Первые упоминания о замке Блуа есть в документах IX века. Однако несомненно, что люди обратили внимание на это заповедное место гораздо раньше. Высокий скалистый утес, омываемый водами Луары и впадающей в нее небольшой реки, обеспечивал надежное укрытие и защиту. В Х веке граф Тибо, названный Тришором, основал здесь крепость Блезуа. Последующие владельцы неоднократно перестраивали замок, который к XIII веку превратился в крепость.
Еще с незапамятных времен в Блуа был замок. По-видимому, существуют места, специально созданные для такой красоты! Велики и могучи были его первые строители — графы де Блуа в XII веке и графы де Шатийон в XV. Однако единственное, что от них осталось — это восхитительная зала, в которой располагаются Генеральные штаты. Наиболее глубокий след в истории Блуа оставил род герцогов Орлеанских, эта младшая королевская ветвь. Дважды Орлеанам удавалось заполучить французский трон, удержать который им, однако, было не суждено
Людовик I Орлеанский
Замок Блуа был излюбленным местом королей с XII по XVII век. Он был свидетелем, как пышных балов и маскарадов, так и кровавых казней. Именно в его стенах был убит герцог де Гиз. Кроме того, здесь жили наши любимые персонажи, из детства знакомого романа Александра Дюма " Три мушкетера".
[показать]Дворец Людовика XII
В 1391 году Ги де Шатийон продает графство де Блуа брату Карла VI Безумного Людовику Орлеанскому. Галантный, обходительный, соблазнительный сердцеед и, отчасти, колдун, не особенно-то раскошелился: большую часть платит некая Маргарита де Намюр, жена Шатийона; она без ума от Людовика и с радостью использует капитал своего муженька.
[показать]Барочное крыло Гастона Орлеанского
Изабелла де Бавьер
В качестве вознаграждения за этот широкий жест она получит несколько блаженных ночей со своим возлюбленным, даже и не рассчитывая на какую-то привязанность с его стороны: Людовик Орлеанский давно уже считается любовником Изабеллы де Бавьер, той самой, которую не решались даже называть королевой, настолько она опорочила свое высокое имя.
[показать]
Жан-Пьер Babelon Это событие предопределит блестящее будущее города. Сын Людовика, поэт Шарль Орлеанский, после возвращения из многолетнего английского плена прожил в замке 25 лет, собрав вокруг себя небольшое изысканное общество литераторов и поэтов.
[показать]
Карл Орлеанский принимает оммаж у одного из своих вассалов. Буквица иллюстрированной рукописи.
Людовик XII
Однако история Блуа связана преимущественно с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII. Уроженец Блуа, Людовик решил обосновать здесь свою резиденцию. Небольшой город Блуа стал таким образом королевским городом и быт столицей в течение определенного отрезка XVI века. Такой выбор был оправдан, так как и город, и его окрестности находились тогда в пышном расцвете, а население их было целиком и полностью предано герцогам Орлеанским, которые способствовали развитию этого района.
[показать]
Однако было бы неверным считать брак Людовика 1 Орлеанского несчастным: его жена, Валентина Висконти, дочь герцога Милана — красива, умна и образованна.
[показать]Валентина ВисконтиБольше того, она очень любит его, понапрасну теряя свою любовь и свое время, потому что трудно было представить себе человека более легкомысленного и поверхностного, чем герцог. Из рук Изабеллы он попадает в заботливые руки Мариетты д'Эньен, а от нее прямиком в объятия смерти: это случилось 23 ноября на улице Барбет в Париже, когда он возвращается от Изабеллы, его настигают убийцы, нанятые его заклятым врагом, кузеном, герцогом Бургундским, по прозвищу Жан Бесстрашный.
[показать]Жан Бесстрашный.
Убив брата, Жан подкладывает его тело в постель королевы. Безутешная вдова, все еще любившая своего мужа, никак не могла оправдать его перед Парижем. Она отправилась в Блуа, чтобы запереть там свою боль и кровью вывести на его стенах свой безысходный девиз: «Для меня все кончено». Здесь, в замке Блуа, безутешная Валентина окончит свое существование, пережив мужа лишь на один год.
[показать]Знаменитая ажурная лестница, приписываемаяЛеонардо да Винчи
Впрочем, она оставляет после себя сына. Этот поэт предпочитает герцогской короне тенистую зелень Блуа, в которой его так часто посещает муза. Увы, попав в плен во время кровопролитного сражения при Азенкуре в 1415 году, Карл Орлеанский будет вынужден провести вдали от своего милого Валь де Луар ровно двадцать пять лет.
