Модерн
Новый стиль окончательно оформился к началу 90-х годов XIX века. Его появление было встречено с необычайным энтузиазмом. Архитекторы, художники, графики и мастера прикладного искусства сразу увидели его креативные возможности и устремленность в будущее.
Собственно, отрицание надоевших всем неостилей и ориентация на новое оригинальное искусство декларировались уже в самом названии стиля.
По-французски оно звучит как «ар нуво» (Art Nouveau - новое искусство); не менее многозначительны названия нового стиля в Германии - «югендстиль» (от немецкого Jugend - молодость) и в России - «модерн» (в переводе с французского moderne - новейший, современный).
Подвеска. Витцман, Карл, 1908 г. Серебро, платина, эмали
Новый стиль возник не в одночасье и не на пустом месте. Он складывался из множества тенденций и направлений, среди которых не последнее место занимало и обращение к историческим стилям. На начальном этапе формирования модерна особенно ощутимо влияние готики. И это не случайно, атмосфера духовной жизни второй половины XIX века была насыщена чарующей мистикой Средневековья. Она звучала в операх Рихарда Вагнера, вдохновляла поэтов-символистов, царила в декадентских кругах того времени.
Брошь. Печ, Дагоберт, 1919 г. Золото, перламутр
Творчество художников модерна не избежало и влияния искусства других эпох -крито-микенской культуры, своеобразной пластики этрусков, красоты форм и орнаментики кельтских вещей, итальянского маньеризма конца XVT века. Однако в эпоху модерна обращение к искусству прошлого носило принципиально иной характер, чем в предшествовавший период. Оно заключалось не в заимствовании элементов каких-то определенных стилей и воспроизведении исторических образцов, а в синтезе разных культур, обобщении художественного опыта предыдущих поколений.
Брошь, Йозеф Хофманн. Около 1905 г. Серебро, малахит, лазурит, лунный камень, огранка "кабошон", кораллы
Заметное влияние на стиль модерн оказало также знакомство Европы со Страной восходящего солнца, которая долгое время была закрыта для европейцев. Утонченное мировосприятие японцев, культ природы, изысканная декоративность костюма и окружающих их вещей, завораживали художников и не могли не овладеть их воображением. Привлекало и умение японцев видеть и ценить красоту, казалось бы, самых простых материалов.
Колье, Йозеф Хофманн, 1909 г. Серебро, золочение, топазы. Собрание Азенбаум, Вена. Имеет клеймо фирмы и торговую марку с монограммой Винер Веркштат.
Созвучными представлениям того времени о красоте оказались и излюбленные мотивы японского искусства - изображения хризантем и орхидей, волн и скал, обитателей морских глубин и снежных вершин. Интерпретация всех этих мотивов органично вошла в образную систему модерна.
Пряжка для пояса, Йозеф Хофманн, 1910 г. Медь, золочение, эмаль. Собрание Азенбаум, Вена. Имеет клеймо фирмы и торговую марку с монограммой Винер Веркштат
Новый стиль заявил о себе вначале во Франции и в Германии, а затем почти одновременно - в Бельгии, Англии, Австрии, Скандинавских странах и в России. Он охватил многие сферы художественной деятельности, но наиболее ярко проявил себя в архитектуре и прикладных искусствах. Даже костюм, да и весь образ женщины, подчиняясь диктату стиля, приобрели наиболее характерные его черты.
Брошь, Йозеф Хофманн, 1911 - 1912 г. Серебро, малахит. Собрание Азенбаум, Вена Имеет клеймо фирмы и торговую марку с монограмми Винер Веркштат и Й. Хофманна.
К 1890-м годам мода перестала быть привилегией высших классов. Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самыми последними ее тенденциями, рождавшимися в мире богемы и в модельных домах Парижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ «инфернальной» женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. В соответствии со вкусами той эпохи силуэт женщины приобрел змеевидные контуры и стал напоминать латинскую букву S. Наиболее активно стиль модерн вторгался в оформление вечерних нарядов, необычайно эффектных из-за асимметрии и манерно изогнутых линий.
Браслет, Отто Чешка, 1910г. Листовое золото, лунный камень. Собрание Азенбаум, Вена. Имеет клеймо фирмы и торговую марку с монограммой Винер Веркштат.
Новый костюм требовал соответствующих аксессуаров, и прежде всего украшений нового типа. Появились оригинальные виды колье - ожерелья с жемчужной или бриллиантовой «бахромой», хорошо сочетавшиеся с мысообразными декольте; широкие ошейники, обильно украшенные камнями; тонкие обручи с камнем на длинном стержне, спускавшемся на грудь; поразительной красоты гребни, декорированные золотом и камнями. Но и традиционные виды украшений приобрели новые оригинальные черты.
