• Авторизация


Без заголовка 27-09-2014 17:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения kakula Оригинальное сообщение

27 сентября родились...

[505x698]
1271
Вацлав II (Венцеслав, Вячеслав)
король Чешский. Лишившись на седьмом году отца своего, Оттокара II, Вацлав был воспитан маркграф. Бранденбургским, Оттоном Длинным. Позже он всецело подчинился влиянию Завиша фон Фалькенштейна, могущественнейшего среди туземной знати, и сверх того бывшего вотчимом короля. Потребовалось вмешательство немецкого императора Рудольфа Габсбургского, тестя Вацлава, чтобы удалить от двора Фалькенштейна, вскоре после того казненного за устройство заговора. Вацлав очень искусно сумел расширить свои владения; кроме Верхней Силезии и Кракова, он приобрел Великую Польшу и в 1300 г. был коронован польским королем; своему сыну он доставил в 1301 г. корону святого Стефана (т. е. венгерскую). При выборе Адольфа Нассауского и Альбрехта I В. старался как можно больше извлечь выгод из своего избирательного права и добился владения Эгером и некоторыми участками в Мейссене. Альбрехт I, недовольный возрастающим могуществом чешского короля, объявил ему войну, но был разбит при Куттенберге (1304); в следующем году военные действия возобновились, но в самом их начале Вацлав умер 21 июня 1305 года. При управлении Вацлав в Богемии процветала торговля и промышленность, была прочно устроена монетная система (богемские гроши существуют с 1300 г.), издано много полезных законов: в Польше был восстановлен порядок. При Вацлаве в Чехии распространялась немецкая культура благодаря большим переселениям немцев. К государственным деятелям, советникам Вацлава принадлежат: мейссенский пробст Бернгард фон Каменц, рыцарь ордена храмовников Бертольд фон Геппенштейн, Дитрих, аббат Вальдзассенский, Арнольд, епископ Бамбергский, и Петр Айхшпальтер, впоследствии архиепископ Майнцский.

[520x699]
1389
Козимо Медичи Старший (Cosimo di Giovanni de' Medici, Cosimo il vecchio)
флорентийский государственный деятель, основатель могущества фамилии Медичи. Родился во Флоренции. Один из лучших государственных людей своего времени, Козимо почти незаметно, без потрясений, превратил флорентийскую республику в наследственную синьорию, неизменно сохраняя народную любовь. Впервые выбранный приором республики в 1416, он сумел составить себе сильную партию, которая вскоре столкнулась с аристократической партией Альбицци, стоявшей тогда во главе Флоренции. Сначала Козимо потерпел поражение; в 1433 его арестовали и только с помощью подкупа ему удалось избавиться от смерти, удалившись в изгнание сначала в Павию, а потом в Венецию; но уже в следующем году его партия одержала верх, и Козимо вернулся во Флоренцию. Став во главе государства, Козимо оставался простым гражданином, не приняв никакого титула и не изменяя республиканских форм. От тирании, вымогательств и насилий Козимо был почти совершенно свободен и пользовался своей властью для устранения внутренних смут и для руководства очень трудными отношениями с Миланом, Венецией и Неаполем. Огромные средства, приобретенные обширными и удачными коммерческими операциями, Козимо употреблял на благо народа: за раздачу хлеба в голодный год он получил название «отца отечества»; Флоренция обязана ему весьма многими сооружениями. Козимо первым из Медичи начал широко покровительствовать художникам, а в особенности учёным и поэтам. Его дворец был первым крупным гуманистическим центром во Флоренции. В 1414 году Козимо женился на Контессине де Барди, двое детей: Пьеро (1416—1469), Жан (1421—1463). Также у него был внебрачный сын Карло (1430—1492). Умер во Флоренции 1 августа 1464 года. Литература: Fabronius, «Cosmi Medicei vita» (Пиза, 1780), и Pellegrini, «Sulla repubblica florentina a tempo di Cosimo il Vecchio» (Пиза, 1889).

1416
Михаил Бехайм (Michael Beheim)
немецкий мейстерзенгер, по ремеслу ткач. Родился в Зульцбахе, феодальном владении Вейнсберга, почему и называется "Poeta Weinsgenbergensis"; по смерти своего господина Конрада Вейнсбергского он отправился ко дворам Альбрехта Бранденбургского, Христиана Датского и Норвежского, позднее Альбрехта Баварского. Затем он прожил некоторое время в Вене у Альбрехта Австрийского и Владислава Венгерского, откуда по случаю возникших неприятностей принужден был, однако, удалиться, после чего успел более прочно основаться при дворе Фридриха Пфальцского. Здесь он вступил в сотрудничество с капланом Маттиасом Кемнатским для составления хроники пфальцграфа Фридриха I, панегирика самого низкого и льстивого свойства, в котором победоносный Фридрих по храбрости превозносится выше Александра Македонского и Ганнибала, а по благочестию - выше Энея. Хроника эта состоит из двух частей: одной прозаической - Маттиаса, и другой рифмованной - Бехайма, обе были изданы К.Гофманом в "Quellen und Er ц rterungen zur bayr. und deutschen Geschichte" (2 и 3 тома, Мюнхен, 1857). Многочисленные стихотворения Бехайма по своему содержанию большей частью относятся к историческим событиям его времени и представляют во многих отношениях культурно-исторический интерес. По форме и языку они обнаруживают глубокое падение немецкой литературы в XV столетия. Его "Buch von den Wienern" издал Караян (Вена, 1843), издавший также некоторые другие стихотворения Бехайма: "Von der hohen Schule zu W ien", "Von dem kцnig Ladislaus, wie er mit den Tь rken streitet" в "Quellen und Forschungen zur Geschichte der vaterl д ndischen Litteratur und Kunst" (том I, Вена, 1848). Его духовные стихотворения напечатаны в "Deutsches Kirchenlied" Фил.Ваккернагеля (том II, Лейпциг, 1867). Бехайм был убит в Сульцбахе в 1474 году.

[644x699]
1507
Гийом Ронде (Guillaume Rondelet)
французский натуралист и врач, который внес существенный вклад в зоологию своими описаниями морских животных, прежде всего Средиземного моря. Он много путешествовал по Европе со своим патроном Кардиналом Тороном. Вернувшись в Монпелье в 1545 году, он продолжил преподовать медицину, однако продолжал интересоваться зоологией, и в 1554 году издал толстый компедиум о жизни моря, который был намного полнее более ранних работ в этой области. Это работа положила начало науке ихтиологии и была классической на протяжении более чем столетия. Он также издал несколько работ по диагностики заболеваний и фармакологии. Умер Гийом Ронде 30 июля 1566 года.