[показать]И в течение всех этих долгих лет, пренебрегая всеми военными и рыцарскими канонами, запрещающими присвоение имущества пленных, англичане овладевают Блуа, затем Орлеаном, откуда их вытеснит Жанна д'Арк. Когда Карл вернется, наконец, на свою родную землю, Жанны д'Арк не будет уже в живых. Но мрачные стены английской тюрьмы вдохновили принца на такие прекрасные, гармоничные стихи, что им суждено жить в веках
Время потеряло свой плащ,
Сшитый из ветра, холода и дождя.
И одело новый, украшенный
Вышивкой из солнечной улыбки,
Светлой и прекрасной.
Ни одна антология французской поэзии не может забыть Карла Орлеанского, перечитывать произведения которого всегда истинное удовольствие, даже, пожалуй, большее, чем прогуливаться в прохладной тени садов его замка.
[показать]
Мария де Клев
Этот принц-поэт останавливается в Блуа после своего длительного пребывания на английской земле. Именно здесь он соединяет свою судьбу с Марией де Клев, дочерью немецкого принца, и ведет спокойную, размеренную жизнь до тех пор, пока смерть не возьмет его к себе в 1465 году. В это время его сыну, будущему королю Людовику XII, как раз минул тринадцатый год…
[показать]подземелье
Прежде чем стать королем, Людовик довольствуется «скромным» титулом принца и ведет довольно бурный образ жизни. Людовик XI, этот неутомимый политический деятель, заставляет его жениться на своей младшей дочери, Жанне, создании скромном и святом (она даже будет впоследствии канонизирована), однако хромом и довольно уродливом, считающем, что иметь детей совсем необязательно.
[показать]Жанна Французская
На самом деле, брак этот является фиктивным. По крайней мере, так заявляет Людовик XII на процессе, который он возбуждает против несчастной Жанны. В конце концов, ему удается доказать несостоятельность своего брака, получить свободу и жениться на вдове своего предшественника, Карла VIII, герцогине
[показать]
Анна Бретонская
Сын Людовика XI скоропостижно скончался, будучи задавленным перемычкой двери. Что касается его кузена Орлеанского, то он без памяти влюблен в королеву и не оставляет надежды сделать ее своею; даже когда надевает корону Франции. Его желанию будет суждено исполниться, во многом благодаря благосклонности папы, Александра VI.
[показать]Камин
Чтобы немного поразвлечься, Людовик XII принимается за перестройку замка Блуа на свой вкус. Но ему удается начать лишь строительство крыла, которое и ныне носит его имя. Его работу продолжит Франциск I.
[показать]Франциск I.
Однако Франциск I приходится Людовику XII не сыном, а двоюродным братом. Все дело в том, что Людовик теряет своего наследника вместе со своей супругой: 9 января 1514 года Анна умирает при родах, оставив своего мужа безутешным. Франциск, представляющий собой на данный момент всего лишь герцога из рода Валуа, появляется в поле зрения короля 18 мая: в церкви, построенной на манер Блуа, он венчается с Клод Французской, старшей дочерью монарха.
[показать]Клод Французска
Более мрачной свадьбы нельзя было и представить. Все, начиная с невесты, были облачены в черные одежды. Девушка оплакивала свою мать; король, казалось, присутствовал на настоящих похоронах — так громко он плакал и убивался; наконец, жених, которому пришлось отказаться от привычного пышного платья, завернул себя в черный дамасский шелк.Весь этот траур не помешает Людовику XII сделать своей женой юную шестнадцатилетнюю Марию Английскую… спустя пять месяцев со дня этой мрачной свадьбы. Но на этот-то раз и речи быть не могло ни о каком черном цвете!
Жак Риго
Франциск I практически не живет в Блуа, в котором он, однако, занимается строительством крыла. Именно Франциск придает замку его величие и необыкновенную красоту. Причина, по которой Франциск отсутствует в своем поместье, проста: его жена Клод предпочитает жить в своем родовом замке, а для Франциска главное — счастье его жены, так как он страстно любит ее.Когда в 1524 году смерть уносит ее, он искренне оплакивает кончину жены, заявляя во всеуслышание, что «если бы он только мог выкупить ее жизнь, он не раздумывая отдал бы свою, дабы никогда не познать горечь утраты близкого человека». Он так и не возвратился в Блуа, предпочитая проводить свои дни в Фонтенбло и Шамборе.
Одно время Блуа даже пришлось стать королевской резиденцией. Именно здесь, в 1588 году, Генрих III, преследуемый Гизами, испанскими союзниками, смутьянами и разжигателями распрей, собирает Генеральный совет, чтобы попытаться найти способ вразумить свой народ, который просто обожает Гизов. Именно здесь, исчерпав все свое терпение и такт, он решает «покорить», наконец, Меченого, другими словами, Генриха де Гиза, главу Святой Лиги и героя всех католиков.
