Они определённо круче, чем мы когда-либо будем
Мы любим думать, что находимся на вершине прогресса — что мы самые умные, самые быстрые и самые эффективные представители человечества за всю его историю.
Но каждое поколение так думает.
И, как правило, ошибается.
Правда в том, что быть современным — это не обязательно быть лучше.
Иногда прогресс — это просто более блестящая версия дисфункции.
И часто, если мы действительно посмотрим назад и постараемся понять, мы обнаружим, что наши так называемые «менее развитые» предки жили умнее, чище и осмысленнее, чем мы сегодня.
Вот четыре способа, которыми наши бабушки и дедушки, в своей доцифровой, до-DoorDash-ной славе, на самом деле были далеко впереди нас.
1. Они лучше заботились о планете
Да, вы сортируете мусор. Да, вы носите тканевую сумку (иногда). Но давайте будем честны — пластик повсюду. Он забивает ваши кухонные ящики, выстилает мусорное ведро и прячется почти в каждой вашей покупке.
Пластик был изобретён в XIX веке. Но по-настоящему экологической катастрофой он стал в 1960-х, когда массовое производство взлетело, и весь мир буквально превратился в синтетический снежный шар. С тех пор мы тонем в соломинках, одноразовых упаковках и микропластике.
Переработка — это дорого. Альтернативы — неудобны. И потому цикл продолжается.
Но наши предки жили осознанно. Они повторно использовали стеклянные банки, заворачивали еду в ткань и выращивали большую часть того, что ели.
Отходов было минимум — не потому что это было модно, а потому что это было логично.
Ирония в том, что сейчас мы тратим миллиарды, пытаясь изобрести «зелёные решения», которые подозрительно напоминают то, что наши бабушки и дедушки называли просто повседневной жизнью.
2. Они тратили осторожно, а не в кредит
В 1944 году началась тихая экономическая революция — была создана система Бреттон-Вудс. Она заменила золото долларом США в качестве глобального экономического фундамента. А в 1971 году президент Никсон окончательно отвязал доллар от золота.
Именно тогда заработали печатные станки, и деньги стали течь свободно, будучи оторваны от реальной ценности. В результате современное общество стало похожим на гигантскую игру в финансовую «Дженгу» — с кредитными картами, займами и спекулятивными активами.
Сегодня большинство из нас живут на деньги, которые ещё не заработали, пользуясь пластиковыми карточками, чтобы одолжить у будущего, которое, возможно, никогда не наступит.
А наши бабушки и дедушки зарабатывали деньги, копили их со временем, и только потом тратили. У них не было «Визы» и схем вроде «Купи сейчас — заплати потом». Для них отсроченное удовольствие было не добродетелью, а нормой жизни.
На самом деле, до появления Федеральной резервной системы, большинство людей сами несли ответственность за свои финансы. Кредиты были недоступны, а перерасход — не образом жизни.
Если уж и был, то это был кризис.
3. Они больше двигались — и не платили за это
Современная фитнес-культура — это индустрия на миллиарды долларов, построенная на одной предпосылке: вам нужен спортзал, тренер или умные часы, чтобы быть в форме. И всё же мы более малоподвижны, страдаем от избыточного веса и вымотаны как никогда.
Нашим предкам не нужны были абонементы в спортзал. У них были домашние дела. Они ходили пешком. Они носили тяжести. День стирки был настоящей тренировкой для всего тела. Конечно, у них не было HIIT-тренировок или занятий пилатесом, но и болей в спине от 10 часов сидения тоже не было.
Их тела были активны по умолчанию, а не по расписанию.
4. Они создавали много настоящего искусства
Скажем прямо: многое из того, что сегодня называют «искусством», больше похоже на вызов. Бутылки с мочой под названием «святыня», размазанные холсты и, конечно, неубранная кровать, проданная за 4 миллиона долларов.
Сравните это с искусством до XX века — почти всё оно было красивым, технически совершенным и созданным, чтобы отразить истину, симметрию и форму. От греческой скульптуры до ренессансной живописи — целью было отразить жизнь и возвысить её.
Но в какой-то момент мы перешли от искусства как подражания и идеала — к «эффекту шока». Теперь мы живём в пост-миметическом мире, где безобразие считается глубоким, а красота — банальной.