[350x700]
1533
Стефан Баторий (венгерское имя - Bбthory Istvбn; румыенское имя - tefan Bбthory; польское имя - Stefan Batory; литовское имя - Steponas Batoras; белорусское имя - Стэфан Баторый)
король польский (с 1575) и великий князь литовский (с 1576), сын Иштвана IV, воеводы Трансильвании. Родился в Шимлеу-Силванией, в Трансильвании, сын князя Иштван IV Батори и Катажины Телегди, дочери коронного подскарбия Стефана Телегдьего. Учился в Падуанском университете. В 1571—1576 — трансильванский князь. После бегства короля Генриха Валуа в 1574 году в Речи Посполитой наступил период бескоролевья. Православные западно-русские шляхтичи (среди которых выделялся Кшиштоф Граевский) выдвинули в кандидаты на польскую корону царя Ивана IV — в целях заключения унии с Московским государством и ведения совместной борьбы против турок и крымских татар. Затем, как кандидаты, выдвигались император Священной Римской империи Максимилиан II и австрийский эрцгерцог Эрнст, которые также придерживались курса на борьбу с Турцией и были поддержаны Москвой. Турецкий султан прислал шляхтичам грамоту с требованием, чтобы они не выбирали в короли императора Священной Римской империи Максимилиана II, и в качестве одного из претендентов был назван Стефан Баторий. Татарский набег в сентябре—октябре 1575 года на восточные земли Речи Посполитой (Подолию, Волынь и Червонную Русь) толкнул среднепоместную шляхту к кандидатуре Батория. По её настоянию именно он был избран в польские короли. В 1576 году члены элекционного сейма Великого княжества Литовского (ВКЛ) провозгласили трансильванского князя и короля Польши Стефана Батория великим князем литовским. В 1578 году Стефан приобрел для рода Батори права на престол Ливонского Королевства. Будучи по национальности венгром (секеем), Стефан национальными языками подвластного ему населения почти не владел и с подданными изъяснялся на латыни, на котором проходило его обучение в итальянском университете. Последние несколько лет жил в городе Гродно, где реконструировал Старый замок под новую королевскую резиденцию, но в декабре 1586 скоропостижно скончался (вскрытие его тела считается первым таким медицинским актом на территории Восточной Европы); в Гродно он был первоначально и похоронен, но позже его гроб перевезли в Краков. Стремился к укреплению королевской власти, вёл борьбу с магнатами, оказывал поддержку католическому духовенству и иезуитам в противостоянии реформационным движениям. Некоторое время был союзником Турции, затем участвовал в создании антитурецкой лиги.
[700x350]
Был одним из самых решительных и успешных военных противников Московского государства. Из внутренних реформ, введенных Баторием в Польше, особенно заслуживает внимания устройство запорожских казаков, которым он дал правильную организацию, наделил землями, позволил самим выбирать гетмана и все военное начальство, оставляя за королем право наделения гетмана знаменем, «булавой» и печатью и утверждения его после принятия присяги на верность. За это был установлен как «патрон», формально первый гетман запорожских козаков. Желая восстановить не только политический, но и духовный мир в Польше, Баторий старался привести к соглашению с католичеством диссидентов, для чего не прибегал, однако, никогда к насилию, но старался действовать гуманно и мирно. Король управлял страной без знания языков своих подданных (пользовался латынью), регулярно декларировал свою личную приверженность католицизму, а для осуществления многочисленных реформ постоянно нуждался в грамотных исполнителях. Таких людей ему могла дать только эффективно работающая система школ. Её он увидел у иезуитов. Поэтому первый коллегиум для иезуитов он учредил у себя на родине в Коложваре (ныне Клуж-Напока; 1579). А затем в течение пяти лет были основаны иезуитские коллегиумы в Люблине (1581), Полоцке (1582), Риге (1582), Калише (1583), Несвиже (1584), Львове (1584) и Дерпте (1586). Для основания коллегиумов в Гродно и Бресте не хватило кадровых ресурсов у провинции ордена и времени жизни у короля. В связи с нацеленностью внешней политики на восток Баторий стремился развивать инфраструктуру государственного управления в границах Великого княжества Литовского, планировал перенести столицу Речи Посполитой в Гродно, где перестроил королевский замок, и поддержал иезуитов в стремлении создать высшее учебное заведение в ВКЛ. 1 апреля 1579 года выдал привилей, согласно которому учреждённая в 1570 году в Вильне иезуитская коллегия преобразовывалась в Академию и университет Виленский Общества Иисуса (Almae Academia et Universitas Vilnensis Societatis Jesu).
[700x345]
Булла папы римского Григория XIII 30 октября 1579 года подтвердила привилей Стефана Батория, дата которой считается датой основания Вильнюсского университета. При комплектовании армии Баторий отказался от шляхетского ополчения, широко использовал наёмников, главным образом венгров и немцев, пытался создать постоянную армию путём набора солдат в королевских имениях. В 1579—1582 годах принимал участие в Ливонской войне (1558—1583) и искусным маневрированием добился ряда побед над войсками Московского государства, сведя на нет все завоевания Ивана Грозного в Ливонии. Конные отряды из войска Батория заняли Смоленщину и Черниговщину. Но после безуспешной осады Пскова король заключил перемирие с Московским государством (Ям-Запольский мир).Умер в Гродно 12 декабря 1586 года. Восстановленный в 1919 году в Вильне университет носил имя Стефана Батория (Университет Стефана Батория). Именем Батория называется улица в Вильнюсе, ведущая от центра города в направлении Полоцка, и одна из улиц в центре Гродно.
В храме — больше чем священник,
В государстве — больше, чем король,
В бою — больше, чем воин,
На страже свободы — больше, чем гражданин,
В дружбе — больше, чем друг.
В 1994 году в Большом дворе ансамбля Вильнюсского университета была установлена мемориальная таблица в память короля польского и великого князя литовского Стефана Батория, основателя Виленской академии и Университета Общества Иисуса, с надписью на латинском языке из польского хрониста XVI века Мартина Кромера. Литература: Рейнгольд Гейденштейн. Записки о московской войне (1578—1582), перевод с латинского, Санкт-Петербург, 1889; Победа Пскова в 1581—1582 гг. над польским королём Стефаном Баторием; Иловайский Д.И. Иван Грозный и Стефан Баторий в борьбе за Ливонию // Исторический вестник, 1889. — Том 35. — № 2. — Страницы 334—347.

