Французский шарм — эссе любви,
Букет растраченных иллюзий.
Как полноводная река,
Бежит по руслу пульсом вен...
Вновь погружаясь в визави,
Не говоря уже экскьюзми,
Достигнув тени мотылька,
Опять поднимется с колен...
И обнажённый флёрдоранж,
Семейства цитрусовой сути,
Воскреснет пульсом — тет-а-тет,
Из померанцевого сна...
Превозмогая эпатаж,
Под впечатлением о чуде.
Она воскликнет: «Точно, нет,
Хотя быть может, и одна...»
Расправит белокурый лист
Из страстных слов — надежд амура,
Как снега — белая парча,
И тихой блажи мишура...
От неопрятных строчек чист,
Просыплет блеск — сон каламбура,
Она — сгоревшая свеча...
Или — испитая микстура...
ga-lucia
Будущий певец «красоты по-французски» родился в 1889 году в семье знаменитого искусствоведа Габриэля Домерга, в Бордо. Родители всячески поддерживали свое чадо. Хочешь рисовать? Художественный лицей в Бордо, лицей Роллен и парижская Школа изящных искусств – к твоим услугам. Мальчик и вправду был очень талантлив – в возрасте четырнадцати лет он выиграл первый приз на конкурсе Парижского Салона. Неизвестно, что он представил на суд зрителей, однако в юные годы Домерг и не помышлял об образах роковых красавиц – по крайней мере, в живописи. Он мечтал быть пейзажистом, но последующие события сильно повлияли на его профессиональные ориентиры. Гордиться своими детьми и их достижениями – вполне нормально для любящих и поддерживающих родителей. Так и мать Жана-Габриэля как бы случайно обмолвилась своей подруге о художественном таланте своего сына, а та… заказала ему свой портрет. Очевидно, портрет получился очень удачным и проложил Домергу путь в портретисты. А затем в судьбу Домерга вмешался «брат маминой подруги». Заказчица оказалась двоюродной сестрой художника Анри де Тулуз-Лотрека, родоначальника литографического театрального плаката и лучшего друга всех танцовщиц Мулен Руж. Лотрек увидел портрет и… ему понравилось. Он пожелал немедленно познакомиться с молодым дарованием. Между ними завязалась крепкая дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Лотрек, человек непростой и со своеобразной репутацией, взялся опекать Домерга. Они часто виделись, подолгу беседовали, Лотрек давал молодому художнику уроки живописи и графики. Впоследствии вместе они частенько наведывались в «Мулен Руж» - образы танцовщиц и куртизанок затем появятся в работах Жана-Габриэля. Вообще влияние Лотрека хорошо заметно во всех картинах Домерга – сюжеты, стилизация фигур и пластика линий, соблазнительные женские образы и яркие цвета. Всю жизнь он называл себя последователем Лотрека. Домерг регулярно участвовал в выставках и конкурсах Салона, став самым юным художником, признанным на таком уровне. Но ранняя слава лишь подстегивала его желание учиться. Он брал уроки не только у своего друга Лотрека – в числе учителей Домерга оказались Адлер, Флеминг, Болдини и… Дега. С последним Жан-Габриэль соседствовал – снимал квартиру этажом выше. Правда, друзьями они не стали, но Дега учил Домерга работе с пастелью. Практически до тридцати лет Домерг не оставлял мечты стать пейзажистом, и его пейзажи оценивались достаточно высоко, но… не приносили дохода. Жан-Габриэль нашел работу модным иллюстратором – и жанр «красивая женщина в красивом платье» стал для него определяющим. Домерг очень быстро прославился иллюстрациями для обложек модных парижских журналов. Его стиль был очень созвучен голосу эпохи джаза и гламура. Ему заказывали потртеты звезды сцены и кинематографа, он сотрудничал с театром, кино, прессой. Домергу позировали Брижит Бардо и Джина Лолобриджида. «Черную Венеру» Жозефину Бейкер он написал обнаженной. Ню кисти Домерга были удивительно целомудренны и чувственны одновременно, бесплотны и наполнены страстью. Он был художником, рисовавшим стилизованные эротические картинки – но так, что никто не посмел бы упрекнуть его в вульгарности. Мягкая ирония, причудливый, узнаваемый стиль и яркие характеры женщин с его полотен очаровывали зрителей. Сам Домерг называл себя родоначальником пинапа (обычно его создание приписывают американским иллюстраторам). Ему заказывали потртеты звезды сцены и кинематографа, он сотрудничал с театром, кино, прессой. Домергу позировали Брижит Бардо и Джина Лолобриджида. «Черную Венеру» Жозефину Бейкер он написал обнаженной. Ню кисти Домерга были удивительно целомудренны и чувственны одновременно, бесплотны и наполнены страстью. Он был художником, рисовавшим стилизованные эротические картинки – но так, что никто не посмел бы упрекнуть его в вульгарности. Мягкая ирония, причудливый, узнаваемый стиль и яркие характеры женщин с его полотен очаровывали зрителей. Сам Домерг называл себя родоначальником пинапа (обычно его создание приписывают американским иллюстраторам). Впрочем, в Каннах почивать на лаврах ему не приходилось. К знаменитому Домергу выстраивались очереди из молодых актрис, известных и не очень. Они были готовы отдать любые деньги художнику, способному превратить земную женщину из крови и плоти в недосягаемую мечту… Кстати, несмотря на красавиц, окружавших Домерга, он вовсе не был ловеласом и связал свою жизнь с женщиной, столь же одаренной и талантливой. Его избранницей стала скульптор с архитектурным образованием Одетта Модранж-Домерг. Именно она превратила сад близ их каннской виллы в настоящий шедевр ландшафтного дизайна - террасы и кипарисовые аллеи, пруды и цветники, античные скульптуры, пустая гробница в этрусском стиле, и – скульптурная композиция, изображающая их счастливую пару. Богатый и знаменитый, Домерг не ограничивался живописью. В 1955 году он стал куратором парижского Музея Жакмар-Андре. Неудивительно, что в первую же очередь он организовал выставку Тулуз-Лотрека – а еще да Винчи, Гойи, Прюдона, Ван Гога… Самопровозглашенный создатель пинапа стал кавалером Ордена Почетного легиона и до последних дней жизни оставался востребованным. Он скончался в 1962 году.в Париже.