Это цитата сообщения
rinarozen Оригинальное сообщениеИстория евреев в России
С. М. Дубнов
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Обзор главнейших событий XIX века
[показать] Русские евреи при Александре I в Николае I. Господствовавшие на Западе в начале XIX века освободительные стремления проникли на короткое время и в Россию, где после присоединения Польши жила наибольшая масса евреев. Внук Екатерины Великой, император Александр I (1801-1825 гг.) учредил особый комитет для обсуждения вопроса об улучшении быта евреев в России, а в 1804году утвердил выработанное этим комитетом "Положение об устройстве евреев". Меры просвещения стоят в этом "Положении" на первом плане: евреям открывается доступ в русские учебные заведения и поощряется распространение между ними русского языка. По занятиям евреи разделяются на четыре класса; из земледельцев, фабрикантов к ремесленников, купцов, мещан.
Земледельцам предоставляются значительные податные льготы; занятия же шинкарством и сельскими арендами преследуются, и для этой цели евреям даже запрещается проживать в деревнях. Для привлечения евреев к земледелию правительство отвело пустопорожние степи в Новороссийском крае и предложило желающим селиться там, на льготных условиях. На призыв правительства откликнулись несколько сот еврейских семейств из Северо-Западного края и основали первые земледельческие колонии на юге (1808 г.). Но этот первый опыт был неудачен: непривычность евреев к земледелию, с одной стороны, и трудность заселения дикого степного края, с другой - привели вскоре к упадку южных колоний, которые лишь в позднейшее время возродились к новой жизни. Заботы правительства об улучшении быта евреев в духе права и справедливости тоже скоро ослабели.
Война с Наполеоном (1812 г.) и вступление России в европейский Священный союз (1815г.) отвлекли внимание Александра I в другую сторону. Во второй половине его царствования прежние преобразовательные начинания относительно евреев уступили место иным мерам. Делались бесплодные попытки распространить среди евреев христианство посредством учреждения в 1817 году "Общества израильских христиан"; выселение евреев из деревень в города производилось во многих местах с крайней строгостью, между тем как намеченные "Положением" 1804 года меры к поднятию уровня образования и хозяйственного быта евреев оставались без применения.
В царствование Николая I (1825-1855 гг.) положение евреев значительно ухудшилось. В то время утвердился в правящих кругах средневековый взгляд, что еврейский вопрос может быть решен только путем слияния евреев в религии и образе жизни с коренным русским населением. К достижению этой цели было направлено тогдашнее суровое законодательство. В 1827 г. был издан закон, обязавший евреев к личному отбыванию воинской повинности, по суровому рекрутскому уставу. Продолжительная военная служба (около 25 лет) на далеких окраинах государства отрывала еврея от его семьи и общины и приучала к иной, чуждой ему жизни. В солдаты часто вербовались малолетние еврейские дети, которых отправляли в дальние губернии и там обучали в особых батальонах для малолетних "кантонистов". Вследствие давления военного начальства, большинство кантонистов-евреев принимало православие и больше не возвращалось в родные семьи. Наряду с этим издавались строгие законы, ограничивавшие права евреев по избранию местожительства, рода торговли и промыслов. Вне бывших польских областей, составлявших "черту оседлости евреев", им не разрешалось постоянное жительство.
Только в последнее десятилетие царствования Николая I правительство убедилось, что одними принудительными способами невозможно решить еврейский вопрос и что необходимо принять меры к поднятию уровня образования евреев. По мысли министра народного просвещения Уварова, были устроены в 1840-х годах начальные еврейские училища с общеобразовательным курсом, а также два раввинских училища (в. Вильни и Житомире) для подготовки образованных раввинов и учителей. Но еврейская масса, напуганная прежними мерами правительства, отнеслась недоверчиво к этому новому мероприятию; она видела в "школьной повинности" опасность для своей религии и народности.
