• Авторизация


ИСТОРИЯ ВЕЕРА в Китае. 31-10-2018 23:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения fox-cub77 Оригинальное сообщение

ИСТОРИЯ ВЕЕРА в Китае.

Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к глубокой древности.  Древнейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Это вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине провинции Хубэй фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца.

В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль.

При династиях Суй и Тан (581 – 907 гг.) были распространены круглые веера «ваньшань», известны также и другие названия – «гунань», «хэхуаньшань» и «гуаньшань». Такие веера были сделаны из бамбуковых или деревянных пластинок и из тонкой шерстяной ткани. В первые годы династии Тан встречается много вееров овальной формы, впоследствии главенствуют круглые веера. Несмотря на многообразие форм, девушки всегда предпочитали круглые веера. Во многих древнекитайских стихотворениях встречается упоминание веера.

Затем с годами этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника, лотоса.

[показать]

[показать]

В императорском дворце веера украшались шелковыми вышивками – картинками, каллиграфией. В шестом веке опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом. Японские мастера меняли, совершенствовали формы и создали в результате складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной бумаги. Они назывались сэнсу. И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.

Искусство вееров в Китае постоянно развивалось и совершенствовалось. Появились веера, похожие на лист знаменитого дерева гингко, другие своей формой напоминают резные листья другого южного дерева софоры. Они становятся все разнообразнее и дороже. Особого расцвета мастерство изготовления вееров приходится на 1300-1700 годы, время правления династий Мин и Цин. Веера делаются из слоновой кости, бамбука, душистого сандалового дерева, фарфора, нефрита. Они украшаются лаком, необыкновенно тонкой резьбой. А в качестве полотен используются самые дорогие материалы, в первую очередь, шелка, которые украшаются произведениями известных художников, каллиграфов. Среди них особенно знаменитые в династию Сун Хуан Цинцзянь и Ли Фэй, а уже в наше время, в двадцатом веке, например, Ци Байши.

 

[показать]

Появились веера-ширмы, веера-шляпы. Среди ученой публики особенно ценились веера из специальной черной и белой бумаги, несущие извечную символику Китая – инь и янь – темное и светлое начало. Во дворце Гугун в Пекине хранится ценный экспонат – веер императора Чжу Чжанцзи династии Мин, правившего с 1425 по 1435 годы. С обеих его сторон украшают великолепные картины «Читать книгу под сосной» и «Любоваться цветами в тени ивы». Его высота около 60 сантиметров, а ширина чуть больше полутора метров. Веера часто становятся предметом, украшающим не только людей, но и дома богатой знати.

[показать]

Где-то в середине шестнадцатого века португальские купцы завозят веер из Китая в Европу, где он начинает свое победное шествие. Во Франции говорили: «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром». В Англии была создана Академия по обучению манерам, пользования веером. А в Испании дамы придумали «веерный язык», путем которого они могли изъясняться со своими кавалерами, меняя положение веера. В конце восемнадцатого столетия ни одна светская дама в Англии не выходила из дома, не прихватив с собой этот изящный предмет гардероба.

[показать]

Цинский император Гаоцзун подарил Англии 240 вееров необычайной красоты, украшенных драгоценностями. Весь королевский двор был покорен этим подарком. Из Китая были приглашены триста мастеров для организации производства вееров в Англии.

В России веер появился при дворе Петра Первого. Он был завезен из Голландии и тоже стал любимым предметом гардероба знатных дам.

Веер, помимо своей прямой функции, был необходим для обрядов. Им широко пользовались для украшения помещений. Веера коллекционировали. Возникли самые разные школы изготовления вееров.