[показать]Генрих де Гиз
Поль Деларош: Убийство Генрихом I, герцога Гиза
23 сентября король наносит удар. Он вызывает Гиза на Совет в 6 часов утра, объяснив это тем, что желает покинуть Блуа немедленно и отправиться в Нотр-Дам-де-Клери, где отдыхает неугомонный политик Людовик XI. Напрасно друзья герцога пытались отговорить его от столь раннего визита.
[показать]Хогенберг - Assassinat du duc de Guise et du Кардинале де Гиз (Charles de Lorraine) ... Блуа, 23 décembre 1588.
Просачивались слухи: король готов на все, лишь бы избавиться наконец от смутьяна… Напрасны были и старания маркизы Нуармутьер, любовницы де Гиза, удержать его подле себя. Ведь герцог так спесив и самовлюблен: «Он не посмеет!»— отвечает он с дерзостью, которая могла бы показаться смешной, если бы не влекла за собой столь трагичные последствия.
[показать]
Он даже не отказывается провести эту ночь со своей любовницей, урожденной Шарлоттой де Бонсамблянсай-одной из самый привлекательных женщин при дворе. Она также являлась членом знаменитого летучего эскадрона Екатерины Медичи, и, вероятно, ей следовало держать язык за зубами
Но любовь сильнее политики, и она прикладывает все усилия, чтобы удержать своего любимого. Напрасный труд! Изголодавшийся по любовным ласкам, Генрих почти не отдыхает этой ночью, и когда наступает час свидания с королем, он почти дремлет.
Конец ночи — ледяной. На улице — толстый слой снега, а Генрих не удосуживается даже надеть пальто. На знаменитой лестнице Франциска I Сорок пять, эта знаменитая стража короля, уже поджидает его. Они проводят Генриха в королевские апартаменты и нападают на него. Генрих испускает дух у самой королевской кровати. У него в кармане находится собственноручно написанная записка: «Чтобы развязать войну во Франции, необходимо семьсот тысяч ливров». Все это для Испании
Как это вовремя! Генрих III знает, что отныне он находится в большой опасности, так как смутьянка герцогиня де Монпансье, сестра Меченого, а также его брат, Майен, потребуют отмщения. Герцогиня для этой цели наймет немного позже Жака Клемента. Но… ведь испанцы не вторгнутся на французские земли, и страна будет спасена!
Королевская галере
Генрих IV В будущем короли не так уж часто будут удостаивать своим вниманием Блуа. Генрих IV не будет питать к нему симпатий, впрочем, как Людовик XIII. Именно этот замок он выберет в качестве тюрьмы для Марии Медичи, вступившей в заговор против него. Впрочем, ей удается оттуда сбежать, спустившись ночью из замка по веревочной лестни
[показать]Гастон Орлеанский
Брат Людовика XIII, заговорщик Гастон Орлеанский выкупит графство, замок и разместит там свой двор, довольно бесцветный и скучный. Впрочем, его посетит однажды Людовик XIV по дороге в Сен-Жан-де-Люз. Мысли юного короля полностью заняты темноволосой и смуглой Марией Манчини, и поэтому он совсем не обратит внимания на присутствующую среди фрейлин его тетки юную, светлокожую, тщедушную блондиночку, скромную и застенчивую хромоножку. Ее имя ничего ему не говорит. А зовут ее — Луиза де Ла Вальер. Но ее час еще не настал…
Спальня королевы
После смерти Гастона Орлеанского замок придет в состояние медленного загнивания и упадка. Ему придется дожидаться 1843 года, чтобы вновь восстать из руин. Сегодня замок является национальным достоянием и представляет собой прекрасный музей.
[показать]Елизавета (Изабель) орлеанским, герцогиня Гиз с сыном
В начале XVIII века дворец был отведён в распоряжение вдовствующей польской королевы Марысеньки.
Художник Е. Семигиновский-Элеутер. Королева Мария Казимира в окружении детей
Луи-Филипп в XIX веке отреставрировал, заново меблировал и красочно декорировал разорённые за годы революции королевские покои.
[показать]Замок и его сады вокруг
Современный замок
Со времени первых владельцев замка, графов де Блуа, сохранились лишь угловая цилиндрическая башня на южной стороне комплекса, часть крепостной стены и церемониальный зал графов Блуа на северной стороне, в котором на протяжении всей эпохи средневековья короли созывали генеральные штаты.
Он так и называется – Зал Генеральных штатов (Salle des Etats Generaux).
Сильно перестроенное в конце XV века помещение зала, длиной до 30 м и шириной до 18, делится на два нефа аркадой. Своды и стены полихромны, в росписях, теперь сильно поновленных, использовано много золота, хотя эффект этот кажется излишним, уж слишком определенным вкусом XIX века, когда зал реставрировался.
