• Авторизация


ТАНЕЦ НА ХОЛСТЕ: 5 КАРТИН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ 30-04-2017 17:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ada_Peters Оригинальное сообщение

ТАНЕЦ НА ХОЛСТЕ: 5 КАРТИН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ




ТАНЕЦ НА ХОЛСТЕ:
5 КАРТИН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ


29 апреля — Международный день танца. Вспоминаем полотна известных русских художников, связанные с этим видом искусства.

АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ. «ХОРОВОД В СЕЛЕ»


[показать]
Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1873–1874.
Государственная Третьяковская галерея


Художник Алексей Саврасов — известный мастер пейзажа. Как говорил его ученик Исаак Левитан, Саврасов испытывал «бесконечную любовь к своей родной земле».

Но не на всех своих полотнах он изображал изменчивую природу. В 1874 году художник написал работу «Хоровод в селе».

Алексей Саврасов запечатлел на полотне шумное деревенское гулянье в теплый летний день. На солнечной лужайке собрались жители деревни, одетые в нарядную праздничную одежду.

В центре композиции — крестьяне в процессе «хождения за солнцем». Раньше так называли хоровод — самый древний и самый распространенный в русских селениях танец.

«Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Исаак Левитан, художник

ФИЛИПП МАЛЯВИН. «ВИХРЬ»


[показать]
Филипп Малявин. Вихрь. 1906.
Государственная Третьяковская галерея


Русские крестьянки были излюбленным мотивом творчества художника-импрессиониста Филиппа Малявина. В 1906 году он представил публике полотно «Вихрь», на котором женщины в развевающихся пронзительно-ярких сарафанах кружатся в танце.

Фигуры пляшущих крестьянок занимают собой все пространство холста, однако к такому композиционному решению Малявин пришел не сразу. На первоначальном эскизе персонажи картины изображены на фоне деревенского пейзажа, а зритель смотрел на пляску будто бы сверху.

В итоговом варианте художник «приблизился» к фигурам и сделал их более монументальными. Полотно создано в присущем Малявину декоративном стиле: тонко выписанные лица, одновременно размашистая манера живописи, чистые цвета, хотя в начале ХХ века художники не использовали таких ярких оттенков. «Вихрь» и шокировал, и восхищал зрителей.

«Впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят.

Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе… В этом вихре красок есть что-то стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок».
Сергей Глаголь, критик

ИВАН РЕПИН. «ГОПАК» («ПЛЯСКА ЗАПОРОЖЦЕВ»)


[показать]
Илья Репин. Гопак (Пляска запорожцев). 1927.
Частное собрание


Полотно «Гопак» стало последней картиной русского живописца Ильи Репина. Художник начал ее в 1927 году и работал несколько лет. Здоровье Репина было уже подорвано, писать ему было тяжело.

«Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шпалы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал».
Илья Репин

В эти годы художник жил в бедности, не было денег даже на холст, а последний его замысел требовал большого пространства. «Гопак» Репин писал на огромном куске линолеума — на готовой картине под слоем краски кое-где заметен его узор.

Живописный танец казаков художник посвятил памяти своего друга и любимого композитора Модеста Мусоргского. Главный персонаж полотна — запорожец в ярком кафтане с золотыми узорами. Разудалые пляски, прыжки через костер, игра на бандуре — веселье казаков Илья Репин изобразил яркими красками и размашистыми мазками. Однако он старательно выписал детали праздничных казацких нарядов — узорчатые яркие кафтаны. Сам художник называл свою картину «красивой и веселой».

«Картина моя по своей идее есть жанр. Портретов никаких… В веселый, теплый день казаки высыпали на берег Днепра и, радуясь своему здоровью и окружающей их природе, веселятся».
Илья Репин

КАРЛ БРЮЛЛОВ.
«ДЕВУШКА, СОБИРАЮЩАЯ ВИНОГРАД В ОКРЕСТНОСТЯХ НЕАПОЛЯ»


[показать]
Карл Брюллов.
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1927.
Государственный Русский музей


Художник Карл Брюллов, окончив в 1821 году Академию художеств, отправился в поездку по Италии. О своем путешествии живописец писал:

«Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».

В одном из итальянских двориков он увидел сцену из сельской жизни, которую позже представил на своем полотне как яркий балетный спектакль.

В центре его картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» — юная крестьянка, которая тянется за гроздью спелых ягод.

Брюллов изобразил свою героиню как статную артистку, застывшую в танцевальном па: девушка поднялась на полупальцы, изящно раскинула руки и слегка прогнулась в спине.

Кажется, что она танцует под звуки бубна, на котором играет вторая героиня, отдыхающая после сбора урожая.

ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА.
«БАЛЕТНАЯ УБОРНАЯ. СНЕЖИНКИ»


[показать]
Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки. 1923.
Государственный Русский музей


Художница Зинаида Серебрякова в своих работах не изображала сам танец — она показывала зрителю закулисье.

Как вспоминала дочь художницы Татьяна Серебрякова, ее мать получила разрешение бывать за кулисами театра по средам и воскресеньям — в дни балетных спектаклей.

Там она наблюдала за гримирующимися артистками, знакомилась с ними и делала наброски будущих картин. А позже писала балерин, которые преображаются перед спектаклем и готовятся выйти на сцену.

«Дома у нас бывали танцовщицы. Мама купила балетные пачки, корсажи, трико, туфли — полное облачение балерины, и сама надевала его, принимая перед зеркалом те или иные позы, необходимые для задуманных ею композиций. <…> В своих работах, посвященных балету, шла своим путем, видела этот мир своими глазами».
Татьяна Серебрякова

Работу «Балетная уборная. Снежинки» Серебрякова написала в 1923 году. Юные артистки на полотне готовятся к «Танцу снежинок» из балета Чайковского «Щелкунчик».

Одна надевает пуанты, другая поправляет лямку на плече, поглядывая на зрителя, будто в зеркало. На дальнем плане девушка собирает волосы в сценическую прическу.

На лицах танцовщиц легкая улыбка — кажется, что именно в этот момент они перевоплощаются. Улыбчивыми, кокетливыми и грациозными Зинаида Серебрякова писала своих героинь на всех полотнах балетной серии.


[показать]
Зинаида Серебрякова.
Девочки сильфиды (Балет Шопениана). 1924.
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
Зинаида Серебрякова. Балерины в уборной. 1923.
Отдел личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина

[показать]
Зинаида Серебрякова.
В балетной уборной (Большие балерины). 1922.
Частное собрание
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТАНЕЦ НА ХОЛСТЕ: 5 КАРТИН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ | Нина_Толстая - Дневник Нина*** | Лента друзей Нина_Толстая / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»