[527x699]
1601
Людовик XIII Справедливый (французское имя - Louis XIII le Juste)
король Франции и Наварры с 14 мая 1610 года. Родился в Фонтенбло. Из династии Бурбонов. Вступил на престол в возрасте 8 лет после убийства отца — Генриха IV. Во время малолетства Людовика его мать Мария Медичи, как регентша, отступила от политики Генриха IV, заключив союз с Испанией и обручив короля с инфантой Анной Австрийской, дочерью Филиппа III. Это возбудило опасения гугенотов. Многие вельможи оставили двор и начали готовиться к войне, но двор 5 мая 1614 г. заключил с ними мир в Сент-Мену (Sainte-Menehould). Брак с Анной осуществился лишь в 1615 году, однако отношения Людовика с супругой не сложились и он предпочитал проводить время в обществе своих миньонов Люиня и Сен-Мара, в которых молва видела любовников короля. Лишь в конце 1630-х годов отношения между Людовиком и Анной наладились, и в 1638 и 1640 родились их двое сыновей, будущие Людовик XIV и Филипп I Орлеанский. Новая эпоха началась после долгих колебаний Людовика лишь в 1624 году, когда кардинал Ришельё стал министром и вскоре забрал в свои руки управление делами и неограниченную власть над королём. Гугеноты были усмирены и потеряли Ла-Рошель. В Италии французскому дому Неверов было обеспечено престолонаследие в Мантуе после Войны за мантуанское наследство (1628—1631). Позже Франция весьма успешно действовала против Австрии и Испании. Внутренняя оппозиция всё более лишалась значения. Людовик уничтожал замыслы, направленные против Ришельё со стороны принцев (в том числе своего брата, Гастона Орлеанского), вельмож и королевы-матери, и постоянно поддерживал своего министра, действовавшего на благо короля и Франции.
[700x350]
Так, он дал полную свободу Ришельё против своего брата, герцога Гастона Орлеанского, во время заговора 1631 года и мятежа 1632 года. Практически этой поддержкой Ришельё и ограничивалось личное участие короля в делах управления. После смерти Ришельё (1642) его место занял его ученик - кардинал Мазарини. Однако король пережил своего министра лишь на год. Людовик умер в Сен-Жермен-ан-Лэ 14 мая 1643 года, за несколько дней до победы при Рокруа. В 1829 году в Париже на площади Вогезов Людовику XIII был поставлен памятник (конная статуя). Он был поставлен на месте памятника, возведённого ещё Ришельё в 1639 году, но разрушенного в 1792 году во время революции. Людовик был страстным любителем музыки. Он играл на клавесине, виртуозно владел охотничьим рожком, пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни (airs de cour) и псалмы. Он с детства начал учиться танцам и в 1610 году официально дебютировал в придворном Балете Дофина. Людовик исполнял в придворных балетах благородные и гротескные роли, а в 1615 году в Балете Мадам выступил в роли Солнца. Людовик XIII — автор куртуазных песен и многоголосных псалмов; музыка его также звучала в знаменитом Мерлезонском балете (1635), для которого он сочинил танцы (Simphonies), придумал костюмы, и в котором сам исполнил несколько ролей. Литература: A. Bazin, «Histoire de France sous Louis XIII» (Париж, 1846); Topin, «Louis XIII et Richelieu» (Париж, 1876); B. Zeller, «La minoritй de Louis XIII, 1610-1612» (Париж, 1892); А.Булычёва, «Сады Армиды» (Москва, 2004); В.В.Шишкин Дворянское окружение Людовика XIII. // Французский ежегодник 2001. Москва, 2001. Жизнь Людовика XIII описана в знаменитом романе Дюма старшего «Три мушкетёра».

[531x700]
1622
Карел Дюжарден (Karel Dujardin)
нидерландский художник и гравёр. Родился в Амстердаме. Карел Дюжарден учился у Клааса Берхема и Паулюса Поттера. Он побывал в Италии и проживал в Лионе. В 1656 г. он участвовал в создании общества «Pictura» в Гааге. Позднее он некоторое время проживал в Амстердаме, потом уехал в Италию и умер в Венеции. Дюжарден писал в основном пейзажи Италии, на которых изображал для оживления животных, жанровые картины и изящные портреты и исторические полотна. Особенно известны его сцены из сельской жизни. Большое количество работ Дюжардена находится в Лувре и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а также в Амстердаме, Гааге, Касселе и Берлине. В начале творчества Дюжарден предпочитал чистые золотистые цвета, а с 1660 г. он писал в холодных серебристых тонах. 52 гравюры Дюжардена являются шедеврами этого направления искусства. Умер в Венеции 20 ноября 1678 года. Галерея: Святой Павел исцеляет хромого в Листре. 1663. Рейксмузей. Амстердам; Больная коза. Середина XVII в. Дворец Шлайсхайм. Мюнхен; Мальчик-пастух. Середина XVII в. Маурицхёйс. Гаага; Остановка на итальянском постоялом дворе. Середина XVII в. Национальная галерея Шотландии. Эдинбург;
Пастух с пегой лошадью. Около 1675. Лувр. Париж; Пейзаж с фигурами. Национальная картинная галерея Армении.