[показать] [показать]

Художники, литераторы и каллиграфы превратили складной веер в изящное художественное изделие. Для костяка складного веера служили нефрит, слоновая кость, звериный рог, сандаловое дерево и, конечно, бамбук. на резном бамбуковом костяке искусно вырезали горы, реки, цветы, птиц, зверей и даже портреты людей, писали иероглифы. Другую сторону украшала художественная роспись, этим занимались знаменитые художники разных времен — Тан Боху, Чжэн Баньцяо, Ци Байши. К вееру в Китае было серьезное и почтительное отношение.По китайскому поверью, веер подарила людям богиня ветра – для того, чтобы любой человек мог сам создавать ветер и таким образом обращаться к ней за помощью.

На веерах было принято помещать стихи:
Только что вытканный белый прохладный шелк
Свежий и чистый, будто иней иль снег,
Сделали веером нашей согласной любви
Круглым-округлым, подобным яркой луне…
Вечно боюсь, — c приходом осенних дней
Стылые бури прогонят погожий зной —
Спрячешь тот веер в шкатулку или сундук,
Доброе чувство прервется на полпути».

Эти «Стихи об осеннем веере», по преданию, были написаны на веере, преподнесенном в знак укора поэтессой государю после охлаждения его к ней.

Жанр китайской живописи на веерах, что назывался «цветы и птицы» — «хуан-няо», получил свое огромное распространение уже в VIII—XII веках и живет по сей день. При взгляде на эти маленькие пейзажи рождается вполне осязаемое ощущение шелковистости перьев изображенной маленькой птички или прохлады воздуха, потревоженного полетом бабочек над цветущим деревом. Есть и довольно сложные изображения, на тему быта старого Китая — люди в национальных одеждах, пагоды.

Очень дорогим изделием был резной веер из слоновой кости. Он олицетворял богатство и власть. Любой, самый простой веер из бумаги, которая пропитывалась особым составом, служил десятки лет.

[показать]

В наши дни в Китае популярны веера из листа ливистонии, костяные веера, перо-пуховые, из сандалового дерева, бамбуковые плетеные, из шелка, соломенные и черные бyмaжные веера. При этом каждая провинция славиться своим собственным стилем.

Но сегодня, пожалуй, только в Китае и Японии сохраняется еще культура веера. В Китае, в провинции Шаньдун, есть даже праздник веера, приходящийся на конец ноября.
Обычаи:

Когда друзья и близкие дарят веер друг другу, это значит, что они желают благополучия и счастья.

Даже в XXI веке Китай хранит культуру веера. Специалисты по фэн-шуй считают, что веер нагоняет в комнаты положительную энергию - ци.

Используют веер и в восточных практиках, например, в Тайцзи-цюань. Изначально это военное китайское искусство, разновидность ушу.

Как и в Японии, в Китае веер был изящным оружием, которое незаметно проносили в стан врага. Внезапно раскрывая веер перед лицом, пугали и дезориентировали противника. Из складок при раскрытии вылетали отточенные ножи и отравленные иглы. Однако не в этом была сила. Танец ассоциировали с полетом бабочки: подобно тому как она собирает пыльцу, собирали так называемую "эссенцию пространства". Цель - не военная подготовка, а оздоровление и самосовершенствование. Не говоря уже о том, что выглядит это феерично.

Источник:iclub-china.com

Серия сообщений "Родословная вещей":
Часть 1 - Средневековая обувь.
Часть 2 - Шлейф - «дьявольский хвост», прошедший сквозь века.
...
Часть 18 - История перчаток.
Часть 19 - ИСТОРИЯ ВЕЕРА.
Часть 20 - ИСТОРИЯ ВЕЕРА в Китае.
Часть 21 - ИСТОРИЯ ВЕЕРА в Японии.
Часть 22 - Эволюция брюк.
...
Часть 48 - Мойтесь, купайтесь, ныряйте! (История купаний и купальников)
Часть 49 - История раздельного купальника
Часть 50 - От пыток до практичности: что скрывалось под многочисленными женскими юбками
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИСТОРИЯ ВЕЕРА в Китае. | filihita - Дневник filihita | Лента друзей filihita / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»