[показать]serg50sh http://serg50sh.livejournal.com/28687.html
Поэт Серебряного века Александр Блок посвятил стихи, таинственной незнакомке:
..И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Галантные французы считают, что женщина без шляпки, как Париж без Эйфелевой башни
На протяжении веков шляпа была неотьемлемой частью женского образа.
Но мы живем в век высоких технологий, когда во всех сферах бытия главенствует принцип удобства и практичности. Это относится к одежде и ее деталям, в том числе, к головному убору. В отличие от прошлых веков, большинство эмансипированных женщин уже не придают столь важного значения такому атрибуту одежды, как шляпа, и даже зимой предпочитают ходить без головного убора, не говоря уже о теплых летних месяцах.
И все таки приятно отметить, что еще не перевелись дамы, которые сохраняют верность шляпке, и благодря им, она постепенно начинает возвращать свои позиции модного элемента дамского гардероба. Ведь еще 100 лет назад, на рубеже XIX - XX веков, шляпка становилась атрибутом, определяющим характер дамы и ее склонность к творческому самовыражению. Более того, она представляла собой почти культовый предмет, существующий на грани художественной фантазии и обыденной жизни.
Но давайте вернемся в прошлое и попробуем заглянуть в те времена, когда шляпа, являлась истинным произведением искусства и вдохновляла художников и поэтов к написанию шедевров. В начале 2003 года в выстовочном зале Государственной Третьяковской галерии проходила уникальная выставка «Дело в шляпе». Посетители выставки были удивлены, насколько высокое, а порой и главенствующее положение в иерархии модных аксессуаров занимал головной убор.
С древних времен его наделяли магическими свойствами. Исторически он был символом власти, успеха, знатности, богатства - недаром еще греки украшали голову воина, победителя соревнований или поэта венком из строго определенных "материй" - от листьев дуба или лавра до овечьей шерсти. В переводе с латинского, слово "корона" означает венец. Его магическое значение для правителей государств был известно давно: например, символом самодержавной власти в России была шапка Мономаха, которую Петр I заменил на императорскую корону. Самым необычным временем в истории дамской шляпы был XVIII век. Во второй его половине тон в моде задавала французская королева Мария Антуанетта. Шляпы представляли тогда огромные сооружения, достигающие метра в диаметре. В сложные композиции из бантов, перьев и кружевов даже монтировались различные механизмы, которые приводили в движение, например, фигурки райских птиц или огромных бабочек. Шляпы венчали букеты из живых цветов, которые длительное время сохраняли свежесть, поскольку стояли в укрепленных на шляпе вазах с водой. Шляпы также увенчивали моделями парусников, плавающих в пруду лебедей, замков и других сооружений.
В экспозиции Алмазного фонда России представлена шляпка куклы Пандоры ювелирной работы, которая являлась миниатюрным образцом дамской моды 1770 годов.
Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами». В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил ее из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла – Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям несла разорение. Миниатюрная шляпка Пандоры, выполненная из золота, бриллиантов и изумрудов, представляет собой замечательный образец ювелирного искусства и одновременно является моделью дамской шляпки галантного века.
|