Браслет, Йозеф Хофманн, 1914 г. Золото, кость, бриллиант, кожа. Собрание Азенбаум, Вена. Имеет клеймо фирмы и торговую марку с монограмми Винер Веркштат и Й. Хофманна.
В эпоху модерна на первый план в ювелирном деле вышел не мастер-ремесленник, изготавливавший похожие друг на друга «коммерческие драгоценности», а ювелир, создававший индивидуальные и по-настоящему художественные украшения, которые обладали новой образностью, отражавшей дух времени. Благодаря таланту авторов таких украшений ювелирное искусство, наряду с архитектурой и художественным стеклом, вышло на авансцену развития искусства, во многом определив декоративные особенности нового стиля.
Подвеска. Около 1910 г. Серебро, аквамарин, перидот, хризоберил, барочный жемчуг. Может быть работой члена Венских Мастерских
На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral - цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени. В основе его лежала трансформация мотивов, рожденных природой, причем если для эпохи историзма было характерно натуралистическое изображение цветов и насекомых, то мастера стиля модерн трактовали их как своеобразные знаки, несущие в себе нервную символику рубежа веков.
В орнаментальном декоре флорального направления модерна нашел отражение волшебный и поэтичный мир растений и животных: изумрудные ящерицы и змеи, пестрокрылые стрекозы и бабочки, величавые подсолнухи и камыши, роскошные орхидеи, элегантные ирисы,
Пряжка "Анемоны". Нельсон Досан. Начало 1900-х Серебро, эмаль
Нежные ландыши, эффектные цикламены и особенно много любимых поэтами «серебряного века» лилий. Как вдохновенно пел о них русский поэт Иннокентий Анненский:
Цветов мечты моей мятежной
Забыв минутную красу,
Одной лилеи белоснежной
Я в лучший мир перенесу
И аромат, и абрис нежный.
Украшение для прически в виде орхидеи. Филипп Вольферс, 1902 г. Золото, эмаль, бриллианты, рубины. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Своего рода отличительным знаком орнаментального декора модерна стал мотив изгибающегося в воздухе бича, который получил название «удар бича». Среди излюбленных мотивов художников-ювелиров были также морская волна, лебединая шея, томные женские головки или фигуры с распущенными волосами и извивающимися руками в «летящих» рукавах.
Подвеска. Анри Клеменс ван де Вельде. Около 1900. Золото, сапфиры, изумруды. Государственный музей прикладного искусства. Новое собрание, Мюнхен
В ювелирных украшениях своеобразная изощренность флорального направления модерна проявлялась также в плавной текучести асимметричных форм с изысканными, утонченными очертаниями, в прихотливой изощренности композиционных построении и и почти мистическом колорите вещей, который возникал от сочетания мерцающих как старинные витражи, эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных камений. В украшениях много жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, алмазов, хризопразов, перламутра, при этом выбор камней определялся не их стоимостью, а декоративными качествами и цветом.
Работы ювелиров модерна были столь прекрасны, что, возможно, впервые публика увидела в украшениях не просто драгоценный аксессуар костюма, а подлинное произведение искусства.
Пряжка для пояса "День и ночь". Филипп Вольферс, 1897. Серебро, гравировка, позолота, аметисты
В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные иыставки художников-ювелиров, их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями.
Подвеска "Лебедь и змеи", Филипп Вольферс, 1898. Опал, рубины, бриллианты, грушевидная жемчужина, золото, гравировка
Искусство ювелиров модерна получило всеобщее признание на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году.
Брошь-кулон Ника, Филипп Вольферс, 1902. Золото, гравировка, эмаль, техника транслюсид, рубины, изумруды, бриллианты, резной турмалин, жемчужина
Лучшим среди ювелиров уже в то время был признан французский художник Рине Лалик, которого считают одним из создателей стиля модерн. Окончив Парижскую национальную школу декоративного искусства и проработав пару лет в Англии, Лалик начал свою деятельность в Париже в качестве рисовальщика.
Рине Лалик. Начало ХХ в
Рине Лалик. Начало ХХ в.
Рине Лалик. Начало ХХв. Браслет.
Рине Лалик. Начало ХХв. Пряжка.
Рине Лалик. Начало ХХв. Подвеска.
Рине Лалик. Начало ХХв. Брошь.