[показать]
Это самый большой зал крепости графов де Блуа, возведенной в начале XIII века. Именно в этом огромном зале – одном из самых старинных залов, сохранившихся в готическом замке, граф де Блуа осуществлял свое правление, судил, принимал почести от своих верных вассалов.
В этом зале, когда замок стал принадлежать королю, при Генрихе III дважды (в 1576 и 1588 гг.) собирались Генеральные Штаты Королевства Франции. Интерьер этого зала с его двумя нефами, разделенными рядом колонн, напоминает капитулярный зал аббатства. Подвесные капители обозначают датировку начала XIII века. У нефов нет каменных сводов, их потолок обшит небольшими, плотно подогнанными деревянными панелями. Стены зала были заново расписаны в XIX веке.
[показать]
Зал Генеральных штатов вошел в ансамбль интерьеров начатого в 1498 году крыла Людовика XII. Именно этот король, во время правления которого Блуа стал фактической столицей страны, затеял первую масштабную реконструкцию. Ему не нужна была крепость – власть короля была неоспорима, и защищаться было не от кого.
Нужна была парадная резиденция. Король, известный своими простыми и приятными манерами, открывает новую эру в управлении государством, "открытую" дипломатию, провозглашенную итальянцами, что и было подтверждено революционной дипломатической акцией – роскошным приемом, оказанным в 1501 году в замке Блуа эрцгерцогу Австрии, с которой Франция была практически в состоянии войны.
Король отозвал мастеров-каменщиков из Амбуаза (Симона Гишара, Жака Сурдо, Колена Биара), под чьим руководством и осуществлялось все строительство в 1498-1503 гг. Эти мастера возводят блок двухэтажного здания, который теперь выходит своим фасадом на площадь перед дворцом.
[показать]
Рядом Залом Генеральных Штатов находится небольшой Археологический музей, где собраны различные строительные материалы, оставшиеся при возведении крыла Франциска I. Кроме того, в коллекцию вошли формы и модели, созданные Дюбаном в XIX веке для реставрации замка.
[показать][IMG]http://data10.gallery.ru/albums/gallery/1249-c511c-28824654-m750x740.jpg">
Постройки Людовика XII, современные по своему духу, по сути своей оставалась глубоко готическими с многих точек зрения: плоскостность фасадов, отсутствие равновесия и симметрии в планировке и распределении оконных проемов, выделение лестничных клеток в отдельные башни, каменные крестовины в окнах, огромная высота кровли, тонкая, очень глубокая и изощренная лепнина, обильный скульптурный декор, включающий, как в соборах, фризы с акантом, пинакли, розетки и, явно средневекового происхождения, подвесные потолочные украшения, декорированные живописными персонажами.
[показать]
Наследуя французские традиции, зодчие становятся на новый путь, который вскоре приблизит эпоху зрелого Возрождения в стране. Пусть большинство архитектурных элементов типичны еще для средневековья, - все же черты нового присутствуют. Окна становятся большими по размерам, два из них превращены в балконы; четкость вертикальных и горизонтальных членений создает определенную пропорциональную структуру, отличную от "вертикализма" готики. "Итальянизмы" видны в ряде декоративных мотивов скульптурного убранства.
[показать]
[показать]
По традиции, типично французской и готической, инициалы и эмблемы владельцев замка выгравированы в камее. Цветки лилий – символы короля, горностаи – королевы Анны Бретонской, украшают колонны галереи
В интерьерах корпуса Франциска I, реставрированных в XIX веке, сохраняются основные принципы оформления помещений, характерные для французского Ренессанса. Форма каминов, богато декорированных, осталась прежней, только усилена и изменена их окраска и позолота.
[показать]
[показать]Цветочные гирлянды, пути, раковины, растительные гротески образуют хорошо организованные скульптурные панно – почти каждое из них заключает в себе изображение саламандры. Стоит вспомнить, что в полумраке вечером, когда помещения освещались только свечами и отсветами огней каминов, яркая окраска стен, позже лишь поновленная, имела определенное художественное значение. И, кажущаяся примитивной и варварской днем, она приобретает благородный облик вечеро
Парадную лестницу украшают дикобразы – эмблема герцогов Орлеанских с их девизом: "De pres comme de loin, je suis redoubtable" ("Вблизи, как и вдали, я опасен!").