[489x699]
1627
Жак Бенинь Боссюэ (французское имя - Jacques Bйnigne Bossuet)
знаменитый французский проповедник и богослов XVII века, писатель, епископ Мо. Родился в Дижоне. Боссюэ был родом из дворянской семьи. Его дед Жак Боссюэ участвовал в гражданских войнах на стороне Католической Лиги. В восьмилетнем возрасте тонзурован. Окончил коллеж иезуитов в Дижоне. В 1642 г. отправился в Париж, где был введён в круг посетителей салона маркизы Рамбуйе; своей импровизацией обратил на себя внимание Вуатюра. Изучал философию и теологию в Наваррском коллеже. Испытал влияние святого Винсента де Поля, который стал для него образцом жизни во Христе. В 1652 г. получил степень доктора теологии; рукоположен. До 1659 г. пребывал главным образом в своём диоцезе — в городе Мец, вёл проповедническую деятельность. Затем перебрался в Париж, где в 1662 выступает с проповедью в Лувре и обращает на себя внимание Людовика XIV. В 1669 г. назначен епископом Кондомским, однако в действительности так и не стал руководить диоцезом, так как в 1670 г. король поручил ему воспитание дофина (см. Людовик Великий Дофин). В этой должности Боссюэ руководил изданием «очищенной» библиотеки классиков Ad usum Delphini. 8 июня 1671 г. Боссюэ был избран членом Французской Академии. В 1680 г. дофин женился на принцессе Баварской; год спустя Боссюэ был назначен епископом Мо, посвятив остаток жизни защите католической религии. В 1682 г. Боссюэ, на правах одного из духовных лидеров Франции, произносит вступительную речь на ассамблее духовенства, собранной королём для утверждения прав галликанской Церкви в её конфликте с Римом. В жизни Боссюэ отличался простотой и искренностью, преданным отношением к друзьям, великодушием и щедростью, а также исключительным трудолюбием и упорством. Не случайно соученики по коллежу дали ему прозвище bos suetus aratro, «бык, привыкший к плугу». Поддерживал переписку с Лейбницем, дружил с Лабрюйером. Один из современников называл Боссюэ «последним из отцов Церкви». Боссюэ написал ряд библейских толкований в виде гомилий: на Откровение Иоанна Богослова (1689), на Псалтырь и Песнь Песней (1690), на Притчи, Книгу Екклезиаста, Премудрости сына Сирахова (1693) и на пророчества Исайи о Христе(1704). Боссюэ поднял проповедь на новый, невиданный ранее уровень. В его представлении проповеднику надлежало обладать глубокими познаниями, прежде всего касательно святоотеческой традиции (Тертуллиан, Киприан, Климент Александрийский, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Златоуст). Боссюэ разнообразил проповеди по стилю и тональности (от сугубо дидактических до поэтических), в зависимости от аудитории, к которой обращался. При этом он исходил из принципа Августина: пользование риторическими приёмами не возбраняется, но лишь в с учётом основной цели проповеди. Строгость и ясность проведей Боссюэ, их высокая патетика роднит их с творениями французского классицизма (Корнель, Расин).
[655x700]
Наибольший интерес представляют «Проповедь о провидении» (1662) и «Проповедь о божественности религии» 1665). Особой популярностью среди сочинений Боссюэ пользовалась книга «Изложение учения католической Церкви» (L’Exposition de la doctrine de l’Eglise catholique, 1671), которая способствовала обращению Тюренна. В своих историософских трудах Боссюэ заново осмыслил идею провиденциализма. В трактате «Рассуждение о всеобщей истории» (Discours sur l’histoire universelle, 1681) он рассматривал исторические события с точки зрения промыслительных деяний Божьих; проследил путь, которым Провидение вело человечество к Иисусу Христу и Его Церкви. Боссюэ критиковал рационалистическое истолкование Святого Писания Ришаром Симоном и осуждал квиетизм своего приятеля Фенелона. Не будучи янсенистом и даже осуждая их позицию, Боссюэ в то же время был связан с ригористическим крылом католицизма. В «Трактате о познании Бога и самого себя» (Traite de la connaissance de Dieu et de soi-meme, 1722) ощущается влияние Декарта и Паскаля: по Боссюэ, человек способен познать самого себя лишь через христианское Откровение. В трактате «Политика, основанная на словах Священного Писания» (La Politique tiree des propres paroles de l"ecriture sainte, 1709) Боссюэ основывался не только на Библии, но и на трудах Аристотеля, Августина, Гоббса, а также на практическом опыте французской монархии. Санкционируя абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу и обусловленную Божественной волей, Боссюэ отличал его от деспотизма и указывал на необходимость следования монархом законам морали. Государственная власть для Боссюэ — способ обеспечить выживание человечества, находящегося во власти дурных наклонностей (следствие первородного греха). Боссюэ хотелось воссоединить протестантов с католиками. Его полемический труд «История уклонений протестантских церквей» (Histoire des variations des Eglises protestantes, 1688) — ценный источник по истории Реформации; он содержит выпуклые и вместе с тем нелицеприятные портреты её лидеров — Лютера, Цвингли, Кальвина, Меланхтона (последний вызывал особый интерес у Боссюэ, как жертва эпохи и её заблуждений). Всемирную славу снискали «Надгробные речи» (Oraisons funebres), которые Боссюэ писал с 1656 г.; они представляют большой литературный интерес. Среди них речи, посвященные Анне Австрийской (1667), Генриетте Английской (1670), Марии-Терезии (1683) и др. Последняя из надгробных речей была произнесена Боссюэ в Соборе Парижской Богоматери по случаю кончины принца Конде 10 марта 1687 г. Боссюэ давно был знаком с Великим Конде и представил его не только выдающимся государственным деятелем, но и уделил большое внимание его обращению (сравнив его с Тюренном). Прощаясь с Конде, Боссюэ прощался и с жанром надгробной речи. Умер в Париже 12 апреля 1704 года. Издания сочинений: uvres complиtes. V. 1-31. Paris, 1862—1866; Oeuvres. — P.: 1979 (Bibliotheque de la Pleiade); Надгробные слова Боссюэта, епископа Мосского. Санкт-Петербург, 1822; Боссюэ. Размышления на Евангелие. Петроград, 1916. Литература: Лебедев М. Боссюэт, епископ Моский, и значение его для Католической Церкви во Франции // Труды Киевской духовной академии. 1868. № 1, 4; Панов И. Боссюэт и его проповеди. Санкт-Петербург, 1888; Лансон Г. Боссюэ и Бурдалу // История французской литературы / Перевод с французского. Москва, 1896. Том 1. Глава 6; Лопухин А.П. Промысл Божий в истории человечества: Опыт философско-исторического обоснования воззрений блаж. Августина и Боссюэта. Санкт-Петербург, 1896; Денисюк Н. Жак Бенин Боссюэ // Отдых христианина. 1916. N 5/6, 7/8; История французской литературы. Том 1. Москва; Ленинград, 1946. Страницы 459—461; Самойлович К.Ю. Проблематика «Надгробных проповедей» Жака-Бениня де Боссюэ // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. Языкознание. Литературоведение. — 1996. — Выпуск 2. — Страницы 84-89; Truchet J. La Prйdication de Bossuet. Йtude des thиmes. — Paris: 1960. — Vol. 1-2; Le Brun J. La spiritualitй de Bossuet prйdicateur. — P.: 2002.

[568x700]
1630
Михаэль Леопольд Лукас Вильманн (немецкое имя - Michael Leopold Lukas Willmann)
немецкий живописец стиля барокко. Родился в Кёнигсберге (ныне Калининград Российской Федерации). Первые уроки живописи получил у отца, Кристиана Петера. Решающим для творческого развития М. Вильманна послужила состоявшаяся около 1650 года поездка в Голландию и Фландрию, во время которой он познакомился с картинами, оказавших на него влияние Рубенса, Рембрандта и Ван Дейка. Из-за недостатка средств Вильманн не смог посетить Италию, чтобы завершить свое художественное образование. В 1657—1658 годах М. Вильманн служил художником при берлинском дворе, недолго в Праге, затем в Бреслау, где около 1656 года у него возник конфликт с местной гильдией художников. В 1660 году живописец переехал и поселился в Леубусе, обзавелся семьей, открыл художественную мастерскую и прожил до конца жизни, работая, в основном, для местных цистерцианцев. Позже поселился в монастыре Лейбус, где писал алтарные картины для окрестных монастырей, а также пейзажи, церковные портреты и мифологические картины («Похищение Европы», 1679). Библейские сюжеты занимали основное место в творчестве Вильманна. Многочисленные фрески художника до сегодняшнего дня украшают церкви и монастыри Силезии. Современники называли художника «силезским Рафаэлем». Самая большая коллекция полотен М.Вильманна ныне находится в национальном музее Вроцлава. Некоторые полотна М. Вильманн, считавшиеся утерянными, находят и сегодня. Умер живописец в Нижней Силезии (ныне Польша) в монастыре Лейбус 26 августа 1706 года. Галерея работ: Пейзаж со сном Иакова. Лестница ангелов (около 1691); Апофеоз и Святая Маргарита; Освобождение Андромеды (после 1682); Орфей играющий на арфе (около 1670). Литература: Susanne Christof. Michael Willmann. Die Apostelmartyrien des Zisterzienserstiftes Leubus.

