605. Мало человечество задумывается над источником творчества. Все внешние проявления принимаются человечеством, как обычные явления. Пространственный огонь намечает определенные функции, но за уходящими энергиями стоит Источник космической, неисчерпаемой энергии. Об этом невидимом и вездесущем Источнике человечество должно задуматься. Потому каждая творческая мысль должна направиться к Источнику. Цепь причин и следствий нужно усмотреть во всей космической работе. Эта цепь беспредельна во всех измерениях. Беспредельность.
184. Конечно, разделение духа присуще, когда центры пламенно творят. Так гармония творчества насыщается пламенем духа. Каждый творческий импульс, когда он насыщает пространство своим огнем, зажигает факелы духовные. Потому светильники духа могут зажигать ауры. Так пламенные центры зажигают на расстоянии духовные искания. Истинно, творчество велико! Иерархия.
17.Ритм есть породитель сотрудничества. От глубокой древности люди понимали значение ритмических хоров, музыкальных движений. Так накоплялось сознание о двигателе общих работ. Они уже знали, что ритм зажигал общие огни, помогал избегать раздражение и разъединение. Он утверждал одинаковое устремление. Потому музыка перед общей работой есть знак единения. Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть она служит началом многих духовных язв. Но вопрос гармонии необычно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение. Так лишь огненное сознание подскажет утонченность ритма. Мир огненный ч.2
Формы жизни есть печать духа народа. Можно судить об упадке или восхождении народа не только по историческим фактам, но и по выражениям творчества. Когда духом овладеет грубость и невежество, то все выражения будут соответствовать установлениям жизни. В этом единении можно проследить все основные черты времени. Конечно, формы жизни дают всю окраску периодам истории. Чем отличаются первые три десятилетия двадцатого столетия? Войны, ужасы, жестокости, огрубление и самые страшные отрицания! Но можно распознать среди этого мрака формы Света. Пусть они меньше числом; пусть они разбросаны по коре Земли, но равновесие Света устанавливается не численностью, но потенциалом, не скученностью, но доблестью духа. Так на пути к Миру Огненному проникнемся значением великих форм и почтим особенно свет очей, которые несут человечеству мощь красоты. Мир огненный ч.3
145. Состав ауры очень сложен. В него входят психические и физические эманации. Каждый порыв или мысль в ней отражается. Каждое устремление дает свою явленную эманацию. Но при изучении ауры нужно будет тонко отнестись к разделению двух эманаций, которые будут соответствовать двум Мирам. При болезнях нужно тоже осторожно изучать излучения, которые могут быть следствием Огненного Мира. Так, когда Мы касаемся ауры, нужно принять во внимание тонкое тело, которое будет излучать свои лучи от центров к поверхности окружающей ауры. Творчество духа особенно может отражаться на ауре.Мир огненный ч.3
23.Каждый камень на планете создан мыслью. Каждый предмет овеян творчеством мысли. Нужно уважать каждый сотворенный предмет. Нужно найти снисхождение к несовершенству. Ведь каждый творец когда-то был несовершенен. Каждое накопление давалось и трудом, и напряжением. Только в таком осознании приучимся уважать творчество. От малого осознаем и великое. Чтобы целесообразно начать звучание АУМ, нужно проникнуться уважением к величию творчества.
Так понятие благодати будет даром прекрасным. Только лучшее устремление получит воздаяние. Мера лучшего понимается как соответствие с Высшим Началом. Струна протянется от чего-то к чему-то. Без укрепления струна будет мотаться в пространстве. Аум
300. Излишне говорить о смысле устремления к Высшему Миру поэтам, музыкантам, художникам, ваятелям, певцам, ибо их выражение Красоты основано на вдохновении. Кто же может обозначить грань между вдохновением и Иеровдохновением? Неразличима такая грань между вдохновениями. Каждое вдохновение содержит некоторую частицу Иеровдохновения. Только само сердце может определить степень восхищения. Сам участник Красоты может почуять, когда поверх земных выражений нисходит Начало Ведущее. Потому излишне убеждать служителей Красоты о ее вершинах.