Исключительное гражданское положение русских евреев поддерживало их внутреннюю замкнутость. Раввинизм и хасидизм стремились закупорить еврейскую среду от всякого доступа новых идей. Эти два противника, спорившие за власть над массой, вступали в тесный союз всякий раз, когда им грозила опасность от общего врага - просвещения. А новые умственные веяния уже проникали из центров Запада в темное царство восточного еврейства. Исаак-Бер Левинзон из Кременца(1786-1860 гг.) явился глашатаем просвещения среди русских евреев. В своих книгах, писанных на еврейском языке, он проповедовал, что в хедерном воспитании необходимо отдавать предпочтение изучению Библии и древнееврейского языка перед изучением Талмуда, что религия отнюдь не возбраняет изучения иностранных языков и общеобразовательных наук (книга "Теуда беисраиль", 1828г.). Левинзон писал еще научные исследования по истории развития библейского и талмудического иудаизма ("Бет Иегуда", "Зерубавель"), опровергал в особой книге ("Эфес дамим") нелепую басню об употреблении евреями христианской крови и вообще работал для улучшения быта своих несчастных соплеменников. Но лишь немногие из тогдашних русских евреев ценили деятельность Левинзона; вся же масса окружающих его хасидов считала его отступником от религии. Так же недружелюбно смотрели ревнители раввинизма на возникший тогда в Вильне кружок «просвещенных" ("маскилим"). Главной целью этого кружка было восстановление чистой библейской речи в новой литературе. Один из членов виленского кружка,Мордохай-Арон Гинцбург (ум. в 1846 г.), много сделал для выработки еврейского прозаического стиля в своих книгах, содержащих рассказы, описания путешествий, исторические очерки и автобиографию ("Дебир", "Абиззер" и др.).Виленский поэт Авраам-Бер Лебенсон ("Адам") возродил тогда еврейскую стихотворную речь в своих "Песнях священного языка" ("Шире сефат кодеш", 1842г.). Сын его, Михель Лебенеон, безвременно умерший на 24-м году жизни (1852г.), превосходил еще отца по глубине поэтического чувства. Его "Песни Циона" и"Арфа Циона" ("Шире бат-Цион", "Кинор бат-Цион") принадлежат к лучшим произведениям еврейской поэзии.
Евреи в Россах во второй воловине XIX века. Со вступлением на престол императора Александра II (1855 г.), для евреев в России открылась светлая пора надежд и упований. Этот царь-освободитель, положивший конец крепостному праву и стремившийся к реформам во всех отраслях государственного управления,облегчил немного и тяжелую участь евреев. Не вступая на путь коренных преобразований, правительство нашло необходимым постепенно отменять наиболее тяжелые правовые ограничения, установленные для евреев в предыдущее царствование. Была прекращена вербовка еврейских военных кантонистов (1856г.); евреям-купцам первой гильдии, лицам с высшим образованием и ремесленникам, предоставлено было право повсеместного жительства в России(1859-1865 гг.).
Общее образование евреев поощрялось; но на специально-еврейское первоначальное обучение обращалось мало внимания. В 1873году были упразднены оба раввинские училища и все "казенные" еврейские школы, учрежденные при Уварове; их заменили учительские институты и начальные школьного образца; но последние открывались лишь в немногих городах "черты оседлости". Старое хедерное и иешиботское воспитание все еще господствовало в массе народа, между тем как во многих кругах усиливалось стремление молодежи в общерусские учебные заведения. Резкие переходы от хедера к гимназии и от раввинской науки к университетской стали обычными явлениями. Усилилась борьба «отцов" и "детей", т. е. старого и молодого поколений, из которых первое совершенно отгораживалось от русской среды, а второе устремилось к слиянию с ней. Подобно своим западным братьям, многие образованные русские евреи ассимилировались с окружающим населением и отрекались от интересов своего народа.
