Еще 100 лет назад крестьяне делили всех живых существ на «чистых» и «нечистых», могли объяснить, почему дрожат листья у осины и как научиться понимать язык трав с помощью змеи. «Культура.РФ» рассказывает о славянских верованиях, связанных с растительным и животным миром.
В славянском фольклоре дуб был мужским деревом, дающим силу, здоровье и плодовитость. В белорусских селах воду после купания новорожденного мальчика выплескивали под дуб, чтобы малыш рос таким же крепким, как дерево. «Протаскиванием через дуб» лечили больных детей: родители должны были трижды передать друг другу ребенка через щель, оставленную на дереве молнией или под выступающими корнями. В Воронежской губернии до XIX века сохранялась традиция трижды объезжать старый дуб после венчания в знак уважения к этому дереву.
В северных губерниях ветки березы втыкали в стены бани, где должна была мыться невеста. Парили девушку березовым веником, а топили непременно березовыми дровами: считалось, что это отгоняет от невесты нечистую силу. Освященные в церкви на Троицу ветки березы бережно хранили. Уложенные на чердаке, они защищали от молнии, града и даже грызунов. А хлестание таким веником считалось лучшим средством от ревматизма.
Пшеницу также засыпали в фундамент строящегося дома, чтобы задобрить домового. Из этого злака варили ритуальные блюда — коливо и кутью. Сегодня кутья известна как рисовая каша, но в Древней Руси риса не знали. Пшеничную кашу подносили душам предков на похороны, Рождество и в другие поминальные дни. Ею же встречали новорожденного, по представлениям предков — только что «прибывшего» с того света. Кутью для крестильного обеда варила повитуха, за что блюдо прозвали «бабкиной кашей».
Это дерево служило для связи с нечистью. Забравшись в лесу на осину, можно было попросить что-нибудь у лешего. Стоя под осиной, наводили порчу. Вбитый осиновый кол, считавшийся в западной демонологии средством от вампиров, в России, наоборот, был верным спутником колдунов. На Русском Севере пастухи делали барабаны из осины. Дерево для этого срубали ночью в особом месте, при свете костра из осиновых веток. С помощью такого магического барабана пастух скреплял договор с лешим, чтобы лесные звери не таскали скотину, а коровы — не терялись в лесу.
Люди испытывали перед этим зверем такой трепет, что не называли его по имени, а лишь иносказательно. Слово «медведь», то есть «поедатель меда», было таким же описательным прозвищем, как «косолапый», «топтыгин», «хозяин». Сегодня доподлинно неизвестно, как называлось это животное на праславянском языке.
Лингвист Лев Успенский предположил, что от того самого, первоначального имени произошло слово «мишка». Оно родственно болгарскому «мечка» и литовскому «мешка», которое, в свою очередь, образовалось от «мишкас», что значит «лес».
Волк воспринимался как чужой на этом свете. В свадебном обряде волком могли называть жениха, прибывшего издалека, или его сватов. В севернорусской традиции «волками серыми» невеста называла братьев жениха, в то же время семья жениха называла волчицей саму невесту, подчеркивая, что она пока чужая.
Серый волк из русских волшебных сказок, помогающий Ивану-царевичу, обладал магической силой, был посредником между живыми и духами. Но в древних «охотничьих» текстах волк представлялся наивным и бестолковым. По мнению исследователей, так подчеркивалось, насколько человек хитрее зверя, — важно было показать самых страшных лесных хищников в комическом виде. Более поздние сказки о животных родились, когда люди уже перестали обожествлять окружающий мир: волк и медведь оказались всего лишь удобными фигурами, за которыми прятались человеческие пороки.
Главным «праведником» среди пернатых был голубь. Божьим помощником он стал считаться под влиянием христианства, где голубь — одно из воплощений Святого Духа. Лебедь и аист символизировали любовь и счастливый брак. В разных регионах они играли схожую роль: на юге почитали аистов, на севере — лебедей. Божьими птицами считались также ласточка и жаворонок — вестники весны, «отмыкающие золотым ключом лето».
Наши предки считали, что змея охраняет клады и может указать человеку, где спрятано богатство. Говорили также, что тот, кто отведает ее мясо, станет всевидящим или, по другой версии, начнет понимать язык животных и растений.
12 июня, День святого Исаакия, русские почитали как «змеиную свадьбу» и старались не ходить в лес. Опасным был и канун Ивана Купалы, когда змеи собирались вместе под предводительством змеиного царя. На Воздвиженье, 27 сентября, «ползучие гады» уходили в норы. Считалось, что они, как и птицы, проводят зиму в мифическом Ирии — теплом краю, который считался загробным миром в дохристианских верованиях.
Кот, как и ласка, считался хранителем сна, дружил с домовым. В течение дня оба зверя ловили мышей — это была их основная «работа». Однако коту приписывалось «нечистое» происхождение, он ассоциировался с колдунами и неприкаянными душами, которые за грехи не попали в рай. Ласка же была «чистым» животным, хотя и наделенным опасными качествами. Например, ее укус считался ядовитым, как у змеи, она спутывала гривы коням и душила человека, как домовой. Во многих селах полагали, что ласка и есть домовой. Чтобы скотина прижилась, ее нужно было подбирать той же масти, что и живущая в хозяйстве ласка. В противном случае зверек-«домовик» начинал бегать по спинам коров и лошадей, царапая и изводя их щекоткой.
Автор: Екатерина Гудкова