[показать]Эмблема Людовика XII над порталом
Конная статуя Людовика XII над порталом
Такой тип статуи – новое явление для Франции. Изображение всадника с портретными чертами лица, причем созданное при жизни самого представляемого, означало апофеоз определенной личности, увековечивало земные деяния человека. Это несомненный триумф светского начала в культуре, явная победа над средневековым мышлением. Пример итальянского искусства явился определяющим, так как тип конного монумента там разрабатывался как основной скульптуре. Оригинальная статуя Людовика XII, возможно, была исполнена итальянцем Гвидо Мацони.
[показать]
Крыло с галереей Чарльза VIII, и Замковой церковьюПуть через портал, над которым установлена конная статуя, ведет во внутренний двор замка. Тут фасад крыла Людовика XII построен с использованием галереи с колоннадой
. "Готицизмы" чувствуются в манере применения колонн двух типов – круглых и квадратных. Колонны эти чередуются. Стволы колонн богато орнаментированы, в характере их оформления есть детали с итальянским влиянием – например, использование арабеска, фигурок обнаженных пути, маскаронов, дельфинов, рогов изобилия. Применение открытой галереи в дворцовой архитектуре до постройки этого здания можно было увидеть во французской архитектуре только в Тальси, где возводит себе резиденцию богатый флорентинец Сальвиати, дом которого стал образцом, породив даже некоторую моду и подражание.
[показать]
Снаружи фасад
Фасад и внутренний двор
Южная лестничная башня
Северная лестничная башня
[показать]
Музей изящных искусств, в крыле Людовика XII
Из галереи открывается обзор всего внутреннего двора замка: слева размещается галерея Карла Орлеанского и капелла Сен-Галле, справа – корпус Франциска I, прямо – крыло Гастона Орлеанского.
Галерея, примыкающая к капелле Сен-Галлэ, южная половина которой была разобрана в XVII веке, ошибочно приписывалась Шарлю Орлеанскому, тогда как она несомненно относится к постройкам времен Людовика XII. В сдержанной простоте этого корпуса нет ничего удивительного, так как он служил своего рода коридором, связывающим два строения, а не жилым помещением.
Построена она из камня и кирпича в том же стиле, что и крыло Людовика XII, но лишена изящества пропорций и декораций. Это и понятно, так как она предшествовала строительству этого корпуса замка. Именно здесь камень и кирпич как строительные материалы были использован совместно.
Современная капелла – это всего лишь хоры прежней капеллы, построенной Людовиком XII на месте древнего античного храма и посвященной в 1508 году св. Кале.
Неф капеллы был разрушен в XVII веке. Витражи в окнах созданы в XX веке мастером Максом Энграном на месте старых, утраченных. Это была частная молельня королевской четы. Генрих III при восшествии на престол произнес в этой капелле слова благодарности Богу.
В непосредственной близости от замка находилась капитулярная церковь св. Спасителя, в которой проходили торжественные богослужения. После Революции она была разрушена. Фасад капеллы, украшенный инициалами Людовика XII и Анны Бретонской, был переделан в XIX веке. Интерьер этого здания с его стрельчатыми сводами, замками свода и геральдическими эмблемами на плитках пола пронизан духом готики.
[показать]
Небольшая терраса около капеллы, с несколькими каштанами, цветущими весной розовыми канделябрами соцветий, с фонтаном, дает возможность любоваться панорамой города, открытой в сторону реки, с руинами башни Фуа, оставшейся от средневековой феодальной крепости, и с силуэтом одной из лучших церквей в городе – храмом Сен-Никола.
Убийство в замке Блуа.Чарльз Durupt (1804-1838)
Людовик XII, столь сильно способствовавший созданию нового облика замка в Блуа, был и инициатором разбивки регулярного сада, созданного по проекту Пачелло де Меркольяно около дворца с западной, внешней его стороны. За садом находился построенный тогда же небольшой павильон Анны Бретонской. Это бывший Ораторий, где Анна после замужества молилась, чтобы Бог даровал ей потомство.
[показать]
Екатерина Медичи, супруга Генриха II, согласно своим прихотям превратила бывшую молельню в купальню, а еще позже, во времена революции, тут размещался арсенал. Возведен этот павильон в стиле Людовика XII, то есть в стиле старых частей всего замка, из кирпича и камня. Восьмигранный в плане, с четырьмя флигелями, он представляет тип центрической постройки, сравнительно редкой для конца XV века.Площадь перед замком, некогда имевшая средневековый характер, сейчас сильно изменила свой вид: готическая церковь Сен-Север уничтожена в XIX веке, укрепления с башнями срыты. Видимо, вокруг такой площади группировались жилые городские дома. Напоминанием об этом служи Фонтан Людовика XII – колодец, оформленный в готическом стиле, правда, сильно реставрированный.