[599x700]
1657
Софья Алексеевна
царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване. Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены — Марии Ильиничны Милославской и была шестым ребенком и четвёртой дочерью среди шестнадцати детей Алексея Михайловича. Получила традиционное княжеское имя «Софья», так же звалась её рано умершая тетка царевна Софья Михайловна. После смерти бездетного Фёдора Алексеевича его братья — слабый физически 16-летний Иван и 10-летний Пётр — оба были провозглашены царями Патриархом Иоакимом и боярами. Бояре Милославские во главе с Софьей (полнородной сестрой Ивана, но единокровной сестрой Петра лишь по отцу) решили оспорить царское двоевластие. В мае 1682 г. Софье удалось инспирировать Стрелецкий бунт. Стрельцы — «служилые люди по прибору» — были значительное время одной из главных военных сил государства. В конце XVII в. положение их ухудшилось, постоянно находился повод для недовольства условиями службы, неоднократно происходил бунт солдатской массы. Петр видел, как бородатые стрельцы громили сторонников его родственников — Нарышкиных. Не раз потом в подмосковном Преображенском, куда была вынуждена уехать его мать, Петр вспоминал эти события. Софья пришла к власти, опираясь на своего фаворита Василия Голицына и стрельцов. 25 сентября 1682 стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре. Софья была умной, властной, честолюбивой, знала польский язык, латынь и даже сочиняла стихи. По преданию, Софья разыграла в своём тереме комедию Мольера «Лекарь поневоле». Вольтер говорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием». Не имея законной возможности взойти на престол, царевна тем не менее чрезмерно жаждала власти, что приводило к частым конфликтам, в том числе и с людьми, её поддерживавшими. У де ла Невилля и Куракина приведены позднейшие слухи о том, что между Софьей и Голицыным существовала плотская связь. Однако ни переписка Софьи с фаворитом, ни свидетельства времени её правления не подтверждают этого. «Дипломаты не видели в их отношениях ничего, кроме благоволения Софьи к князю, и не находили в них непременного эротического оттенка». В 1682 году восставшие стрельцы хозяйничали по всей Москве и даже захватили Кремль. Софья же своими умелыми действиями, почти не пролив крови, пресекла его (в то время как Пётр I значительно менее масштабный бунт 1698 года жёстко подавил). Бунтовщики решили привлечь старообрядческого апологета священника Никиту из города Суздаля, выдвинув его на духовный диспут с патриархом. Царевна перенесла «прения о вере» во дворец, в Грановитую палату, изолировав тем о. Никиту от толпы народа. Не имея достаточной аргументации на доводы суздальского иерея, патриарх Иоаким прервал диспут, объявив своего противника «пустосвятом». Позже священник был казнён. А царевна продолжила борьбу с «расколом» уже на законодательном уровне, приняв в 1685 г. знаменитые «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, обвинённых в «расколе». При Софье был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, невыгодный Нерчинский договор с Китаем (первый русско-китайский договор, действовал до 1858 года). В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар, но они не принесли большой выгоды, хотя и укрепили авторитет России в глазах союзников по Священной лиге. 31 июля 1687 года в Париж прибыло русское посольство, посланное регентшей к Людовику XIV с предложением присоединиться к Священной лиге против турецкого султана, — на тот момент французского союзника. В 1687 была образована Эллино-греческая академия — первое светское высшее учебное заведение России, впоследствии (1755) из неё образовался Императорский Московский университет.
[700x362]
9 июня 1689 г. Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по понятиям того времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны (малолетство царей), но она продолжала удерживать в своих руках бразды правления. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только её распоряжения. Между Кремлём (резиденцией Софьи) и Преображенским, где жил Пётр, установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путём. В ночь с 17-го на 18-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья и царица Евдокия в сопровождении всего потешного войска, которое к тому времени составляло внушительную военную силу, способную выдержать длительную осаду в троицких стенах. В Москве известие о бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к примирению, но в Москву патриарх не возвратился, предпочтя остаться с царём. 6 сентября из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении рядовых стрельцов, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение — смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам отлучаться из Москвы, также под страхом смерти. Некоторые стрелецкие начальники и рядовые стрельцы, улучив момент, тайком перебегали к Троице. Софья чувствовала, что время работает против неё, и решила лично договориться с младшим братом, для чего выехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом, а посланные ей навстречу стольник И.Бутурлин, а затем боярин, князь Троекуров объявили ей, что царь её не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будет применена сила. Софья возвратилась в Москву ни с чем. Об этой неудаче Софьи стало широко известно, и бегство стрельцов, приказных чиновников и бояр из Москвы участилось. В Троице их благожелательно встречал боярин князь Б.А.Голицын — бывший дядька царя, на это время ставший главным советником Петра, и распорядителем в его ставке. Вновь прибывшим высокопоставленным сановникам и стрелецким начальникам он самолично подносил чарку и от имени царя благодарил за верную службу. Рядовым стрельцам тоже раздавали водку и наградные. Пётр в Троице вёл образцовую жизнь Московского царя: присутствовал на всех богослужениях, оставшееся время проводил в советах с членами боярской думы и в беседах с церковными иерархами, отдыхал только в кругу семьи, носил русское платье, немцев не принимал, что разительно отличалось от образа жизни, который он вёл в Преображенском и который неодобрительно воспринимался большей частью всех слоёв русского общества — шумные и скандальные застолья и забавы, занятия с потешными, в которых он нередко выступал в роли младшего командира, а то и рядового, частые посещения Кукуя, а, в особенности, то, что царь с немцами держался, как с равными себе, в то время как даже самые знатные и сановные русские, обращаясь к нему, согласно этикету должны были называть себя его рабами и холопами. Софья, между тем, одного за другим теряла своих сторонников: в начале сентября в Троицу ушла во главе с генералом П.Гордоном наёмная иноземная пехота — наиболее боеспособная часть русского войска. Там она присягнула царю, лично вышедшему навстречу. Высший сановник правительства Софьи, «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель», князь В.В.Голицын уехал в своё подмосковное имение Медведково, и устранился от политической борьбы. Активно поддерживал правительницу только начальник стрелецкого приказа Ф.Л.Шакловитый, всеми средствами старавшийся удержать стрельцов в Москве. От царя пришёл новый указ — схватить (арестовать) Шакловитого и доставить в Троицу в железах (в цепях) для розыска (следствия) по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого, разделят его судьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Она сначала отказывалась, но была вынуждена уступить. Шакловитый был отвезён в Троицу, под пыткой дал признание и был обезглавлен. Одним из последних явился в Троицу князь В.В.Голицын, где он не был допущен к царю, и сослан с семьёй в Пинегу, в Архангельский край. У правительницы не осталось людей, готовых рискнуть головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский монастырь (Путивль), ей пришлось подчиниться. Вскоре Пётр решил, что держать её вдалеке небезопасно, и перевёл в Новодевичий монастырь. В монастыре она содержалась под стражей. Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла 14 июля 1704, перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве. В старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами. Литература: Беляевский летописец // Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей / Составитель и редактор А.П Богданов. — Москва: Современник, 1990. — Страницы 27 - 44. — 448 страниц. — ISBN 5-270-00708-8. (в переплёте); Василенко Н.П. София Алексеевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 13. Царевна Софья; Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Том 14, главы I, II; Лавров А.С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682—1689 гг. — Москва: Археографический центр, 1999. — 304 страницы. — 1 000 экземпляров. — ISBN 5-88253-035-0. (в переплёте); Помяловский М. София Алексеевна // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Седов П.В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в. — Санкт-Петербург, 2006; Богданов А.П. Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения) // Материалы XV Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Серия «История». — Новосибирск, 1977. — Страницы 39–48; Описание бунта бывшего в 1682 году. С рукописи // Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого. Изданное трудами и иждивением Фёдора Туманского. – Часть 1. — Санкт-Петербург: Шнор, 1787. — Страницы 111 – 229; Хьюз Л. Царевна Софья / Линдси Хьюз / Перевод с английского и научное редактирование: кандидат исторических наук С.В.Лобачёв; Рецензенты: д. исторических наук, профессор С.А.Козлов, доктор исторических наук, старший научный сотрудник А.П.Павлов. — Санкт-Петербург: Гранд, 2001. — 416 страниц — 4 000 экземпляров — ISBN 5-9204-0003-X. (в переплёте); Алексей Венедиктов Семь вопросов о царевне Софье // Дилетант. — 2013. — № 10 (22), Октябрь 2013; Hughes, L. Sophia, Regent of Russia 1657—1704. New Haven and London, 1990; Boskovska, N. Die russische Frau im 17. Jahrhundert. Kцln, 1998; Кинематограф: Ирина Жерякова - «Романовы. Фильм Второй» (2013).

