Это цитата сообщения
Ada_Peters Оригинальное сообщениеВаснецов Аполлинарий Михайлович 1856 - 1933
Васнецов
Аполлинарий Михайлович
1856 - 1933
[показать]
Родина. 1886
Холст, масло. 49 x 73 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Последующим шагом в творческом развитии Васнецова-пейзажиста были картины "Родина" и "После дождя", очень схожие по мотиву, содержанию, размеру и живописной манере.
Эти произведения интересны тем, что они стоят как бы на пороге, отделяющем пейзажи художника предыдущих лет, носящих зачастую характер увеличенных этюдов, от его пейзажей 1890-1900-х годов, всегда насыщенных глубоким идейным, подчас философским содержанием.
В "Родине" ужо намечаются черты монументальности, которые получат дальнейшее развитие в последующие годы.
В бескрайних полях, перелесках и пашнях небольшого полотна показана родина художника – огромная и печальная, со звоном бубенцов и песнями ямщика, с убогими деревушками, далеким церковным благовестом и одинокой фигурой пахаря, идущего за плугом.
Пейзажный образ "Родины" Васнецова глубоко содержателен. Это обобщенный показ красоты и величия русской природы средней полосы России.
[показать]
После дождя. 1887
Холст, масло. 78 x 85 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Романтик в душе, человек, в характере которого, как признавался он сам, преобладали "воображение, фантазия и мечтательность", Аполлинарий Васнецов тонко чувствовал и умел передавать поэзию красоты, отыскивая их в природе. В своих пейзажах художник стремился донести до русского человека мысль о величии и силе нашей земли.
В середине 1880-х годов в его работах все яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они появились в картинах "Родина" и "После дождя", очень схожих по мотиву, содержанию, размеру и живописной манере. Эти произведения насыщены глубоким идейным, философским содержанием.
В картине "После дождя" изображен обычный, ничем не примечательный уголок русской природы. Ветер гонит облака, сквозь которые пробиваются лучи солнца, освещая пологие холмы, белеющую колокольню сельской церкви и несколько крестьянских домишек. Тихо и безлюдно кругом, и лишь одинокая фигура женщины направляется в село по размытой дороге.
Серо-зеленая цветовая гамма картины подчеркивает однообразие местности. Но вместе с ощущением обыкновенности есть в пейзаже особая приподнятость. Перед нами обобщенный образ Родины художника – великой и многострадальной России. Поистине:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная –
Матушка Русь!
Н. Некрасов
[показать]
Серый день (Серенький денек). 1883
Холст, масло. 54 x 89 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
С 1883 года А. Васнецов начинает показывать свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В том же году чуткий ко всему новому П. М. Третьяков приобретает у него для своей галереи пейзаж "Серый денек" (1883).
Для молодого художника это была, несомненно, большая творческая победа. Он становится все более широко известным мастером-пейзажистом.
Композиция картины чрезвычайно проста: дорожка делит пейзаж на две части, два дерева расположены по обе стороны от нее. Все здесь уравновешено. Одинокая фигурка бредущего к роще человека и повисшая в небе одинокая птица подчеркивают простор и однообразие местности.
Неяркая зелень с вкрапленными в нее белыми цветами слегка оживляется охристой полоской тропинки. "Серенький день" является типичным произведением для пейзажной живописи передвижников.
Скупыми, лаконичными средствами реалистической живописи рассказал художник о виденном им уголке природы, без прикрас и без ее героизации.
[278x420]
Н. Д. Кузнецов. Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова. 1897.
Холст, масло. 84 x 69,5. Государственная Третьяковская галерея. Москва
ВАСНЕЦОВ
Аполлинарий Михайлович
6 августа 1856, с. Рябово, Вятская губерния — 23 января 1933, Москва
Живописец, график, художник театра. Пейзажист, автор картин на исторические темы. Иллюстратор. Автор ряда трудов по истории и теории искусства, археологии Москвы, астрономии.
Брат В.М. Васнецова. Систематического художественного образования не получил. С 1883 г. участвовал в выставках как экспонент, с 1899-го - как член Товарищества передвижных художественных выставок. Позднее - член-учредитель Союза русских художников. С 1900 г. - академик. Автор эпических пейзажей.
Работал как археолог, создал большое количество архитектурных пейзажей древ. ней Москвы, совмещающих археологическую точность с поэтичностью ("Гонцы. Ранним утром в Кремле", 1913, ГТГ).
Был иллюстратором, рисовальщиком, театральным художником. Преподавал в Московском училище живописи ваяния и зодчества.
Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, Музее истории Москвы, музеях Кирова, Кисловодска, Омска, Пензы, Пскова, Рязани, Самары, Саратова, Севастополя, Ставрополя, Тулы и других.