Рине Лалик. Начало ХХв. Браслет
Рине Лалик. Начало ХХв. Гребень.
Брошь-кулон "Стрекоза", Филлип Вольферс, 1903 - 1904. Золото, опалы, эмаль, рубины, бриллианты, мексиканский опал
Затем он расписывал ткани, веера, обои, занимался акварелью, офортами и скульптурой, но особое удовлетворение приносила ему работа в крупнейших ювелирных мастерских Парижа, включая ювелирные дома Картье и Бушерона. В возрасте двадцати пяти лет Лалик возглавил собственную ювелирную мастерскую, где от выполнения рисунков перешел к изготовлению авторских вещей. Украшения, созданные молодым ювелиром для великой Сары Бернар, сделали его знаменитым. В них он впервые использовал мотив обнаженной женской фигуры, который затем неоднократно повторял в своих произведениях, вырезая фигурку либо лицо женщины из хризопраза или халцедона и украшая изделие витражной эмалью и драгоценными камнями.
Брошь, Сивил Данлоп, 1920-е.
Подвеска, Сивил Данлоп, 1920-е Серебро, золочение, полусферические каи, жемчуг.
Подвеска, Сивил Данлоп, 1920-е.
Серьги, Сивил Данлоп, 1920-е
Лалик покорил Париж небывалыми до той поры украшениями, в которых был запечатлен красочный мир природы - царство цветов и растений, насекомых и рептилий, фруктов и нимф, мир, в котором реальное смешивалось с фантастическим. Новаторским для того времени явилось использование художником, казалось бы, второстепенных для ювелирного дела материалов: рога, перламутра, стекла, слоновой кости, -которые он искусно соединял с эмалью, жемчугом, драгоценными и поделочными камнями. Лалик виртуозно владел разнообразными приемами художественной обработки металлов, и в частности техниками эмали. Не случайно современники называли его «ювелиром-поэтом» и «парижским Челлини». Не меньшую славу снискал Рене Лалик как художник по стеклу, которым он увлекся в конце 1900-х годов.
Большим успехом у современников пользовались и украшения парижской фирмы братьев Вевер, специализировавшейся на изготовлении дорогих вещей, сверкавших бриллиантами и другими драгоценными камнями, покорявших тонкими переливами витражной эмали и изяществом рельефных изображений.
Принципы модерна определяли и творчество парижан Люсьена Гайара и Жоржа Фуке (последний зачастую работал по рисункам знаменитого живописца, декоратора и скульптора эпохи модерна Альфонса Марии Мухи).
Цепочка с подвесками, Альфонс Мария Муха, 1899 - 1900. Золото, эмаль, перламутр, турмалин, гранаты, сапфиры, изумруды, жемчуг. Фонд Мухи, Лондон. Совместно с Жоржем Фуке
Наиболее последовательным выразителем стиля югендстиль в Германии был берлинский ювелир Вильгельм Лукас фон Кранах. В Лондоне стиль модерн получил развитие в творчестве Чарлза Роберта Эшби.
К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. И хотя отдельные проявления этого стиля встречались вплоть до 1914 года, формы изделий стали менее изощренными, а волнистые линии заменил геометризированный декор. На смену флоральному течению модерна пришло геометрическое, однако оно проявилось в ювелирных украшениях не столь ярко и выразительно. В архитектуре и произведениях декоративно-прикладного искусства позднего модерна уже прослеживались черты конструктивизма.
Застежка для одежды. Фрагмент. Джесси Кинг, 1906. Серебро, эмаль. Собрание Виктора и Греты Арвес, Лондон. Клеймо фирмы: Бирмингем 1906
Пряжка Джесси Кинг, 1906. Серебро, эмаль. Сделано для Либерти и Ко.
Пряжка "Каравеллы", Джесси Кинг, 1910. Серебро, эмаль. Собрание Виктора и Греты Арвес, Лондон. Клеймо фирмы: Бирмингем 1906.
Хронологические рамки эпохи модерна очень узки, немногим более двух десятилетий, но значение этого стиля для развития ювелирного искусства необычайно велико. Соединив традиции Запада и Востока, античности и средневековья, аристократического и фольклорного искусства, обобщив опыт всего предыдущего художественного развития, художники-ювелиры эпохи модерна создали яркое самобытное искусство.
Когда украшение становится искусством
На рубеже XIX–XX веков броши перестали быть просто аксессуаром — они стали миниатюрными произведениями искусства. В стиле югендстиль (ар-нуво) всё живое: изгибающиеся линии, цветы, насекомые, женские лица, фантастические существа.