[445x698]
1676
Иоганн Габриель Доппельмайер (Johann Gabriel Doppelmayr)
немецкий математик и астроном. Иностранный член Российско акдкмии наук. Автор карты Луны. Лунный кратер Доппельмайер (широта 28,5 ° южной широты и долготы, 41,4 ° западе), и малая планета 12622 Доппельмайр названы в его честь. В этот атлас Доппельмайера Иоганна Габриеля собраны большинство астрономических карт которые он подготовил за годы публикации и которые были опубликована в нескольких атласах. Эти ранние атласы позволяют сделать вывод о приблизительной даты по разработке и подготовке Доппельмайером листов карт. Умер 1 декабря 1750 года.

[676x699]
1677
Джованни Карло Мариа Клари (Giovanni Carlo Maria Clari)
итальянский композитор. Родился в Пизе. В 1695 г. была с успехом поставлена в Болонье его опера «Обезумевший мудрец» (итал. «Il Savio delirante»). В 1720 г. издана коллекция его дуэтов и трио, отличающихся мастерской техникой, мелодичностью и вкусом.
[700x361]
В 1823 они вновь изданы в Париже. Из духовных сочинений Клари известны «Stabat Mater», «Benedictus», «Domine», «De profundis», Реквием, псалмы и др. Умер в Пизе 6 мая 1754 года.

1688
Виллем Якоб С`Гравесанде (Willem Jacob's Gravesande's; Виллем Якоб Сторм Гравезанд; Виллем Якоб Схавесанде)
голландский ученый. Учился в Лейденском университете (1704-1707), с 1717 г. – профессор математики и астрономии, с 1734 г. – профессор философии университета. В 19 лет написал сочинение «Опыт о перспективе» (1711) в котором были продолжены традиции С.Стевина и Ф.Гира. Изобрел новый гелиостат (1719), сделал ряд физических открытий, в частности доказал тепловой расширение твердых тел (кольцо Гравезанда). Популяризировал идеи Ньютона. Умер 28 февраля 1742 года.

[405x699]
1719
Абрахам Готхельф Кeстнер (Kдstner Abraham Gotthelf)
Немецкий математик и физик. Родился в Лейпциге. Иностранный почётный член Санкт-Петербургской Академии Наук (c 23 октября 1786), член Берлинской Академии Наук (1749). Окончил Лейпцигский университет (1733), самостоятельно изучал математику и философию. В 1739-1755 гг. преподавал в Лейпцигском университете (с 1746 г. – профессор), с 1756 г. в Геттингенском университете. Работы посвящены основаниям геометрии. Показал недоказуемость аксиомы параллельных. Его ученик Г.С.Клюгель собрал и опубликовал в своей диссертации все попытки доказательств пятого постулата. Кестнер доказал независимо от Г.Крамера метод Ньютона в теории рядов. Создал много учебников, определивших преподавание математики в университетах во второй половине ХVIII в. Опубликовал (1796-1800) «Историю математики», в которой довел изложение до середины ХVII в. Умер в Гёттингене 20 июня 1800 года.

[540x699]
1722
Самюэл Адамс (Samuel Adams)
политический деятель, «отец Американской революции». Родился в Бостоне, там же получил школьное образование, а в 1740 окончил Гарвардский университет. Пробовал силы сначала как юрист, затем в бухгалтерской конторе Т.Кушинга. Позже открыл собственном деле. Вероятно, под впечатлением закрытия британскими властями в 1740 Массачусетского земельного банка (собиравшегося, по инициативе отца Адамса, выпускать бумажные деньги под залог земли) представил в Гарварде в 1743 магистерскую диссертацию, посвященную доказательству права народа на революцию. Его кузен Дж.Адамс (2-й президент США) позднее утверждал, что примерно в это время и началась революционная деятельность Сэмюэла. Он начал принимать участие в работе различных политических клубов, сумел помешать кредиторам Земельного банка наложить арест на его собственность, активно участвовал в городских митингах и был одним из сборщиков налогов в Бостоне в 1756–1764. Адамс составил Бостонские инструкции, направленные против закона 1764 о сахаре, сменил О.Тэчера (скончавшегося в 1765) на посту депутата колониального законодательного собрания Массачусетса и подготовил текст резолюций, направленных против Закона о гербовом сборе 1765, которые были позднее использованы Дж.Отисом при составлении петиции Конгресса. С момента принятия закона о сахаре и до самого провозглашения Декларации независимости Адамс находился в гуще событий, связанных с англо-американским противостоянием. Адамс известен также своей деятельностью по созданию корреспондентских комитетов для поддержания связи между американскими колониями и ведения политической агитации против англичан. Комитеты были образованы в ответ на попытки британских властей выплачивать жалованье колониальным чиновникам и тем самым вывести их из-под контроля колониальных ассамблей. Адамс ответил на это серией резолюций, составленных в 1772. Для Т.Хатчинсона, незадолго до того назначенного (1771) британским губернатором Массачусетса, резолюции Адамса, получившие позднее известность как Бостонские решения, прозвучали как фактическое провозглашение независимости. Но Адамс счел недостаточным осуждение британской тирании. Он предложил, чтобы все города Массачусетса присоединились к формированию корреспондентских комитетов с целью обмена информацией о действиях англичан и защиты собственных интересов. Идея была подхвачена, аналогичные комитеты возникли во всех тринадцати американских колониях и стали ядром Американской революции. Они существовали вплоть до образования правительств провинций и штатов. Адамс – один из первых пропагандистов американской независимости. Он был руководителем революционной организации «Сыны свободы» и организатором городских митингов в Бостоне, где основными избирателями были мастеровые, зачастую получал почти единогласную поддержку на выборах в ассамблею. Губернатор Хатчинсон признавал, что Адамс контролировал как бостонские городские митинги, так и законодательное собрание Массачусетса. В эпоху автократии политическая философия Адамса носила радикальный и революционный характер: вся власть должна осуществляться во имя народа, и народ должен выносить суждение о том, должным ли образом она используется. Называя Адамса «главным подстрекателем», Хатчинсон сетовал в 1773, что Адамс и его сторонники полны решимости «избавиться от всех губернаторов, которые стоят на пути к независимости». Для Хатчинсона, который не был ни демократом, ни революционером, Адамс являлся британским врагом номер один в колониях. Адамс представительствовал на континентальных конгрессах до 1781, был делегатом конституционного конвента Массачусетса (1779–1780) и помогал в составлении конституции штата. Ратифицированная 7 июня 1780, эта конституция и сегодня остается в силе. Впоследствии Адамс был сенатором и членом исполнительного совета штата. В 1786 недавний революционер выступил против восстания должников на западе Массачусетса, возглавляемого Д.Шейсом, исходя из своего давнего убеждения, что народ не должен восставать против демократического конституционного правительства. Затем, в конце 1787 – начале 1788, Адамс поддержал принятие конституции, учредившей демократическое конституционное правительство США, хотя испытывал некоторые сомнения, считая, что она носит скорее общенациональный, чем федеральный характер. Конституция была ратифицирована Массачусетсом 6 февраля 1788. Когда Адамс баллотировался в палату представителей США в конце того же года, он потерпел поражение от Ф.Эймса. Хотя Адамсу было в ту пору 66 лет, его политическая карьера отнюдь не закончилась. В 1789–1793 он был вице-губернатором Массачусетса при губернаторе Дж.Хэнкоке, подпись которого стоит первой под текстом Декларации независимости. После смерти Хэнкока в 1793 Адамс унаследовал его пост, а затем был избран губернатором (1794–1797). Умер Адамс в Бостоне 2 октября 1803 года.