[показать]
западные аспект
Когда Людовик XII умер, замок стал резиденцией Франциска I, любившего комфорт не меньше предшественника. В длинном списке предпринятых им строительных работ, замок Блуа был хронологически первым: крыло Франциска Iбыло начато в 1515 году, то есть с начала его правления, а закончились работы в 1524 году после смерти королевы Клод
Построенное спустя всего лишь 15 лет после крыла Людовика XII, крыло Франциска I, однако, значительно от него отличается. За эти 15 лет французское искусство испытало на себе сильное воздействие итальянского искусства. Крыло Франциска I – один из самых первых шедевров Ренессанса. Из возможных руководителей постройки можно назвать Жака Сурдо, хотя предполагаются и консультации итальянских мастеров, в частности Доменико да Картона.
[показать]
В первом этапе постройки еще ясно ощутимы непреодоленные традиции архитектурного мышления позднего средневековья, лишь богато декорированные в итальянском вкусе, который, конечно, здесь выступает намного явственнее и отчетливее, чем в крыле Людовика XII. Наметился еще один шаг в сторону триумфа зрелого Ренессанса. Возникший тип оказался образцом для многих дворцов, появившихся в долине Луары.
Винтовая лестница
Винтовая лестница, построенная в восьмигранной выступающей башне, была типична для Франции эпохи готики, хотя в то время в долине Луары уже начинают появляться лестницы с прямыми маршами в итальянском стиле. Особую привлекательность придают лестнице открытые марши между угловыми контрфорсами.
[показать]
[показать]
На лестнице в Блуа есть три балкона, предназначенные лишь для того, чтобы любоваться видом на парадный двор. Такие фантастические излишества говорят об активном проникновении идей Возрождения в средневековое сознание. Более того, часто лестница становилась своего рода декорацией для королевских церемоний и праздников. Оноре де Бальзак называл эту башню "китайской пагодой".
[показать]
Поднимаясь по знаменитой лестнице, чтобы попасть в интерьеры корпуса Франциска I, можно отметить повторяющийся ритм диагональных линий в форме маршей, поручней, карнизов, нервюр свода. В медальонах этого свода помещены инициалы и эмблемы Франциска I и его жены Клод де Франс (буква "С" и горностай), а также его матери Луизы Савойской (лебедь со скрещенными крыльями, пронзенный стрелой).
Фасад со стороны двора выполнен в духе готики, что выразилось в отсутствии симметрии и традиционном для французской архитектуры оживлении верхних частей здания: пирамидальная аспидная кровля украшена высокими каминными трубами и большими люкарнами и подчеркнута ажурной балюстрадой. Однако декоративное убранство фасада – совершенно новое.
Окна обрамлены пилястрами, переходящими с этажа на этаж. Из их перекрытий с горизонтальными профилированными межэтажными тягами образуется квадратная сетка, которая, став образцом для подражания, превратилась в отличительный элемент многих замков Луары. Выступающий широкий карниз состоит из нескольких рядов великолепной каменной резьбы, заимствованной из итальянской архитектуры.
[показать]
Северо-Западная аспект
Итальянское влияние проявилось также и во фронтонах люкарн с их нишами в античном стиле и фигурками амуров. Уступка французской традиции – эмблема короля, саламандра (девиз которой "J'encourage le bien et j'etouffe le mal!" – "Я поощряю добро, но я душу зло!") выполнена одиннадцать раз глубоким рельефом на фасаде крыла Франциска I.
Украшением крыла Франциска I стала парадная винтовая лестница, обозначавшая его центр до разрушений, предпринятых Гастоном Орлеанским.
[показать]
Наибольшая достопримечательность корпуса Франциска I – его Рабочий кабинет короля (его еще называют "Черной комнатой), так как он сохранил 237 панелей, каждая из которых своеобразна в своем роде. Они предлагают полные набор декоративных орнаментов, используемых в период раннего Ренессанса – арабески, рога изобилия, маскароны, дельфины и т.д.
[показать]
[показать]
Эта комната знаменита также своими потайными стенными шкафами, или "шкафами с ядом", как образно назвал их в своих романах А.Дюма. Но на самом деле доподлинно неизвестно, прятала ли там когда-нибудь яды Екатерина Медичи. Имелись специальные рычаги и педали, с помощью которых эти шкафчики открывались. Эта затея в готическом стиле, хотя декоративные арабески, украшающие панно, сделаны по итальянскому образцу
[показать]Первый зал (Зал Начальника Стражи) на втором этаже состоит из двух залов, соединенных вместе во время больших реставрационных работ середины XIX века. В это же время архитектором Дюбаном была предпринята коренная реставрация апартаментов Франциска I: было обновлено плиточное мощение пола, заново декорированы стены и расписаны балки потолков. Все камины были переделаны за исключением тех, которые украшали большой зал.Осталось нетронутыми также одно из дверных обрамлений. Эти сохранившиеся элементы очень характерны для художественного оформления интерьеров начала эпохи Ренессанса: обильная декорировка в духе "пламенеющей готики", неглубокий рельеф с вязью, раковинами, рогами изобилия, эмблемами…
Крыло Франциска I постоянно переделывалось и заново обставлялось мебелью: столы в итальянском стиле, фламандские гобелены, кресла с высокими спинками и, особенно, лари, которые в эпоху Ренессанса, как и в средние века, продолжали оставаться основным видом мебели.
