария истребителя МиГ-23 ВВС
СССР в Бельгии произошла 4
июля 1989 года . Самолёт
взлетел с аэродрома в Польше .
После отказа авиационной
техники лётчик
катапультировался, а
неуправляемая машина
пролетела около 900 км над
территорией ГДР , ФРГ,
Нидерландов, Бельгии и упала на
жилой дом возле франко-
бельгийской границы. На земле
погиб один человек.
Авария
4 июля 1989 года для
полковника ВВС СССР Николая
Скуридина был первый лётный
день после отпуска. Скуридин
считался опытным пилотом[1] —
он был лётчиком 1-го класса,
налетал более 1700 часов, в том
числе 527 часов на МиГ-23 [2] ;
занимал должность начальника
политотдела 239-й
истребительной авиационной
дивизии в Северной группе
войск. В тот день утром он уже
совершил контрольный полёт
для восстановления навыков
техники пилотирования на
двухместном учебно-боевом
самолёте [1] , и ему предстояло
выполнить второй полёт на
одноместной боевой машине. В
9:18 (здесь и далее всё время
переведено в
среднеевропейское ) он взлетел
с аэродрома Колобжег (Польша)
на МиГ-23М (в некоторых
источниках указывается
модификация МиГ-23МЛД, что
является ошибкой[3] ) борт.
номер 29, принадлежавшем 871-
му истребительному
авиационному Померанскому
Краснознамённому полку [4] . На
41-й секунде полёта произошло
внезапное уменьшение оборотов
двигателя, лётчик отметил
хлопок в левом
воздухозаборнике , падение тяги
и снижение самолёта.
Произошедшее
самопроизвольное выключение
форсажа лётчик воспринял как
остановку двигателя[1][5] ,
сообщил руководителю полётов
о своём решении
катапультироваться и произвёл
катапультирование после
получения соответствующей
команды. При приземлении он
повредил руку.
В 10:00 и. о. командующего
авиацией Северной группы войск
генерал-майор авиации В. Огнев
доложил командованию ВВС о
произошедшем и о том, что
самолёт «упал в море, никакого
ущерба при этом не
причинил» [1] . Это не
соответствовало
действительности. Как показали
данные «чёрного ящика» , через 6
секунд после катапультирования
двигатель начал набирать
обороты. Самолёт прекратил
снижение, перешёл в
горизонтальный полёт и пропал
из поля зрения. Полёт
осуществлялся на автопилоте , и
после восстановления оборотов
двигателя машина была
автоматически переведена в
набор высоты. Самолёт в
автоматическом режиме
продолжал полёт в западном
направлении. Система
опознавания «свой-чужой» была
включена; самолёт
беспрепятственно пролетел над
территорией Польши и ГДР.
В 9:42 [6] (по другой версии, в
9:44 [1] ) беспилотный МиГ, всё
ещё находившийся в воздушном
пространстве ГДР, был засечён
радарами НАТО . Самолёт
находился на высоте 7,5 миль
(12 км) и летел со скоростью
400 узлов (740 км/ч) [6] . Когда
он пересёк границу между двумя
Германиями, на перехват с
авиабазы Сёстерберг
(Нидерланды) были подняты два
истребителя F-15 «Игл» 32-й
тактической истребительной
эскадрильи ВВС США ,
пилотировавшиеся капитанами
Дж. Д. Мартином и Биллом
Мэрфи[7] . В 10:05 американские
самолёты перехватили
нарушителя. Убедив (не с первой
попытки) диспетчера в том, что
они наблюдают советский
истребитель без пилота и с
сорванным фонарём кабины,
лётчики получили распоряжение
сбивать МиГ только в крайнем
случае. Самолёт летел над
густонаселёнными районами [1] ,
и невозможно было предсказать,
куда он может упасть с такой
большой высоты.
Компьютерная реконструкция.
Два истребителя F-15
сопровождают МиГ-23 без
пилота над территорией ФРГ.
В сопровождении «Иглов» МиГ
пролетел над ФРГ,
Нидерландами, Бельгией и уже
приближался к французской
границе и городу Лилль .
Американские лётчики решили
сбить самолёт, если станет ясно,
что он сможет достичь Лилля, но
этого не потребовалось: как раз
в этот момент у МиГа
закончилось топливо и он начал
плавно терять высоту. В 10:37
он упал на здание фермы в
деревне Беллегем (неподалёку
от Кортрейка). «Иглы» провели
ещё 10—15 минут над местом
падения, после чего вернулись
на базу с минимальным запасом
топлива [7] . При падении
самолёта на здание погиб 19-
летний бельгиец Вим Деларе
( Wim Delaere ), ждавший
возвращения своих родителей,
уехавших за покупками[6] .
Последствия
Бельгия и Нидерланды
направили СССР ноты протеста в
связи с полётом [1] . Полковник
Скуридин выразил
соболезнования семье
погибшего. СССР выплатил
Бельгии компенсацию за
разрушения в размере 685 тыс.
долларов [8] .
Советские специалисты были
допущены к месту катастрофы.