[386x698]
1729
Михаэль Денис (Johann Nepomuk Cosmas Michael Denis)
австрийский поэт, переводчик "Оссиана", библиограф, один из первых теоре-тиков книговедения. С 1773 работал в библиотеке Гарелли в Вене, с 1784 - в придворной библиотеке. Денис составил "Очерк библиографии" ("Grundriss der Bibliographic", 1774) и "Очерк истории литературы" ("Grundriss der Literargeschichte", 1776). После переработки объединил эти книги в трактат "Введение в книговедение" ("Einleitung in die Bucherkunde", Tома 1-2, 1777-1778; 2 АиП., Tома 1-2, 1795-1796; итальянский перевод, 1846), где 1-я часть - "Библиография", 2-я - "История литературы". 1-е издание включало описание 2500 названий, 2-е - 3000. 1-я часть содержала историю книги до конца 18 в. Денис дал в ней классификацию знаний и определил своё понимание книговедения Он отнёс библиографию к филологии, разделив её на дипломатику (палеографию), типографику, библиотековедение, "каталоги книг". 2-я часть труда - библиографический указатель (с разделом изданий по книговедению, библиографии и библиотековедению). После выхода в 1719-1741 "Типографских анналов" М.Меттера Денис опубликовал "Дополнение" к ним в 2 частях ("Annalium typographicorum V. Cl. Michaelis Maittaire Supplementum", p. 1-2, 1789), описав в 1-й части 4096 датированных инкунабулов, во 2-й (№ 4097-6311) - книги sine anno, принадлежность которых к 15 в. Денис установил. Составил также "Историю печатников Вены до 1560" ("Wiens Buchdruckergeschichte bis MDLX", 1782; [индекс] "Bibliotheca typographic Vindobonensis. Ab anno MCCCCLXXXII ad annum MDLX", 1782, Nachtrag, 1793). Умер в Вене 29 сентября 1800 года.

[603x699]
1761
Карл Федорович Багговут (Карл Густав Багговут)
русский военный деятель, генерал-лейтенант (1807). Происходил из древнего норвежского дворянского рода, его предки переселились в Эстонию в XVII в. Отличился в боях в 1782 г. против крымских татар, в 1791 г. — против турок, в 1794 г. — против польских конфедератов. В 1798 г. стал полковником, а в 1799 г. получил чин генерал-майора. Зарекомендовал себя как решительный и инициативный военачальник в кампании против французов 1806-1807 гг., в русско-шведской войне 1808-1809 гг. руководил крупными отрядами войск и отличился при обороне Або. В 1812 г. командовал 2-м пехотным корпусом в 1-й Западной армии. За Бородино получил в награду орден Святого Александра Невского, но орденские знаки и грамота уже не застали его в живых. В Тарутинском сражении 18 октября 1812 года лично возглавил первую атаку своих полков и был убит одним из первых выстрелов французской батареи. Похоронен в Лаврентьевском монастыре в Калуге.

[562x698]
1772
Шандор Кишфалуди (Sбndor Kisfaludy)
венгерский поэт и драматург-романтик. Родился в Шюмеге. Большой успех в своё время имели его «Himfy Szerelmei» («Любовные песни Гимфи»), отличавшиеся свежестью, богатством фантазии и музыкальностью формы, и эпические поэмы «Regйk a magyar elidbl» («Предание венгерской старины») — романтические рассказы и бытовые картинки с сильным национальным колоритом. Три поэмы этой серии появились в 1807, ещё 12 — между 1822 и 1838. Сочинения Кишфалуди были изданы в 1847 и 1870. Стихи Кишфалуди положены на музыку Золтаном Кодаи. Умер в в Шюмеге 28 октября 1844 года.

[455x698]
1772
Жан-Пьер Ожеро (Jean-Pierre Augereau)
бригадный генерал (с 8 мая 1804), барон (с 13 августа 1811). одной брат маршала Пьера Ожеро. 6 сентября 1792 вступил волонтером в 9-й батальон Парижа и уже 24 декабря был произведен в подпоручики. В 1792—93гг. сражался в рядах Северной армии. В период2-й австрийской кампании 1805 командовал 3-й бригадой дивизии в составе 7-го корпуса Великой Армии Наполеона. 20 февраля 1810 заменил раненого генерала Суама на посту командира 9-й дивизии. С 13 мая 1812 командир 1-й бригады 1-й пехотной дивизии резервного корпуса маршала Виктора. С августа 1812 в составе дивизии генерала Барагэ д’Илье воевал в России. 15 августа 1814 вернулся во Францию. Во время Ста дней в июне 1815 командовал бригадой в обсервационном корпусе маршала Брюна. Умер в Париже 25 сентября 1836 года.

[468x698]
1783
Августин де Итурбиде и Арамбуру (Agustнn de Itъrbide y Aramburu)
мексиканский император и военный деятель. Родился в Вальядолиде, [ныне Морелия], Мексика. Сын испанского дворянина. С 1798 г. в испанской армии, где получил чин полковника. Активно участвовал в подавлении развернувшегося в 1810 г. в стране национально-освободительного движения, жестоко расправлялся с мексиканскими патриотами. Во время Революции 1820-23 г. в Испании, отражая интересы мексиканских помещиков, духовенства и военщины, возглавил вооруженное выступление за отделение от Испании. 19 мая 1822 г. объявил себя императором под именем Агустина I и установил террористический режим. Полное финансовое банкротство его правительства, переход армии на сторону республиканцев привели к падению империи Итурбиде. В марте 1823 г. он отрёкся от престола и бежал в Европу. В 1824 г. нелегально вернулся в Мексику, был схвачен и расстрелян в Падилье 19 июля 1824 года. Литература: Альперович М.С., Война за независимость Мексики (1810-1824), Москва, 1964, страницы 268-338.

1786
Хосе Мариано Элисага (Jose Mariano Elizaga)
мексиканский композитор и дирижер. Родился в Морелье. Умер в Морелье 2 октября 1842 года.

[431x699]
1792
Джордж Крукшанк (George Cruikshank)
английский карикатурист и иллюстратор. Умер 1 февраля 1878 года.

