• Авторизация


Любимая пианистка Сталина 13-05-2017 10:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts Оригинальное сообщение

Любимая пианистка Сталина

[показать]

В 1960-е годы она была настоящей легендой музыкального мира. Публика слушала ее стоя, не отпускала со сцены. В конце концов, окончательно устав, пожилая женщина показывала со сцены руки, заклеенные пластырем: «Простите, я больше не могу... Резала рыбу кошкам».

Гениальная пианистка, Мария Вениаминовна Юдина была известна своим поистине аскетическим образом жизни. Крохотная квартирка, в которой трудно было пройти из-за книг. Одно-единственное платье и кеды без шнурков. Постоянный долг за прокатный рояль. И да, десяток кошек — при том, что сама она постоянно недоедала. А она никогда не обращала на это внимания. Считала, что художник должен быть беден. 

[705x588]

Мария Вениаминовна Юдина родилась в Невеле в 1899 году и с детства отличалась независимым характером и неукротимым темпераментом. Ее интересы были очень разносторонними и никогда не ограничивались только музыкой, тем не менее, первые уроки игры на фортепиано она получила в 6 лет, а в 13 — поступила в Петербургскую консерваторию. Ещё в юности она, помимо музыкальных занятий, посещала в родном Невеле философский кружок. Там она познакомилась с Михаилом Бахтиным, дружбу и переписку с которым сохранила до конца дней. И среди пианистов она всегда выделялась тем, что любое музыкальное произведение осмысливала с позиций собственного философского прочтения, многое играла «не так, как принято».  

[705x534]

Мария родилась в еврейской семье, но в 1919 году она принимает крещение и становится «страстной почитательницей Франциска Ассизского», даже носит рясу из черного бархата. Религии она посвящает себя до конца жизни (в последние годы она исповедовала православие) и не отступалась от своих убеждений несмотря ни на что. За это ее в 1930-м уволили из Ленинградской консерватории. За это же (а также за любовь к западной музыке, включая эмигрировавшего Стравинского) уволили из Института имени Гнесиных в 1960-м. Она продолжала давать публичные концерты, но ей было отказано в записях. После того, как в Ленинграде она прочла со сцены стихи Бориса Пастернака в ответ на вызов на бис, Юдиной было запрещено концертирование на срок в пять лет.

По воспоминаниям знавших ее людей, Мария Вениаминовна не была диссиденткой. Ничего не провозглашала, не писала писем протеста, не звала на демонстрации. Но к режиму, при котором ей довелось жить, относилась непримиримо. И всегда помогала страждущим, вызволяла из ссылок репрессированных друзей.

А называли её при этом — «любимой пианисткой Сталина». Почему? Вот что рассказывал об этом Дмитрий Шостакович в своей книге «Свидетельство».

Сталин по нескольку дней никому не показывался. Он много слушал радио. Как-то Сталин позвонил руководству Радиокомитета и спросил, есть ли у них запись 23-го фортепьянного концерта Моцарта, который слышал по радио днем раньше. «Играла Юдина», — добавил он. Сталину сказали, что, конечно, есть. На самом деле не было никакой записи — концерт передавался вживую. Но Сталину боялись сказать: «Нет», — никто не знал, какие могли быть последствия. Человеческая жизнь для него ничего не стоила. Все, что можно было, это — соглашаться, кивать, поддакивать, пресмыкаться перед сумасшедшим.

Сталин потребовал, чтобы к нему на дачу прислали запись исполнения Моцарта Юдиной. Комитет запаниковал, но надо было что-то сделать. Позвонили Юдиной и оркестру и сделали запись той же ночью. Все дрожали от страха. За исключением Юдиной, естественно. Но она — особый случай, ей было море по колено.
Юдина позже рассказывала мне, что дирижера пришлось отослать домой, так как он от страха ничего не соображал. Вызвали другого дирижера, который дрожал, все путал и только мешал оркестру. Наконец третий дирижер оказался в состоянии закончить запись.

Думаю, это — уникальный случай в истории звукозаписи: я имею в виду то, что трижды за одну ночь пришлось менять дирижера. Так или иначе, запись к утру была готова. Сделали одну-единственную копию и послали ее Сталину. Да, это была рекордная запись. Рекорд по подхалимажу.

Вскоре после этого Юдина получила конверт с двадцатью тысячами рублей. Ей сказали, что это — по специальному распоряжению Сталина. Тогда она написала ему письмо. Я знаю об этом письме от нее самой и знаю, что история покажется невероятной. Но, хотя у Юдиной было много причуд, одно я могу сказать точно: она никогда не врала. Я уверен, что это правда. Юдина написала в своем письме что-то в таком роде: «Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу поддержку. Я буду молиться за Вас день и ночь и просить Господа простить Ваши огромные грехи перед народом и страной. Господь милостив, Он простит Вас. Деньги я отдала в церковь, прихожанкой которой являюсь».

И Юдина послала это убийственное письмо Сталину. Он прочитал его и не произнес ни слова, даже бровью не повел. Естественно, приказ об аресте Юдиной уже был готов, и малейшей гримасы хватило бы, чтобы уничтожить даже ее след. Но Сталин смолчал и отложил письмо в тишине. Ожидаемого движения бровей не произошло.

С Юдиной ничего не случилось. Говорят, когда вождя и учителя нашли на даче мертвыми, на проигрывателе стояла ее запись Моцарта. Это — последнее, что он слышал.





________________________________________

источник  
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
. НА ЖУТКОМ ФОНЕ ДРЕССИРОВАННЫХ ПИАНИСТОВ РИХТЕР И ЮДИНА СМОТРЕЛИСЬ С ИНТЕРЕСОМ ========= пейзаж на фоне Рахманинова ========= для меня эталоном было конечно как Рахманинов играет свои вещи (прежде всего прелюд до диез минор)

дрессированные пианисты просто не понимали музыку которую играли они по ней бежали как по беговой дорожке школьники на уроке физкультуры особенно мне запомнился Нейгауз младший красавец с длинной челкой которую он весь концерт всегда пытался красиво и картинно закинуть назад а музыки никакой не было... было что-то очень среднее.. да помню... в кедах Юдина выходила на сцену (я мол еду с дачи) в рясе черной и с крестом огромным на черном фоне ее балдахина... это было смешно и неожиданно и мило - она мне нравилась этой странностью ее искусство? никакого впечатления я не помню в тот вечер в Гнесинке но уж если я понес ей пластинку ее за автографом - это значит она сильных возражений у меня как исполнительница не вызвала кажется мне нравилось как она играет "32 вариации Бетховена" да вот сейчас слушаю и вижу - да-да... это искренняя попытка понять Бетховена
но на фоне бесконечно бездарных пианистов вроде Гилельса который как танк несся за роялем вся сметая вокруг ради скорости и силы звучания и Рихтер и Юдина увлекали своеобразием ========= .
Ответ на комментарий ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ # Спасибо за отклик! А вы ничего не слышали о скрипачке Рае Цизиной? Она нам присылала журналы со своими фото и статьями о выступлениях. Она наша родственница.
. Нина_Толстая дайте ссылку или опубликуйте у себя и приглашайте послушать я с удовольствием послушаю .
Ответ на комментарий ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ # У нас ничего нет, к сожалению.
. Нина_Толстая ну напишите Рае Цизиной - пусть пришлет ссылку .
Ответ на комментарий ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ # Так долго люди не живут. Она была хорошей скрипачкой, но не выдающейся.


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Любимая пианистка Сталина | Нина_Толстая - Дневник Нина*** | Лента друзей Нина_Толстая / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»