Во втором зале, Зале Гвардейцев, представлена огромных размеров вышивка на религиозный сюжет. Здесь можно также увидеть часто публикуемые портреты поэта Ронсара (один – живописный, другой – скульптурный). Действительно, в замке Блуа, предположительно во время бала, Ронсар встретил Кассандру Сальвьяти, которой он посвятил множество своих поэм. Деревянная панель второй половины XVI века точно воспроизводит атмосферу бала при дворе Валуа, который вполне вероятно мог происходить в Блуа. Персонажи исполняют модный итальянский танец, ввезенный во Францию Екатериной Медичи.
Средневековая конструкция старинного замка отчетливо проступает, когда из этого зала выходишь на следующую непосредственно за ним галерею: дверной проем, проделанный в стене двухметровой толщины, а при входе справа – круглый изгиб башни. Галерея, относящаяся также к постройкам Франциска I, пронизана светом и воздухом благодаря своеобразным лоджиям – вариант лоджий Браманте в Ватикане. Из лоджий открывался прекрасный вид на раскинувшиеся внизу сады.
[показать]
Бюсты королевских особ, собранные в этой галерее, напоминают нам о долгих годах, проведенных Екатериной Медичи и ее сыновьями в замке Блуа в последнюю треть XVI века, а также об особом пристрастии, которое их преемник Генрих IV питал к этому замку. Он приказал построить галерею, длиной 200 м, окаймлявшую чудесные сады, которая в XVIII веке превратилась в руины.
[показать]В глубине галереи находится "bargueño" – вид секретера испанского или португальского происхождения со множеством выдвижных ящичков, которые служили для хранения ценностей.
[показать]
За передней комнатой, расположенный в старинной башне XIII века, примыкающей к крепостной стене (следует обратить внимание на толщину стен этой комнаты), находятся Королевские покои, в которых в конце XVI века не раз укрывалась Екатерина Медичи, вынужденная бежать из Парижа, охваченного религиозными волнениями.
Она здесь и умерла 5 января 1589 года, спустя несколько дней после убийства герцога де Гиза. С ее кончиной связана любопытная легенда. Говорят, что Нострадамус предсказал королеве смерть рядом с Сен-Жерменом. Именно поэтому королева уехала из Лувра, рядом с которым находится церковь Сен-Жермен-л'Оксерруа. 4 января у постели Екатерины появился новый врач. На вопрос об имени, эскулап ответил, что его зовут Сен-Жермен. Наутро королева скончалась…
[показать]
Комната, получившая название комнаты Екатерины Медичи, была украшена в процессе реставрации XIX века вензелями Генриха II и королевы. В XVI веке она, однако, не имела характера частных апартаментов, который ей приписывают сегодня. В то время в ней обычно проходили приемы. Углубление в стене давало возможность поместить там на небольшом возвышении кресло с высокой спинкой, покрытое балдахином, на котором восседала королева.
[показать]
Отдельные предметы мебели, приобретенные или полученный в дар, позволяют сегодня воссоздать обстановку этой комнаты. Портреты, украшающие стену, напоминают нам об увлечении Екатерины Медичи искусством портрета, расцвету которого в XVI веке она способствовала.
[показать]
Апартаменты Генриха III.
Расположенная рядом молельня интересна своими расписными деревянными панелями и изящным скульптурным декором апсиды с подвесным замком свода и нишами.
[показать]
В XVII веке Гастон Орлеанский, сосланный в Блуа за интриги против Людовика XIII, направил энергию на строительство нового корпуса замка – крыла Гастона Орлеанского, отличающегося от богато украшенных корпусов предыдущих эпох строгим классицизмом.
[показать]
Корпус, расположенный в глубине двора, был возведен в 1635-1638 гг. Строгий классический стиль этого здания плохо согласуется с обильным фантазийным декором ренессансных корпусов, которые предполагалось снести в случае осуществлении проекта полностью
[показать]
Гастон Орлеанский
[показать]
Архитектор Франсуа Мансар задумал возвести грандиозный дворец вокруг четырехугольного двора, и благоустроить прилегающую территорию с садами, ступенями спускающимися к Луаре, и с монументальным передним двором, окруженным портиками… Этот честолюбивый замысел был похоронен в 1638 году. Было построено только крылу в глубине двора, и то не окончательно. Остаток жизни Гастон Орлеанский провел в корпусе Франциска I, напротив своего незавершенного шедевра.