Если кто не трепещет осознанием творящей Красоты, он не будет работником на поле творчества. Аум
292. Лечение музыкой уже применяется, но следствия не всегда ощутимы. Причина в том, что не принято развивать восприятие музыки. Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открыть ухо молодого поколения. Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание Природы. И, конечно, нельзя мыслить о музыке сфер — только шум будет доступен духу невежды. Песня водопада, или реки, или океана будут лишь ревом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха неоткрытого. Может ли народ совершать свое восхождение без песни? Может ли без песни стоять Братство? Братство ч.1
42.Урусвати прекрасно образовала в себе музыкальность. Это качество проявляется, как следствие многих работ в жизни. По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком значении музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваянии, в строительстве, в фонетике, и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность.
По выявлению Эллады происходило служение всем Музам. Трагедия, танцы и все ритмические движения служили гармонии Космоса. Много говорят о красоте, но мало понимают значение гармонии. Красота будет понятием возвышающим. Каждое приношение красоте будет уже жертвой равновесию Космоса. Каждый выражающий музыкальность жертвует не для себя, не для других, не для человечества, но для Космоса.
Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей профилактикой. Он будет и чистым мостом с Высшими Мирами. Так Мы в Обители Нашей утверждаем Красоту.Явление музыкальности нужно развивать с начальных дней.
Явление музыкальности нужно развивать с начальных дней. Братство ч.2 53. Урусвати глубоко сознает значение народного творчества. Мы направляем мысль по Нашему любимому кооперативу и народному творчеству. Пора понять, что народное творчество будет вдохновенным утверждением достоинства. Мы, при всех трудах, находим время вдохновлять разнообразное творчество. Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен послать свои думы о творчестве. Пусть обиход творится руками семьи. Пусть досуг наполняется творчеством, и пусть народ поет. В хорах заключается великая сила гармонии.
Школы должны непременно учить всем искусствам. Не нужно насаждать насильно, но каждый начинающий уже может почуять красоту явления искусства. Было бы ошибкой, если лишь известный класс художников станет творить и труды их будут механически размножены. Такая механизация не поможет народу. Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит спорт творчества, ибо марафон творчества будет неизмеримо выше марафона бегунов. Братство ч.2
237. Урусвати знает, что все части жизни человеческой должны быть сгармонизированы. На это возразят и приведут на память все излишества, так часто указанные в жизни гениальных людей. Слишком много записано об этих излишествах, даже привыкли считать гениев безумными. Но никто не спросит себя, насколько больше могли быть творения без излишеств.
Можно привести пример творчества и пьянства, но, может быть, без наркотиков творчество было бы гораздо выше. Никто не может утверждать, что творчество находится в зависимости от насильственного возбуждения. Можно напомнить о великих творцах, которые отличались гармонической жизнью.
Излишества в древности назывались оковами ада, в таком определении сказывалась великая истина. Действительно, насилие может лишь унижать и ограничивать, но естественно стремление к творчеству беспредельно, ибо оно следует закону Беспредельности.
Так Мы должны напомнить, чтобы люди умели понять, насколько вредна каждая дисгармония. Непонимание гармонии ведет к безобразию жизни, но в таком невежестве заключается самое большое преступление. Невозможно думать об эволюции, когда сами люди разрушают начала жизни. Особенно сейчас на пороге Новой Эры, нужно напомнить о здоровии народов. Может показаться, что теперь вообще невозможно говорить о здоровье, когда доверие нарушено, но каждый Учитель должен говорить о путях в будущее. Братство ч.2
404. Урусвати знает, насколько высоко Мы ставим понятие искусства. Кроме понятия вкуса искусство способствует познаванию мыслеобразов. К каждому восприятию нужно приучиться. Можно много читать о разных явлениях, но нелегко переключить эти книжные познания на реальные восприятия.
