Табакерка с портретом Суворова. Фабрика Коробова и Лукутина; Табакерка с портретом Е.К. Воронцовой. Фабрика Штобвассера XIX век
Шкатулки с цветочками и пышнотелыми крестьянками, популярные в Советском союзе, на самом деле были не так однообразны. Их история идет от Петра I, а по сюжетам можно изучать историю, как ее представляли художники в мастерских.
Первыми использовать лаковое покрытие начали в Китае. В Европе не сразу оценили его стойкость, в том числе устойчивость к горячему.
В России интерес к лакам проявился во времена правления Петра I. Благодаря этому возникло несколько производств, на которых работали приглашенные иностранные мастера. Но особую роль истории русской лаковой миниатюры сыграли лукутинские и вишняковские мастерские.
Развитию жанра лаковой миниатюры, как ни странно, мы обязаны и свершившейся революции. Палех, Мстеры и Холуй, которые сейчас ассоциируются с этим народным промыслом, были центрами иконописи. После запрета мастерам пришлось переквалифицироваться. Очень интересно наблюдать традиционные приемы, в том числе пришедшие из иконописи, в революционных сюжетах.
Позже сюжеты вернулись к миру. Кстати, государство поощряло народные промыслы и мастерские были обеспечены заказами. Может, поэтому так много сюжетов, прославляющих строительство коммунизма, освоение Космоса и власть.
Тонкая работа русских художников до сих пор востребована. В первую очередь ей интересуются иностранные туристы.
Сегодня мастера работают в той же технике. Все так же готовятся шкатулки из папье-маше и наносится роспись. А вот сюжеты можно встретить самые разные. Лично мне больше всего нравятся сказочные сюжеты. Они очень подходят для такого формата.