Центральная часть, выступающая вместе с главным порталом и этажом над ним, выделена колонным портиком с треугольным фронтоном, увеличенным статуями Маара и Минервы. Небольшие полукруглые колоннады маскируют углы, образующиеся в переходах к боковым ризалитом, и тем самым смягчают сочетание прямоугольных форм. Композиция фасада завершена высокой кровлей. Полуциркульный фронтон в центре отмечен картушем с гербом и мраморным бюстом Гастона Орлеанского.
[показать]
В окнах дворца светятся днем окна противоположного фасада, и это, как и цвет слегка сероватого камня, из которого возведено здание, создает впечатление легкости, отнюдь не нарушающее эффекта величия и представительности. Как всегда, Мансар в очень индивидуальном истолковании классицизма находит тонкое сочетание декоративной насыщенности форм и простоты, ясности общего композиционного решения. Эта постройка крупного зодчего не менее совершенна, чем столь известный в истории архитектуры замок Мезон-Лафит близ Парижа.
[показать]
Блуа достаточно компактен. Старый город и замок расположены на левом берегу Луары, через которую перекинут каменный мост на 11 арках длиной в 305 м, соединяющий город с предместьем Вьенна. От ж/д вокзала к пл. Виктора Гюго и замку ведет (500 м) авеню Dr Jean Laigret. Старый город находится к востоку от замка. Пройти к нему можно по пешеходным rue Porte Côte, rue Denis Papin или rue du Commerce. Красивая большая лестница Дени-Папен связывает rue Denis Papin с rue du Palais. Из епископского сада, разбитого к востоку от собора Сен-Луи, открывается живописный вид на Луару, замок и город. В 5 км от города находятся железные минеральные источники Сен-Дени, по своему действию похожие на источники Спа.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]'Roseraie de Blois' (НТ, Francois Dorieux, 1991) В летнее время, с наступлением темноты, в замке дают иллюминированное представление. Подарите себе 45 минут магии в замке Блуа. Спектакль аудио и цветовых спецэффектов освещает грандиозную архитектуру двора. Зрители окунаются в волшебный мир цвета и звуков. Шоу проводится каждый день, начиная с Пасхи и до конца сентября.
[показать]
За полчаса до начала зрители могут выйти в центр двора. Ожидая, можно наслаждаться музыкой и разглядывать подсвеченные фасады, которые знаменуют великолепную панораму французской архитектуры, окружающей двор, в разных стилях появившихся на рубеже с XIII по XVII веков.
[показать]
Во время шоу, голоса Робера Оссейна, Пьера Ардити, Фабрис Лукини рассказывают истории любви, драмы и тайн, которые происходили в замке, согласно сценарию, описанному историком Аленом Деко.
[показать]
[показать]
Это единственное в своем роде шоу в Европе. Оригинальная партитура Эрика Демарсана и постановка Андре Блана
Литература:
• . Louis de la Saussaye, История замка Блуа, 1840.
• Жюль Roussel, Замок Блуа, экстерьеров, интерьеров, каминов, детали скульптуры Арман Guerinet, 1900.
• Анри Bidou, Замок Блуа, Париж, 1931.
• Ив Денис, История Блуа и области, Приват, 1988.
Фредерик Lesueur, Замок Блуа, как оно было, как это он, такой, что он мог бы быть, А. & J. Picard, 1970, 189 стр.
• Жан-Пьер Babelon, Замки Франции в век Возрождения, Flammarion/Picard, Париж, 1989, in 4 градусов.
• Тьерри Иван-Leblond) Жан-Луи Жермен-де-Мари-Сесиль Forest, Сесиль Райхенбах, и Вивиан биол. наук, Блуа, замок an Mil замок Блуа, 2000, 167 стр.
• Феликс Дубана, и Бруно Foucart, Феликс Дубана, цвета архитектора 1798-1870, Maisonneuve & Лароз, Блуа, 2001, 110 стр.
• Тьерри Крепен-Леблан, Замок Блуа, Monum. ред. Наследия, Париж, 2002.
• Жерар Denizeau, Larousse замки, Larousse, Париж, 2003, p. 150-151.
Пьер-Жиль Жиро,Замок Блуа,Издательство " Жан-Поль Gisserot,2009.
Жорж Дюби перевод: Г. А. АбрамовИстория История Франции. Средние века [от Гуго Капета до Жанны д'Арк, 987-1460] издано в 2000 г
Фото:викимедия,.Перевод-Пешкова М.