Выполняю обещание, данное в публикации «Два женских портрета»
Матушка-природа ничего совершеннее женщины не изобрела. Это всею мощью своего таланта всю жизнь доказывал, и таки доказал, один из величайших живописцев XIX века Франц Ксавьер Винтерхальтер. Его фамилия – составная. И первая часть переводится как «зима». А как переводится вторая – и без меня все знают...Но вот, что это значит в совокупности, я не понимаю... Это для меня первая загадка художника. :) Так написать женщину, как это делал герой нашего рассказа, в середине XIX века в Европе умели не многие живописцы.Заказчицам неимоверно импонировало, что Винтерхальтер, как никто, умел придать женской фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – многообещающее лукавство. А уж как он передавал изысканные дамские туалеты! Под его кистью атлас шелковисто струится, кружева тончайшей вязью окутывают, драгоценные камни и жемчуга мерцают. Но самое главное: он принципиально не видит у изображаемых дам недостатков! На его портретах все они невероятно красивы, но при этом похожи на самих себя. Как он это делал – вторая загадка Винтерхальтера. Но это – величайшее искусство!
Франц Ксавье Винтерхальтер родился в 1805 году в маленькой деревне в Шварцвальде. В13 лет ушёл из дому обучаться рисованию.
Автопортрет в возрасте 17 лет
А когда ему стукнуло 18, он за свой талант удостоился стипендии великого герцога Баденского и начинает обучаться в Академии художеств.
На жизнь парень зарабатывает тяжелым трудом литографа...
Автопортрет в возрасте 25 лет
Автопортрет с братом Германом
Вступление Винтрехальтера в придворные круги состоялось в 1828 году, когда он стал учителем рисования маркграфини Баденской Софии. Вскоре учитель утверждается придворным художником…
София, маркграфиня Баденская
Но он не задерживается в Бадене, а перемещается во Францию, где на выставке 1836 года всеобщее внимание привлекли две его жанровые картины – Il dolce Farniente и Il Decameron.
Декамерон
Винтерхальтер быстро сделался модным. О нем говорят.
Успех приносит ему репутацию мастера аристократической портретной живописи, способного сочетать «точность портретного сходства с не всеми уловимой лестью». За это и был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции.
Но в высоких художественных кругах репутация Винтерхальтера от этого только пострадала.
Критики отвернулись.
Но заказы от аристократов при этом сыпались дождём.
Виктория Августа Антуанетта Саксен-Кобург-Гота-Кохари, герцогиня де Немур
Франческа Каролина Браганза, принцесса де Жуанвиль
Революция и падение короля Луи-Филиппа в 1848 году вынудили Винтерхальтера уехать в Швейцарию, где он вернулся к тематической живописи и написал полотно «Флоринда», являющее собой радостный праздник женской красоты. Пишет пастушек, молочниц и других простых сельских девушек...
Флоринда
Весна
После вступления на престол Наполеона III вернулась и востребованность художника лучшими домами Франции.
Он продолжил «неуловимо льстить», изображая струящийся атлас и волнительные кружева...
А есть ли женщина, равнодушная к изображению платья, в котором она позирует художнику?
Но кроме того мастеровитый Винтерхальтер умел передавать на холсте шелковистость волос, блеск глаз, бархатной кожи и чувствительность губ...
Критики критиковали, но они не могли остановить поток заказов от графинь, принцесс, герцогинь и императриц.
И все они терпеливо стояли к нему в очередь!
Александр Дюма видел это своими глазами: «Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества…»
Королева Виктория, 1843 г.
Королева Виктория, 1859 г.
Королева Виктория, принц Альберт и маленький принц Артур принимают подарки от герцога Веллингтона
По самую макушку погруженный в атмосферу женской прелести, художник лишь на 47-м году жизни решает создать собственную семью, но его предложение руки и сердца было отвергнуто.
Но кем?!
Имя этой женщины история умалчивает, но делает намёки, и один из них у нас с вами впереди…
***
Когда «королевский художник» Винтерхальтер стал пользоваться постоянным спросом при дворах Британии, Испании, Бельгии, Германии, Франции, этот всеевропейский ажиотаж не мог пройти мимо российских аристократок. Приезжавшие в Париж русские дворянки тоже вставали в очередь.
Там были императрицы, великие княгини, а также прекрасные представительницы княжеских и графских родов.
Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1843 г.
Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1849 г.
Императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая I
[439x599]
Императрица Мария Александровна, жена Александра II
Великая княгиня Ольга Николаевна, дочь императора Николая I
Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича,
младшего брата императора Александра II
Графиня Софья Бобринская, урожденная Шувалова
Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая
Елизавета Александровна Чернышева, княгиня Барятинская
Софья Трубецкая графиня де Морни супруга Щарля Огюста Жозефа Луи графа де Морни
Графиня Ольга Шувалова
Елена Шувалова, в первом браке Орлова-Денисова
Со временекм стало очевидным и общепризнанным, что самый волнительный портрет русской красавицы кисти Винтерхальтера – это портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой.
Варвара Дмитриевна была звездой высшего света Москвы и Санкт-Петербурга.
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова
Надменный Париж тоже склонился в восхищении перед ее красотой, которая затмевала красоту первой французской красавицы – императрицы Евгении, чем вызвала большое недовольство последней.
Императрица Евгения
Имеператрица Евгения с фрейлинами [699x485]
При этом русскую красавицу Варвару Винтерхальтер писал дважды.
И оба раза у него Римская-Корсакова не просто красива, она ослепительно прекрасна!
Всем заметная личная симпатия художника не позволяет отнести изображение Варвары Дмитриевны к числу обычных парадных портретов.
Зато это позволило сделать вывод, что художник был в неё тайно влюблен.
Так ли это на самом деле?
Но это навсегда осталось третьей загадкой Винтерхальтера, которую он в 1871 году унес с собою в могилу, так и оставшись неженатым.
Написав столько портретов русских красавиц, художник никогда не бывал в России!
Почему?
И эту, последнюю, загадку Винтерхальтер тоже унёс с собою.
[показать] Автор engelgardt