Много написано о мыслеобразах, но человек, переходя в Тонкий Мир, бывает потрясен множеством образов, переполняющих пространство. Только опытный наблюдатель и понимающий искусство найдет причину такой фантасмагории. Потому люди должны научиться пользоваться лучшими образами при своем мышлении. Конечно, лучшим источником будет природа, но и на нее нужно уметь взглянуть; тому помогут произведения лучших мастеров. Они подобны магнитам, которые привлекают взоры и чувства, через них люди постигают, как приближаться к природе.
Пространство может быть наполнено прекрасными образами и они будут готовить путь к гармонии. Люди, наполняя пространство безобразием, совершают преступление. Но не скоро, через многие страдания человечество поймет, сколь преступно творить безобразия, Поймите это во всех смыслах. Явление прекрасного будет целительным и проведет через все бездны. Братство ч.2
500.В честь труда сложены величественные гимны и написаны возвышенные трактаты. Все это правильно и сделано во благо. Представьте себе труженика, пожизненно прикованного к неизменному станку. Услышать можно, как в древности гребцы приковывались на кораблях и рабы влачили за собой цепи колеса. Теперь цепи неуместны, но зато изобретены оковы более прочные.
Иначе могут звучать гимны труду, напетые у одного и того же каждодневного станка. Многие из таких тружеников даже лишены продвижения. В таком однообразии происходит и отдых, если только он не выразится в ужасах опьянения. Легко сказать, чтобы люди не одурманивались, но им нужно предложить пути возвышенные. Они усвоят беспрерывность жизни, они узнают о надземных химизмах. Они услышат о силе мысли, о самых лучших представлениях, но они должны получить еще нечто, что научит их повышать качество труда. Мастерство должно быть дано каждому человеку. В рукодельных творениях человек познает вечное совершенствование.
В каждом своем состоянии человек может приобщиться к какому-то ремеслу. Это ремесло сохранит человеку молодость мышления, — оно преобразит дом в очаг прекрасный. Сколько независимости создает вольное мастерство! Люди любят примеры: в разных веках можно наблюдать за развитием свободного мастерства. В нем и гимны труду споются звучнее, и сколько полезных улучшений произойдет.
Мы говорили, что ритмы труда есть своеобразная йога. При каждой йоге нужно устремление и восхищение. Эти цветы растут в саду мастерства. Возлюбив мастерство, человек полюбит и каждый труд, и тем ближе будет он и к Нам.
Мыслитель наставлял, что тот труд ведет к совершенствованию, который имеет в себе красоту. Братство ч.2
557. Урусвати знает, что тонкое тело питается добрыми деяниями. Иногда примут это за парадокс или за нелепость. Для них тонкое тело не существует, а понятие добрых деяний весьма относительно. Но, на самом деле, тонкое тело крепнет от всего возвышенного, потому добрые мысли и деяния так полезны.
Также искусство приносит мгновения высшей проявленной радости, такая пища для тонкого тела самая питательная. Когда древние речения напоминали о питании воздухом, они имели в виду воздействие добрых сочетаний на тонкое тело.
Иные полагают, что тонкое тело нерушимо, и потому земные воздействия не могут нарушить его, но такое толкование не основательно. Тонкое тело есть, все-таки, тело вещественное. Оно может болеть, может укрепляться или даже разлагаться. Оно имеет свою жизнь, иногда она даже не согласуется с плотным телом. Среди разных влияний именно тонкое тело может отзвучать ранее плотного.
Мы говорили о так называемых живых мертвецах. Они успели умереть в тонком теле, хотя плотное еще живет. Психическая энергия находится в таких случаях в ненормальном состоянии. Она почти выходит за тонким телом, но если физическая работа сердца происходит, то и энергия продолжает быть привязанной к разложенной оболочке.
Нужно понять, что такие организмы уже не могут творить поступательно и катятся по наклонной плоскости. У Нас называют такие организмы пустыми оболочками. Но не нужно смешивать их с одержанием, которое может происходить при ослаблении тонкого тела, поистине, оно питается возвышенными деяниями.