[478x700]
1814
Дэниел Кирквуд (Daniel Kirkwood)
американский астроном. Родился в округе Харфорд (штат Мэриленд), образование получил в Йоркской академии. В 1843—1849 преподавал математику в Ланкастерской высшей школе (штат Пенсильвания), в 1851—1856 — профессор математики колледжа в Делавэре. В 1856—1865 и 1867—1886 — профессор математики и астрономии в Индианском университете. С 1891 преподавал в Стэнфордском университете. Основные труды в области изучения малых тел Солнечной системы. В 1857 обнаружил существование провалов в распределении средних расстояний астероидов от Солнца; эти провалы соответствуют периодам обращения астероидов вокруг Солнца, кратным периоду обращения Юпитера, то есть находятся в резонансе с ним. Кирквуд нашел также, что щели в кольцах Сатурна связаны с его спутниками — частицы в этих щелях обращались бы вокруг планеты в резонансе со спутниками. Причина отсутствия астероидов и частиц в кольцах на резонансных орбитах окончательно еще не установлена. Близко подошел к открытию семейств астероидов, в 1892 он выделил тридцать две группы астероидов с близкими орбитами (окончательно существование семейств астероидов было установлено К.Хираямой). В 1861 первым высказал мысль о связи метеоров с кометами, что вскоре было подтверждено установлением совпадений орбит нескольких метеорных потоков с орбитами комет. В 1866—1867 первым рассмотрел возможную связь между кометами и астероидами. Подверг критике небулярную гипотезу П.С.Лапласа, показав, что она не способна объяснить многие особенности Солнечной системы. Умер в Риверсайде, Калифорния 11 июня 1895 года. В его честь назван кратер на Луне и астероид № 1578. Литература: Колчинский И.Г.,Корсунь А.А.,Родригес М.Г. Астрономы.Биографический справочник — Киев: Наукова думка, 1986; J.Donald Fernie 1999, "The American Kepler," The New Scientist vol. 87, no. 5, pg. 398.

1815
Игнатий Степанович Щедровский (Игнатас Марюс Щедраускас)
русский художник польско-литовского происхождения, литограф, живописец. Продолжатель традиций жанристов Веницианова и Орловского. Родился Игнатий Степанович в Расейняй (ныне Литва), в польско-литовской семье титулярного советника. Учился в университете в Вильно у Й.Рустемаса. В 1833 году переехал в Санкт-Петербург , где пытался на казенный счет поступить в Санкт-Петербургскую Академию художеств, что однако ему не удалось. Поэтому с 1833 года по 1836 год посещал классы Академии художеств в качестве вольноприходящего. Ученик А.Венецианова. Во время учёбы зарабатывал себе на жизнь репродукционной литографией и с известных произведений искусства, заказы получал от ОПХ, так в частности он литографировал детали картины К.Брюлова "Последний день Помпеи." В 1834 году представил "ланшафт маслянными красками" , на получение звания неклассного (свободного) художника. В 1836 году получил звание свободного художника, "во внимание к хорошим успехам по части венециановской живописи". В 1839 году, на средства ОПХ Щедровский выпускает свой первый альбом «Сцены из русского народного быта» (36 литографий), литографирование выполнили художники А.А.Умнов и Л.А.Белоусов. В 1842 году получил звание академика живописи за картину «Русская свадьба».В 1839 году Щедровский выпускает альбом «Вот наши». Наиболее известные работы художника : «Продавец кваса» (1837), «Продавец сбитня» (около 1840), «Плотники», «Чтец на набережной»(1839), «Торговец лимонадом» (1839) «Продавец рыбы», «Купец и нищие», «Бондари», «Столярная мастерская», «Прачки», «Игра в свайку», «Игра в бабки», «Игра в шашки», «Игра в карты», «В трактире», «У питийного дома» «Бондари», «Продавец сит», «Разносчик и извозчик». Умер в Москве 6 января 1871 года. Игнатий Степанович Щедровский , в некоторых местах иногда проходит как Н.Щедровский . Вероятно из-за подписи,из-за схожести написания инициалов, И. похоже на Н. Литература: (Сурис Б.), И.С. Щедровский, Москва, 1957.

[431x699]
1818
Адольф Вильгельм Герман Кольбе (Adolph Wilhelm Hermann Kolbe)
немецкий химик. Родился в Эллихаузене близ Гёттингена. В 1838 г. Кольбе поступил в Гёттингенский университет, где изучал химию у Фридриха Вёлера. После окончания университета Кольбе был ассистентом Роберта Бунзена в Марбургском университете (1842–1845). В 1854–1847 Кольбе работал в Горной школе в Лондоне, в 1847–1851 был редактором «Словаря чистой и прикладной химии» («Handworterbuch der reinen und angewandten Chemie») Либиха – Вёлера. С 1851 по 1865 – преемник Бунзена на кафедре химии в Марбурге, с 1865 до конца жизни – профессор Лейпцигского университета. Научные работы Кольбе, который был как теоретиком, так и выдающимся экспериментатором, относятся к области органической химии. Полагая, что органические соединения можно получать из неорганических путем замещения, он в 1843–1845 синтезировал из элементов (через сероуглерод) уксусную кислоту. В 1847 г. Кольбе совместно с Эдуардом Франклендом получил пропионовую кислоту омылением этилцианида, открыв тем самым общий метод получения карбоновых кислот из спиртов через нитрилы. В 1849 г. Кольбе предложил электрохимический метод получения насыщенных углеводородов электролизом растворов натриевых либо калиевых солей карбоновых кислот (реакция Кольбе). В 1860 г. синтезировал салициловую, в 1861 – муравьиную кислоты действием угольного ангидрида на феноляты щелочных металлов. Кольбе был поначалу сторонником теории сложных радикалов; в 1850-е гг., развивая эти представления, Кольбе создал свою теорию, в которой производил органические вещества от углекислоты через замещение кислорода сложными радикалами. Теория Кольбе являлась как бы "промежуточной" между теориями сложных радикалов и теорией типов; наряду с Ф.А.Кекуле он высказал предположение о четырёхвалентности углерода. Кольбе предсказал существование вторичных и третичных спиртов и способствовал выяснению их природы, а также природы альдегидов, кетонов, сульфокислот. Кольбе являлся, однако, противником теории химического строения А.М.Бутлерова и стереохимии Я.Г.Вант-Гоффа. В 1869–1884 гг. Кольбе возглавлял «Журнал практической химии» («Zeitschrift fur Praktische Chemie»). В лаборатории Кольбе совершенствовали своё образование такие выдающиеся русские химики, как А.М.Зайцев, В.В.Марковников, Н.А.Меншуткин. Умер Кольбе в Лейпциге 25 ноября 1884 года. Литература: Бутлеров А.М., Исторический очерк развития химии в последние 40 лет (по 1880 год). Сочинения, том 3, Москва, 1958; Биографии великих химиков. Перевод с немецкого под редакцией Быкова Г.В. – Москва: Мир, 1981. 320 страниц; Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – Москва: Высшая школа, 1991. 656 страниц.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | pani_Lyuda - Дневник pani_Lyuda | Лента друзей pani_Lyuda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»