Обломки самолёта вывезли в
Советский Союз. Причина
произошедшего не была
установлена, хотя в ходе
расследования выяснилось, что
двигатель разбившегося МиГа за
последний год пять раз был в
ремонте.
Похожие случаи
11 июня 1964 года во время
учебного полёта на Су-9У из 179
ИАП в результате потери
внимания на предпосадочном
круге и опасного снижения
скорости катапультировались
капитан Мельников и инструктор
майор Николаев. После
катапультирования самолёт
набрал высоту около 1300 м.
После полной выработки
топлива он приземлился на
пахоту в районе аэродрома,
получив при этом серьёзные
повреждения, и был списан. [9]
25 января 1965 года во время
ночного учебного полёта на
истребителе Су-9 в результате
отказа управления
катапультировался
подполковник Овчаров. Самолёт
приземлился самостоятельно в
32 км от аэродрома Сары-Шаган ,
получив минимальные
повреждения и смяв ПТБ .
Скорость на посадке составила
400 км/ч, пробег 250 м.
Истребитель был восстановлен.
[9]
2 февраля 1970 года над
Монтаной во время
тренировочного полёта
истребитель-перехватчик Convair
F-106 Delta Dart 71-го
истребительного полка
ВВС США в процессе отработки
приёмов манёвренного
воздушного боя вошёл в
плоский штопор . На высоте
4600 м лётчик Гэри Фуст
катапультировался после того,
как вывести самолёт не удалось
даже с применением ПТС . В
результате изменения центровки
оттриммированный на взлёт
самолёт на глазах у изумлённых
пилотов самостоятельно вышел
из штопора, снизился и
приземлился на заснеженное
кукурузное поле. Прибывший на
место происшествия местный
шериф был немало удивлён
отсутствием видимых
повреждений и работавшим
двигателем. Авиабаза
Макклелан , с которой он
связался, посоветовала ему
дождаться полной выработки
топлива, на что ушёл час и 45
минут. В процессе обследования
ЛА выяснилось, что полученные
повреждения минимальны, а
один из офицеров-техников даже
заявил, что они не больше, чем
обычно получаемые в результате
выката с ВПП. Прослужив после
ремонта ещё 18 лет, истребитель
ныне экспонируется в
Национальном музее ВВС США .
Подробнее см. Cornfield
Bomber .
4 мая 1972 года над
территорией Дании пилот
британского «Харриера»
катапультировался после
попадания птицы в
воздухозаборник. Самолёт
продолжил лететь в южном
направлении, вторгся в
воздушное пространство ФРГ,
был перехвачен немецким F-104
и после 38 минут
неуправляемого полёта упал в
районе Хюттена . [10][11][12]
4 марта 1976 года во время
испытаний Як-38 (лётчик —
полковник Хомяков) после
вертикального взлёта с
заводского аэродрома из-за
отсутствия защиты от
зуммерного попадания сигнала в
канал электропитания системы
автоматического
катапультирования СК-3М
произошло её самопроизвольное
срабатывание. Хомякова
выбросило через остекление
фонаря, а самолёт под
управлением САУ-36 при всех
работающих двигателях набрал
высоту порядка 10000 м и после
выработки горючего упал в
овраг. Лётчик на парашюте
благополучно опустился на лёд
Волги. После аварии систему
СК-3М соответствующим
образом доработали.
4 июля 1979 года у
истребителя Hawker Hunter Mk.F6
(бортовой номер XG197) под
управлением флайт-лейтенанта
Алика Николсона во время
полёта над Северным морем
заглох двигатель. После
катапультирования двигатель
неожиданно заработал и самолёт
отправился в сторону городка
Тинтагель . Над городом
двигатель заглох в последний
раз, и накренившись на правое
крыло, истребитель чудом
отвернул от автоцистерны с
1500 галлонами бензина и
вклинился в 3,5-метровый зазор
между двумя жилыми домами,
повредив лишь три
припаркованные машины,
оранжерею и бассейн. Самолёт
при этом не взорвался и не
загорелся. Учитывая то, что это
случилось в самый разгар
туристического сезона, жертв
могло бы быть очень много.
Столь чудесное избежание
катастрофы местные жители
конечно же связали с
покровительством Короля
Артура , который, по преданию,
родом из Тинтагеля . Любопытно,
что один из домов, у стены
которого нашёл пристанище
истребитель, назывался «King
Arthur’s Terrace». А второй дом
стал именоваться «Hunter’s
Rest». [13]
22 октября 1987 года во время
испытательного полёта
британского истребителя-
бомбардировщика «Харриер»
GR.5 над графством Уилтшир
произошло непреднамеренное
катапультирование пилота,
который при этом погиб.
Неуправляемый самолёт
находился в воздухе ещё около
полутора часов и упал в
Атлантический океан в 250—500
милях (по разным источникам)
юго-западнее побережья
Ирландии , израсходовав весь
запас топлива. [14][15][16]
ru.wikipedia.org
[300x168]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Катастрофа МиГ-23 в Бельгии 4 июля | Мевокс - Мевокс | Лента друзей Мевокс / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»