Между двумя крайними слоями - отсталой правоверной массой и оторвавшейся от своего народа частью общества - стояли истинно просвещенные люди, считавшие своим долгом работать для подъема общественного и духовного уровня еврейской жизни. Эту работу исполняли просветители, или "маскилим", оживившие литературу на древнееврейском языке. Авраам Мапу из Ковны (ум. в 1866 г.) восхищал публику своими историческими романами из библейской эпохи ("Агават Цион","Ашмат Шомрон") и из современного русско-еврейского быта ("Аит цавуа"),написанными блестящим языком пророков. Поэт Лев Гордон (ум. В 1893 г.) довел еврейский стих до совершенства в своих поэмах, лирических и обличительных стихотворениях; в стихах и прозе Гордон резко обличал нетерпимость и косность раввинов и цадиков. Перец Смоленский (ум. в 1885 г.), издававший в Вене журнал"Гашахар" ("Заря") для русских евреев, ратовал в своих романах и статьях за просвещение евреев в национальном духе. "Гамагид", "Гамелиц" и "Гаркамель"положили начало газетной литературе на древнееврейском языке (1855-1860 гг.).- В начале 60-х годов возникла еврейская литература на русском языке. Периодические издания ("Рассвет", "Сион" и "День" в Одессе, новый "Рассвет","Восход" и др. в Петербурге) поставили себе задачу - бороться за гражданскую свободу евреев. Осип Рабинович, Леванда и Богров изображали в своих рассказах на русском языке современную жизнь евреев, с ее темными и светлыми сторонами. Тот же Рабинович и безвременно умерший (1875 г.) публицист Оршанский горячо защищали в своих статьях идею равноправия евреев в России и отражали направленные против них обвинения. Можно было ожидать, что дело, за которое боролись все эти представители русского еврейства, близко к осуществлению; но печальные события, совпавшие с моментом возникновения антисемитизма в Западной Европе, показали, что такие ожидания были преждевременны.
В 1881 и 1882 годах во многих городах южной России происходили нападения христианского населения на евреев. Нападения эти, или "погромы", выражались в разрушении еврейских домов, расхищении имущества, а местами - в избиении людей. Особенно ужасны были погромы в тех областях, где в XVIII веке свирепствовали гайдамаки (Елизаветград, Киев, Балта и другие местности бывшей Украины). Благодаря мерам правительства, погромы с половины 1882 года утихли, повторяясь потом только случайно в разных местах "черты оседлости евреев". Нос этого времени резко ухудшилось правовое положение русских евреев. В царствование Александра III (1881-1894 гг.) были изданы распоряжения: о запрещении евреям вновь селиться в селах и деревнях ("временные правила" 3 мая1882 г.), о допущении еврейских детей в гимназии и университеты в самом ограниченном количестве (1887 г.), о выселении евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891 г.), о недопущении евреев в состав гласных городских дум по выборам (1892 г.) и т. п.
Ухудшение экономического положения евреев вызвало среди них усиленную эмиграцию из России. Главная масса переселенцев направлялась в Америку, а меньшая часть - в Палестину. В Северную Америку переселилось за два последних десятилетия XIX века около миллиона евреев, устроившихся в Соединенных Штатах и Канаде. В Южной Америке образовались еврейские земледельческие колонии (в Аргентине), поддерживаемые на средства известного миллионера-филантропа барона Гирша. В Палестине возникли еврейские земледельческие колонии (в Иудее и Галилее), благодаря щедрым пожертвованиям парижского барона Эдмонда Ротшильда и поддержке еврейского "Палестинского общества" в Одессе.
В связи с событиями последних десятилетии XIX в. произошел подъем национального чувства среди русских евреев. Это выразилось, прежде всего, в том, что значительная часть новой еврейской интеллигенции отвергла вредную идею ассимиляции и сблизилась со своим народом. Многие уверовали даже в возможность постепенного образования еврейского государства в Палестине. Эту идею проповедовала в 1880-х годах партия "палестинцев" ("ховеве-цион"), а в 90-хгодах она приняла более определенную форму в России и Западной Европе под названием "сионизма". С 1897 г. многочисленная партия сионистов, вождем которой был д-р Герцль из Вены, устраивала периодические "конгрессы" (съезды) в Базеле и других местах. Партия рассчитывала, посредством своего» Колониального фонда" и "Национального фонда", развить земледелие и промышленность в Палестине, усилить приток еврейских переселенцев в эту страну и, наконец, создать там большой центр еврейства на основах широкого самоуправления.
ИСТОЧНИК: http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov41.htm