• Авторизация


Без заголовка 21-02-2014 08:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts Оригинальное сообщение

Русские писаные красавицы середины XIX века

Выполняю обещание, данное в публикации «Два женских портрета»    

[показать] 

 

Матушка-природа ничего совершеннее женщины не изобрела. Это всею мощью своего таланта всю жизнь доказывал, и таки доказал, один из величайших живописцев XIX века Франц Ксавьер Винтерхальтер. Его фамилия – составная. И первая часть переводится как «зима». А как переводится вторая – и без меня все знают...Но вот, что это значит в совокупности, я не понимаю... Это для меня первая загадка художника.  :) Так написать женщину, как это делал герой нашего рассказа, в середине XIX века в Европе умели не многие живописцы.Заказчицам неимоверно импонировало, что Винтерхальтер, как никто, умел придать женской фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – многообещающее лукавство. А уж как он передавал изысканные дамские туалеты! Под его кистью атлас шелковисто струится, кружева тончайшей вязью окутывают, драгоценные камни и жемчуга мерцают. Но самое главное: он принципиально не видит у изображаемых дам недостатков! На его портретах все они невероятно красивы, но при этом похожи на самих себя. Как он это делал – вторая загадка Винтерхальтера. Но это – величайшее искусство!

 Франц Ксавье Винтерхальтер родился в 1805 году в маленькой деревне в Шварцвальде. В13 лет ушёл из дому обучаться рисованию.

Автопортрет в возрасте 17 лет

[300x467]

 

А когда ему стукнуло 18, он за свой талант удостоился стипендии великого герцога Баденского и начинает обучаться в Академии художеств.

На жизнь парень зарабатывает тяжелым трудом литографа...

Автопортрет в возрасте 25 лет

[300x405]

Автопортрет с братом Германом

[300x358]

Вступление Винтрехальтера в придворные круги состоялось в 1828 году, когда он стал учителем рисования маркграфини Баденской Софии. Вскоре учитель утверждается придворным художником…

София, маркграфиня Баденская 

[450x632]

Но он не задерживается в Бадене, а перемещается во Францию, где на выставке 1836 года всеобщее внимание привлекли две его жанровые картины – Il dolce Farniente и Il Decameron.

Декамерон 

[699x472]

 

Винтерхальтер быстро сделался модным. О нем говорят.

Успех приносит ему репутацию мастера аристократической портретной живописи, способного сочетать «точность портретного сходства с не всеми уловимой лестью». За это и был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции.
Но в высоких художественных кругах репутация Винтерхальтера от этого только пострадала.

Критики отвернулись.

Но заказы от аристократов при этом сыпались дождём.

Виктория Августа Антуанетта Саксен-Кобург-Гота-Кохари, герцогиня де Немур

[426x650]

 
Франческа Каролина Браганза, принцесса де Жуанвиль

[426x533]

 
Революция и падение короля Луи-Филиппа в 1848 году вынудили Винтерхальтера уехать в Швейцарию, где он вернулся к тематической живописи и написал полотно «Флоринда», являющее собой радостный праздник женской красоты. Пишет пастушек, молочниц и других простых сельских девушек...

Флоринда

[699x506]

 

Весна

[450x519]

 

После вступления на престол Наполеона III вернулась и востребованность художника лучшими домами Франции.

Он продолжил «неуловимо льстить», изображая струящийся атлас и волнительные кружева...

А есть ли женщина, равнодушная к изображению платья, в котором она позирует художнику?

Но кроме того мастеровитый Винтерхальтер умел передавать на холсте шелковистость волос, блеск глаз, бархатной кожи и чувствительность губ...

 

Критики критиковали, но они не могли остановить поток заказов от графинь, принцесс, герцогинь и императриц.

И все они терпеливо стояли к нему в очередь!

Александр Дюма видел это своими глазами: «Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества…»

 


Королева Виктория, 1843 г.

[450x550]

 
Королева Виктория, 1859 г.

[450x702]

 
Королева Виктория, принц Альберт и маленький принц Артур принимают подарки от герцога Веллингтона

[699x568]


По самую макушку погруженный в атмосферу женской прелести, художник лишь на 47-м году жизни решает создать собственную семью, но его предложение руки и сердца было отвергнуто.

Но кем?!

Имя этой женщины история умалчивает, но делает намёки, и один из них у нас с вами впереди…

***
Когда «королевский художник» Винтерхальтер стал пользоваться постоянным спросом при дворах Британии, Испании, Бельгии, Германии, Франции, этот всеевропейский ажиотаж не мог пройти мимо российских аристократок. Приезжавшие в Париж русские дворянки тоже вставали в очередь.

Там были императрицы, великие княгини, а также прекрасные представительницы княжеских и графских родов.

 

 

Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1843 г.

[640x428]

 

[450x657]

 

Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1849 г.

[450x550]

 

Императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая I
[439x599]

 

Императрица Мария Александровна, жена Александра II

[450x606]

 

Великая княгиня Ольга Николаевна, дочь императора Николая I

[423x599]

 

Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича,

младшего брата императора Александра II

[446x600]

 

Графиня Софья Бобринская, урожденная Шувалова 

[450x604]

Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая

[450x610]

Елизавета Александровна Чернышева, княгиня Барятинская

[450x568]

 

Софья Трубецкая графиня де Морни супруга Щарля Огюста Жозефа Луи графа де Морни

[450x553]

 

Графиня Ольга Шувалова

[показать]

 

Елена Шувалова, в первом браке Орлова-Денисова

[450x556]

 

 

Со временекм стало очевидным и общепризнанным, что самый волнительный портрет русской красавицы кисти Винтерхальтера – это портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой.

Варвара Дмитриевна была звездой высшего света Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова

[450x580]

 

Надменный Париж тоже склонился в восхищении перед ее красотой, которая затмевала красоту первой французской красавицы – императрицы Евгении, чем вызвала большое недовольство последней.

 

Императрица Евгения

[450x609]

 

Имеператрица Евгения с фрейлинами [699x485]

 
При этом русскую красавицу Варвару Винтерхальтер писал дважды.

И оба раза у него Римская-Корсакова не просто красива, она ослепительно прекрасна!

Всем заметная личная симпатия художника не позволяет отнести изображение Варвары Дмитриевны к числу обычных парадных портретов.

 

[450x601]

 

 

Зато это позволило сделать вывод, что художник был в неё тайно влюблен.

Так ли это на самом деле?

Но это навсегда осталось третьей загадкой Винтерхальтера, которую он в 1871 году унес с собою в могилу, так и оставшись неженатым.

 

[300x457]

 

[300x452]

 

Написав столько портретов русских красавиц, художник никогда не бывал в России!

Почему?

И эту, последнюю, загадку Винтерхальтер тоже унёс с собою.



[показать]  Автор engelgardt

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Данимама - Дневник Данимама | Лента друзей Данимама / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»