• Авторизация


Живопись 2 14-08-2014 21:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Luyiza Оригинальное сообщение

Художник Раффаэлло Санти (Санцио), часть 2.


[показать]



Не один раз к творчеству Рафаэля в своих стихах обращался А. С. Пушкин.
1819 г. Пушкин пишет стихотворение "Возрождение" (здесь название имеет двойной смысл), написанного под впечатлением картины Рафаэля "Мадонна с безбородым Иосифом"("Святоне семейство"), выставленной в Эрмитаже.
 




Картина поступила в музей в 1772 г. в составе знаменитой коллекции Пьера Кроза. Сегодня принято считать, что картина датируется 1506 г. и ее создание связано либо с именем Таддео Таддеи, либо с именем Гвидобальдо да Монтефельтро. Именно этот факт и послужил Пушкину при написания следующего стихотворения: 



ВОЗРОЖДЕНИЕ



Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с , 

Спадают ветхой чешуей;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья

С измученной души моей,

И возникают в ней виденья

Первоначальных, чистых дней.


В том же 1819 г. Пушкин пишет стихотворение, посвященное последней, не законченной картине Рафаэля "Преображение".





Чья мысль восторгом угадала, 

Постигла тайну красоты? 

Чья кисть, о небо, означала 

Сии небесные черты? 

Ты, гений!.. Но любви страданья 

Его сразили. Взор немой 

Вперил он на свое созданье 

И гаснет пламенной душой. 




А. С. Пушкин



 (97x51, 3Kb)



Подлинная причина гибели Рафаэля остается тайной и сегодня. В биографиях, восходящих к жизнеописаниям Джорджо Вазари о последних днях говорится так: "...Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам. И вот однажды после времяпровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он , а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил... после исповеди и покаяния он завершил свой жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу тридцати семи от роду".
Во французском "Всеобщем словаре" 1810 г. версия излагалась так: "Рафаэль умер вследствие истощения от своей страсти к женщинам". Отсюда идет и Пушкинская оценка: "Но любви страданья Его сразили.". Во времена Пушкина даже "Сикстинская мадонна"(1515) так высоко не ценилась, как "Преображение", которое считалась общепризнанным шедевром мировой живописи. Вверху картины изображен "преобразившийся" Христос, вознесшийся над горой Фавор, он излучает сияние, а рядом с ним пророки Илья и Моисей, спустившиеся за ним с . Ощущение парения трех основных фигур передано настолько сильно, что кажется невесомость возможна и вблизи поверхности земли. Внизу изображены павшие ниц апостолы, а у подножия горы евангельские персонажи. Но, присмотритесь внимательно к лицу Христа и сравните его с автопортретом художника, и вы найдете сходство, еще ранее Рафаэль изобразил себя и в самом ясновидящем из всех ветхозаветных пророков - в портрете пророка Исайи. Незаконченной картина "Преображение" стояла у гроба великого художника, Рафаэль скончался 6 апреля 1520 г., в тот же день когда и родился в 1483 г. Так Рафаэль подготовился к вознесению над временем и бренной суетой земного мира... 



источник



 (97x51, 3Kb)



Но наиболее интересна, наверное, история стихотворения «Мадона» и картины Рафаэля "Бриджуотерская мадонна".



[465x700]
МАДОННА.



Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.



В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель - 



Она с величием, он с разумом в очах - 

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.



Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.



А.С. Пушкин



 (97x51, 3Kb)



Шедевр Рафаэля не раз менял владельцев и страны. И однажды картина попалась на глаза Пушкину, который ее именем назвал свою избранницу. 

Странно было бы, казалось, искать следы Наталии Гончаровой в Шотландии, в стране, где ни ей, ни Александру Сергеевичу так и не суждено было побывать. И все же они есть. Земные, зримые следы. В Шотландии, равно как и в Англии, живут прямые наследницы четы Пушкиных - Майра Элис Баттер и Джорджина . 

Девочкой будущая жена поэта учила английский язык и позже в зрелые годы удивлялась себе, что не забыла язык и смогла без ошибок написать письмо своей бывшей воспитательнице, гувернантке-англичанке. Ныне имя самой Наталии Николаевны с благоговением произносится на английском в семьях ее далеких потомков. 

Но есть в стране Байрона и Вальтера Скотта реликвия, принадлежащая к числу национальных и самым тесным образом связанная с именем прекрасной Натали. Это одна из жемчужин Национальной картинной галереи в Эдинбурге - "Бриджуотерская мадонна", творение великого Рафаэля. 
Именно старинной копией этой картины в июле далекого 1830 года любовался Пушкин. Копия (но об этом тогда мало кто знал - ведь картина приписывалась кисти самого Рафаэля) была выставлена для продажи в Петербурге на Невском проспекте, в витрине книжного магазина, принадлежавшего И.В. Сленину, знакомцу поэта. Пушкин не мог оторвать глаз от чудесного образа мадонны: в ее лике виделись ему небесные черты невесты. 

"Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет, - пишет он Натали Гончаровой в Москву. - Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей". 
И далее в том же письме - неожиданное предложение поэта-жениха: коль на покупку так полюбившейся картины не достает средств, "Афанасию Николаевичу следовало бы выменять на нее негодную Бабушку" ("Бабушка" - это всего лишь бронзовая статуя Екатерины II работы немецкого скульптора Мейера, принадлежавшая Гончаровым и назначенная в качестве приданого Натали). Бронзовая императрица в обмен на "Рафаэлеву мадонну" - ну, чем не гениальное решение? 

Как же хотелось поэту "украситьсвою обитель" именно этой картиной! 
Тогда пушкинский "прожект" так и не был исполнен. Прекрасная копия обрела иного владельца и была увезена в Германию (к слову сказать, на родину "медной бабушки") во Франкфурт-на-Майне, где и хранилась в Штеделевском институте искусств. В годы Второй мировой войны она таинственным образом исчезла, и следы ее затерялись. Именно на этой копии и был в отличие от оригинала изображен пейзажный фон: "под пальмою Сиона". 

Пушкину не суждено было воочию видеть шедевр Рафаэля. История этой картины удивительна. 
Знаменитому полотну Рафаэля вот-вот сравняется пятьсот лет. Сколько раз за века великое творение было буквально на волоске от гибели. Сколько раз картина становилась невольной заложницей политических страстей, бушевавших в Европе, и последующих за ними губительных революций, переворотов, войн, мятежей. И все же после стольких опасных приключений, выпавших на ее судьбу, она обрела свое надежное пристанище - в Национальной галерее Шотландии. 
Кто из пушкинистов не мечтал бы увидеть "Бриджуотерскую мадонну"! Ведь в ней, помимо зримого образа, запечатленного гениальной кистью, будто заключен еще и некий мистический "треугольник": Рафаэль Санти, Александр Пушкин, Натали Гончарова. 
Пушкин, как уже сказано, часами простаивал у копии. (Сам-то он был уверен, что это подлинник, ведь картина продавалась по баснословной цене - сорок тысяч рублей.) Но какой восторг должен был бы испытать поэт, доведись ему увидеть сам оригинал. Гении - родня друг другу. И встреча их, пусть и виртуальная, через столетия, не проходит бесследно для человечества. 

Сонет, первоначально названный Пушкиным "Картина", а лишь затем "Мадона", под стать величайшим творениям ушедших эпох. Есть непостижимые совпадения, некие временные параллели в судьбах гениев. Известно, что Рафаэль не чужд был поэтического вдохновения и сам писал сонеты. Пушкин поистине боготворил Рафаэля, подтверждением чему его стихи, где столько раз упоминается имя итальянского живописца. По странной прихоти судьбы русскому гению было отпущено столько же земного бытия, сколь и великому флорентийцу, - ровно тридцать семь лет. 


источник



 (97x51, 3Kb)



 



Я не ропщу на трудный путь земной,

Я буйного не слушаю невежды:

Моим ушам понятен звук иной,

И сердцу голос слышится надежды

    

С тех пор, как Санцио передо мной

Изобразил склоняющую вежды,

И этот лик, и этот взор святой,

Смиренные и легкие одежды,

    

И это лоно матери, и в нем

Младенца с ясным, радостным челом,

С улыбкою к Марии наклоненной.

    

О, как душа стихает вся до дна!

Как много со святого полотна

Ты шлешь, мой бог, с пречистою Мадонной



 



[630x822]



 



Дама с единорогом



 (97x51, 3Kb)



 



Ave Maria - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

    

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

    

Ave Maria - лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

   

1842



Фет, Афанасий



 (97x51, 3Kb)



 



Необычайная она! Сверх сил!

Не обвиняй меня пока! Забыл!

Благословенна ты! Велел сказать -

Благословенна ты! А дальше гладь

    

Такая ровная... Постой: меж жен

Благословенна ты... А дальше звон

Такой ликующий... - Дитя, услышь:

Благословенна ты! - А дальше тишь

Такая...

    



18 декабря 1921



Марина Цветаева



 



 



[показать]



Мадонна Конестабиле



 



. [показать]




1827016_4707367cd3c9a90222860701b45a4abe (56x63, 5Kb)




 (97x51, 3Kb)



Нажми на эту кнопку.Поделись ссылкой на этот пост с друзьями!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Живопись 2 | Светлана_Чеховских - Дневник Светлана_Чеховских | Лента друзей Светлана_Чеховских / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»