Мыслитель настаивал, чтобы человек обновлял сердце музыкой. Явление музыки понималось как вся сфера Муз. Братство ч.2
605. Урусвати знает, что Мы одобряем все, что пробуждает в человеке чувство истинного ритма. Чувство ритма врожденно, но беспорядок хаоса заглушает его. Если люди действуют ритмично, то по большей части они далеки от понимания великого значения ритма. Иногда деятель хочет предпослать своему решению нечто ритмичное, инстинкт подсказывает ему правильно, и в ритме деятель ищет гармонию. Даже слабые поиски дают благие следствия.
Мы давали простейшие ритмы махавана и чотавана, но можно доходить до ритмов сложнейших. Вспомним древнейшие ритмы Санскрита, Эллады и Рима, в них можно найти обдуманные звучания. Древние уже знали необходимость искания общения с Космосом.
В некоторые периоды земного напряжения нужно очень помыслить о ритме. Вопли ужаса погружают людей в бездну хаоса. Не подумайте, что Мы одобряем пир во время чумы. Когда индус поет Бхагавадгиту, он действует мудро, и эта гармония служит целебно. Ритм есть крылья и цемент пространства.
Люди ищут общения с Нами, но первым ключом будет осознания внутреннего ритма. Можно глухим ухом слышать лучшую музыку и пение, и в сердце ничто не отзвучит, но чуткое сердце затрепещет в ритм гармонии. И лучше, и мужественнее, и сильнее станет тогда человек, и сделается он достойным сотрудником земного и надземного, и познает радость.
Напомним, что Земля страдает в необычном напряжении. Можно ли во время Армагеддона приобщаться к хаосу? И в великих, и в малых действиях подумайте о таком напоминании. Человек учится размышлять не в благополучии, но в борьбе. Будет ли он борцом, если в первый трудный час потеряет звезду водящую? Чем же он будет тогда отличаться от последнего немысля? Не мыслит такой человек о часе решающем, самые грозные явления для него лишь случайности. Но разумно мыслящий тогда приобщается к ритмам космическим и в таком доспехе смело принимает борьбу, — с Нами он тогда.
Мыслитель говорил: “Музы, прекрасные Музы, вы в своем гармоническом хоре даете человеку спасительный ритм”. Братство ч.3
608. Урусвати знает, что должен народиться великий мастер музыки, который даст человечеству отзвуки симфоний сфер. Приходит время, когда люди особенно нуждаются в симфониях пространства, когда гармония звучаний явится действительной панацеей. Не раз уже приходили послы звуков, но мало удавалось запечатлеть слышанное ими в тонких сферах.
В Моей стране был уявлен сильный талант, который знал ценность гармонии, но он не уберегся и отошел не для лучших достижений. Поистине, люди, несущие добрую весть, должны беречься. Они находятся под давлением двух тяготений. Они часто могут подвергаться опасностям и особым. Не думайте, что на них стены должны обрушиться, но могут возникнуть малые попытки, из которых образуется отравление. Нельзя, чтобы вестники растрачивали себя, не будучи бережливы в жизни. Пусть они поймут, что их весть значительна, и несут чашу нерасплесканной для других. Так, Мы пристально следим за вестниками не только на Земле, но и в Надземном Мире; там они поучаются симфонии сфер. Немного они донесут до Земли, но и это будет служить продвижению человечества.
Урусвати слышала музыку сфер, она знает, что главная мощь в гармонии и ритме. Но нет таких инструментов на Земле, чтобы выразить все величие Зовов Пространства. Вот и еще одна страница Нашей Внутренней Жизни — без звучаний Мы скучаем и удивляемся, если некоторым людям не нужна музыка.
Мыслитель учил: “Слушать Прекрасное и смотреть на Прекрасное — значит улучшаться”. Братство ч.3
943.Уже знаете, что дисгармония разрушительна, а гармония созидательна. Явление высшей науки приведет к Целительному Источнику. Мы указываем на значение музыки как на Земле, так и в Надземном Мире. Пусть молодые признают возвышенные созвучия, они нужны как для Земли, так и для Мира Тонкого. Братство ч.3